Главная страница

Философия экзамен мпф 2 курс. 1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии


Скачать 1.93 Mb.
Название1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии
АнкорФилософия экзамен мпф 2 курс
Дата12.01.2022
Размер1.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаf.pdf
ТипДокументы
#329214
страница13 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
Второй этап - этап вещественно-субстратного представления.
Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк).
Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века (Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома). Выход нашелся в образе квантово- механической картины мира в естествознании и диалектико- материалистического понимания материи философии. Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются,
отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и не способна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте. В этом случае атрибутами
(неотъемлемыми свойствами материи) являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения .
Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.
Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим.
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием. Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что - неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи.

Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;
- движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;
- движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,
- движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение ,но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения .Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.
Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами. По сути речь идет о развитии.
Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи ( развитие звезд). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.
Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой (Г.Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс). Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах :

1.
Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;
3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта