Главная страница

семинар история древнего мира. семинар восток. Илиада и Одиссея Гомера, как исторические источники


Скачать 68.54 Kb.
НазваниеИлиада и Одиссея Гомера, как исторические источники
Анкорсеминар история древнего мира
Дата22.12.2021
Размер68.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар восток.docx
ТипДокументы
#314588
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

«Илиада» и «Одиссея» Гомера, как исторические источники


Наиболее ранними письменными источниками стали эпические поэмы, приписываемые слепому сказителю Гомеру, - «Илиада» и «Одиссея». Эти произведения, считающиеся лучшими образцами эпического жанра мировой литературы, были составлены на основе многочисленных сказаний, легенд, песен, устных народных преданий, восходящих еще к ахейскому времени. Однако обработка и сведение этих разнородных частей в единое художественное произведение произошло в IX-VIII вв. до н. э. Не исключено, что эта работа могла принадлежать какому-то гениальному сказителю, известному нам под именем Гомера. Поэмы долгое время передавались устно, но в VII-VI вв. до н. э. были записаны, причем окончательная редакция и запись поэм была проведена в Афинах при тиране Писистрате в середине VI в. до н. э.

Каждая поэма состоит из 24 книг. Сюжетом «Илиады» является один из эпизодов десятого года Троянской войны, а именно ссора в стане греков между командующим греческим войском царем Микен Агамемноном и Ахиллом, предводителем одного из фессалийских племен. На этом фоне Гомер дает обстоятельное описание военных действий греков и троянцев, устройства военного лагеря и вооружения, системы управления, внешнего вида городов, религиозных воззрений греков и троянцев, повседневного быта.

В поэме «Одиссея» рассказывается о приключениях царя Ила к и Одиссея, возвращавшегося после разрушения Трои на родную Итаку. Боги подвергают Одиссея многочисленным испытаниям: он попадает к свирепому циклопу, проводит корабль мимо чудовищ Сциллы и Харибды, спасается от людоедов лестригонов, отклоняет чары волшебницы Кирки, превращающей людей в свиней, и т. д. Гомер показывает своего героя в разных ситуациях мирной жизни, что позволяет ему дать характеристику самых различных ее сторон: хозяйственные занятия, быт царского дворца и поместья, взаимоотношения между власть имущими и бедняками, обычаи, частности повседневного быта.

Достаточно подробно отражен в произведениях Гомера общественный строй Древней Греции. В гомеровском обществе нет и следа той централизации, которая была присуща микенскому обществу. Каждая маленькая община была совершенно независима от других и имела своего правителя - басилея. Даже при объединении различных греческих городов для совместного набега, басилеи ревниво охраняли свою независимость и пресекали всякие покушения на причитающуюся им часть военной добычи.

Эта добыча по окончании набега делилась между всеми его участниками; не было никакой войсковой казны. На общем собрании войска, в присутствии воинов, Ахилл мог позволить себе говорить Агамемнону таки слова:

Пьяница грузный, со взором собаки, с душою оленя...

Царь - пожиратель народа, над жалким народом царишь ты!

Гомеровское общество на его ранней стадии является военной демократией. Не знающей частной собственности на землю. Общины находились в состоянии непрерывной войны и жизнь человека, находящегося за пределами своей общины, ничем не была защищена. В гомеровское время первенствующую роль в Греции стала играть община как целое, и даже род мыслился как её подразделение. Вся жизнь человека без остатка принадлежала не ему, а общине: право отдельного человека на личное счастье было сильно ограничено. Для блага общины ребенок, появившийся на свет, мог быть убит по приказанию старейшины. Если гражданин был беззаветно предан своей общине, то все, что находилось за её пределами было для него враждебно, на всю остальную территорию не простирались законы и принципы нравственности.

Ввиду натурального характера хозяйства распределение имущественных благ было в это время еще чрезвычайно устойчивым. Наиболее знатный человек был почти всегда и наиболее богатым. За ссудой к ним старались обращаться только в минуты крайней нужды. Поэтому, как бы ни была велика «благодарность», она считалась естественной, так как в большинстве случаев речь шла о семенной ссуде перед посевом, буквально спасавшей должника от голодной смерти:

Точно отмерив, бери у соседа взаймы: отдавая,

Меряй такою же мерой, а можешь - так даже и больше,

Чтобы наверно и впредь получить, как нужда приключиться.. .

При захвате вражеской территории мужское население обыкновенно убивалось, так как иметь в доме в качестве раба бывшего неприятеля, сохранившего любовь к свободе и вражду к разорителю своего города, считалось нецелесообразным. Поэтому рабов было очень мало, гораздо больше было рабынь. Свободные женщины занимались домашними работами наравне с рабынями. В «Одиссее» царская дочь Навсикая идет на море стирать бельё вместе со своими рабынями.

Труд рабынь имеет в поэмах довольно широкое применение:

Жило в пространном дворце 50 рукодельных невольниц,

Рожь зерновую мололи одни жерновами ручными

Нити пряли другие и ткали, сидя за станками…

«Илиада» и «Одиссея», несомненно, являются интереснейшими историческими источниками, однако, чтобы использовать данные гомеровских поэм для воссоздания отраженной в них исторической действительности, требуется самый внимательный и кропотливый анализ. Ведь каждая из поэм - прежде всего художественное произведение, в котором поэтический вымысел и историческая, правда, перемешаны самым причудливым образом. К тому же поэмы создавались и редактировались в течение нескольких столетий, и потому в них отразились разные хронологические пласты: жизнь и обычаи ахейских царств, общественные отношения так называемого гомеровского времени (XI-IX вв. до н. э.) и, наконец, время составления поэм (IX-VIII вв. до н. э.).


  1.   1   2   3   4   5


написать администратору сайта