Главная страница
Навигация по странице:

  • Этический принцип Социально-политические взгляды Основные категории

  • Философия права таблица. Таблица Философия права . новая. Имя, годы жизни Онтологическая позиция


    Скачать 20.24 Kb.
    НазваниеИмя, годы жизни Онтологическая позиция
    АнкорФилософия права таблица
    Дата14.12.2022
    Размер20.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТаблица Философия права . новая.docx
    ТипДокументы
    #844827

    Имя, годы жизни

    Онтологическая позиция

    Гносеологическая установка

    Этический принцип

    Социально-политические взгляды

    Основные категории

    Высказывания (афоризмы)

    Н. Макиавелли

    3 мая 1469 – 21 июня 1527 гг.

    Мировоззрение Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства основывается на религиозном индифферентизме. Он исключает религию из своих объяснительных средств и главный источник знаний для него – опыт истории. Политические события, изменения в государстве и смена его форм происходят не по воле Божьей, а в результате действительного и цикличного хода вещей.


    Основой власти служат хорошие законы и хорошее войско. О праве и справедливости Макиавелли речи не ведет, а лишь описывает неотделимость реализации законов от армии и армии от законов. Человек, по мнению Макиавелли самое беспомощное существо. Остальных созданий природа наделила средствами защиты, а человека нет. При этом человек должен каким-то образом противостоять внешним силам и выживать в этом мире. Тогда человек понял, что необходимо жить в общине. Таким образом зло – беспомощность, породило добро – государство, религию, нравственность. Но добро порождает новое зло и наоборот. Таким образом всё в этом мире циклично и человечество не идет вперед, а лишь через некоторое время возвращается на исходную точку.


    Во имя государства можно нарушить и религию и мораль.

    Не отрицал значимость моральных ориентиров и ценностей, однако допускал возможность государя обращаться к аморальным действиям в политике. Допущение аморальных поступков не предполагало автоматического их оправдания. Макиавелли признавал их неизбежность в реальной жизни и отрицательный характер при наличии действительно необходимых результатов.

    Ни слова в трудах Макиавелли нет о правах народа на управление государством или его подключение к управлению государственными делами. (Однако, есть упоминание о собственности.)

    В своих трудах Макиавелли склонен к тому, что власть в государстве должна целиком и полностью принадлежать одному человеку, никакие другие органы не могут ограничить его в принятии решения. Чиновникам и иным лицам государь поручает исполнение своей воли. Народ он считал необузданной массой, которую государь должен контролировать и при этом опекать. Опека заключается, по его мнению в том, чтобы исключить преступность, поборы и притеснения со стороны государства. Основной принцип удачности власти по мнению Макиавелли это признание власти. Народ признает власть и воля государя осуществляется нормально только в случае если народ повинуется власти. Повиновение возможно только при наличии либо любви, либо страха народа перед государем. При этом страх, считал Макиавелли, более удачная форма, в связи с тем, что народ в большинстве своем неблагодарный, непостоянный и склонен к лицемерию и обману.

    Впервые ввел термин государство и разграничил его понятие в широком и узком смысле. Термин Stato.
    Вирту – воплощение человеческой энергии, умения и таланта, как движущая сила истории и развития человечества.


    «Цель оправдывает средства», “Фортуна подобна реке в половодье, разрушает то, что не имеет силы. Государь, полагающийся только на фортуну, гибнет, как только она ему изменит”

    «Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей»

    Ш. Монтескьё

    18 января 1689 – 10 февраля 1755 гг.

    Монтескье убежден в изменчивости всех вещей, тем более социальных институтов. Уверен, что зная причины исторических событий, можно сохранить справедливые интституты.

    Ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей.

    По мнению Монтескье, государство появляется вследствие войн. Теорию общественного договора он отвергает.

    Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «общий дух нации» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

    Людьми управляют как материальные, так идеальные факторы: с одной стороны — климат, почва и рельеф, а другой — нравы, обычаи, религия, законы, принципы правления; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.


    Человек прежде всего подлежит действию законов воспита­ния. И так как законы эти делают из нас граждан, то каждая семья должна быть управляема по образу великой семьи, обнима­ющей всех их.

    Если народ вообще живет каким-нибудь принципом, то и все его составные части, то есть семейства, будут тоже жить им. Зако­ны воспитания поэтому должны быть различны для каждого вида правления. В монархиях их предметом будет честь; в рес­публиках — добродетель; в деспотиях — страх.

    Монтескье считал основой нравственности природу человека, естественные отношения между людьми, установившиеся в силу природы вещей.

    Монтескье, как приверженец либерализма, отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода – есть право делать всё, что дозволено законами.

    Наравне с Локком развивает понятие принципа разделения властей. Придерживался мнения, что власть должна быть равным образом распределена между тремя ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, которые бы сдерживали друг друга и контролировали.

    Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

    Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

    Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

    Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

    Дух закона,

    Республика, монархии, разделение властей.

    „Нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины.“
    „Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.“
    „Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял.“



    Г. Гегель

    27 августа 1770 – 14 ноября 1831 гг.

    Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

    Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. "Система права есть царство реализованной свободы", — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью.

    Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.

    Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

    Право - это отношение людей друг к другу, поскольку они являются абстрактными лицами. Противоречащим праву является поступок, которым человек не признается как лицо, иначе говоря, поступок, нарушающий сферу свободы человека. Таким образом, правовое отношение друг к другу, согласно своему основному определению, носит негативный характер и не требует, собственно, оказывать другому что-либо позитивное, а требует только признавать его как лицо.

    Природное общество семьи расширяется до всеобщего государственного общества, которое представляет собой связь, возникшую столь же благодаря природе, сколь и благодаря свободной воле, и основывается столь же на праве, сколь и на морали, но выступает в общем и целом не столько как общество, состоящее из индивидов, сколько как внутри себя единый, индивидуальный народный дух.

    Наука о государстве есть представление той организации, какой обладает народ внутри себя живое органическое целое.

    Государство как нечто всеобщее представляет собой противоположность индивидам. Оно тем совершеннее, чем больше всеобщее соответствует разуму и чем больше индивиды согласны с духом целого. Необходимый образ мыслей и действий граждан по отношению к государству и правительству заключается в не в слепом повиновении их приказам и не в требовании, чтобы каждый давал свое индивидуальное согласие на учреждения и мероприятия государства, а в доверии к нему и в благоразумном повиновении ему.


    Семья, гражданское общество и государство. 

    „Независимость от общественного мнения есть первое условие совершения чего-либо великого и разумного“

    „Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.“
    „Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.“




    написать администратору сайта