Иисус и Евангелия. Словарь. Царство Божье. Иисус и Евангелия. Словарь царство божье царство небесное термин Царство Божье
Скачать 179.5 Kb.
|
1 2 5. Евангелия Синоптические Евангелия содержат 76 различных высказываний о Царстве (с параллелями - 103). 1)Мк-Мф- Лк (Мк 4:11 пар. Мф 13:11 и Лк 8:10; Мк 4:30 пар. Мф 13:31 и Лк 13:18; Мк 9:1 пар. Мф 16:28 и Лк 9:27; Мк 10:14 пар. Мф 19:14 и Лк 18:16; Мк 10:15 пар. Мф 18:3 и Лк 18:17; Мк 10:23 пар. Мф 19:23 и Лк 18:24; Мк 10:25 пар. Мф 19:24 и Лк 18:25; Мк 14:25 пар. Мф 26:29 и Лк 22:18); 2)Мк - Мф (Мк 1:15 пар. Мф 4:17); 3)Мк - Лк (Мк 15:43 пар. Лк 23:51); 4)Мф-Лк (Мф 5:3 пар. Лк 6:20; Мф 6:10 пар. Лк 11:2; Мф 6:33 пар. Лк 12:31; Мф 8:11 пар. Лк 13:29; Мф 10:7 пар. Лк 9:2; Мф 11:11 пар. Лк 7:28; Мф 11:12 пар. Лк 16:16; Мф 12:28 пар. Лк 11:20; Мф 13:33 пар. Лк 13:20); 5)Мк (4:26; 9:47; 10:24; 12:34); 6)Мф (3:2; 4:23; 5:10, 19 (дважды), 20; 7:21; 8:12; 9:35; 13:19, 24, 38, 41, 43, 44, 45, 47, 52; 16:19; 18:1, 4, 23; 19:12; 20:1, 21; 21:31, 43; 22:2; 23:13; 24:14; 25:1, 34); 7)Лк (1:33; 4:43; 8:1; 9:11, 60, 62; 10:11; 12:32; 13:28; 14:15; 17:20-21; 18:29; 19:11; 21:31; 22:16, 29-30; 23:42). Кроме того, в некоторых версиях текста Мф есть еще одно упоминание о «Царстве Небесном» (7:21) и еще одно о «Царстве» (6:13). По Евангелиям различные выражения распределяются следующим образом:
Приводимые в Ин высказывания не находят параллелей у синоптиков. Три выражения «Царство Божье» (ЦБ), «Царство Небесное» (ЦН) и «Царство» (Ц) распределяются следующим образом:
5.1. Марк, Марк (см. Евангелие от Марка) начинает рассказ об общественном служении Иисуса программным заявлением, согласно которому Иисус возвещал Евангелие Божье, говоря: «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божье; покайтесь и веруйте в Евангелие» (1:15). Положение этого высказывания в структуре повествования Мк показывает, что провозглашение Царства составляло суть проповеди Иисуса. Это высказывание сообщает об исполнении срока наступления Ц.Б. Ц.Б. все еще относится к будущему, но оно приблизилось вплотную и уже начинает предъявлять требования относительно необходимой подготовки, чтобы принять его - нужно покаяться и уверовать (см. Вера) в Евангелие. Это высказывание не дает однозначных указаний о связи «Царства» с национальными ожиданиями или апокалиптическими чаяниями. Слова «покайтесь» и «уверуйте» намекают скорее на второе истолкование, но и с точки зрения национальных ожиданий предполагалось, что Израиль должен суметь хотя бы один день сохранять безупречную веру (см. В. Т. Таанит 64а). В Мк 4 учение притчами сосредоточено на тайне Ц.Б., причем эта тайна сообщается лишь ближнему кругу учеников, а посторонним о Царстве даются лишь намеки в темных и непостижимых притчах (4:11). Описание Ц.Б. как посеянного зерна, тихо и незаметно прорастающего (4:26), подразумевает, что Царство понимается здесь не в политических терминах открытого восстания и войны за национальное освобождение и не в виде апокалиптического переворота. Основной упор (как и в похожей притче 4:30) делается на противопоставлении незначительного начала и великого роста Ц.Б. Отдельное речение в 9:1 описывает приблизившееся вплотную Ц.Б. - оно придет в ближайшем будущем - при жизни одного-двух поколений. В 9:47 в рассуждении о противодействии различным искушениям подчеркивается необходимость любой ценой - даже ценой утраты глаза - войти в Ц.Б. и вхождение в Ц.Б. уподобляется вхождению в «жизнь» (9:43-44). Согласно 10:14, нужно позволить детям приходить к Иисусу, поскольку «таковым принадлежит Царство Божье». Ц.Б. требует детской веры (10:15). В группе высказываний в 10:23, 24 и 25 любовь к собственности оказывается препятствием для вхождения в Ц.Б., требующее пожертвовать всем для «спасения» (10:26). Книжник, признавший, что в основе религии евреев лежит безусловная любовь к Богу, слышит в ответ, что он недалек от Ц.Б. (12:34). Во время Тайной вечери (14:25) Ц.Б. понимается как эсхатологическое. Следуя традиционной иудейской символике, Иисус пирует со своими (см. Братская трапеза). Наконец, в 15:43 говорится, что Иосиф Аримафейский ожидает Ц.Б. -вероятно, в форме традиционных чаяний Израиля. 5.2. Матфей. Как указывалось выше, Матфей (см. Евангелие от Матфея) передает более сложное и полное нюансов учение Иисуса о Ц.Б., нежели Мк. Кроме 9 высказываний, восходящих к Мк, и 9, позаимствованных из Q*, Матфей приводит еще 32 высказывания, имеющихся только у него. В самом начале Мф рассказывается о проповеди Иоанна, призывающей к покаянию в виду приблизившегося Ц.Н. (3:2). Формулировка - возможно, специально выстроенная Матфеем таким образом, чтобы передать непрерывность и последовательность этого действия, - вкладывается в уста Иисуса под видом краткого итога всего, что Он возвещал с момента ареста Иоанна Крестителя (4:17). Суммарно суть учения Иисуса повторяется в 4:23 (и еще раз в 9:35) вместе с информацией о том, что проповеди Иисуса сопутствовали исцеления. Так же расставляются акценты и в отчете о миссии Двенадцати (10:5-8). Ц.Б. оказывается первым и последним (5:3, 10) - обрамляя все остальные блаженства (рамочная композиция), так что создается впечатление, что все остальные блаженства должны быть включены в это (отметим: auton estin - «их есть» - звучит только в этих двух стихах). Заповедь блаженства 5:11 сформулирована иначе (во втором лице). Праведность и смирение оказываются необходимыми предпосылками, чтобы войти в Царство. В трех речениях 5:19-20 провозглашается, что малейшая из заповедей относится исключительно к отношениям людей с Ц.Б. и что набожность книжников и фарисеев (т.е. иудейская) недостаточна для вхождения в Царство. Центральная идея Царства присутствует и в Молитве Господней (см. Молитва), первое прошение которой составляет мольба о будущем наступлении Царства (6:10). Некоторые текстуальные традиции также завершают Молитву Господню упоминанием Царства. Если это чтение было изначальным, то и здесь, как в случае с заповедями блаженства, мы видим, что идея Ц.Б. образует рамку для всей молитвы. Радикальные требования Ц.Б. подчеркиваются в 6:33, где сказано, что стремление к Ц.Б. должно перевешивать все остальное. Нагорная проповедь завершается напоминанием о том, что вхождение в Царство зависит не просто от призывания Имени Господа, но от искреннего исполнения воли Бога (7:21). Здесь не только происходит разделение между иудеями, часть из которых тем самым входит в Царство, а часть нет, - постольку, поскольку условием становится вера, а не происхождение, дверь открывается многим язычникам, в то время как многие «сыны Царства» (т.е. потомки патриархов) окажутся исключенными из него (8:11-12; 21:43; 22:2). В разговоре об Иоанне Крестителе Иисус объявляет его величайшим из рожденных на свет пророков, но при этом меньшим, чем наименьший в Ц.Н. (11:11), -Царство здесь описывается как окончательная эсхатологическая реальность. Важная роль Иоанна в истории спасения подчеркивается словами, что его жизнь отметила начало новой эры в осуществлении Царства. С момента его проповеди начинает провозглашаться Ц.Б., и оно берется силой теми, кто рвется войти в него. Приход Иоанна послужил знаком приближения Ц.Б., и люди могут теперь подготовиться к нему покаянием и крещением (11:12). Из стиха 21:31 мы понимаем, что более всего стремятся войти в Ц.