Главная страница
Навигация по странице:

  • 58. Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины.

  • Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Характеристиками истины

  • 59. Диалектический идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Учение об Абсолютном духе. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

  • Абсолютной

  • 60. Категория “субстанция”, ее атрибуты. Материализм и идеализм как основные подходы к решению проблемы субстанции.

  • 61. Общество как особая форма бытия, его структура. Гражданское общество и государство. Общество

  • Модели понимания общества в истории философии

  • Самые большие группы людей (по отношению к управлению и власти)

  • 62. Понятие материи. Возникновение и развитие философских представлений о материи. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.

  • Философия экзамен мпф 2 курс. 1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии


    Скачать 1.93 Mb.
    Название1. Взаимодействие цивилизаций и сценарии
    АнкорФилософия экзамен мпф 2 курс
    Дата12.01.2022
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаf.pdf
    ТипДокументы
    #329214
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы:
    «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля,
    «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы- современники, биологизирует мир, который для него в основе –
    «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность.
    «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше.
    Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и
    «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается
    «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем
    интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего
    «мира» человеческим субъектом.
    Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и
    Ницше провозглашает новую эру прихода
    сверхчеловека. Его
    Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть
    «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти.
    Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности
    Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула
    («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка
    ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль.
    Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше
    «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира.
    Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре
    58. Проблема истины в философии. Истина и заблуждение.
    Критерии истины.
    Слово «истина» многозначно. В различных контекстах в него вкладывают различный смысл. Это является свидетельством того, что одно и то же слово имеет несколько значений.
    В гносеологии понятие «истина» употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов, явлений окружающего мира, а
    знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Понятие истинности применимо только к человеческим знаниям. Иными словами, истина
    – это характеристика знания.
    В античной философии складывалась позиция, выдвигающая сомнение в надёжности истины. Она получила название скептицизм
    (от гр. сомнение). Идеи скептицизма нашли выражение во взглядах
    Пиррона (360 – 280 до н.э.). Он придерживался мнения, что вещи недоступны для нашего познания. На этом основании нужно воздерживаться от категорических суждений. Идеи скептицизма можно найти также у Протагора, софистов.
    В античной философии представлена и оптимистическая позиция по вопросу об истине. Она получила развитие у Аристотеля, начиная с которого истина определяется как знание, которое соответствует действительности (вещам, предметам, явлениям).
    Истина
    – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле.
    Характеристиками
    истины
    являются её абсолютность, относительность, конкретность, объективность, субъективность.
    Постижение истины представляет собой процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности. Однако этот итог не окончательный, а в каждом конкретном случае – промежуточный.
    Истина как процесс представляет собой движение от истины относительной– к истине абсолютной. Под абсолютной истиной понимается абсолютно точное, полное, верное, под относительной
    истиной – относительно точное, относительно полное, относительно верное отражение действительности в сознании.
    Истину характеризует и такое свойство, как ее конкретность. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места – времени.

    Только в том случае, если оговорены условия, при наличии которых сформулировано то или иное положение, можно говорить об истинности или ложности таких положений. Истина вне учета обстоятельств времени и пространства не существует.
    Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения.
    Заблуждение
    - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину
    Понятие "заблуждение" схоже по значению с понятием "ложь".
    Анализ философской литературы показал, что ряд автор ставит понятия "заблуждение" и "ложь" в один ряд и считает их синонимичными.
    Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Кроме того, заблуждения - это своеобразная плата за попытку узнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за ситуацию неполной информации. Гносеологическое отношение на уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежно приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознания обеспечивает субъекту путь к идолу, то есть к заблуждению.
    Заблуждения имеют и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.
    Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть, как измышление о
    том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.
    Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.
    59. Диалектический идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Учение об
    Абсолютном духе.
    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) – крупнейший представитель немецкой классической философии.
    Основная философская заслуга Гегеля – создание системы объективного идеализма (по его собственному определению,
    «абсолютного идеализма»), обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики. По словам Ф.
    Энгельса, Гегель «впервые весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
    Диалектика в творчестве Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности.
    Его взгляды изложены в ряде произведений, важнейшие из которых
    – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др.
    Основное понятие философии Гегеля – понятие Абсолютной
    идеи, под которым он понимает некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития – абсолютный дух. На этой ступени Абсолютная идея проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания. Высшими проявлениями Духа Гегель считал такие Фос, как искусство, религию, философию. Причем философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля, философия – это «духовная квинтэссенция
    эпохи», «самосознание эпохи».

