Методики обучения письму в начальной школе. МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ. Iii методика первоначального обучения письму план
Скачать 134.5 Kb.
|
III. МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ План: 1. Из истории обучения письму. 2. Методы обучения письму. 3. Цели и задачи обучения письму. 4. Принципы обучения письму. 5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка. 6. Методические приемы обучения письму. 7. Требования к уроку письма в I классе. 8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. 9. Типичные графические ошибки. 1. ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Развитие методики чистописания связано с историей письменности. В XIX в. обучение письму было очень сложным, применялся в. основном метод механического переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой. Чистописание входило в цикл предметов искусств. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В это время появляется несколько пособий разных авторов под названием «Курс скорописи», выпускаются прописи, дающие образцы красивого делового письма. До середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению. При одновременном обучении чтению и письму овладение графическим знаком проще, доступнее и интереснее. Этот принцип сохранился и в современной школе. С конца XIX в. вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятия мебель. Дискутируется в это время ряд вопросов по прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Обнаружилось преимущество наклонного письма как более быстрого и удобного. Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в русской начальной школе были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма: волосные и нажимные линии, большие и малые пламевидные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как современные авто- и шариковые ручки непригодны для тонкостей ■старой каллиграфии. Необходимо было разработать и внедрить более простые, соответствующие массовым средствам письма прописи, письменные шрифты. В результате длительных обсуждений были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах. Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо, не содержат волосных линий, упрощено начертание многих букв, что способствует различению букв при чтении и письме. Новые шрифты основываются на ритмических движениях руки при письме. Очень важное свойство современного письма — его безотрывность. Этому способствует: — почти полное отсутствие надстрочных знаков; — такое начертание большинства букв, которое не требует отрыва руки от бумаги; — шрифты, разработанные в расчете на безотрывное, единое написание слогов и слов. 2. методы Обучения письму В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера. Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако умелое применение этого способа может дать определенный эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во II—IV классах. В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомога тельной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци. Перенесенный в русскую школу, генетический метод пришел на смену механическим упражнениям от «а» до «ижицы». При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения. Поэтому генетический способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период. Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются. Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Упражнения-«расчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «расчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей. В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму. 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом. Основная цель этой работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как: — ознакомление с правилами посадки и владения инструментами; — обучение ориентировке на странице прописей и тетради; — ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение; — обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв; — обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму; — предупреждение искажения при написании букв; — исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность. В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы и их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. В период обучения письму решаются следующие задачи. 1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля. 2. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки, обозначать звуки буквами. 3. Сформировать четкие образы графического изображения письменных букв. 4. Научить писать буквы в соответствии с образцами «Прописи», соединять буквы между собой, соблюдая размеры по высоте и ширине. 5. Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа. 6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное по образцу или способом проговаривания. 7. Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа. 4. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения. Помимо общедидактических принципов, таких, как сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей. Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий. Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов. Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д. Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки. Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д. Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо. В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже. 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА Почерк — устойчивое индивидуальное образование. Письмо связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга функционально развиты. Обучение письму — это в первую очередь выработка графического навыка. Как и всякий навык, он воспитывается в результате обучения путем формирования умений и выполнения на их основе ряда упражнений. Особенности графического навыка состоят в том, что, с одной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена ^осмысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придает ему характер сознательной деятельности. Сознательный характер письма состоит: 1) в правильном соотнесении звука и буквы; 2) соблюдении ряда графических и орфографических правил; 3) использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений. Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или готовясь к письму слова, составленного на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т.