Б. те люди, которых окружающие считают наиболее далекими от него. Близость Ц.Б. в необычайно сильных выражениях возвещается в 12:28, когда чудеса Иисуса, творимые Духом Божьим, объявляются знаком прихода Царства. В главе, содержащей притчи о Царстве, насчитывается не менее 12 высказываний о нем (см. выше, 4.4.3.). Кульминация возникает в 16:19, когда Петр получает ключи от Царства - вероятно, в контексте полемики против иудейских «книжников и фарисеев», которые, как сказано в 23:13, не только сами не могут войти в Царство, но и другим мешают. Это высказывание (16:19) часто считают христианским вариантом иудейского понимания авторитета в учении, как связывающего и разрешающего. Мф связывает Сына Человеческого с Царством (16:28; 20:21), которое понимается как будущее. Вопросы учеников о том, кто станет наибольшим в Ц.Н. (18:1), побуждают Иисуса заявить, что условием вхождения в Царство и приобретения там наибольшего веса является детская вера и «умаление» (18:34). В сущности, таковым и принадлежит Царство (19:14). Ц.Б. являет также Божье прощение (см. Прощение грехов) и требует готовности прощать от тех, кто желает в него войти (18:23). Оно может также потребовать отказа от брака (19:12), и со всей очевидностью оно требует к себе серьезного отношения и безусловного предпочтения его всякому земному имению (19:23-24). Награды Царства распределяются по иным, чем на земле, принципам. Личные заслуги мало что значат. В небесной системе ценностей последний может оказаться первым, а первый - последним (20:1). В беседе на Елеонской горе Ц.Б. представлено в футуристических, апокалиптических тонах. Те, кто устоит в вере до конца, будут спасены. Но конец не настанет, пока весть о Царстве не будет проповедана по всему миру. Притча о десяти девах (25:1) учит терпению и бдительности. Эта идея продолжается в картине великого суда, когда Сын Человеческий приглашает верных наследовать Царство, уготованное им со времен создания мира (25:34). Праведные войдут в его блаженство, а нечестивые обречены на вечное мучение. Эта картина несет на себе явный отпечаток апокалиптических учений. Последнее упоминание Царства в Мф находится в контексте Тайной вечери. Иисус, ожидая эсхатологического пира в Царстве Отца, обещает до тех пор воздерживаться от вина*. 5.3. Лука. Изображение Ц.Б. в Лк (см. Евангелие от Луки) оказывается более насыщенным, чем в Мк, однако в нем меньше нюансов, чем в Мф. В Лк содержится по крайней мере 21 высказывание, свойственное исключительно этому тексту. Самое первое упоминание Царства появляется в 1:33 в речи ангела, возвещающего Марии предстоящее рождение Мессии, который воссядет на престоле своего отца, Давида, и будет править именно как Мессия (см. Рождение Иисуса). Первое отчетливое упоминание Царства в связи со служением Иисуса встречается в 4:43, где сказано, что миссия Иисуса заключается в провозглашении Царства. Это придает данному высказыванию итоговый характер и подразумевает, что и предшествующее этому моменту служение Иисуса также было посвящено Ц.Б. Та же мысль повторяется в 8:1. В проповеди «на ровном месте» Лука приводит высказывание, напоминающее первую заповедь блаженства в Мф, однако здесь речь идет не столько о смиренных, сколько о бедных (6:20). Это соответствует проповеди Иисуса в Назарете (4:18) и социологической ориентации Луки. В Лк также приводятся слова о том, что меньший в Ц.Б. превосходит Иоанна Крестителя (7:28). Толкуя притчу о сеятеле, Лука также подтверждает, что знание тайн Ц.Б. было вверено только ученикам, а остальным пришлось довольствоваться неразъясненными притчами (8:10). Лука повествует и о миссии Двенадцати, и о миссии Семидесяти. Двенадцать должны возвещать Ц.