    Исходным элементом Абсолютной идеи является понятие – непосредственный источник каждой вещи, начало любой жизни.
    Понятия – не отражения вещей, наоборот, вещи вторичны по отношению к понятиям, являются их отражением. Поэтому познать предмет – значит осознать его понятие.
    Основной принцип философии Гегеля – принцип тождества мышления и бытия. Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают («Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным»). Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.
    Развитие, по Гегелю, подчиняется определенным законам.
    1) Раскрывает причину развития(закон единства и борьбы
    противоположностей). Все существующее представляет собой единство противоположных моментов. Внутренняя связь и взаимодействие этих противоположностей представляет собой
    противоречие. В результате взаимодействия противоположностей предмет движется, развивается, и это в итоге приводит к изменению свойств и структуры предмета. Т. обр., развитие представляет собой процесс становления, развития и разрешения противоречий.
    2) Раскрывает механизм развития (закон взаимного перехода
    качественных и количественных изменений). Все в мире наделено количественными и качественными характеристиками, синтез которых составляет меру. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, т.е. происходит качественный
    скачок. (Гегель иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды).
    3) Отвечает на вопрос о направленности развития (закон отрицания
    отрицания). Согласно этому закону, старое не исчезает бесследно, не уничтожается (т.е. не отрицается), а служит материалом для возникновения нового. Преемственность в развитии осуществляется путем снятия (наследования) положительного содержания старого
    (Гегель объясняет это на примере развитие растения из зерна).

    Значение творчества Гегеля определяется, прежде всего, тем, что он дал научное обоснование диалектики как метода познания действительности, в соответствии с которым мир рассматривается как единое развивающееся целое. Однако диалектика Гегеля носит идеалистический характер, его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее.
    Таким образом, между методом и системой Гегеля существует противоречие. Диалектический метод не соответствует стремлению философа придать своей системе характер абсолютного знания.
    Ярким проявлением этого противоречия является, например, то, что природа рассматривается в учении Гегеля только как этап развития абсолютной идеи и не имеет независимого от нее существования.
    Изменения в природе сводятся лишь к механическому круговороту, и лишь изменения в духовной сфере могут привести к появлению нового.
    60. Категория “субстанция”, ее атрибуты. Материализм и
    идеализм как основные подходы к решению проблемы
    субстанции.
    Дуализм
    (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал
    (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и
    Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее.
    Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона,
    Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов.
    Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности.

    Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.
    Плюрализм
    (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал.
    Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже
    — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.
    Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница.
    Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.
    61. Общество как особая форма бытия, его структура.
    Гражданское общество и государство.
    Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия,
    характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой
    деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений,
    отличных от мира природы.
    Общество (в узком понимании) — это самодостаточная
    социальная
    группа
    людей,
    обладающая
    способностью
    человеческого коллектива к самод еят ельности.
    Модели понимания общества в истории философии:
    1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

    2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.
    3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты,а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.
    Структура общества
    Самые большие группы людей (по отношению к
    управлению и власти): государство и гражданское общество.
    Гражданское общество — это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения.
    Государство —это социальный институт, предназначенный для организации и управления обществом в интересах определенных классов и социальных групп с помощью особого слоя людей — государственного аппарата.
    Процесс демократизации предполагает формирование развитого гражданского общества и правового государства.
    Социальные классы:
    1) эксплуататорский класс крупных и средних собственников
    (владельцев) действующих факторов производства;
    2) эксплуатируемый ими класс работников, лишенных целиком или в значительной мере собственности на средства производства;
    3) класс мелких собственников средств производства, которые не эксплуатируют чужой труд и сами не подвергаются частнособственнической эксплуатации, однако не избавлены от налоговой, ростовщической и торговой эксплуатации, лишающей их
    большей части или даже всего произведенного ими прибавочного продукта. Первые два являются антагонистическими, а третий — промежуточным между ними. Каждый из перечисленных классов состоит из различных прослоек, а в добуржуазных обществах — сословий (или каст).
    Таким образом, с понятием «класс» связано обозначение социально- политического неравенства в обществе.
    62. Понятие материи. Возникновение и развитие философских
    представлений о материи. Движение как способ существования
    материи. Движение и развитие.
    Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого развитого мировоззрения. Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии.
    Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях ( Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта