Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа по дисциплине “Феномен детства в мировой культуре”

  • Обзор Научных статей

  • 1.2. Историческая работа Филипа Арьеса. Развитие игр в XVI-XVIII вв.

  • Игрушка в произведениях мировой литературы

  • 2.2. Игрушка как диалог между взрослым и ребёнком

  • 2.3. Раскрытие отношения ребёнка к миру через игрушку

  • 2.4. Одухотворение Игрушки как художественный прием

  • Список литературы

  • Игрушка в художественной литературе. Игрушка в худ. Литературе. Игрушка как атрибут субкультуры детства


    Скачать 356.07 Kb.
    НазваниеИгрушка как атрибут субкультуры детства
    АнкорИгрушка в художественной литературе
    Дата07.09.2022
    Размер356.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИгрушка в худ. Литературе.docx
    ТипКурсовая
    #665411


    Министерство образования и науки Российской Федерации



    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Московский педагогический государственный университет»

    Курсовая работа по дисциплине

    Феномен детства в мировой культуре”

    Тема: «Игрушка как атрибут субкультуры детства»

    НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

    Профиль подготовки

    « РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

    Выполнила:

    Студентка 3 курса 301 группы

    Булгакова Владислава Сергеевна

    МОСКВА 2022

    Оглавление



    Введение 3

    1.Обзор Научных статей 5

    1.1. Наблюдения Маргарет Мид 5

    В книге «Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование первобытной молодежи для западной цивилизации» (1928), которая основана на изучении молодежи на островах Самоа, Маргарет Мид затрагивает важные темы детского развития и становления ребёнка в социуме. 5

    1.2. Историческая работа Филипа Арьеса. Развитие игр в XVI-XVIII вв. 6

    Игрушка в произведениях мировой литературы 7

    2.1. Образ Наташи Ростовой через сходство с куклой (Л.Н. Толстой «Война и мир») 7

    2.2. Игрушка как диалог между взрослым и ребёнком 9

    2.3. Раскрытие отношения ребёнка к миру через игрушку 10

    2.4. Одухотворение Игрушки как художественный прием 11

    Заключение 13

    Список литературы 14



    Введение 3

    1.Обзор Научных статей 5

    1.1. Наблюдения Маргарет Мид 5

    В книге «Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование первобытной молодежи для западной цивилизации» (1928), которая основана на изучении молодежи на островах Самоа, Маргарет Мид затрагивает важные темы детского развития и становления ребёнка в социуме. 5

    1.2. Историческая работа Филипа Арьеса. Развитие игр в XVI-XVIII вв. 6

    Игрушка в произведениях мировой литературы 7

    2.1. Образ Наташи Ростовой через сходство с куклой (Л.Н. Толстой «Война и мир») 7

    2.2. Игрушка как диалог между взрослым и ребёнком 9

    2.3. Раскрытие отношения ребёнка к миру через игрушку 10

    2.4. Одухотворение Игрушки как художественный прием 11

    Заключение 13

    Список литературы 14



    Введение 3

    1.Обзор Научных статей 5

    1.1. Наблюдения Маргарет Мид 5

    В книге «Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование первобытной молодежи для западной цивилизации» (1928), которая основана на изучении молодежи на островах Самоа, Маргарет Мид затрагивает важные темы детского развития и становления ребёнка в социуме. 5

    1.2. Историческая работа Филипа Арьеса. Развитие игр в XVI-XVIII вв. 6

    Игрушка в произведениях мировой литературы 7

    2.1. Образ Наташи Ростовой через сходство с куклой (Л.Н. Толстой «Война и мир») 7

    2.2. Игрушка как диалог между взрослым и ребёнком 9

    2.3. Раскрытие отношения ребёнка к миру через игрушку 10

    2.4. Одухотворение Игрушки как художественный прием 11

    Заключение 13

    Список литературы 14




    Введение



    У каждого из нас когда-то была любимая игрушка, с которой трудно было расставаться, без нее нельзя было уснуть или куда-то поехать. И это не просто красивая кукла или большая машинка, это важная часть жизни каждого ребенка. Любые эмоции детей проходят через любимую игрушку. Может быть поэтому, уже став взрослым, человек с любовью хранит дома эту важную часть себя.

    В произведениях литературы и кинематографа часто можно увидеть детских персонажей, у которых есть такие игрушки, и конечно любой автор вкладывает в них гораздо больше, чем кажется простому читателю. Детская игрушка перестает быть просто реквизитом, а становиться настоящим психологическим портретом ребенка, иногда имеет идейную значимость или важные функции в произведении.

    Актуальность исследования: несмотря на то, что художественной детали посвящено немалое количество работ, тем игрушки, тем не менее, не теряет свою актуальность в современных исследовательских работах.

    Объектом изучения работы является игрушка как художественная деталь в произведениях мировой художественной литературы.

    Предмет настоящего исследования составляет роль игрушки в произведениях мировой художественной литературы.

    Целью данной работы является определить роль игрушки в художественном произведении.

    Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

    • привести примеры текстов художественных произведений, где в качестве художественной детали выступает игрушка;

    • определить роль игрушки в художественных произведениях.

    В работе использовались различные методы исследования: описательно-аналитический, сравнительный, анализ исторической, педагогической, художественной литературы.
    1. Обзор Научных статей

    1.1. Наблюдения Маргарет Мид



    В книге «Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование первобытной молодежи для западной цивилизации» (1928), которая основана на изучении молодежи на островах Самоа, Маргарет Мид затрагивает важные темы детского развития и становления ребёнка в социуме.


    Рассуждая на тему становление личности ребёнка, от младенца до взрослого человека, М.Мид так же рассуждает о важных факторах развития: работа, учеба, игры и труд в жизни человека.

    «Самоанские дети не учатся работать, учась играть: с возраста четырех-пяти лет они выполняют определенные работы, посильные для них как в физическом, так и в умственном отношении»3. Антрополог пишет о том, что игра и досуг для детей не является особым временем препровождения. Для детей на Самоа игра является обычным временем препровождения, потому что у них нет четкого разделения работы, труда, обучения. Все естественные для нас процессы, которые мы привыкли разделять: школа, дополнительные кружки, уроки, игры, у них слились воедино. Работа– это общие обязанности, не важно ребенок ты или взрослый.

    «Игра– это танцы, пение, охота, плетение венков, флирт, шутки, все виды сексуальной активности. Сюда надо включить и обрядовые посещения жителями одной деревни другой– обычай, в котором работа тесно переплетается с игрой»3.

    В этой цитате, Маргарет Мид даёт понять, что детство там значительно отличается от привычного нам понимания. У детей на Самоа нет детства, как такового, они с самого рождения находятся «в руках» у множества людей, учатся самостоятельности и привыкают к обычной общинной жизни.

    Понятие игры и игрушки отсутствует. Игрушек, как таковых, у детей не было. Их игры для наших современных детей– это стандартные виды деятельности, часто не приносящие такого расслабления, как куклы, пазлы, настольные игры, к которым все уже привыкли.

    1.2. Историческая работа Филипа Арьеса. Развитие игр в XVI-XVIII вв.


    Рассмотрим другую работу в области истории, французского—ученого Филипа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (1960).

    Читая главу «Небольшой экскурс в историю игр», читатель может встретить вполне понятные для современного человека детские забавы: прятки, жмурки, горячая рука. Эти виды игры относят к провинциальным.

    Так же, в XVI-XVIII века игры имели разделение по классовому признаку: игры для взрослых и дворян, игры для детей и людей низших сословий. Для современного человека это является мало понятным фактором, однако «Генрих II играл в мяч– в следующем веке это было уже недопустимо»1, в то время такие строгие границы и тенденции считались вполне нормальными, опять же можем отметить насколько сильно изменился взгляд людей на такие вещи.

    Были игры в обруч, с лентами, с мячом и ракеткой, дети играли с мячом, кеглями, шарами, далее появилось новое развлечение — переодевание, мальчики переодевались в девочек и наоборот. Детские игры и забавы менялись друг за другом, но одно мы можем отметить точно, у детей того времени все-таки были свои игры, которые наполняли их детство радостью и счастьем.

    В этой главе книги Ф.Арьес множество раз говорит о разделении игр на сословия и возраст. И все же игры были обусловлены рамками, в отличии от настоящего времени. Несмотря на это, игры и развлечения были доступны всем классам и возрастам, что не может не радовать, ведь это значит, что период детства сопрягается с играми у всех, хоть и не в равной мере. «… игры эти были оставлены взрослыми высшего сословия и в то же время продолжали долго существовать среди детей того же высшего сословия и среди простого народа»1.

    Игрушка в произведениях мировой литературы



    2.1. Образ Наташи Ростовой через сходство с куклой (Л.Н. Толстой «Война и мир»)


    В произведениях русской и зарубежной литературы есть множество примеров, когда рядом с героем присутствует игрушка, и её можно рассматривать как художественную деталь, как прием характеристики героев. Игрушка дополняет психологический портрет своего хозяина, его чувства, мысли и переживания.

