Главная страница
Навигация по странице:

  • античной

  • Критика платоновского учения о идеях

  • Логика и методология Аристотеля

  • Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Скептицизм, агностицизм и гносеологический реализм в решении проблемы познаваемости мира.

  • Пантеистическая философия Б.Спинозы.

  • Антропологический материализм Л.Фейербаха.

  • Философия русского космизма. Представители, основные идеи. В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров.

  • Культура как способ бытия человека. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация.

  • Философия экзамен мпф 2 курс. 1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии


    Скачать 1.93 Mb.
    Название1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии
    АнкорФилософия экзамен мпф 2 курс
    Дата12.01.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаf.pdf
    ТипДокументы
    #329214
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Диалектика - учение об универсальных законах связи и развития в мире и общефилософский метод познания.
    Метафизика - учение о неизменной, вечной сверхприродной сущности бытия, а также метод, противоположный диалектике.

    24. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Д.Дидро и Ж.Руссо.

    Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и из учения о человеке и обществе.
    Руссо Жан Жак (1712-1778) - выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии, один из идейных предшественников якобинцев. В философских взглядах - деист. Наряду с существованием бога признавал также существование бессмертной души. Материю Руссо считал пассивной и мертвой. В теории познания Руссо стоял на позиции сенсуализма, выводя все знания из ощущений. В работе "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей' (1754) Руссо выступил с резкой критикой феодально-сословных отношений и объявил причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Руссо предлагал не уничтожение частной собственности как таковой, а замену крупной собственности мелкой собственностью. Руссо идеализировал первобытный строй, отрицал учение Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит война всех против всех. Руссо утверждал, что в "естественном состоянии" все люди были равны и не знали социального гнета, нищеты и несправедливости.
    Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы.
    Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего.
    Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. По мысли Дидро , всё изменяется, исчезает. Только целое остаётся . Мир беспрерывно зарождается и умирает , каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти ; никогда не было и не будет другого мира.
    Материалистическая теория психических функций: животное - инструмент, обладающий способностью ощущения и памятью. Наши
    чувства-“клавиши”, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе.
    В учении об обществе французские материалисты остаются все еще идеалистами- движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения.
    В учении о природе человека, о воспитании, об обществе и государстве французские материалисты отстаивают детерминизм.
    Хотя человек - продукт внешних сил и физических условий, он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу. Общество наказывает за преступления, т.к. они для общества вредны. Далее, само наказание
    - сильнейшее средство предотвращения преступлений в будущем.
    25. Проблема смысла человеческого бытия. Представления о совершенном человеке и смысле жизни в различных культурах.
    С. Л. Франк писал: «Жизненный путь – это путь борьбы и отречения
    – борьбы смысла жизни против её бессмысленности, отречения от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни».
    Каждый человек задается вопросом о смысле жизни и тайне смерти. перед каждым человеком встает вопрос о смысле жизни.
    Уже в античной философии мы обнаруживаем два подхода к решению этим проблем: имманентный, который ориентируется на выявление смысла внутри человеческого бытия, и
    трансцендентный, предполагающий, что искать смысл жизни следует за пределами её самой.
    При этом первый из названных подходов разрабатывается в рамках таких философских течений как гедонизм и эвдемонизм. Гедонизм
    (греч. – наслаждение) понимает высшее благо, сущность морали и сам смысл жизни во всем том, что приносит наслаждение и избавляет от страданий. Так у Эпикура (342–271 до н. э.) и его последователей главная цель жизни и её смысл – достижение спокойствия души, которое человек может достичь, преодолев
    страх, прежде всего, страх перед смертью. Представители эвдемонизма (греч. – блаженство, счастье) говорили, что смысл жизни заключается в стремлении к счастью как к личному, так и общественному. При этом одним философам счастье видится особым видом наслаждения (Сократ), другим – представляется в наслаждении интеллектуальной деятельностью (Платон), третьи понимают счастье как спокойствие души, связанное с умеренностью в наслаждениях и гармонии в образе жизни.
    Трансцендентные теории ищут некую внешнюю для человека самоценную сущность, к которой следует приобщиться и тогда человек приобретет смысл своей жизни.
    Для христианской этики смыслом жизни является спасение души через веру в Бога и необходимости любви к ближнему.
    В эпоху Возрождения – возникает новое решение этой проблемы: необходимо усовершенствовать общество путем социальных преобразований и тем самым обеспечить всех людей счастливой жизнью. Такого рода идеи мы можем обнаружить у первых социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанелла.
    В философии Нового времени возникает новое понимание смысла жизни. Б. Спиноза говорил о том, что смысл жизни в познании истины, потому что только оно есть «истинное счастье и блаженство человека».
    26. Целеполагание: нормы и ценности. Виды ценностей.
    Ценности – это: требования, обращённые к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.
    Сформировалось несколько типов теорий ценностей.
    I) Натуралистический психологизм Дж. Дьюи. В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую–либо потребность людей, является ценностью.

    2) Аксиологический трансцендентализм. Здесь ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких–то иных целей. Ценность – это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т. е. трансцендентный (потусторонний, запредельный) субъект.
    3) Персоналистический онтологизм. М. Шелер утверждал объективный характер ценностей. Они, по его мнению, образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с самими предметами.
    Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счёте на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. Более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и
    «познавательные» ценности.
    4) Социологическая концепция ценностей. С точки зрения М. Вебера, ценность – это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчёркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
    Этические ценности
    Особое значение ценности приобретают в этике. Термин «этика»
    Аристотель образовал от греческого слова «этос», которое переводится на русский язык как обычай, характер. Современная этика знает много концепций, главными из которых являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей.
    Основные идеи этики добродетелей разработал Аристотель. Под добродетелями понимаются такие качества личности, реализуя которые человек осуществляет добро. Главные добродетели следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость.

    27.
    Позитивистская концепция научного знания. Основные этапы эволюции позитивизма.
    В 30-40-х гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857), которая получила название позитивизма. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях предстояло построить систему "положительного” знания, которое долж но быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты.
    Позитивизм выступил с требованием "чистого опыта", т.е. исследования явлений без философии и какого либо оценочного знания. Он выступил под флагом борьбы со схоластикой, за единство философии и науки, хотя на деле им делается попытка упразднения философии, растворения ее в отдельных конкретных науках.
    Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время "положительного" знания, Конт формулирует три закона:
    1) закон "трех стадий"; 2) закон постоянно го подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выра жающийся в классификации наук.
    По Конту, наблюдение - это универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки он понимает как накопление полученных знаний и, прежде всего законов. Знания предстают как описательные знания и противопостав ляются тенденции объяснения.
    Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие не только естественнонаучных, но и социальных исследований. "Кредо объективизма", которое сводилось к ряду требований при изучении общественных явлений: 1) пользоваться, прежде всего, теми же методами, что и естествоиспытатели (количественные методы); 2) изучать в первую очередь факты, а не их причины; 3) избегать какого- либо ценностного подхода при анализе исследуемого материала.

    28.
    Философские воззрения
    Аристотеля.
    Аристо́тель
    Древнегреческий философ. Ученик Платона. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
    Аристотель: "Познание начинается с удивления".
    Высшие принципы научно-философского знания недоказуемы и познаются непосредственно интеллектуальной интуицией, либо
    (отчасти) – путем индукции (эпагоге). «Знать» для Аристотеля означает «знать первые причины, или элементы» вещи, «всякое научное знание есть знание об общем», эпистеме о единичном невозможна.
    Критика платоновского учения о идеях
    Основные возражения: • идеи в платоновском понимании бесполезны для понимания вещей; • у Платона отсутствует удовлетворительное решение вопроса об отношении мира вещей и мира идей; • противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами; • в обоснованном мире идей Платон не способен указать причину движения и становления вещей чувственного мира.
    По Аристотелю, каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное.
    ВЕЩЬ есть сочетание "материи" и "формы". Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи.
    Возникновение вещей есть "оформление" материи, 4 вида причин:
    • материальная, • формальная, • производящая, • и целевая.
    Материальная причина дома - то, из чего он строится, формальная - план дома, производящая - архитектор, целевая - законченное здание и его функция. Существует целая иерархия вещей, от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека
    (эйдосом человека является его душа). Началом цепи является первая материя, т.е. ещё не оформленная определённым образом.