е. для развития орфографического навыка. Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессе письма и навык письма формируется успешнее. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы: 1) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линий и т.п.; 2) письмо элементов букв; 3) письмо отдельных букв без соединения с другими буквами; 4) письмо сочетаний букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв. Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы. Очень важно для овладения навыком письма развитие движения пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу еще не совершенно, так как не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые черты получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты. Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как: — Правильный подбор мебели; — правильная посадка; — положение тетради; — направление освещения; — оптимальность формы ручки; — продолжительность беспрерывного письма и т.д. В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить детей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и другие принадлежности на парте. Важное значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса 5 мин; для II — 8; для III — 12; для IV — 15 мин. Это учитывается при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2—3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это: — показ написания учителем; — списывание с готового образца; — копировальный метод; — воображаемое письмо; — анализ формы букв; — усвоение правил письма; — письмо под счет (Тактирование); — анализ ошибочного написания. Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Объяснение учителя должно сопровождать показ и ориентировать учащихся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Вначале объяснение дается учителем, а на этапе выработки навыка написания это могут делать ученики. Списывание с готового образца. Прием основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием. Правильное письмо учителя является примером и для неосознанного подражания, поэтому любые записи учитель выполняет аккуратно, красивым разборчивым почерком. Копировальный способ. При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Но поскольку обведение выполняется механически, продолжительная работа утомляет ученика. В связи с этим копирование необходимо чередовать с самостоятельным написанием, например: Методика использования данного приема такова: ученик обводит две буквы, после чего двигательный образ остается на некоторое время в памяти, и следующие 1—2 буквы ученик пишет почти без ошибок, затем для закрепления он обводит еще букву — и снова самостоятельное письмо и т.д. Главное при копировании — это правильные движения руки при письме. Копировать можно через прозрачную бумагу, кальку. Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Письмо в воздухе отличается от копировального способа тем, что учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Это позволяет усвоить и движение, и правильную форму всей буквы. Воображаемое письмо проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя, а также по прописям. Можно писать и вовсе без образца. И копировальный способ, и воображаемое письмо являются вспомогательными приемами. Анализ формы букв. Анализ формы буквы можно вести по-разному: раскладывая ее на зрительные элементы: Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов. В рисунке любой буквы можно выделить элементы: Шаблоны элементов букв изготавливаются из плотной бумаги, при этом лицевая сторона отличается по цвету от изнаночной. Анализируя букву по форме, учащиеся подбирают необходимые элементы и конструируют букву. Затем пальцем выполняют движения написания буквы по шаблону. Для этого лучше иметь таблички с выпуклыми буквами, сделанными из шершавой бумаги. Усвоение правил письма. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Например: I класс — буквы надо писать с одинаковым наклоном; — буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии; — писать надо красиво. II класс — буквы в словах надо писать одинаковой высоты; — слог пишется безотрывно; — писать надо быстро и красиво. Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учитель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя. Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно. Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соединительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения. Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся. Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов. Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы: — Кто не довел палочку до верхней (до нижней) линии ? — Все ли элементы имеют одинаковый наклон? — У кого элементы вышли за строку? При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо делать, чтобы ошибки не повторялись. Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как ее следует избежать. Для исправления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием ее дополнительного элемента: 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПИСЬМА В I КЛАССЕ Письмо проводится непосредственно за уроком обучения фа-моте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму. Урок обучения письму проводится по следующей схеме. Схема урока письма 1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. 2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной. 3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы. 4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов. 5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу. 6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов). 7. Письмо соединений (слогов). 8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений. 9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий. , 10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись. В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы. Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности. 8. ЭЛЕМЕНТЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Орфография — это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы может привести к искажению мысли. Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся — это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми. В школе у детей формируется орфографический навык, основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновременно с формированием графического навыка. Однако число правил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся: 1) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных); 2) раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений; 3) переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву); 4) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных. В этот период орфографическая работа строится главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). С морфологическим принципом русского правописания дети знакомятся лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как сад — сады, дома — дом, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных. В связи с тем что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель отбирает соответствующие им методические приемы: — звукобуквенный анализ и синтез; — составление слов на наборном полотне; — отчетливое проговаривание слов; — смысловой анализ слов и предложений. Обучение приемам письма. Обучая написанию букв, соединений слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д. Списывание — основной вид письменных упражнений. Списывать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кроме того, который списывается детьми в данный момент. Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это — проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется анализу формы букв и объясняются необходимые приемы соединений. Можно проводить полное или выборочное списывание. Письмо под диктовку — более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение написаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного. Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе диктуют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка. Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука. Проговаривание — это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку. Проговаривание — это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются отступления от орфоэпических норм. Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а. Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хором. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каждый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»). Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К ним мы относим те, которые содержат элемент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком. В любом случае необходимо провести предупреждающую ошибки работу, а затем проверить написанное. 9. ТИПИЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в I классе, но и позднее. 1. Нарушение наклона: Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов одной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением. 2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв). 3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мелких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций: 4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю. Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания. Общие для всех ошибок причины — недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, недостаточное освещение, неудобная мебель и т.п. Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ *1.Составьте подробный план каждого раздела. 2. Перечислите методы обучения письму. 3. Назовите основные свойства современного шрифта. 4. Назовите основную цель обучения письму. 5. Сформулируйте задачи обучения письму. 6. Перечислите общедидактические принципы обучения письму. 7. Перечислите частнометодические принципы. 8. На чем основано письмо как речевое действие? 9. В чем заключается сознательный характер письма? 10. Как связано письмо с чтением? 11. Назовите этапы формирования графического навыка. 12. Перечислите гигиенические условия выработки навыка письма. 13. Перечислите методические приемы обучения письму. 14. Назовите этапы урока письма. 15. Сформулируйте требования к урокам письма в I классе. 16. Какие орфографические умения формируются в период обучения грамоте? 17. Что является основой орфографической пропедевтики в период обучения грамоте? 18. На чем основывается выбор методических приемов для работы на уроках письма? 19. Перечислите приемы письма. 20. Опишите методику использования каждого из приемов обучения письму. 21. Объясните термины и понятия: выборочное списывание письмо под диктовку графический навык письмо по памяти двигательный навык полное списывание зрительный диктант послоговое списывание каллиграфия предупредительное морфологический принцип списывание объяснительное списывание проговаривание орфографический навык письмо орфографическое прочтение пропись орфография семантическая основа письменная речь списывание письмо на слух фонетическая основа 22. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой. **1. Раскройте суть каждого метода обучения письму. 2. Раскройте суть каждого общедидактического принципа. 3. Раскройте суть каждого частнометодического принципа обучения письму. 4. Опишите методику применения каждого из приемов обучения письму. 5. Проведите тремя способами анализ формы письменных букв: В, в, Ш, ш, Н, н. 6. Проведите тактирование письменных букв: Г, г, Д, д, О, к, К, ж, Ж, З, з. 7. Проанализируйте требования к урокам с точки зрения задач и принципов обучения письму. 8. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, содержащиеся в теме. ***1. Найдите в прописи упражнения, основанные на различных методах обучения письму. 2. Найдите в прописи упражнения, с помощью которых решаются различные задачи обучения письму. 3. В чем противоречие между принципами посильности и параллельного обучения письму и чтению? 4. Найдите в прописи задания, которые реализуют различные принципы обучения письму. 5. Сравните копировальный прием и письмо по образцу (воображаемое письмо и «расчерки» Карстера). 6. Найдите в прописи упражнения, связанные с различными приемами обучения письму. 7. Спланируйте работу над буквой, используя все возможные приемы обучения: П, п, Б, б, Е, е, М, м, Р, р, Т, т, Ф, ф, X, х, Я, я. 8. Дайте анализ конспекта урока письма с точки зрения требований к уроку (см. Дидактический материал № 3). 9. Спланируйте урок письма с учетом требований к процессу обучения письму в I классе. 10. Перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуетесь при ответе по теме: 1) Методы обучения письму. 2) Приемы обучения письму. 3) Формирование графического навыка. 4) Орфографическая пропедевтика на уроках обучения письму. |