Б. (9:2), а Семьдесят должны возвещать, что Царство приблизилось (10:9, 11). Проповедь и тех и других учеников сопровождалась исцелениями. Толпа, следовавшая за Иисусом (см. Народ, толпа), тоже получала от Него наставление о Ц.Б. (9:11). Лука соединяет смерть Сына Человеческого с наступлением Ц.Б. и предсказывает, что второе событие произойдет еще при жизни некоторых из тех, кто присутствовал при первом (9:27). Это показывает, что Царство воспринималось как будущее, но что его приход ожидался «с минуты на минуту». Близость Царства требовала от взыскующих его не терпеть никаких препятствий на своем пути - даже смерть близких не должна их задержать (9:60), но они должны полностью, не оглядываясь назад (9:62), посвятить себя Царству. Как и в Мф, близость Царства в Лк особенно отчетливо фигурирует в молитве, которой Иисус учит своих учеников (11:2). Чудеса, которые Иисус совершает перстом (Мф - «Духом») Божьим в борьбе с Веельзевулом, оказываются важным признаком близости Царства (11:20). Помыслами о Ц.Б. должны определяться все области жизни. Следует оставить ненужные заботы о материальных проблемах и на первое место поставить поиск Царства. Тогда Бог сам позаботится об удовлетворении всех наших насущных нужд. С тех пор, как Бог пожелал вверить Царство последователям Иисуса, им должна быть присуща вера, а не страх (13:18, 20). Как и Матфей, Лука старается показать, что вхождение в Царство не зависит от личного знакомства с Иисусом и от происхождения, но основано на принятии условий этого Царства, требующего входить «сквозь тесные врата». Итак, многие потомки Авраама*, Исаака и Иакова останутся снаружи, а вместо них в открытую дверь войдут язычники* и будут пировать в Царстве рядом с патриархами (13:28-29). Человек, бывший в гостях вместе с Иисусом, говорит о блаженстве пирующих в Ц.Б. (14:15) и в ответ слышит притчу о свадебном пире. Суть этой притчи -учитывая, что иудеи отвергли Иисуса и Его весть - в том, что призванные в первую очередь оказались недостойными и их место занимает толпа язычников. Лука не приводит рассказ о человеке «не в брачной одежде». Лука также рассматривает служение Иоанна как начало новой эры, отличающейся от эры Закона и пророков. Это эра провозглашения Ц.Б., в которое каждый может войти, приложив к этому усилие (16:16). Итак, Лука не разделяет апокалиптического представления о Ц.Б., наступающем внезапно в результате сильных эсхатологических потрясений. Эту дискуссию открыли фарисеи - и получили ответ, что Царство «не придет приметным образом» (17:20), никто не сможет указать, что оно «здесь» или «там». Ц.Б. «внутрь вас есть» (17:21; см. выше, 4.3.2). Предлагаемое здесь представление о Царстве показывает, что Бог «неприметно» совершает свое дело в тех, кто принял Его требования и с верой «берет иго Его на себя». Ц.Б. нужно принимать с детской верой (18:16-17). С другой стороны, те, кто полагается на свои богатства, не смогут войти в него (18:24-25), но тем, кто откажется от всего ради Ц.Б., обещана великая награда, не только в грядущем веке, но даже и в этом мире (18:29-30). Передавая притчу о талантах, Лука показывает, как Иисус исправляет распространенное представление, согласно которому Ц.Б. начнется внезапно и апокалиптически (19:11). Суть этой притчи - совет Иисуса слушателям добросовестно делать то, что им вверено, и спокойно ожидать полного свершения обещанного, а не гадать о том, когда именно настанет это свершение. Лука обычно отвергает подобные спекуляции (ср. Деян 1:6-8). Даже в пророчестве о разрушении Иерусалима перечислены лишь общие признаки наступления Ц.Б. (21:31). Очевидно, что Лука рассматривает Ц.