    Конечным звеном является эйдос эйдосов(форма форм). Логика и
    методология Аристотеля
    Аристотель подробно рассматривает ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком виде: • как род бытия; • как форма мысли; • как высказывание.
    Категории, которыми умело оперирует Аристотель, следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение
    (действие), пространство и время.
    Три закона формальной логики: 1. Закон тождества. 2. Закон исключенного противоречия. 3. Закон исключенного третьего
    29.
    Познание как предмет философского анализа. Субъект и
    объект познания. Скептицизм, агностицизм и гносеологический
    реализм в решении проблемы познаваемости мира.
    Познание-это процесс, направленный на понимание какого-либо объекта или явления; процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результатом познания является знание. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии.
    Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, накопленных человечеством.
    Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
    Как и на любую проблему, которую изучает философия, существует несколько взглядов, способов ее решения. Так и к проблеме истинности и пределов познания есть несколько различных подходов:
    1.Скептицизм-направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания, так как чувства человека, которыми он познаёт мир полностью субъективны. Основная мысль скептицизма - не
    невозможность дальнейшего познания, а отказ от самой возможности дойти до истины. Скептицизм отрицал истинность любого познания вообще. Цель скептицизма - опровержение догматов любых философских систем. Так же они доказывали и субъективность познания мира с помощью разума. Таким образом, философия скептицизма вообще отказывается от познания как такового. Счастье для скептика - это воздерживаться от любых утверждений и суждений.
    2.Агностицизм- философское учение, согласно которому отрицается принциписальная возможность познания мира, выявления его закономерностей и постижения объектов истины. Агностицизм отрицает возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. В классической форме агностическая установка выражена И. Кантом, утверждавшем, что мы можем познавать лишь явления (феномены) вещей, поскольку вещи всегда даны нам в формах нашего человеческого опыта.
    Каковы же вещи сами по себе — вне этой субъективной данности — о том может знать лишь господь Бог.
    3.Гносеологический реализм-возможность познания, вера в безграничность человеческого познания. Т.е. это утверждение возможности познания объективной истины.
    30.
    Пантеистическая философия Б.Спинозы.
    Пантеизм– религиозно-философское учение, отождествляющее
    Бога с миром (вселенной, человеком) и рассматривающее природу как воплощение Божества.
    Основу философии мыслителя составляет учение о субстанции.
    Спиноза понимает субстанцию как единую, вечную и бесконечную природу. Она есть причина самой себя, она не нуждается ни в чем другом, чтобы существовать. Философ отождествляет природу и
    Бога. Центральная формула его метафизики такова: Бог, или субстанция, или природа. Бог Спинозы иной, чем в теологии, он не есть личность и творец природы. Он - безличная сущность, начало и
    причина всего существующего. Природа творящая. Спиноза наделяет такие свойства бога-субстанции, как неделимость и вечность, то есть безначальность и бесконечность во времени и пространстве. От субстанции природы творящей, философ отличает природу сотворенную - конечные вещи
    31.
    Антропологический материализм Л.Фейербаха.
    Непримиримым критиком религии и идеализма был философ- материалист Людвиг Фейербах. В центре его философии находится человек, который понимается как совершенный и конченый продукт природы, ее высшее выражение. Человек — биологическое существо, наделенное разумом. Именно в нем происходит тождество бытия и мышления. И в этом — принципиальное отличие позиции
    Фейербаха от установки Гегеля, у которого основанием единства бытия и мышления берется не человек, а Абсолютная Идея.
    Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. Сущностью фейербаховской философии является утверждение о том, что человек, существо мыслящее, конкретное, чувствующее, страдающее, является феноменом, из которого можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям
    «абсолютный дух», «субстанция» или «Бог». Человек, таким образом, это высший предмет философии. Это высшее выражение
    Природы.
    32.
    Философия русского космизма. Представители, основные
    идеи. В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров.
    Основная идея русского космизма заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Представителей этого глубоко
    своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу (расширение сознания, развитие ресурсов мозга, достижение индивидуального бессмертия и т.д.).
    Николай Федоров - основоположник русского космизма. В основе его концепции лежит поиск глубинных причин зла и разработки средств его преодоления. Главное зло человека- смерть. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования. Федоров выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники.
    Владимир Вернадский отдавал приоритет науке, он подчеркивал, что она неотделима от философии, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия.
    33.
    Культура как способ бытия человека. Материальная и
    духовная культура. Культура и цивилизация.
    По Николаю Бердяеву, культура, это то, ради живет и существует человек, его способ реализации в мире, а также продолжение деятельности Бога на Земле.
    Само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы:
    Материальная культура-совокупность физических предметов, созданных руками человека. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию
    «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Ценности материальной культуры,
    как правило, имеют определённую цену, а также временные пределы потребления.
    Духовная культура-содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.)
    Когда философия повествует о культуре, то часто в связи с этим употребляет понятие цивилизации.
    Цивилизация
    — это определенная крупная эпоха в история человечества
    (собирательская, аграрная, промышленная и др.), ступень становлении и восходящем развитии человека как активного деятеля и творца. Культура же представляет собой базисное основание и содержание той или иной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизация присуща своя, в чем-то специфическая культура.
    Современная цивилизация, чаще всего именуемая постин­дустриальной, формирует собственную культуру, которая имеет свои отличительные черты и прежде всего — высокий уровень развития науки, техники и технологий. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и движение по пути создания и развития культуры. Но и наоборот, — развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии.
    34.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта