семинар история древнего мира. семинар восток. Илиада и Одиссея Гомера, как исторические источники
Скачать 68.54 Kb.
|
Письменные источники. «Гомеровский вопрос»Жители острова Иоса показывают на нем могилу Иоса и в другом месте могилу Климены, передавая при этом, что Климена была матерью Гомера. Жители же Кипра, которые тоже претендуют на Гомера как на своего соплеменника, говорят, что матерью Гомера была одна из местных женщин, Фемисто. Павсаний. Описание Эллады, X, 24,3 Отметим еще раз, что источники, освещающие эпоху, завершившую историю ахейского общества, и время, относящееся к следующему периоду – периоду миграций и становления нового вида государственности в Элладе, – немногочисленны. Для характеристики времени между концом XIII – XII в. до н. э. и IX в. до н. э. используются преимущественно археологические данные; косвенным отражением событий являются мифические сказания, в частности, о возвращении Гераклидов, о котором уже упоминалось выше. Отсутствие достоверной синхронной письменной традиции породило такой термин, как «темные века», что является отражением состояния источниковой базы, в некоторых случаях наряду с ним данный период называют временем миграций, тем самым отражая процессы, происходившие на территории Эллады. Некоторые сведения о периоде миграций, начало которого приходятся на позднеэлладское время, сообщает в начальной главе («Археология») историк V в. до н. э. Фукидид. О развитии общества архаического периода можно судить на основании произведений лириков (рубеж VIII–VII вв. до н. э.). В данном плане ценным источником является поэма Гесиода «Труды и дни». Большое значение имеют также археологические свидетельства, на основании которых для XI–VIII вв. до н. э. прослежены изменения в развитии культуры населения Греции и составлена хронологическая схема этих изменений. Наконец, несколько слов следует сказать о поэмах Гомера, возможности использования их для реконструкции периода, именуемого подчас гомеровским, или героическим. Для античного времени личность Гомера, его творчество имеют особое значение. «Илиада» и «Одиссея» – древнейшие памятники греческой литературы, оказавшие огромное влияние на творчество авторов более позднего времени. Однако сведений, когда они были созданы, как и источников, позволяющих представить годы жизни их автора – Гомера, историческая наука не имеет. Все это в совокупности и привело к возникновению «гомеровского вопроса». Уже в античную эпоху филологи пытались установить время создания поэм и решить, написаны ли они одним человеком или отражают творчество нескольких поколений певцов – гомеридов. Гомер являлся легендарной фигурой, неизвестна его родина: семь городов спорили о том, чтобы называться местом, где он родился. Античные ученые приводили и различные даты его жизни, начиная с XII в. и кончая VII в. до н. э. Гомеру приписывалось таинственное происхождение от бога, личное знакомство с эпическими героями, подвиги которых он описал, многочисленные странствия. Имя «Гомер» нередко истолковывалось в Древности как нарицательное. У эллинов Малой Азии оно обозначало «слепец». На о. Хиосе существовали эпические певцы – гомериды, возводившие свое происхождение к Гомеру. Кроме «Илиады» и «Одиссеи», Гомеру приписывали ряд других сочинений, исполняемых певцами-рапсодами. В VI в. до н. э. в Афинах при тиране Писистрате поэмы были записаны, а в V в. до н. э. предпринята попытка отделить «подлинного Гомера» от «не подлинного». Позднее некоторые античные авторы полагали, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат различным людям. По мнению одних, Гомер сочинил только «Илиаду». Другие же, не сомневаясь в принадлежности обоих произведений одному лицу, объясняли различие стилей тем, что «Илиада» сочинена поэтом в молодости, а «Одиссея» – в зрелом возрасте. Античные комментаторы находили в поэмах противоречия, стилистические различия и повторы. Их причинами считали плохую сохранность первоначального текста, пострадавшего от более поздних вставок. Некоторые из вставок относили ко времени первой записи и редакции поэм. Однако в целом сомнений в реальном существовании Гомера в античную эпоху не возникало. В период классицизма (XVII в.) впервые проявилось отрицательное отношение к сочинениям Гомера. Литературоведы считали, что «Илиада» не может принадлежать одному творцу, поскольку в ней отсутствуют единый план, единый герой, многочисленны повторы и противоречия. Научная постановка «гомеровского вопроса» осуществлена Ф. А. Вольфом, издавшим в 1795 г. книгу «Введение к Гомеру». Исследователь отнес поэмы к естественному народному творчеству. Выступая против единства поэм, он аргументировал свой вывод следующим образом: письменность у греков возникла поздно, только в VII–VI вв. до н. э., удержать в памяти такие масштабные произведения как «Илиада» и «Одиссея» невозможно. Наличие вставок и противоречий – свидетельство коллективного творчества: поздние авторы вставили ряд песен, которые были объединены в единое целое во время записи. Развивая положения Ф. А. Вольфа, представитель немецкой школы романтизма Ф. Шлегель сделал вывод о том, что гомеровский эпос – это коллективное творчество эллинов. Так в литературоведении оформилось направление аналитиков, или вольфианцев, доказывавших, что отдельные части эпоса принадлежат различным певцам. Одновременно возникла и школа «унитариев», защитников авторства единого автора – Гомера. В последующем тезис Вольфа о позднем рождении греческой письменности был опровергнут. Находки эпиграфических памятников показали, что письменность, исчезнувшая в «темные века», возрождается уже в VIII в. до н. э. Дальнейшее изучение характера противоречий в поэмах привело к оформлению двух направлений среди аналитиков «песенной теории» Лахмана (1837), видевшего в поэмах механическое объединение независимых друг от друга песен. Так, по его мнению, «Илиада» состоит из 18 самостоятельных песен. Второе направление представлено теорией «первоначального ядра», созданной Германом (1832). Согласно его точке зрения, «Илиада» и «Одиссея» возникли как расширение некоего первоначального ядра; противоречия обусловлены таким расширением. Среди решительных унитариев следует назвать немецкого философа Гегеля, считавшего, что поэмы целостны, создать их мог только один человек. Отрицательно относился к теории Вольфа и первый переводчик поэм Гомера на русский язык Н. И. Гнедич, писавший: «Творения Гомера есть превосходная энциклопедия Древности... И кто любит восходить к юности человечества, чтобы созерцать нагую прелесть природы или питаться уроками времен минувших, перед тем целый мир, земной и небесный, разовьется в «Илиаде». Картиною чудесною, кипящею жизнью и движением, прекраснейшею и величайшею, какую только создавал гений человека. Не славу одного какого-либо племени, но целого великого народа, не одни блестящие свойства какого-либо героя, но все характеры, все страсти человечества юного, все стороны жизни героической обнял и изобразил великий живописец Древности». Вне зависимости от признания единого авторства или отрицания такового при обращении к поэмам Гомера следует поставить такой чрезвычайно важный вопрос: насколько эти сочинения могут быть использованы в качестве исторического источника. В числе тех, у кого события, описанные Гомером, не вызывали сомнений, следует еще раз упомянуть Г. Шлимана. Однако он, вчитываясь в строки стихов, искал Трою ахейского времени. Отношение к поэмам как к историческому источнику у современных исследователей неоднозначно. В работах можно встретить полное отрицание историчности такого события, как Троянская война. Вернее, она рассматривается как одна из военных экспедиций, отражающих колонизацию Малоазийского побережья ахейцами, которую талант эпического поэта вознес до крупнейшего события эпохи. Однако в данном случае нас интересует не описание героических сражений последнего года Троянской войны, а возможность использования сведений для реконструкции развития общества в ХI–VIII вв. до н. э., периода, о котором Плутарх писал: «Неудивительно, что история сбивчиво повествует о столь древних событиях». Неудивительно, потому что сведения об этих отдаленных временах являлись малочисленными уже тогда, когда создавались «Истории» и Геродотом, и Фукидидом. Вот как описывает Фукидид события, происходившие в начале того периода, о котором идет речь: «После Троянской войны в Элладе еще происходили передвижения племен и основывались новые поселения, так что страна не могла развиваться спокойно. Ведь запоздалое возвращение эллинов из-под Илиона вызвало в городах множество перемен и междоусобных распрей, вследствие чего изгнанники основывали новые города. Так предки теперешних беотийцев, на шестидесятом году после взятия Илиона вытесненные фессалийцами из Арна, поселились в современной Беотии, прежде называвшейся Кадмейской землей, а на восьмидесятом году после падения Трои дорийцы вместе с Гераклидами захватили Пелопоннес» (Фукидид, I, 12). Итак, трудности в реконструкции развития общества архаической эпохи вызваны, прежде всего, отсутствием хронологически последовательных источников, и мы можем видеть только отдельные результаты этого процесса, прежде всего те, которые относятся к его концу. Однако при восстановлении картины развития общества многие исследователи (в числе других источников) обращаются и к поэмам Гомера, вобравшим в себя реликты трех эпох: микенской, периода миграций и архаического времени. Историзму гомеровских поэм посвящены специальные работы, например, греческого историка А. Снодграсса. Критическое использование данных поэм Гомера содержится в работах Ю. А. Андреева. Другие же историки исключают произведения Гомера из круга источников, основывая характеристику общества архаического периода на сведениях Гесиода, создателя поэм «Теогония» и «Труды и дни». В последней содержится описание земледельческих занятий, говорится о состояния общества, завершившего многовековой путь от начала миграций до эпохи Великой греческой колонизации. Так поступает, например, В. П. Яйленко, привлекая, кроме сочинений Гесиода, произведения ранних лириков – Архилоха, Алкея, Солона, Тиртея, а также более поздних авторов, в частности одного из крупнейших философов древности Аристотеля. Способствуют восстановлению развития материальной культуры, микросреды обитания и данные археологических раскопок, на основании которых, как уже отмечалось, выделены подпериоды для архаического времени (протогеометрический и геометрический). |