Философия экзамен мпф 2 курс. 1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии
Скачать 1.93 Mb.
|
Этика стоиков и философия киников. Киники — древнегреческая философская школа, основанная Антисфеном Афинским. Киники провозглашали свободу от условностей общества, возврат к простоте и избавление от всего лишнего. Они пытались не только разработать собственный взгляд на мир, но и испытать на себе те же взгляды, которые они проповедовали. Киники провозглашали три основных принципа существования: аскесис — упрощение и ограничение своих потребностей, доходящее до предела; сила духа и характера, позволяющая обходится малым; апедевсия — свобода от любых догм: религиозных, культурных, общественных. Культура и образование, считали киники, убивают истинное знание, поэтому идеал — невежество; автаркия — автономность и независимость. Киникам не нужны ни семья, ни государство, ни другие общественные образования. Для представителей школы киников главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями. Человек может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы. В этике стоиков мир-бог служит образцом, примером для поведения человека. Это объясняет основную посылку стоической этики: счастье человека в том, чтобы «жить сообразно природе». Ведущее место в их учении занимала этика – учение о нравственности поведения. Стоики учили мужественно противостоять трагизму жизни. Человек должен жить морально. Это внутренний выбор. Если такой возможности нет, то можно добровольно уйти из жизни. Добродетель в системе рассуждений стоиков выступает как единственное благо. 35. Категория “бытие” в философии. Эволюция философских воззрений на бытие. Монизм и плюрализм. Основные формы бытия. Бытие – философская категория, обозначающая реальность в ее объективном и целостном существовании. Философы понимают под бытием мир, как он есть сам по себе, а не каким он может казаться. В этом отношении философское понимание бытия имеет сходство с его значением в обыденной речи, поскольку слово «быть» означает для нас нечто, существующее в самой действительности, а не только в нашем воображении. Таким образом, бытие – это категория, которая представляет совокупность всего существующего, неся в себе критерий его существования. Эволюция взглядов: В Античности-поиск первоначала мира, бытие едино и неизменно, абсолютно и тождественно самому себе, бытие=мышление Средние века- бытие=Бог Возрождение-бытие совпадает с природой, но Бог присутствует в каждой части природы Новое время-вводится «субстанция»-первооснова всего существующего. Просвещение-бытие=материя=вещество. По Канту-бытие можно рассматривать только по отношению к субъекту Марксизм-бытие-объективная реальность, существующая вне зависимости от человека Понятие субстанции вызывает вековые споры среди философов по вопросу не только ее качественной, но и количественной определенности. Монизм-философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В зависимости от того, принимается ли за первооснову природа, материя (Демокрит, Фейербах, Маркс) или Бог, идея (Платон, Гегель, В.С. Соловьев), выделяются два направления монизма: материалистический и идеалистический. Плюрализм- философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм бытия. Основными формами бытия являются: материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлении природы, окружающего мира; идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. 36. Основные тенденции развития античной философии, ее периодизация. Проблема первоначала в ранней греческой философии (Милетская школа, Элейская школа, Гераклит, Пифагор). Основные периоды развития античной философии: Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”. Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи. Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику. Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом. Римский период развития античной философии (I в. до н.э. - V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства. Милетская школа – первая материалистическая школа в Древней Греции (представители - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Происхождение и сущность мира объясняют естественными, материальными причинами, а не божественным созданием. Пытались определить то общее, что объединяет все вещи природы. Основа мира – различные вещественные элементы (вода, воздух, земля и т.д.). 1. Фалес из Милета (ок.624 – 547 до н.э.) Первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. Купец, астроном (предсказал солн. затмение в Греции в 585 году до н.э.). Первым указал на конкретную, естественную причину (основу) происхождения природы. Единая основа всех вещей – вода. (Это – материализм). Все происходит из воды и воду обращается (жизнь из влажного). Земля – диск на воде. Несмотря на наивность идеи Фалеса о первосущности воды, тем самым был проложен путь к естественному объяснению происхождения природы. Герцен: «Была дана отставка олимпийским богам». 2. Анаксимен (588-526), ученик Фалеса. – все происходит из воздуха, посредством разрежения и сгущения которого образуются все тела (огонь – при разряжении, вода - при сгущении). 3. Анаксимандр (610-540), ученик Фалеса. Первым понял, что часть не может быть причиной возникновения целого (например, только вода, воздух, земля или огонь не могут создать все многообразие природы). Первоначалом природы является апейрон -некое универсальное, бесформенное первовещество которое лежит в основе всех вещей природы. Эффеская школа основана Гераклитом Эфесским, жившим в городе Эфесе на западном побережье Малой Азии; отсюда название школы и прозвище ее основателя. Первоосновой мира Гераклит считал огонь, приписывая ему свойства материальной, живой, разумной субстанции (как у Фалеса вода). Огонь обладает Логосом — Мировой Разум. В отличие от милетцев и эфесцев Пифагор был идеалистом. Первоосновой мира он считал числа (целые натуральные). Все на свете исчисляется и находится в численном отношении друг к другу; эти отношения создают гармонию в мире. Числа находятся в основе пяти стихий, составляющих все многообразие мира и нашу планету — центр Вселенной. Даже звуки (в том числе и в музыке) он соотносил с различными числами. Пифагор также верил в переселение душ. Элейская школа,или школа Элеатов – начинает функционировать в середине VI в. до н. эр. Основателями считают Парменида, Зенона и Мелисса, хотя в отдельных источниках упоминается еще имя Ксенофана. Они, первыми, в истории философии, начали осмысливать проблему бытия. Пармениду принадлежат слова: «Бытие есть, а небытия нет». 37. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Роль предпосылочного знания (интуиции) в философии и медицине. Чувственное познание является непосредственным результатом прямого взаимодействия органов чувств субъекта с внешним миром, хотя оно и опосредованное биологической предысторией человека и его историческим развитием. Чувственное познание – это начало, источник, а потому и основа познавательного процесса. Основными его формами, расположенными по степени сложности и проявления активности субъекта, есть ощущение, восприятие и представление. В отличие от чувственного познания, рациональное познание является обобщенным и опосредованным познанием действительности. Оно заключается в абстрагировании, обобщении, в оперировании абстракциями, что обеспечивает знание об некоем общем. Поэтому рациональное познание и отражает природу глубже, полнее дает знание о сути. Оно имеет относительную самостоятельность, поскольку возникает на основе обобщения существенных черт, свойств предмета, выступает в форме понятия, может остаться неизменным, существовать и тогда, когда отображаемый им предмет уже не существует (или не существовал). Оно способствует совершенствованию чувственного познания, сохраняет для будущих поколений результаты исторического развития познания, выступает как орудие преобразования мира. И все же рациональное познание может развиваться только в единстве с чувственным. Это две стороны одного процесса. Формами рационального познания являются: ● понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные признаки вещей. ● суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. ● умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод. Интуиция - способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция не осуществляется в логически развёрнутом и доказательном виде. Интуиция позволяет принимать решения, делать выбор, решать сложные проблемы при недостаточном количестве фактов и данных. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно, но при достаточном её развитии она помогает поступать нам разумно в любых обстоятельствах. Порой, интуиция-это единственное, что может нам помочь сделать свой выбор в сложных ситуациях. Мнение о том, что интуиция в жизнедеятельности врача играет большую роль, сложилось со времен Гиппократа, ведь в то время медицина не знала о развитии и течении множества заболеваний, распознавание болезней был доступно лишь определенному кругу лиц, которые и обладали той самой «интуицией врача». Несмотря на то, что сейчас медицина достигла высшего своего развития, интуиция продолжает играть важную роль. Например, по жалобам больного не всегда можно правильно оценить объективное состояние его организма. Так же одних теоретических знаний будет недостаточно, так как симптоматика ряда заболеваний схожа, а некоторые напротив могут протекать бессимптомно. Здесь необходимо клиническое мышление врача, способность анализировать для того, чтобы прийти к правильному выводу, а впоследствии к решению проблемы. 38. Антропология и этика И. Канта. Категорический императив И. Канта. Антропологию Кант рассматривает с "прагматической" точки зрения. Это значит, что вне поля его зрения остается физиология, то, что сделала из человека природа; его интересует в первую очередь то, что он делает из себя сам, что делают с ним люди. Антропология с прагматической точки зрения" написана Кантом в 1798 г. В ней он предпринял попытку в систематическом виде изложить учение о человеке -- антропологию, которую разделил на физиологическую и прагматическую. С прагматической точки зрения человек -- это свободно действующее существо, и Кант пытается выяснить, каким он может стать в результате собственных усилий. По мнению Канта, антропология не может называться прагматической, если она включает в себя только знания о вещах, животных, растениях и т. д. Прагматической она становится только тогда, когда изучает человека как гражданина мира.Идеи Канта воплотились через полтора столетия в гуманистическую психологию. Человек для Канта - "самый главный предмет в мире". Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивид, лицо. При всех изменениях, которые он может претерпеть, он все же одно и тоже лицо. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива: •«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; •«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству». 39. Проблема свободы личности в истории философии. СВОБОДА ЛИЧНОСТИ - возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философии в решении проблемы свободы личности можно выделить следующие подходы. 1) Фатализм (Сенека, П. Гольбах): свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей, что означает: человек подчиняется природным законам (он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле); он подчиняется и социальным законам (он живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом). 2)Свобода как «познанной необходимости» (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс), где свобода предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними. 3)Абсолютная свобода (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна), где свобода рассматривается как внутреннее и духовное явление и выражает возможность выбора любого решения. 4)Относительность свободы (наиболее популярным в философии XX века), где утверждается, что человек обладает свободой воли, но она не абсолютна, так как люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения. Мера свободы личности определяется: а) конкретной ситуацией; б) особенностями самой личности и ее способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них. 40. Бытие человека. Основные философские концепции природы и сущности человека. Природное и социальное в человеке. Под природой человека понимается своеобразие, специфика людей как живых существ, а под сущностью - главная, ведущая, определяющая черта людей. Выделяют три подхода к человеку: а)объективисткий подход: человек продукт и носитель внешних, объективных условий его существовании (концепция вульгарных материалистов, идеально-заданная концепция) б)субъективисткий подход: человек - это прежде всего его внутренний духовный мир (психоаналитическая концепция, экзистенциальная и др.) в)диалектико-материалистический подход: человек есть неразрывное единство телесного, духовного и социального (классический марксизм) человек-продукт и творец своих общественных отношений. Сущность человека - это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Человек - живая система, биопсихосоциальное существо. Социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет, как в филогенезе, так и онтогенезе. Биологическое и социальное в человеке. По своей сущности человек существо социальное. Но он и дитя природы, он не может в своём существовании выйти за её рамки, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т. д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве. Все естественные физиологические процессы, с которым связано существование человека, протекают в социально-культурных условиях. Общество, во-первых, изменяет среду обитания людей. Оно создает искусственную, технизированную среду, в которой люди живут. Эта среда «вторая природа» не только отделяет человека от природы, но и проникает внутрь нашего тела (искусственные зубы, протезы конечностей, вшитые стимуляторы работы сердца и т.д.) Во-вторых, общество видоизменяет характер природных потребностей человеческого организма таким образом, что удовлетворение их регламентируется существующим и в культуре правилами и обычаями. В-третьих, культура выступает как множество запретов, которые накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя естественные «животные» его формы. В-четвёртых,общество формирует у человека новые, «сверхприродные» социально-культурные потребности (потребности в жилищно-бытовом комфорте, политических свободах, в творчестве и т. д.) Таким образом, в условиях общественной жизни человек развивается под контролем взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. При этом биологическая программа относительно стабильна. Тогда как социокультурная претерпевает быстрые исторические изменения. 41. Понятие науки. Структура научного познания и его специфика. Методы научного познания. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Особенности научного познания: 1. систематичность 2. доказательность. а) эмпирическая (проверить факты) - опытная. б) логико-математическая доказательность. 3.фиксация и предъявление строгих требований к методам познания. 4. строгость и однозначность языка. 5. объективность и общеобязательность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость. 6. объекты научного познания - идеализированные объекты. Структура научного познания: 1. эмпирические факторы. 2. закон - всеобщая существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями, предметами или их свойствами. 3. теория - высшая форма организации научного знания, которая при помощи системы законов, объясняет какой-либо фрагмент реальности. 4. методы - способы, правила познавательной, практической, исследовательной деятельности, исходящих из особенностей изучаемого предмета. Методы научного познания. Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это - целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога). Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека. Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания. Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий. 42. Предмет и объект философского познания. Структура философского знания. Социально-культурные функции философии, и ее личностный смысл. |