Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Научная картина мира, ее основные варианты.

  • 14. Философия марксизма.

  • Философия марсксизма возникла

  • Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм

  • Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции)

  • Самосознание

  • Философия экзамен мпф 2 курс. 1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии


    Скачать 1.93 Mb.
    Название1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии
    АнкорФилософия экзамен мпф 2 курс
    Дата12.01.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаf.pdf
    ТипДокументы
    #329214
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    12. Проблема субстанции в философии Г.В.Лейбница.
    Монадология.
    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению.
    Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не
    физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.
    Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.
    Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.
    Учение Лейбница – монадология. Монада (одно, единое) – это наименьшая, далее неделимая, часть мира, обладающая психическими свойствами. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом
    «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.
    Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это – Бог. Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу монада человеческой души.
    Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой – защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.
    Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее,
    Лейбниц рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений, или состояний, тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как о концентрированном мире, зеркале единой и бесконечной Вселенной.

    13. Научная картина мира, ее основные варианты.
    Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки (см.
    Наука
    ) соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
    Различают основные формы научной картины мира:
    1. Общенаучная картина мира — целостная система обобщённых представлений о свойствах и закономерностях действительности
    (вселенной, живой природе, обществе и человеке), построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных различных науках на соответствующих стадиях их исторического развития. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Наряду с этим термин «общенаучная картина мира» широко применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи; в этом же значении используются термины
    «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность научно-ориентированного мировоззрения.
    2. Естественнонаучная и социальная картины мира — система представлений о природе и обществе, обобщающие достижения соответственно естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целостного образа мира на основе научных онтологий, включающих представления о природе и обществе.
    3. Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии)
    — системы представлений о предметах отдельных наук
    (физическая, химическая, биологическая, техническая и тому подобные картины мира). Специальная научная картина мира формирует целостный образ предмета научного исследования в
    его главных системно-структурных характеристиках посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её исторического развития и меняется при переходе от одного этапа к другому. В данном контексте термин «мир» наделяется специфическим смыслом, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки. Чтобы избежать терминологических проблем, для обозначения дисциплинарных онтологии применяют также термин «картина исследуемой реальности». Наиболее изученным её образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Обобщённый системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной научной картине мира посредством представлений:
    ○ о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;
    ○ о типологии изучаемых объектов;
    ○ об общих особенностях их взаимодействия;
    ○ о пространственно-временной структуре реальности.
    4. Все указанные представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают основанием научных теорий соответствующей дисциплины. Каждая из конкретно-исторических форм специальной научной картины мира может реализовываться в ряде модификаций. Среди них существуют линии преемственности (например: развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем,
    Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений об исследуемой реальности (например: борьба ньютоновской и декартовской концепций природы как альтернативных вариантов механической картины мира; конкуренция двух основных направлений в развитии электродинамической картины мира — программы
    Ампера — Вебера, с одной стороны, и программы Фарадея —
    Максвелла — с другой).

    Научная картина мира является особым типом теоретического знания (см.
    Теория
    ). Её основными компонентами являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания научная картина мира выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование научной картины мира как исследовательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира.
    Таким образом, научную картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности, отличной от моделей (теоретических схем), лежащих в основании конкретных теорий. Во- первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных
    (например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона —
    Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера — Вебера; с электродинамической картиной мира связаны не только основания электродинамики Максвелла, но и основания механики Герца). Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции — идеальные объекты (например, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством таких абстракций как «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел»,
    «абсолютное пространство» и «абсолютное время»).
    Идеальные объекты, образующие картину мира, в отличие от идеализации конкретных теоретических моделей всегда имеют онтологический статус.
    Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы, составляющие ядро теории, всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории. Процедура отображения теоретических моделей (схем) на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Вне картины мира теория не может быть построена в завершённой форме.
    Научные картины мира выполняют три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования:

    1. систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности;
    2. выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания;
    3. обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.
    14. Философия марксизма.
    Основателями марксизма были К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895).
    Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии"; К. Маркс "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "К критике политической экономии", "Предисловие", "Капитал". Т. 1", "Критика Готской программы"; Ф. Энгельс "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Карл Маркс",
    "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".
    Философия марсксизма возникла в 40-е гг. XIX в. Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как
    Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), работы социалистов- утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и труды французских историков эпохи
    Реставрации (Тьери, Гизо, Минье). Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория
    Дарвина и др. и их философское обобщение. Как видим, Маркс и Энгельс в своей творческой деятельности опирались на самые значительные идеи своего времени, которые они критически переработали, усвоив все наиболее ценное из созданного их предшественниками.
    Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является
    диалектический материализм, по мысли Энгельса, наука о наиболее общих
    законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.
    Составной частью марксистской философии выступает
    исторический
    материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.
    15.
    Сознание, самосознание, личность. Структура сознания.
    Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. В более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойствена общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия,
    искусство, нравственность, религия, политика и т. д. Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание- это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде.
    Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить - «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности. В социально- гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.
    Большинство современных исследователей выделяют сле­дующие основные компоненты или сферы сознания.
    1.
    Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
    2.
    Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности.

    Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.
    3.
    Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.
    4.
    Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается
    «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.
    5.
    Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания.
    Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное
    Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
    16. Истоки философии. Мировоззрение и его типы. Философия и мировоззрение. Специфика философского мировоззрения.
    Философия возникает в VII – VI веках до н.э. в трех точках земного шара: в
    Древнем Китае, в Древней Индии и в Европе (в Древней Греции).
    Первоначально философия включала в себя знания о мире и человеке, которое накопило человечество к тому времени. Философов интересовало все: причины морских приливов и отливов, солнечных и лунных затмений, в поле их внимания были проблемы мироустройства и анатомии человека, причины болезней и законы человеческого мышления и т.д. Другими
    словами, не было таких проблем, связанных с миром и человеком, которыми бы не занимались философия. Таким образом, она была единственной наукой, возникшей в античном мире и получившей поэтому название «науки наук».Философия с точки зрения древних греков, это не только любовь к мудрости, но это и стремление к знанию, причем, к
    знанию всеобщему, лежащему в основе мудрости.
    Мировоззрение включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценностей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем.
    Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение.
    Формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет
    миропонимание.
    Мироощущение, мировосприятие, миропонимание формируют структуру мировоззрения.
    Исторически первым типом мировоззрения становится мифологическое
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта