семинар история древнего мира. семинар восток. Илиада и Одиссея Гомера, как исторические источники
Скачать 68.54 Kb.
|
10. Ранняя греческая тирания. Проблема ранних ("старших") тираний напрямую связана с колонизацией и крупными изменениями в общественном укладе VII-VI вв. до н. э. Тирания основана на политическом насилии по отношению к определенной части общества и авторитете одного правителя - наиболее простая форма власти, явившаяся лишь ступенью при восхождении греков к более сложным представлениям о демократии. В Греции эпоха тирании представляла собой переходный этап, причина которого лежала в потере социального равновесия. Период активного хозяйственного развития сопровождался общественными смутами, вызванными поляризацией общества, резко разделившегося на бедных и богатых. Разрыв этот был велик, и для его уничтожения в ряде городов возникают тиранические режимы. В архаическую эпоху статус знатного человека составлялся из двух компонентов: древности рода и богатства гражданина. Понятия "родовитый" и "бедный", вполне совместимые еще во времена Одиссея, уже не применимы к знати архаической эпохи. Основная часть простого народа стремилась к участию во власти, поэтому именно в смутное время у греков постепенно вырабатывалось представление о гражданстве. Тираны выступили врагами общества, связанного со старыми порядками, то есть господством знати. Основная цель новых правителей - истребление аристократии, поэтому тирания как явление разрушительное не могла носить прогрессивный характер. С другой стороны, правители выражали интересы рядовых граждан и часто, сами того не подозревая, расчищали дорогу демократии. В таком случае народ сам избирал тиранов, и их приход к власти не был связан с прямым насилием. Выделяют 2 вида тирании: первый - тирания, установленная в результате борьбы демоса с родовой знатью, - из их противодействия и рождалась новая форма власти; второй вид - тирания греческих ставленников Персии, подчинившей полисы на западном побережье Малой Азии и близлежащих островах, - эти тираны проводили проперсидскую политику, когда с VI в. до н. э. молодое персидское государство начало набирать силу. Однако в целом тиранические режимы в Древней Греции не стали повсеместным явлением. 11.Генезис греческого полиса и основные особенности полисной организации. Полис (греч. polis - город, государство) - особая форма социально-экономической и политической организации общества в античности. Полис - коллектив граждан вместе со всеми материальными условиями его сосуществования. Платон и Аристотель считали, что возникновение полиса обусловлено необходимостью удовлетворения потребности в пропитании, жилище и одежде, потребности, которую человек в состоянии удовлетворить не единолично, но лишь в сообществе с другими людьми. Таким образом нам кажется совершенно справедливым определение полиса как одного из типов общины, а именно как гражданской общины. К полисной проблематике применительно место отсутствие согласия между специалистами практически в каждом вопросе. В том числе, например, и в таком ключевом, как рождение полиса: при преобладающем мнении, согласно которому это продукт послемикенской эпохи, сформировавшийся на протяжении первой половины I тыс. до н. э., имеются, однако, и идеи о микенском или даже домикенском происхождении полиса (А. ван Эффантерр, отчасти Ю. В. Андреев). Так же рассмотрим процесс поэтапного формирования полиса. Сначала, в IX-VIII вв., в обстановке экономического подъема, демографического взрыва и обострившихся столкновений из-за земли, выделение из аморфной массы сельских поселений одного укрепленного центра, своего рода протогорода. Затем, в условиях набиравшего темп экономического прогресса и в ходе стимулированного им демократического движения VII-VI вв., рождение настоящего города и опирающейся на него сословной гражданской общины. И одновременно с тем и другим формирование полиса как суверенного политического целого, как классового рабовладельческого государства, существующего в условиях городской автаркии и общинной автономии. Но даже отвлекаясь от особенностей генезиса античного полиса, рассматривая этот полис как нечто данное, мы обязаны отдавать себе отчет в своеобразном характере общественной организации. Своеобразие это состоит в неповторимом единстве замечательных в своей простоте и потому особенно жизнестойких качеств. Полис - это элементарное единство города и сельской округи, достаточное для более или менее самодовлеющего существования. Это, далее, простейшая сословно-классовая организация общества, где свободные собственники-граждане, будучи сплочены в искусственно сохраняемую, но выросшую на естественной племенной основе общину, противостоят массе бесправных и несвободных, жестоко эксплуатируемых людей. Это, наконец, простейшая, но вместе с тем весьма эффективная форма политической организации - республика, с более или менее развитыми принципами народоправства и материальными гарантиями их реализации, с соответственно ярко выраженной самодеятельностью обладающей необходимыми средствами и досугом гражданской массы, с обусловленной всем этим высокой развитостью политической идеологии и культуры. До сих пор речь шла в основном об общественном аспекте феномена полиса. Но не менее важным представляется нам его религиозное «измерение». С одной стороны, полис есть городская гражданская община, конституирующая себя в качестве политической организации, то есть государства. Но, с другой стороны, в той же мере полис есть городская гражданская община, конституирующая себя в качестве религиозной организации. Во всяком случае, церкви как особой, отдельной от государства организации никогда не существовало ни в одном полисе. Указанный религиозный аспект полиса также совершенно необходимо учитывать, причем не только на стадии уже развитого полисного социума, но и на стадии его формирования. Французский ученый Ф. де Полиньяк в 1980-х — 1990-х гг. в ряде этапных работ убедительно продемонстрировал синхронность и взаимосвязь «рождения» полиса в Греции и появления крупных святилищ, детально изучил, насколько велика была роль этих святилищ в складывании полисных структур. На эту роль еще до него указывал Э. Снодграсс, но новизна подхода де Полиньяка заключалась в том, что он сделал особый акцент на святилищах на окраине хоры и ввел категорию «биполярного полиса». В этой системе появляются, так сказать, два «полюса», создающие в совокупности «сакральную ось» государства: центральный полюс — сам город с его святынями на акрополе и маргинальный полюс — крупное святилище на хоре. Итак, полис — не только общественное и политическое пространство, но еще и пространство сакральное. |