    В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» кукла Мими, принадлежащая Наташе Ростовой, дополняет портрет героини. Читая произведение, читатель понимает, что кукла и её хозяйка очень похожи: обе некрасивые.

    Общая любимица семьи, Наташа полна любви ко всем. Она вполне уверена, что жизнь – это сплошной праздник, а окружающий мир – чудесная гармония.

    «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки.

    – Видите?... Кукла... Мими... Видите.» <…>

    – Ну, поди, поди со своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье».5

    В одной из последующих сцен тринадцатилетняя Наташа Ростова в цветочной прячется между кадками с цветами и, случайно подсмотрев и подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им, представляя себя взрослой, просит, смущаясь, Бориса поцеловать куклу, а потом её саму.

    «– Поцелуйте куклу, – сказала она. Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо ничего не отвечал.

    – Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу».5

    В этой кукле Наташа Ростова видит себя, ассоциирует себя со своей любимой игрушкой. Благодаря этому приему читатель может точнее рассмотреть внутренний мир героини, её «детскость», осторожное отношение к людям и миру.

    2.2. Игрушка как диалог между взрослым и ребёнком



    Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» повествует о трудной жизни в плену. В этом произведении представлена кукла из глины, сделанная русским офицером Жилиным для татарской девочки Дины. Жилин с Костылиным попадают в плен к людям, имеющим другую веру. Чтобы скрасить эти тяжелые дни Жилин лепил из глины, рукодельничал, занимал свои руки каким-то делом. И слепил для татарской девочки Дины куклу из глины.

    «Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. <...> Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала»6. Утром Жилин увидел, что девочка сделала кукле наряд, качала её как ребёнка. Для Дины это был очень ценный подарок, кукла скрасила её жизнь, девочка играла и наслаждалась детством.

    Позже, куклу разбили, но Жилин сделал девочке другую куклу. Благодаря этому Жилин сдружился с девочкой, и вскоре она помогла ему сбежать из плена.

    Этот, казалось бы, ни к чему не ведущий подарок сблизил таких разных людей: разной веры, возраста, пола. Маленькая девочка увидела, что этот мужчина не просто подарил ей куклу, он увидел и понял её детский мир, почувствовал, как ей не хватало простого детского счастья.


    Введение 3

    1.Обзор Научных статей 5

    1.1. Наблюдения Маргарет Мид 5

    В книге «Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование первобытной молодежи для западной цивилизации» (1928), которая основана на изучении молодежи на островах Самоа, Маргарет Мид затрагивает важные темы детского развития и становления ребёнка в социуме. 5

    1.2. Историческая работа Филипа Арьеса. Развитие игр в XVI-XVIII вв. 6

    Игрушка в произведениях мировой литературы 7

    2.1. Образ Наташи Ростовой через сходство с куклой (Л.Н. Толстой «Война и мир») 7

    2.2. Игрушка как диалог между взрослым и ребёнком 9

    2.3. Раскрытие отношения ребёнка к миру через игрушку 10

    2.4. Одухотворение Игрушки как художественный прием 11

    Заключение 13

    Список литературы 14

    2.3. Раскрытие отношения ребёнка к миру через игрушку


    «Живая» игрушка представлена на страницах философской сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Барашек, который сидит в коробке, но на самом деле не существует, становится настоящим, живым. Это тип вымышленной игрушки: мы не можем ее увидеть, взять в руки. Она существует в сознании ребенка и взрослого, способного включиться в детскую игру.

    Барашек не совсем даже игрушка для героя, это больше - друг, которого он любит, о котором может заботиться. Тот в свою очередь помогает принцу избежать одиночества, вселить надежду, что он не один и что рядом с ним всегда есть верный друг, то есть сам барашек, который, по мнению маленького принца, нуждается в заботе.

    «-Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?

    – А что?

    – Ведь у меня дома всего очень мало...

    – Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

    – Не такого уж маленького... – сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. – Смотри-ка! Мой барашек уснул...

    – Очень хорошо, что ты дал мне ящик, барашек будет там спать по ночам». 8

    Игрушка учит героя ответственности «за тех, кого мы приручили». Образ несуществующего барашка раскрывает богатый внутренний мир ребенка, возможности детской фантазии, демонстрирует вера в чудо, в мечту. Взрослый, который смог представить несуществующего барашка, то есть включиться в придуманную ребёнком игру, является человеком, сохранившим непосредственность детского восприятия мира.

    2.4. Одухотворение Игрушки как художественный прием



    В сказке Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы» бедные дети, родители которых не смогли оплатить новогодние подарки, остались без игрушек. Игрушки узнали об этом, когда в магазин, где они продавались, зашел мальчик, и стал выяснять, почему он остался без подарка. Фея, хозяйка магазина, не могла работать бесплатно, поэтому не отправляла игрушки бедным детям.

    Игрушкам стало очень жалко ребят, которые не могут позволить себе подарки, и решили подарить им себя. Карандаши, куклы, игрушечные генералы и многие другие отправились в путь, найти детей, у которых совсем нет игрушек.

    По дороге они сталкиваются с многими препятствиями, но все-таки встречают своих хозяев – детей, которым по настоящему не хватает маленького друга рядом.

    Кукла, встречает замершую от холода девочку, которая ночевала в подъезде, и решает остаться с ней, несмотря на возражения всех вокруг.

    «—Не думаю, чтобы она проснулась когда-нибудь.

    — Не говорите глупостей! — решительно возразила кукла Роза. — Почему она не должна проснуться? А вот я останусь здесь до тех пор, пока она не проснется. Я уже устала путешествовать. Я домашняя кукла, и мне не нравится бродить ночью по улицам. Я останусь с этой девочкой и, когда она проснется, пойду вместе с ней»4.

    Роза понимала, что девочке просто необходима её поддержка, как и каждому ребёнку. Игрушка для ребёнка – это не просто предмет, а настоящий друг, который останется с тобой в любую, даже самую трудную минуту.

    К сожалению, девочка уже не проснётся, а кукла до последнего останется с ней, и после будет с дрожащим сердцем вспоминать эту ночь. Ведь как бы Розе не было холодно и страшно, она понимала, что для ребёнка она не просто вещь, а верный друг.

    «А у куклы Розы было сердце. По правде сказать, она никогда раньше не чувствовала его. Но сейчас, оставшись одна в темном, незнакомом подъезде, она почувствовала в груди глубокие, учащенные удары и поняла, что это билось ее сердце. И билось оно так сильно, что кукла не могла произнести ни слова»4.

    Компания «Голубой стрелы» стойко продолжала свой путь, и каждый раз, когда они встречали ребёнка бедняка, одна игрушка оставалась у него, и ребенок обретал надежду на счастливое детство.

    В этой сказке роль простой куклы для ребенка раскрыта наиболее детально. У каждого дитя своя тяжелая судьба, которая нуждается в маленьком «лучике света», и каждый из них заслуживает счастья. Автор наделяет своих «неодушевлённых» героев глубокими чувствами, эмоциями и переживаниями, и благодаря этому читатель понимает эту тонкую связь между игрушкой и ребенком.

    Заключение


    Игрушка существует уже много столетий. Она неотъемлемая часть жизни каждого человека.

    В работе приведены литературные примеры влияние детской игрушки на жизнь ребенка, определить её роль в жизни людей и в судьбах героев художественных произведений, проанализировать роль игрушки в мироощущении детей.

    В работе использованы произведения мировой классической литературы, которые включены в программу литературного образования. Анализ текстов показал, что в произведениях художественной литературы игрушка является важной деталью, требующей дальнейшего изучения. В современном мире обсуждаемая тема остается так же актуальна, существуют множество педагогических, психологических, исторических работ и исследований.

    Список литературы





    1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 416 с. / стр. 7-109.

    2. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспит. дет. сада. – М., 1997.

    3. Мид М. Раздел 2. Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование первобытной молодежи для западной цивилизации. Глава 9. Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез / Перевод. с англ.: М. Издательство «Наука» 1998, Первое изд. 1928// Мид М. Культура и мир детства

    4. Родари Д. Путешествие голубой стрелы / Перевод с англ.: Ю.Н. Ермаченко 2021 // Электронный ресурс. Код доступа: https://nukadeti.ru/skazki/dzhanni-rodari-puteshestvie-goluboj-strely Дата обращения: 22.08.2022

    5. Стуканова О.В. Игрушка в русской классической поэзии М., 2016. // Электронный ресурс. Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-v-russkoy-klassicheskoy-poezii/viewer Дата обращения: 22.08.2022

    6. Толстой Л.Н. Война и мир. 1865 // Электронный ресурс. Код доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0040.shtml Дата обращения: 22.08.2022

    7. Толстой Л.Н. Кавказский пленник. 1872 // Электронный ресурс. Код доступа: https://ilibrary.ru/text/1846/p.1/index.html

    8. Экзюпери А. Маленький принц Перевод с фр.: Кожевникова. М.Ю., 2014// Электронный ресурс. Код доступа: https://azbyka.ru/fiction/malenkij-princ/




    написать администратору сайта