Б. как нечто уже приблизившееся к людям, так что с момента проповеди Иоанна Крестителя люди могут готовиться к нему и активно в нем участвовать, и вместе с тем полное осуществление Царства относится к будущему, оно произойдет лишь по свершении определенных событий. Таким образом, Лк тоже не лишено некоторых апокалиптических элементов. Возможность говорить о Царстве как о будущем подтверждается картиной Тайной вечери, где Иисус обещает воздерживаться впредь от пищи и питья до тех пор, пока Он не сможет вкусить их в Ц.Б. (22:16, 18). В другом месте говорится, что Царство вверено Отцом Иисусу - контекст вновь эсхатологический (22:29-30). Наконец, разбойник на кресте просит Иисуса вспомнить о нем, когда Тот придет в свое Царство (23:42), и об Иосифе Аримафейском сказано, что он ждал Ц.Б. (23:51), хотя не уточняется, понимал ли он это Царство как земное или же как трансцендентное. 5.4. Иоанн. В Ин (см. Евангелие от Иоанна) термину «Царство Божье» не отводится столь значительной роли. Его место занимает собственно Иоаннова концепция «вечной жизни» (упоминается 17 раз), она же просто «жизнь» (19 раз; см. Жизнь). Равнозначность вечной жизни и Ц.Б. подтверждается взаимозаменяемостью этих двух выражений у синоптиков (Мк 9:43-47 пар.; Мк 10:17-30 пар.; Мф 25:31-46) и обусловлена раввинистической традицией (см. Dalman, 116-117, 156-158). Возможно, евангелист редко применяет термин «Царство Небесное», именно желая избежать ассоциаций с современной ему раввинистической традицией, но возможно также, что причина - в его обращении к нееврейским читателям, для которых типично еврейское выражение представляло бы проблему в плане понимания. Тем более что этот термин мало использовался Церковью, сосредоточенной преимущественно на личности и деятельности Христа (христология и сотериология) и миссии Церкви (экклезиология). Термин «Царство Небесное» возникает дважды в беседе с Никодимом (3:3, 5); «Мое Царство» упоминается трижды в ответах Иисуса Пилату (18:36) (см. Понтий Пилат). В беседе с Никодимом нет никаких указаний на то, чтобы Ц.Б. было основной идеей учения Иисуса или вообще как-то Им обсуждалось, однако вместе с исповеданием Нафанаила - «Равви! ...Ты Царь Израилев» (1:49) читатель вполне вправе воспринять это выражение именно в таком смысле. В Ин 3:3, 5 Иисус говорит Никодиму о духовном возрождении - необходимом условии для того, чтобы увидеть Ц.Б. или войти в него. Отсюда ясно, что эта идея никоим образом не связана с национальными чаяниями евреев. Речь идет о верховной власти Бога, которую признают над собой люди, с верой принявшие весть Иисуса и пережившие духовное возрождение (см. Возрождение). На допросе у Пилата Иисус отвечает на вопрос «Ты Царь Иудейский?» (18:33), объясняя, что Его Царство «не от мира сего» (18:36, выражение «Мое Царство» повторяется трижды). Трудно было более явно показать, что Царство, которое проповедовал Иисус, практически не имеет отношения к национальным чаяниям Израиля. Обвинение, исходившее от евреев и повторенное в надписи на кресте, свидетельствует, что, согласно концепции Ин, Иисус был отвергнут и осужден главным образом потому, что евреи были разочарованы Его отказом принять на себя роль национального, политического Мессии (ср. также 6:15, 26). 6. Царство Божье и современная Церковь Имеет ли концепция Ц.Б. какое-то значение в современной проповеди Церкви? Тут мы сталкиваемся с той проблемой, которая побудила Бультмана отстаивать свою достаточно спорную программу демифологизации. Провозглашая Ц.Б., Иисус опирался на ВЗ. В то же время Он проповедовал весть, от которой сердце любого еврея начинало учащенно биться. И тем не менее, приняв эту идею, Иисус трансформировал ее так, что из узкой национальной надежды она превратилась в идею вселенского духовного порядка, при котором человечество может найти исполнение своих самых заветных чаяний о праведности, справедливости, мире, счастье, свободе от греха и вины, когда восстановлены отношения с Богом, - порядка, при котором Царем будет Бог. Учитывая, что основная проблема человечества теперь, как и прежде, - грех и отлучение от Бога, весть о Ц.Б. должна и сегодня звучать как величайшее откровение. Ц.Б. не нуждается в демифологизации (см. Миф). Однако полезно заметить, что ранняя Церковь, обращаясь преимущественно к неофитам из языческой среды, избегала употребления термина, несущего еврейские национальные, а также апокалиптические коннотации, которые могли вызвать путаницу. Вместо этого термина предлагались динамические эквиваленты, как то: «вечная жизнь», «спасение», хотя термин «Царство Божье» не был отвергнут вовсе. Церковь продолжала проповедовать наследие своего Основателя, но в динамичных формах. Каждому веку приходится искать собственные выражения для передачи вечно актуальной вести Иисуса о Царстве Божьем. Формы меняются, суть остается. Он. также Апокалиптический; Апокалиптические учения; Евангелие (Благая весть); Жизнь; Исцеление; Нагорная проповедь; Притча; Революционные движения; Святой Дух; Церковь; Эсхатология; Этика Иисуса; Юбилей. Библиография. D. С. Allison, The End of the Ages Has Come: An Early Interpretation of the Passion and Resurrection of Jesus (Philadelphia: Fortress, 1987); G. R. Beasley-Murray, Jesus and the Future (London: Macmollan, 1954); idem, Jesus and the Kingdom of God (Grand Rapids: Eerdmans, 1986); С. С. Caragounis, The Son of Man (WUNT 38; Tubingen: J. С. В. Mohr, 1986); idem, «Kingdom of God, Son of Man and Jesus' Self-understanding», TynB 40 (1989) 3-23; 40.2 (1989) 223-38; G. Dalman, The Words of Jesus (Edinburgh: T. & T. Clark, 1902); С. Н. Dodd, The Parables of the Kingdom (rev. ed.; London: Collins 1961); R. H. Fuller, The Mission and Achievement of Jesus (SBT 12; Naperville, IL: Allenson, 1954); E. Grasser, Das Problem der Parusieverzogerung in den synoptischen Evangelien und in der Apostelgeschichte (BZNW nr. 22; Berlin, 1957); R. H. Hiers, The Historical Jesus and the Kingdom of God (Gainesville, FL: University of Florida, 1973); A. M. Hunter, The Work and Words of Jesus (rev. ed.; London: SCM, 1973); J. Jeremias, The Parables of Jesus (New York: Charles Scribner's, 1963); E. Jungel, Paulus und Jesus (4th ed.; HUT; Tubingen: J. С. В. Mohr, 1972); W. G. Kummel, Promise and Fulfilment (2d ed.; SBT 23; Naperville: Allenson, 1961); G. E. Ladd, The Presence of the Future (Grand Rapids: Eerdmans, 1974); G. Lundstrom, The Kingdom of God in the Teaching of Jesus (London: Oliver and Boyd, 1963); M. Pamment, «The Kingdom of Heaven according to the First Gospel», NTS 27 (1981) 211-32; N. Perrin, The Kingdom of God in the Teaching of Jesus (Philadelphia: Westminster, 1963); idem, Jesus and the Language of the Kingdom (Philadelphia: Fortress, 1976); H. Ridderboss, The Coming of the Kingdom (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1962); K. L. Schmidt et al, «Βασιλεύς κτλ», TDNT 1.564-93; R. Schnackenburg, God's Rule and Kingdom (New York: Herder and Herder, 1963); E. Schrurer, The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C-A.D. 135), rev. and ed. G. Vermes et ak. (3 vols; Edinburgh: T. & T. Clark, 1973-87); A. Schweitzer, The Quest of the Historical Jesus (London: A. & C. Black, 1910); Str-B.; W. Willis, ed., The Kingdom of God in 20th-century Interpretation (Peabody, MA: Hendrickson, 1987). С. С. Caragounis 1 2 |