Главная страница
Навигация по странице:

  • Он выдвигает следующую гипотезу

  • Теория цивилизаций. Имени ярослава мудрого кафедра всеобщей истории


    Скачать 410 Kb.
    НазваниеИмени ярослава мудрого кафедра всеобщей истории
    Дата03.04.2018
    Размер410 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеория цивилизаций.doc
    ТипРеферат
    #40210
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Линии разлома между цивилизациями изменились

    В годы холодной войны основные очаги кризисов и кровопролития сосредоточивались вдоль политических и идеологических границ, то теперь они перемещаются на линии разлома между цивилизациями. Но как только был ликвидирован идеологический раздел Европы, вновь возродился ее культурный раздел на западное христианство, с одной стороны, и православие и ислам – с другой.

    Уже 13 веков тянется конфликт вдоль линии разлома между западной и исламской цивилизациями.Многие арабские страны – не только экспортеры нефти – подошли к такому уровню экономического и социального развития, который несовместим с автократическими формами правления. Попытки ввести там демократию становятся все настойчивее. Политические системы некоторых

    арабских стран приобрели определенную долю открытости. Но это идет на пользу главным образом исламским фундаменталистам. Короче говоря, в арабском мире западная демократия усиливает антизападные политические силы. Отношения осложняются и демографическими факторами. Стремительный рост населения в арабских странах, особенно в Северной Африке, увеличивает эмиграцию в страны Западной Европы.

    На протяжении истории арабо-исламская цивилизация находилась в постоянном антагонистическом взаимодействии с языческим, анимистическим, а ныне по преимуществу христианским чернокожим населением Юга. В прошлом этот антагонизм олицетворялся в образе араба-работорговца и чернокожего раба. Сейчас он проявляется в затяжной гражданской войне между арабским и темнокожим населением в Судане, в вооруженной борьбе в Чаде, в натянутых отношениях между православными христианами и мусульманами на мысе Горн, а также в политических конфликтах, доходящих до кровавых столкновений между мусульманами и христианами, в Нигерии. Процесс модернизации и распространения христианства на африканском континенте скорее всего лишь увеличит вероятность насилия вдоль этой линии межцивилизационного разлома.

    На северных рубежах исламского региона конфликт разворачивается главным образом между православным населением и мусульманским. Здесь следует упомянуть резню в Боснии и Сараево, незатухающую борьбу между сербами и албанцами, натянутые отношения между болгарами и турецким меньшинством в Болгарии, кровопролитные столкновения между осетинами и ингушами, армянами и азербайджанцами, конфликты между русскими и мусульманами в Средней Азии, размещение российских войск в Средней Азии и на Кавказе с целью защитить интересы России. Религия подогревает возрождающуюся этническую самоидентификацию, и все это усиливает опасения русских насчет безопасности их южных границ.

    Конфликт цивилизаций имеет глубокие корни и в других регионах Азии. Уходящая в глубину истории борьба между мусульманами и индусами выражается сегодня не только в соперничестве между Пакистаном и Индией, но и в усилении религиозной вражды внутри Индии между все более воинственными индуистскими группировками и значительным мусульманским меньшинством. . В Восточной Азии Китай выдвигает территориальные притязания почти ко всем своим соседям. Он беспощадно расправился с буддистами в Тибете, а сейчас готов столь же решительно разделаться с тюрко-исламским меньшинством. По окончании “холодной войны” противоречия между Китаем и США проявились с особой силой в таких областях, как права человека, торговля и проблема нераспространения оружия массового уничтожения, и нет никаких надежд на их смягчение.

    Уровень потенциальной возможности насилия при взаимодействии различных цивилизаций может варьироваться. В отношениях между американской и европейской субцивилизациями преобладает экономическая конкуренция, как и в отношениях между Западом в целом и Японией. В то же время в Евразии расползающиеся этнические конфликты, доходящие до “этнических чисток”, отнюдь не являются редкостью. Чаще всего они происходят между группами, относящимися к разным цивилизациям, и в этом случае принимают наиболее крайние формы. Исторически сложившиеся границы между цивилизациями евразийского континента вновь сейчас полыхают в огне конфликтов. Особого накала эти конфликты достигают по границам исламского мира, полумесяцем раскинувшегося на пространстве между Северной Африкой и Средней Азией. Но насилие практикуется и в конфликтах между мусульманами, с одной стороны, и православными сербами на Балканах, евреями в Израиле, индусами в Индии, буддистами в Бирме и католиками на Филиппинах – с другой. Границы исламского мира везде и всюду залиты кровью.

    Хантингтон отнюдь не утверждает, что цивилизационная идентичность заменит все другие формы идентичности, что нации-государства исчезнут, каждая цивилизация станет политически единой и целостной, а конфликты и борьба между различными группами внутри цивилизаций прекратятся.

    Он выдвигает следующую гипотезу:

    1. противоречия между цивилизациями важны и реальны;

    2. цивилизационное самосознание возрастает;

    3. конфликт между цивилизациями придет на смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта;

    4. международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше девестернизироваться и превращаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица;

    5. эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности будут складываться скорее внутри цивилизаций, чем между ними;

    6. конфликты между группами, относящимися к разным цивилизациям, будут более частыми, затяжными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации;

    7. вооруженные конфликты между группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн;

    8. главными осями международной политики станут отношения между Западом и остальным миром;

    9. политические элиты некоторых расколотых незападных стран постараются включить их в число западных, но в большинстве случаев им придется столкнуться с серьезными препятствиями;

    10. в ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран.

    Хантингон считает, что Западная цивилизация является одновременно и современной. Незападные цивилизации попытались стать современными, не становясь западными, но лишь Японии удалось добиться в этом полного успеха. Незападные цивилизации и впредь не оставят своих попыток обрести богатство, технологию, квалификацию, оборудование, вооружение – все то, что входит в понятие “быть современным”. Но в то же время они постараются сочетать модернизацию со своими традиционными ценностями и культурой. Их экономическая и военная мощь будет возрастать, отставание от Запада сокращаться.

    Западу все больше и больше придется считаться с этими цивилизациями, близкими по своей мощи, но весьма отличными по своим ценностям и интересам. Это потребует поддержания его потенциала на уровне, который будет обеспечивать защиту интересов Запада в отношениях с другими цивилизациями. Но от Запада потребуется и более глубокое понимание фундаментальных религиозных и философских основ этих цивилизаций. Он должен будет понять, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы. Необходимо будет найти элементы сходства между западной и другими цивилизациями. Ибо в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Напротив, мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них придется учиться сосуществовать со всеми остальными.

    3.Дополнительно рекомендуемая учебная и научная литература

    Учебные пособия.



    1. Моисеева Н.А. Культурология. история мировой культуры. М., 2007.

    2. Мосионжик Л.А. Антропология цивилизаций. Кишинев 2006.

    3. Россия и современный мир: проблемы политического развития. В 2-х частях. М., 2006.

    4. Садохин А.П.. Культурология. Теория и история культуры. М., 2007



    Литература

    1. Бродель Ф. История материальной цивилизации. XV-XVIII вв. В 3-х тт. 1991–1993.

    2. Данилевский Н.Е. Россия и Европа (взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому). – М.: 2003 ( также изд. 1995, 1991 г.)

    3. Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М., 2002

    4. Ефремов А.В. Борьба за историю. (О концепции Н.Я. Данилевского). М., 2006.

    5. Киселев С.Г. основной инстинкт цивилизации и геополитические вызовы России. М., 2002

    6. Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового запада. М., 2005

    7. Ляпин Е.С. Динамика цивилизаций. М., 2007

    8. Маркузе. Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2007.

    9. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.

    10. Пыльцин О.И. Россия и Евразия: эволюция цивилизаций. М., 2003.

    11. Руткевич А.М. Историческая социология Норберта Элиаса. В кн. —Норберт Элиас. О процессе цивилизации, т. 2. М. — СПб,Университетская книга, 2001

    12. Ритцер Дж. Современные социологические теории, гл. 10. СПб, Питер, 2002

    13. Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах/ М., 2003

    14. Славянская Европа. В 2- ч. Ч.1. V-VI вв. Ч.2. VII-VIII вв. М., 2005, 2007.

    15. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2006

    16. Тойнби. А. Постижение истории. М., 2001 (и др. издания)

    17. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2006.

    18. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003

    19. Чернацкий А.М. История исчезнувших цивилизаций. М., 2007.

    20. Черновицкий. В.М. Запад и Восток. Столкновение цивилизаций. М., 2007.

    21. Шоню П. Цивилизации классической Европы. М., 2005.

    22. Шпенглер О. Годы решений. М., 2004

    23. Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. - Т.1 Образ и действительность. М., 2006 (и др. издания); т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М., 2004

    24. Шпет Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М., 2007.

    25. Элиас Н. О процессе цивилизации Т. 1-2. СПб, , 2001
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта