Главная страница
Навигация по странице:

  • «Доказательства» бытия Бога.

  • Иррациональное

  • Философия экзамен мпф 2 курс. 1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии


    Скачать 1.93 Mb.
    Название1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии
    АнкорФилософия экзамен мпф 2 курс
    Дата12.01.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаf.pdf
    ТипДокументы
    #329214
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    мировоззрение. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений.
    Следующий тип мировоззрения – религия. В отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение на сверхприродном, духовном мире божества и его атрибутов, структур божественного. На первый план выдвигается психологическая установка — вера в Бога.В религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его удвоение на естественный
    «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний «небесный» сверхъестественный и сверхчувствительный.
    Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. В религиозном мировоззрении уже появляется более высокий уровень абстракций, из которых самой высокой абстракцией является
    Б
    ог.

    Философское мировоззрение. В отличие от других наук, которые тоже изучают мир и человека в нем, философия делает своим предметом отношение человека к миру. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущности предметов и явлений, ориентироваться в потоке основных и противоречивых событий.
    Философия выступает как особый уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение. Оно отличается от других типов мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним.
    Научное мировоззрение - теоретические взгляды на мир, имеющие научно- доказанное обоснование.
    Специфика философии состоит в её нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Философия – рациональное, теоретическое мышление, категориальным аппаратом которой представляет собой высший уровень абстракций. Центральный философский вопрос современностивопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер формулирования всех иных философских проблем.
    17.
    Философия античности эллинистического периода.
    Неоплатонизм, его характерные особенности.
    Эллинистическая философия складывается в послеклассический период развития философии античности, начиная с III в. до н.э. В ней можно выделить три главных философских течения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
    Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атомов.
    Существенные характеристики атома – фигура, вес и величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечное пространство, под воздействием тяжести атомов. По Эпикуру, цель жизни – достижение счастья. А счастье понимается как удовольствие, т.е. «отсутствие телесного страдания».

    Стоицизм – это учение, предлагает способы, которые могут защитить от страха перед могущественными людьми. Стоики исходят из того, что мир в основе своей имеет два начала: пассивное и активное. Пассивное начало - это грубая материя, из которой состоят все вещи, а активное начало представлено пневмой, понимаемой как особого рода сверхтонкая материя, подобная дыханию или теплу. Согласно стоикам, подлинное богатство состоит не в его величине, а в его достаточности; богат тот, кто не нуждается в приросте имущества, а беден постоянно нуждающийся, каким бы имуществом он ни обладал.
    Скептицизм – от «скепсис» - рассматривание, разглядывание, колебание, разбор, в традициях скептицизма считается, что всякое знание недостоверно. Пиррон (360 – 270 гг до н.э.) – основатель направления. В мире все относительно. Все вещи одинаковы и не одинаковы, постоянны и непостоянны, они непознаваемы. Согласно скептикам, логические рассуждения также являются сомнительными уже хотя бы потому, что неясно, к чему относятся употребляемые в них слова.
    Неоплатонизм представлен переработанными текстами Платона, в которых мир предстает через Единое (Единое трактуется как бог, сравнивается с Солнцем, источником света и тепла) являющегося причиной всего и первоэлементом всего. Наиболее яркий представитель неоплатонизма - Плотин (204 – 270 гг), Он считает, что основа всего существующего – сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. Мы не можем понять единое, необходимо ждать харизмы (благодати), когда единое откроется само. Единое доступно человеку как внеинтеллектуальное, непосредственное слияние души с богом, высшее состояние, которое может достичь человек в своей жизни.
    Чтобы познать единое ум должен ослепнуть.
    К характерным чертам неоплатонизма относят:

    Наличие «запредельного первоначала» (Единое).

    Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа)

    Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого»
    (эманацией).

    Недоверие к материи и материальным формам как к «темницам души».


    Призыв к «восхождению души к своему истоку» посредством признания метемпсихоза, а также практики теургии, экстаза и др..
    18. Проблема разума и веры в учениях Августина Блаженного и
    Фомы Аквинского.
    Аврелий Августин (Блаженный) (354–430 гг. н.э.) – крупнейший мыслитель периода патристики и один из наиболее выдающихся «отцов церкви». Главными работами Августина являются «Исповедь», «О троице»,
    «О граде Божьем». Ключевая идея размышлений Августина: познай Бога и собственную душу; Бога – через душу, душу – через Бога. Совокупность духовных и душевных процессов Августин называет «внутренним человеком». Внутренний человек есть «образ и подобие Божье». Во внутреннем человеке присутствуют структуры, являющиеся аналогами божественной Троицы. К их числу относится главная и основная триада: бытие, познание, любовь. Внутреннее чувство (здравый смысл) – координатор чувств. Внутреннее чувство позволяет человеку иметь связное представление о действительности. Такое представление становится материалом для осмысления разумом, откуда и возникает знание. С помощью разума душа обретает способность судить о вещах. Разум даёт критерии суждения. Тот факт, что сформулировать критерии трудно, говорит о подверженности нашего разума всякого рода колебаниям и отклонениям. Но этот же факт говорит о существовании некоторого закона вне нашего ума. Этот закон и есть истина.
    Фома Аквинский (1226 –1274 гг.) опирался на учение Аристотеля.
    Согласно Ф. Аквинскому, следует отличать истины разума от высших истин - истин веры, познаваемых через Откровение. Вера предостерегает разум от ошибок, предназначение служить вере: разум готовит человеческое сознание к восприятию веры, доказывая истины, которые вера предопределяет; разум объясняет и развивает истины веры в научной форме, разум защищает истины, данные через Откровение. Фома различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души – питание.
    Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные, её функции – чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление.

    «Доказательства» бытия Бога. Опираясь на принцип постижения Бога по его творениям, Фома приводит 5 «доказательств»: 1) если в мире всё движется, то обязательно должен существовать Перводвигатель; 2) если в мире всё причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, т.е. Бог; 3) если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать Абсолютная необходимость, т.е. Бог; 4) поскольку в мире есть более или менее совершённые предметы, то Бог - Абсолютное совершенство; 5) если все процессы гармоничны и целесообразны, то Бог - Абсолютная цель.
    19. Рациональное и иррациональное в познавательной практике.
    Научные революции и смена типов рациональности.
    В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональны еэлементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощирациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при помощи иррациональных элементов. Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, не поддающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума. Рационализм – философское направление, утверждающее превосходство разума над чувственным познанием.
    Научная революция – существенные изменения в способах построения научных теорий, формах и методах научного исследования.
    Важнейшей особенностью научного познания является его
    рациональность. В самом общем виде рациональность понимается как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное
    исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений.
    На первом этапе, начиная с античности, господствовала так называемая
    дедуктивистская модель научной рациональности. В этой модели научное знание представлялось в виде дедуктивно упорядоченной системы предложений, в основании которой лежали общие предпосылки, истинность которых устанавливалась внелогическим и внеопытным путём.
    Эта модель лежит в основании метафизики Аристотеля, физики Декарта.
    С зарождением экспериментальных наук в XVII ‑ XVIII вв., обнаружилось, что в рамках научной рациональности необходимо искать место «доводам опыта и эксперимента». Такая попытка была предпринята в рамках
    индуктивистской модели научного знания, основы которой были заложены Ф. Бэконом и развиты в работах Д. С. Милля. В этой модели определяющим фактором доказанности или обоснованности научного знания выступает опыт, факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а функции логики сводятся к установлению логической зависимости положений различной общности от фактов. Но уже во второй половине XIX века обнаружилось, что индуктивная логика не имеет надёжного логического обоснования.
    В 50-х годах XX века проблема научной рациональности оказалась в центре внимания. Особая заслуга в этом принадлежит К. Р. Попперу. Для Поппера неудачи концепции верификации (проверяемости) научных предложений, проповедуемых позитивизмом, отнюдь не случайны. Методология верификации строится на убеждение, что знание может быть абсолютно
    истинным. Это иллюзорное представление. свою философию Поппер называет критическим рационализмом. Он считает, что учёные делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям. Если относительно теории учёные пришли к согласию, то теория считается временно подтверждённой. Всякая теория ненадёжна, подвержена ошибкам. Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато её можно опровергнуть (фальсифицировать). Основным критерием научной рациональности является не доказуемость и подтверждаемость знания, а его опровергаемость.

    В 60-80-х годах XX в. появились работы, которые обогатили представление о научной рациональности. Это, прежде всего, работы Т. Куна и И.
    Лакатоса. Определяющее значение принадлежит не нормам логики, методологии, а парадигме, т. е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Парадигма по своему содержанию шире теории. Если та или иная парадигма господствует безраздельно, то налицо период нормальной науки. Разрушение парадигмы приводит к научной революции.
    Каждая парадигма обладает своими критериями рациональности, они не являются универсальными. Парадигмы несоизмеримы друг с другом, между ними нет сколько-нибудь непосредственной логической преемственности.
    20.
    Проблема возникновения языка. Проблема взаимосвязи языка и сознания. Функции языка в культуре.
    Язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система
    знаков, как устная и письменная речевая деятельность. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логику языка образует его синтаксис (грамматика), смысл языка есть его семантика, а практическое значение языка выступает как
    прагматика. Язык есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.
    Слово – это не просто фонема (определённое сочетание звуков); оно имеет определённый смысл, т. е. вызывает определённую ассоциацию, указывая на тот или иной предмет или явление. При этом почти каждое слово является понятием, т. е. представляет собою обобщение в чём–либо однородных предметов или свойств. Если говорят «дерево» или «дом», то разумеют под этими словами не какое–то отдельное дерево, а все деревья на свете, и не только этот дом, но и все дома, имеющиеся на земле.
    Человеческое мышление тем самым не приковано к представлению об отдельных предметах, которых вокруг нас – миллиарды, а пользуется
    обобщёнными представлениями–понятиями. Благодаря образованию понятий ёмкость человеческого мышления сравнительно с чувственно–
    индивидуальными представлениями, свойственным животным формам психики, возрастает в указанные миллиарды раз, дает возможность вобрать в себя и оперировать неизмеримо большим количеством информации.
    Язык — это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Структурными единицами языка являются слова
    и
    предложения, составленные из них тексты
    .
    Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что–то указывает, т. е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык — это символ всей нашей жизни
    ,
    нет ничего в нашей жизни, что могло бы упрятаться от языка.
    Язык создается и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. Язык
    необходим не только для познания, но и для действия. Практика человека придает подлинный смысл нашим словам, показывает, что в них истинного и ложного. Но ведь справедливо и обратное соотношение: практика
    «запускается» в ход принятым решением, а на нем всегда лежит печать языка. В современной философии часто излагается такая мысль: нельзя жестко разводить язык и практику, они насквозь пронизывают друг друга.
    Практическая функция языка состоит в обеспечении успеха практики
    .
    Одно из важнейших назначений языка — обеспечить успешную
    коммуникацию
    людей. Языковая коммуникация (связь) предполагает установление контакта между людьми, развитие способности взаимопонимания.
    21. Философия психоанализа З. Фрейда и К. Юнга.
    По Фрейду, сознание очень важно для человеческой жизни, с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное "Я". Помимо «Я» в человеческой психике Фрейд выделяет ещё "сверх-Я", которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных "вовнутрь" психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, а также "Оно", которому соответствует невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного.
    По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного - принципу реальности. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий,
    часто агрессивных. От невыносимого напряжения конфликтных ситуаций индивид спасается с помощью вытеснений: неприемлемые для индивида мысли, переживания "изгоняются"из сознания и переводятся в сферу подсознательного, продолжая оказывать влияние на поведение индивида.
    Сфера бессознательного формируется главным образом в детстве.
    Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект - аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, более углубленного его осмысления.
    У Фрейда культура выступает как "Сверх-Я", она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного".
    Прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.
    Юнг считает, что общую структуру личности создаёт архетип, и духовная жизнь личности несёт в себе архетипический отпечаток. И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времён, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием. Архетипы структурируют понимание мира себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и
    Возрождение, Дух и Трикстер (оборотень). Младенец - это возможное будущее; Он и Бог, и герой; он покинут, не защищён, но развивается в направлении независимости и непобедимости.

    22. Объективный идеализм Платона. Учение о познании. Концепция идеального государства.
    Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.
    Платон говорит о существовании двух миров:
    1) мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств;
    2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом.
    Идеи – идеальный прообраз вещей, их совершенный образец. Вещи
    – лишь несовершенные копии идей. Это доказывается им с помощью образа пещеры. Материальный мир создается Творцом (Демиургом) по идеальным образцам (идеям). Этим Демиургом является разум, творческий ум, а исходный материал для создания мира вещей – материя.
    Мир идей, по Платону, это иерархически организованная система, идеи находятся в отношении подчинения и соподчинения, могут быть более или менее общими. На вершине =- самая общая идея – Благо, которая проявляется в прекрасном и истинном.
    Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, которые он «припоминает» в процессе своего развития. При этом чувственный опыт является лишь толчком к воспоминанию, а основным средством воспоминания является
    диалог, беседа. Платон развил диалектику Сократа как искусство правильного мышления, приводящего к истине.
    Идеальное государства Платона строится на глубоком разделении труда и общественных функций между гражданами. Государство
    Платона – это классический греческий полис, город, для которого философ описывает список всех видов производственных работ, необходимых для его жизнеобеспечения. Это и производство разнообразных продуктов землепашцами и скотоводами, и ремесленный труд для создания необходимых орудий, и строительство. Платон отмечает, что государство не может жить изолированно, ему требуются товары извне, а значит нужны торговцы, которые будут выменивать товары, а также корабелы и мореходы которые будут их отвозить в дальние страны. Наконец необходим выпуск денег для обеспечения внешнего и внутреннего рынка.
    Поскольку с точки зрения Платона, любое государство есть та или иная степень искажения идеального государства, все возможные типы государственного устройства были им представлены в качестве
    «лестницы» где каждая последующая ступень является все большим отдалением от идеала в сравнении с предыдущей. Всего Платон выделял 5 типов государственного устройства: Аристократию(власть принадлежит элите), Тимократию(власть переходит к сословию стражей. Все государство становится военным),Олигархию(власть- богатство),Демократию(равенство,свобода), Тиранию(жесточайшее рабство).
    23. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания.
    Основные категории диалектики и их значение для медицины.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта