Главная страница

Философия экзамен мпф 2 курс. 1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии


Скачать 1.93 Mb.
Название1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии
АнкорФилософия экзамен мпф 2 курс
Дата12.01.2022
Размер1.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаf.pdf
ТипДокументы
#329214
страница1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1.Взаимодействие
цивилизаций
и
сценарии
будущего
человечества. Концепция постиндустриального общества.
Распространенные в первой половине прошлого столетия пессимистические пророчества относительно заката западноевропейской цивилизации не оправдались. В конце века западный мир одержал несколько исторических побед и уверенно продвигается к новым рубежам - ему удалось достичь небывалой прежде социальной гармонии и экономического благополучия, началось и политическое объединение Старого Света. Западные страны, по сути, захватили контроль над мировыми природными ресурсами, а их интеллектуальный и промышленный потенциал растет быстро, как никогда. По- прежнему сохраняются и местами становятся глубже «линии разлома» между цивилизациями. Однако пример Японии, Тайваня и Южной Кореи показывает, что разность цивилизаций вполне преодолима. За последние полвека Восток стал гораздо больше похож на Запад, чем когда-либо прежде в мировой истории.
Это касается, в первую очередь, экономической структуры восточных обществ.
Человечество интегрируется.
Оптимистические сценарии будущего предполагают, что эта интеграция будет продолжаться и завершится полной конвергенцией (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь), т.е. слиянием цивилизаций в одно органическое целое; пессимистические предсказывают, что процесс интеграции человечества прервет какая-либо техногенная катастрофа или что конкуренция цивилизаций со временем возобладает над общностью интересов человечества.
2. Философия Н. А. Бердяева: проблема творчества, свободы.
Персонализм
Николай Александрович Бердяев (1874 –1948) – виднейший представитель религиозной философии экзистенциального типа.
Суть его философии – «познание смысла бытия через субъект», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер.По Бердяеву, свобода – это сущность человека, связанная с его духом, это его
«внутренняя творческая энергия». Свобода не только важнее справедливости, но и самой жизни. Свобода главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отягощена и ограничена природой человека.

Творчество, по Бердяеву, это есть главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле, т.е. о
«миротворчестве», которое находит свою «объективизацию» в культуре, науке, искусстве и т.д. Но творчество также противоречиво. В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение, «низший» мир
– природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он и называет «объективацией». Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу
«объективации», которая всегда
«антиперсоналистична», обезличивает человека, создает психологию раба.
Бердяев считает, что богословие, которое рассматривает Бога как
«Господина», тем самым унижает человека.
Природа человека.(персонализм) По Бердяеву, бытие проявляется и обрывается через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, сотворенный по образу и подобию Бога, а поэтому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же время он является существом природным и ограниченным. Человек есть пересечение двух миров – высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая – с необходимостью, природой, материей. Бердяев различает понятие «личность» и «индивид». Он пишет:
«Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая». Двойственная природа человека выражается также в том, что «он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного». Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность с его природной стороной. Сам Бог понимается не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла и высшей правды и цели.
Двойственная природа человека рождает, по Бердяеву, вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное
– он подчинен необходимости и не может вырваться за её рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью, «царством Духа» и «царством Кесаря» неразрешимы в этом мире. Это может быть достигнуто только в «царстве Божьем».

3. Бытие человека. Основные философские концепции
природы и сущности человека. Природное и социальное в
человеке.
Природа и сущность человекафилософское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.
можно выделить ряд основных подходов к осмыслению сущности
человека.
-- Натуралистический подход отождествляет понятия «природа
человека» и «сущность человека». Своеобразие или сущность
человека выражается в его особой телесности, в его высокой
организованности как биологической особи.
-- Рационалистический подход говорит, что за рамки животного
царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить,
размышлять о мире и самом себе.
-- Социоцентрический подход говорит о социальной сущности
человека. По мнению французского просветителя
П.Гольбаха
,
человек таков, каким его делает общество. К.Маркс утверждал, что

человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.
Сущность человека есть продукт всех общественных отношений.
-- Религиозно-философский подход утверждает, что человек – это
единственное
живое
существо,
наделенное
божественной
сущностью – Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких
качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и
других) выражено его Богоподобие.
-- Философско-космический подход говорит о космической сущности
человека. Человек признается составной частью Космоса, его
развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с
эволюцией всего Космоса. В процессе длительного исторического
развития человек становится одним из мощных факторов
эволюции природы и всего Космоса.
Биологическое и социальное в человеке.
По своей сущности человек существо социальное. Но он и дитя
природы, он не может в своём существовании выйти за её рамки, не
может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.
д.
Биологическое
в
человеке
выражается
в
генах,
в
морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и
других процессах организма. Социальное и биологическое находятся
в
человеке
в
неразрывном
единстве.
Все
естественные
физиологические процессы, с которым связано существование
человека, протекают в социально-культурных условиях.
Общество, во-первых, изменяет среду обитания людей. Оно создает
искусственную, технизированную среду, в которой люди живут. Эта
среда «вторая природа» не только отделяет человека от природы, но
и проникает внутрь нашего тела (искусственные зубы, протезы
конечностей, вшитые стимуляторы работы сердца и т.д.)
Во-вторых,
общество
видоизменяет
характер
природных
потребностей человеческого организма таким образом, что
удовлетворение их регламентируется существующим и в культуре
правилами и обычаями.

В-третьих, культура выступает как множество запретов, которые
накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя
естественные «животные» его формы.
В-четвёртых,
общество
формирует
у
человека
новые,
«сверхприродные»
социально-культурные
потребности
(потребности в жилищно-бытовом комфорте, политических
свободах, в творчестве и т. д.)
4. Немецкая классическая философия: И. Кант. Учение о
познании. Агностицизм.
Немецкая классическая философия – это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена творчеством Иммануила Канта (1724 –1804), Георга Гегеля (1770 –1831),
Людвига Фейербаха (1804 –1872), Иоганна Фихте (1762 –1814), Фридриха
Шеллинга (1755 – 1854). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций.
Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследованием не только человеческой истории, но и человеческой сущности; отношением к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей; разработкой целостной концепции диалектики; подчёркиванием роли философии в разработке проблем гуманизма
Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта,
Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может.

Он рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разум.
Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан.
Чувства. Чувственные данные, которые мы получаем извне формируются сознанием. Именно поэтому наука возможна в пределах опыта. Кант же сделал вывод, что сознание человека приноравливает к своей схеме чувственный материал. «Рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей»,
- пишет он. Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, а являются нашей способностью восприятия предметов. Пространство – это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), время – априорная форма внутреннего (внутреннего созерцания).
Рассудок. Рассудок – это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий. Мы можем познать, считает Кант, только то, что сами создали.
Основой рассудка является акт самосознания субъекта: я мыслю. Этот акт
Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (объединение восприятий за пределами индивидуального опыта). Естествознание осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной деятельностью, пронизывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только в «эмпирическом смысле», как мир явлений – феноменов.
Понятие же «ноумен» – это то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый предмет». Это понятие введено
Кантом для того, чтобы подчеркнуть невозможность познания «вещи в себе», «вещь в себе» – это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.
Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями.
Идеи у Канта – это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума (как у Платона). Идеи – это представления о целях, к которым стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи побуждают рассудок к деятельности.

Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому разум впадает в иллюзию, запутывается в противоречиях. Доказательством положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума.
Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром
«явлений». Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир, может быть доступно только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи – это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством того, что идее разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии – это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение – руководить поступками человека.
Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.
Агностицизм. Его специфика – в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально касалось представления о богах, а затем уже и природных вещах. Древнегреческий философ Протагор писал о том, что разным людям свойственны разные понимания и разные
оценки явлений, поэтому «человек есть мера всех вещей». В этом положении не только установлена противоположность между субъективной и объективной реальностью, но и отрицается возможность их совпадения в процессе познания действительности, утверждается абсолютная независимость субъективной реальности от объективной.
5. Наука как культурный феномен. Функции науки в обществе.
Сциентизм и Антисциентизм.
Сциентизм- концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Отрицательные черты сциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки.
Антисциентизм- философско-мировоззренческая позиция,заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.
Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики.Крайние формы: Ницше, Хайдеггер,
Бердяев—стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука.
Функции: познавательная -задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально- теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
мировоззренческая -главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания; производственная, -призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. культурная, образовательная -наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.
6. Философские идеи в античной медицине: Эмпедокл,
Гиппократ, Гален.
Эмпедокл (490-430) - высказывает положение в поэме «О природе» о существовании четырех материальных начал, которые он называет «корнями всех вещей» -огонь, воздух, вода и земля. Жизнь природы состоит в соединении и разделении этих вещественных элементов. В медицине он основоположник направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек. Уделял вопросам анатомии и физиологии. В основу представлений о строении организма он кладет учение о 4 элементах. Большое внимание уделял вопросам анатомии и физиологии. В основу своих представлений о строении организма кладет учение о четырех элементах, объясняя различия свойств органических тканей пропорциями, в которых элементы входят в состав этих тканей. Теория основывалась на принципе «подобное познается подобным».

Гиппократ (460-377) - примыкал к натурфилософии, сводя все существующее к огню, как действующей причине, и к воде, как питательному началу,4 типа темперамента. Основным принципом в его суждениях является принцип согласия несогласного.
Придерживался идей неучтожимости материи, тождества возникновения с объединением элементов, тождества гибели тел с их разъединением. Высказал идею о четырех жидкостях (слизь из мозга, кровь из сердца, желтая жечь из печени и черная из селезенки) и выделил 4 темперамента – сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
Гален (130-200) - идеалист, соединивший в своем учении отдельные идеи Платона, стоиков и Аристотеля.
В «Истории философии», написанной специально для студентов-медиков, он писал, что «лучший медик, чтобы стать таковым, должен быть истинным философом».
В своих медицинских представлениях опирался на идеи Платона и идеалистические элементы философии Аристотеля. Жизнь, в его понимании, является высшим проявлением божественной воли. Каждый орган выполняет свою функцию, предписанную божественным началом. Идеалистические элементы взглядов Галена были абсолютизированы в эпоху средневековья.
В то же время многие достижения Галена являются актуальными и в наше время:
-
Гален выступил систематизатором медицинского знания, внес вклад в разработку проблем медицинской этики;
- врачам своего времени он предъявил три обвинения: в невежестве, коррупции и разобщенности;
- он стал основоположником науки о классификации болезней, применял в классификации локалистический принцип (различение болезней по месту поражения органов и тканей), симптоматологический принцип (по наиболее типичным симптомам), этиологический принцип (по причинам и условиям возникновения).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта