«Информационное общество: становление и развитие». Информационное общество. Становление и развитие. Информационное общество становление и развитие
Скачать 212.8 Kb.
|
ДОКЛАД на тему: «Информационное общество: становление и развитие» по дисциплине: История и развитие информационного общества Содержание
ВВЕДЕНИЕ Стремительное развитие современных телекоммуникационных и информационных технологий привело к становлению нового общества – информационного. Использование информационных технологий значительно изменяет не только то, как производятся продукты и услуги, но и то, как все мы живем. Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Техническая среда активно охватывает все сферы жизни человека, возьмем, к примеру, следующие данные, чтобы проиллюстрировать текущее состояние информатизации: - на начало 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом, а аудитория социальных сетей перевалила за отметку в 3,8 миллиарда. Почти 60% мирового населения уже онлайн, и есть все основания полагать, что уже к середине года половина всех людей на планете будут пользоваться соцсетями. - потребность в ИТ-специалистах в России постоянно растет и опережает рынок труда в целом. Несмотря на то, что по итогам первого полугодия 2019 г. спрос на них неожиданно просел на 18% относительно аналогичного периода прошлого года, уже в IV квартале потребность в ИТ-профессионалах снова выросла и в декабре 2019 г. увеличилась на 18% по сравнению с декабрем 2018 г. - близится к завершению разработка концепции электронного государства и электронного правительства; ИТ-отрасль всё больше ориентируется на сервисы; рынок ИТ растет быстрее экономики в целом; Это только небольшая часть данных, которые можно привести в качестве примера. Все эти данные говорят о том, что информационное общество сформировано или находится в стадии становления, а поэтому данная тема актуальна и требует изучения. 1. Информационные революции как предпосылки информационного общества Информация играет исключительную роль в развитии человечества, она способствует изменениям. Появление новой информации, увеличение ее объема приводит к информационным революциям. Понятие «информация» становится той общекультурной ценностью, что задает название целой эпохе. Впервые оно было введено в науку в 1928 г. американским ученым Р. Хартли для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемым по техническим каналам связи. Сегодня этот термин употребляется в самых разных значениях. В то же время Т. Стоуньер утверждает, что, «живя в обществе, которое мы сами называем информационным, мы тем не менее не знаем, что такое информация». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» так определяет данное понятие: «Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [1, статья 2, п.1]. В этом же Федеральном законе дано и определение документированной информации: это «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» [1, статья 2, п.11]. В словаре С. И. Ожегова информация определяется как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [4, стр. 253]. В свою очередь «сведения» — это: «1) познание в какой-то области, знание, представление о чем-либо; 2) известие, сообщение» [4, стр. 698]. Точность и исчерпывающее определение понятия «информация» остается одной из труднейших научных задач. Для философов, которые склонны рассматривать его в одном ряду с такими категориальными понятиями, как материя и энергия, информация — это передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и даже неживой природы. Математики, физики и специалисты по системам связи рассматривают информацию как фактор и меру уменьшения, снятия неопределенности в результате получения сообщения, а кибернетики — как сообщение, неразрывно связанное с управлением в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик. Биологи, как и философы, довольствуются трактовкой информации как того, что отражает, ограничивает многообразие, но в отличие от философов относят это понятие только к живой природе. Для социологов важны аксиологические (т.е. связанные с ценностью, полезностью) свойства информации, а для специалистов по программированию и вычислительной технике наиболее существенным является знаковое представление информации, и т.д. Итак, информация является первоосновой нашего мира и играет особую роль в развитии общества, она провоцирует перемены. Основные типы развития общества (под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов) — эволюция и революция. Появление новой информации и увеличение ее объема влечет за собой информационные революции. Информационная революция представляет собой качественный скачок в способе переработки информации, который становится необходимым для преодоления несоответствия между ростом количества циркулирующей в обществе информации и возможностями ее использования. Каждая информационная революция решает свои задачи и приводит к определенным социальным последствиям, она сопровождается общественным прогрессом (или даже его предопределяет), а общественный прогресс стимулирует совершенствование или коренную смену формы материального носителя информации [5, стр.45-45]. Согласно определению А. Д. Елякова, информационная революция — это «взрывной процесс создания и распространения новейших информационных технологий (НИТ) для наиболее продуктивного производства, рациональной организации и эффективного использования информации, предопределившей переход от постиндустриального к информационному обществу» [6, стр. 29]. Информационная революция — это эпоха, а не просто процесс или событие. Она является частью технологической революции, так как информация создает цивилизации. Это значит, что развитие технологий не только меняет предпосылки для тех или иных действий, но и в результате реорганизации способов обмена и перераспределения информации приводит к переоценке всех ранее существовавших представлений о мире. Закономерным следствием технологической революции становится зарождение новой исторической парадигмы. Согласно М. Кастельсу, революция в информационной технологии охватывает всю область человеческой деятельности и является отправным пунктом в анализе сложностей новой экономики, общества, культуры [7, стр. 28]. Каждый, кому понятно, какую роль доминирующие информационные технологии играли в ходе исторического процесса, имеет наилучшие шансы для понимания ключевых аспектов текущей революции [15, стр. 38]. Информационная революция вырастает из целого комплекса причин. Общество, которое не знает, как жить, не способно развиваться, постепенно реформируясь, неожиданно проходит через точку бифуркации. Каждое стабильное общество, сколь бы несовершенным оно ни казалось с точки зрения «незрелого» радикализма тем не менее является результатом огромной конденсации национального опыта, итогом бесчисленных попыток, усилий, экспериментов многих поколений в поисках наиболее приемлемых социальных форм [9, стр. 11]. Информационная революция приобретает характер глобального процесса, в зоне которого разрешается противоречие между существующими возможностями информационной индустрии и ограниченностью средств, необходимых для удовлетворения информационных потребностей людей и общества. Накопление больших массивов хаотичной, фрагментарной, сырой информации затрудняет принятие оперативных решений как делового, так и личностного характера. Обществу недостает эффективных форм и методов извлечения нужной информации, ее анализа и приведения в состояние, пригодное для использования. Это приводит к парадоксу, состоящему в недостатке информации в условиях ее избытка [10, стр. 30]. Подход к понятию «информационная революция» неоднозначен — существуют две основные точки зрения о том, как следует к нему относиться. Первая из них основана на том, что «информационной революцией» можно назвать только последнюю научно-техническую революцию, напрямую связанную с информатизацией всего общества, в основе которой лежат информационные технологии. Вторая предполагает, что в истории развития человечества произошло несколько информационных революций: формирование устной речи у людей; появление письменности; изобретение печатного станка; электрификация; создание компьютеров [12, стр. 17-26]. Такой же точки зрения придерживаются и другие исследователи, при этом речь идет не о пяти, а о трех и четырех информационных революциях [10,15,21]. Американский ученый, основоположник современного менеджмента П. Дракер предложил классификацию информационных революций, в соответствии с которой первая информационная революция в истории человечества произошла в результате формирования письменности, вторая — появления книгопечатания, третья — в результате серии изобретений: телефона, телеграфа, радио, телевидения, четвертая — изобретения компьютера [16]. Дракер считает, что главный вопрос информационной революции таков: «В чем смысл информации, и каково ее назначение?» [17, стр. 132]. Он основывается на постулате, согласно которому информация, с которой мы имеем дело в обычной жизни, представляет собой не застывшее явление, а способна меняться революционно, как и множество других процессов [68, стр. 31]. Широко известна теория трех волн Э. Тоффлера, изложенная в книге «Третья волна». Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, он выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна — аграрная (до XVIII в.), вторая — индустриальная (до 50-х гг. XX в.) и третья - пост- или супериндустриальная (начиная с 1950-х гг.). Рассмотрим информационные революции в истории общества и информационные технологии, которые используются на разных этапах развития общества. Первая информационная революция связана с появлением членораздельной речи — человеческого языка, который стал мощным средством дальнейшего развития вида Homo sapiens, его сознания и общественного устройства, так как он является способом выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знаний и представлений людей о мире. Назвать точную дату появления разговорного языка трудно. Современные исследования свидетельствуют, что это произошло около 150—200 тыс. лет назад, т.е. в то время, когда и развитие мозга, и изменения в анатомии стали достаточными для появления артикулированной речи. Язык предоставил возможность социального развития, что привело к созданию устойчивых коллективов и открыло мир взаимоотношений с другими людьми. Язык обеспечил способность инновационного мышления вкупе с бесконечными выразительными и творческими ценностями. Это также привело к распространению информации среди всех членов общины. Важнейшие сведения можно стало передавать членам относительно большой группы людей, а равно и другим поколениям. Люди стали учиться на чужих ошибках и повторять успешный опыт других, развивая коллективный опыт. Человеческая раса произвела на свет память, что способствовало развитию знаний [15, стр. 18-20]. Когда нашими прапредками впервые был накоплен объем информации, превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в создании вспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени, документальной фиксации информации. Первобытный человек использовал для передачи и хранения информации довольно примитивные формы связи, такие как дым от костра, зарубки на дереве, наскальные рисунки, завязанные узелки, бирки и т.п. «Историческое формирование языка и речи — это грандиозная революция в развитии механизмов социальной памяти, что позволило колоссально обогатить ее содержание. Однако механизм непосредственной передачи опыта и потом продолжает сохранять свое фундаментальное значение, ибо на уровне воспроизведения образцов деятельности и живой речи мы в детстве усваиваем язык и огромное количество других навыков» [22, стр. 199]. В истории культуры радикальное изменение взаимоотношений человека с миром знаний становится возможным после изобретения письменности как способа хранения культурной информации и одновременно — как способа отчуждения информации, способа дистанцирования [23, стр. 16]. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность — это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т.п.) звуков речи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека к другому. Рисунки (пиктограммы) наносились на поверхность скалы или на стены пещеры острым орудием (камнем, раковиной, костью) или краской, и изображали сцены охоты, военные сообщения, любовные письма и т.д. Особенность пиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано на любом языке. Пиктография (от лат. pictus — «писанный красками») не требует от воспринимающего информацию какой-то особой грамотности, и поэтому она стала средством связи для многих людей. Наглядность, простота и конкретность выражения мыслей позволили рисуночному письму сохраниться до наших дней. Примером пиктографии могут служить дорожные знаки, реклама, комиксы, карикатуры, книги для детей дошкольного возраста и т.д. Все четыре так называемые колыбели цивилизации — Месопотамия, Египет, Китай и Индия — образовались и развивались примерно в одно и то же время. Что объединяло их друг с другом (а равно и отличало от других государств, которые также занимались торговлей и металлургией), так это письменность. В Месопотамии для письма использовали глиняные таблички, и древняя книга состояла из нескольких табличек, хранящихся в кожаной сумке. Самые значимые тексты, например, законы, обычно наносили на большие открытые поверхности, чтобы они были достоянием всех. Прежде довольно примитивные и закрытые для внешнего мира народы становились все более развитыми и открытыми для контактов с окружающим миром. Ранние формы письменности изначально были инструментами власти. Кроме того, письменность использовалась в целях пропаганды, постоянно напоминала людям, кто ими правит и какие блистательные победы были одержаны правителями на благо своего народа. Однако никогда не считалось, что письменность должна стать доступной обычному человеку. Но революции живут собственной жизнью, не поддающийся никакому долгому контролю, и именно так обстоит дело с информационной революцией. Все то, что ранее считалось недоступным ввиду своей пространственной или временной отдаленности, с изобретением письма стало легко достижимым и познаваемым. Рост объема доступной информации приобрел взрывной характер. Письменный язык был настоящим чудом. Создание и существование империй стало возможным только с развитием письменности [15, стр. 20-22]. Дальнейшая эволюция письма связана с изменениями в общественном производстве, с появлением классовых обществ и государств. Управление государством требовало упорядочения письменной документации. С появлением новой общественной формации связана система идеографического письма (от греч. idéa — идея, образ и grápho — пишу). В письмо постепенно вводились знаки, которые обозначали отвлеченные понятия, а за каждым понятием закреплялся отдельный знак. Пиктограммы превращались в условные знаки, графические символы, что приводило к тому, что рисунки упрощались, а письмо становилось все сложнее. Так как идеографическое письмо было трудным, то оно было доступно придворной знати, жрецам и т.д., т.е. очень узкому кругу лиц. Развитие международных отношений потребовало, чтобы письмом владели также мореплаватели и торговцы. Это, в свою очередь, привело к изобретению упрощенного, алфавитного письма, в котором каждому звуку соответствует определенный знак. Изобретение первого алфавита финикийцами позволило преодолеть разрыв между устной речью и языком, привело к качественным изменениям в общении людей. «Приблизительно за 700 лет до Рождества Христова в Греции было сделано решающее изобретение — алфавит. Эта концептуальная технология стала основой развития западной философии и науки. Она позволила преодолеть разрыв между устной речью и языком, отделив сказанное от говорящего. Греческое общество достигло нового состояния мышления —“алфавитного”. В человеческой коммуникации происходят качественные изменения, именно алфавит создал на Западе инфраструктуру для кумулятивной, основанной на знаниях коммуникации» [25, стр. 314]. Таким образом, изобретение письменности привело к новому витку в информационном развитии общества. Величайшим достижением эпохи письменных коммуникаций в Древнем мире стала книга. В книгах как важнейшей форме закрепления семантической информации заключены неограниченные возможности ее фиксации и передачи во времени и пространстве. Передача знаний от поколения к поколению осуществлялась через библиотеки и библиотекаря. Очень точно роль библиотеки как хранительницы культуры описана в романе «Имя розы» итальянского писателя и ученого Умберто Эко: «...Книги часто рассказывают о других книгах. Иногда невинная книга — это как семя, из которого вдруг вырастает книга опасная. Или наоборот — это сладкий побег от горчайшего корневища <...> нередко одни книги говорят о других книгах, а иногда они как будто говорят между собой <...> В ее недрах [библиотеки] долгие годы и века стоял таинственный шепот, тек едва уловимый разговор пергаментов, жизнь, скрытая от глаз, в этом приюте могуществ, неподвластных человеческому разумению, в сокровищнице, где тайны, взлелеянные многими умами, спокойно пережили всех — и тех, кто их открыл, и тех, кто повторял вслед за открывателями» [26, стр. 269]. В Древнем мире рукописная книга существовала в разных формах: глиняные дощечки; папирусный и пергаментный свиток; «диплом» (две соединенные между собой дощечки); кодекс (многолистная пергаментная тетрадь с титульным листом, в переплете). Книги служат не только показателем информационной культуры общества, но и позволяют определить объем освоенной информации, накопленной на каждом историческом витке жизни. Александрийская библиотека, основанная в III в. до н.э., может служить символом второй информационной революции, связанной с изобретением письменности. Книжное собрание этой библиотеки определяло тот информационный минимум, который могло использовать и освоить человечество. Объем знаний ограничивал технологический, социальный и общий духовно-культурный потенциал человечества, доступный для освоения. По свидетельству документальных источников, на Руси было широко поставлено производство рукописных книг, количество которых было значительным, но книги погибали в огне междоусобных войн и вражеских нашествий. Поэтому до наших дней дошла только малая часть памятников русской письменности, среди которых «Остромирово Евангелие», «Изборник», «Архангельское Евангелие», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Рукописные книги отражают связь информационной культуры Руси с мировой информационной культурой, а также подтверждают интенсивное развитие общества, рост грамотности среди представителей всех классов. В то же время низкая скорость переписки текстов, а также ограниченное количество экземпляров, значительное отличие переписываемого варианта по содержанию и внешнему виду от оригинала, высокая стоимость этого процесса не удовлетворяли возрастающие информационные потребности общества. Таким образом, технология письма — вторая информационная технология в информационной истории общества. Очевидно, что с открытием письменности человечество вступило в новую эру — эру цивилизации. И этим оно обязано во многом фонетическому алфавиту, «только фонетический алфавит приводит к разрыву между глазом и ухом, между семантическим значением и визуальным кодом...» [27, стр. 40]. Вторая информационная революция связана не только с появлением письменности, фонетического алфавита, но и нового вида деятельности — библиографии (от др. -греч. βιβλίον — «книга» и γράφω — «пишу»). До изобретения книгопечатания этим словом обозначалась работа по переписке книг. Никаких специальных знаний от библиографов не требовалось: нужно было только уметь читать и писать. Со временем термин поменял свое первоначальное значение и стал применяться для обозначения работы по составлению списков книг, имеющихся в библиотеке. Так или иначе, на протяжении всей своей истории библиография была связана сначала с рукописными, а затем с печатными материалами. Существование древних форм библиографии зафиксировано уже в текстах Древнего Египта и Древней Греции. Таким образом, говоря о значимости второй информационной революции, следует отметить, что она была не менее важной, чем появление в свое время технологии устной речи, «без нее не было бы ни античной философии, ни “Начал” Евклида» [28, стр. 199]. Информацию можно было передавать на действительно большие расстояния. Письмо и чтение изменили мир и знание о нем. Разрыв между объемом информации и потребностями общества привел к третьей информационной революции — изобретению книгопечатания. «Мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», — писал В. И. Вернадский [29, стр. 82]. Развитие книгопечатания в середине 40-х гг. XV в. связывают с именем Гутенберга. Изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг создал форму производства, накопления и передачи знания, определив, таким образом, саму структуру знания. Его заслуга заключается в изобретении книгопечатания как технологии. Он догадался использовать для печати формы, собираемые каждый раз из отдельных металлических литер, заранее отлитых и хранящихся в типографской кассе. Это позволило создавать форму для страницы любой книги за несколько минут. Кроме того, Гутенберг разработал и сплав для изготовления литер из олова, свинца и сурьмы, а также водостойкие чернила. Впервые изготовление печатной формы стало занимать меньше времени, чем переписывание страниц вручную, устойчивость формы к износу сделала печать единственным эффективным способом распространения информации вплоть до появления цифровых носителей в конце XX столетия. Распространение книгопечатания по технологии И. Гутенберга было стремительным. В 1458 г. основана типография в Страсбурге, в 1462 г. - в Вене, в 1464 г. — в Базеле; через год открылась типография в Кельне, спустя два года — в Эльтвилле-на-Рейне, годом позже — в Аусбурге. К концу XV в. в одной только Италии насчитывалось 77 типографий, в Голландии — более 30. Печатные дворы открывались в Польше, Венгрии, Исландии, Османской империи, Мексике [30, стр. 64-65]. В 1553 г. началось строительство Государственного печатного двора в Москве на Никольском крестце. Типографию возглавил Иван Федоров, который в период с 1529 но 1532 г. учился в Краковском университете. Можно предположить, что именно в этот период он познакомился с технологией книгопечатания, изобретенной Гутенбергом. Начиная с 1530-х гг., Федоров принадлежал к окружению митрополита Макария, вместе с которым приехал в Москву, где занял должность диакона в Кремлевском храме Николы Гостунского и принял участие в работе комиссии по «исправлению» церковных книг, т.е. устранению в них разночтений. 19 апреля 1563 г. Иван Федоров и его подручный Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой «Деяния и послания святых Апостолов» (сокращенно «Апостол»). Первая московская печатная богослужебная книга была датирована 1 марта 1564 г. первой государственной типографией в Москве. Книгопечатание в нашей стране очень скоро стало мощным средством распространения и сохранения идей и знаний, развития науки, культуры, образования, роста национального самосознания, орудием социальной и идеологической борьбы [31, стр. 50]. В 1566 г. типография была сожжена, и И. Федоров, и П. Мстиславец были вынуждены бежать в Литву, где они нашли пристанище у польского гетмана Ходкевича — основателя Заблудовской типографии. В Литве Федоров и Мстиславец печатают «Учительное Евангелие», а затем «Псалтырь с Часословцем». В начале 1570-х гг. Федоров переезжает во Львов. В 1573 г. организует там собственную типографию. В 1574 г. переиздает «Апостола» с собственным послесловием тиражом более 1 тыс. экземпляров. В настоящее время известны 12 печатных изданий Ивана Федорова, которые являются памятниками русского типографского искусства. Отлитые им шрифты хорошо читаются, заставки, концовки, заглавные буквы отличаются удивительной тонкостью работы. Все издания сопровождаются издательским знаком книгпопечатника — инициалами «И. Ф.». Наличие авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком, является отличительной особенностью книг [32, стр. 7]. Итак, печатный пресс произвел настоящую культурную революцию. Впервые в истории книга перестала быть уникальным предметом. Печатный станок удешевил производство книг и позволил размножать их большими тиражами, и книгами смогло владеть большее количество людей. Книгопечатание способствовало: — увеличению объема печатаемых книг, количества информации на бумажном носителе; — безошибочному копированию текстов; — размещению имени автора книги на титульном листе; — развитию национальных языков: унифицированные типографские шрифты способствовали унификации письма; — потребности в обучении грамоте; — ускорению обмена научной информацией, формализации и унификации научного текста; — развитию книготорговли, которая превращалась в динамично растущую отрасль экономики: первая книжная ярмарка во Франкфурте состоялась в 1485 г., спустя всего лишь 30 лет после изобретения книгопечатания Гутенбергом; — массовому изданию сборников законов и нормативных актов, унификации законодательства; — изменению профессии юриста: судья из уникального чиновника, ведущего процесс на основании своего здравого смысла и представлений о справедливости, превратился в механизм реализации унифицированного, механистического права; — созданию института государственного цензорства, механистически и регулярно контролировавшего содержание печатных изданий, выходивших в государстве; — разработке принципов систематизации печатной информации в научных библиотеках, появлению библиотечных справочников, списков опубликованной литературы. Таким образом, процесс книгопечатания создал не просто принципиально новую концепцию накопления и передачи знаний, он изменил само понятие о том, что такое знание, он заново создал само это знание [33, стр. 64-67]. «За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были построены для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Наступила бы эра географических открытий, начавшаяся во второй половине XV века, без наборного шрифта? Печать публиковала сведения обо всех путешествиях португальских мореплавателей вдоль западного побережья Африки в поисках морского пути в Индию. Печать доставила Колумбу первые (хотя и совершенно неправильные) карты сказочных земель, лежащих за западным горизонтом — Китая, описанного Марко Поло, и легендарной Японии. Печать позволила немедленно зафиксировать результаты каждого путешествия и создавать новые, более надежные карты. Неэкономические изменения нельзя выразить в числах. Но влияние печати на общество, образование, культуру, не говоря уже о религии, было, скорее всего, не меньше и ничуть не медленнее, если не быстрее, чем влияние сегодняшней информационной революции» [34]. Исторический факт: «В 1532 году возле города Кахамарка на Перуанском нагорье Франциско Писарро всего со 168 солдатами взял в плен царя инков Атахуальпу, имевшего под своим командованием 80 000 человек. Факт становится понятным, только если принять во внимание, что лидер инков ничего не знал о своих непрошенных гостях, в то время как испанцы были прекрасно осведомлены о своем противнике. Атахуальпа и представить себе не мог, что эти пришельцы вознамерились завоевать целую часть света, и что многие великие индейские цивилизации Центральной Америки уже пали к их ногам. Атахуальпа целиком находился во власти устной информационной ограниченности. Атахуальпа поначалу не воспринимал пришельцев всерьез, поэтому, когда его воины впервые в своей жизни увидели всадников на лошадях, они впали в панику. Сам Писарро, возможно, и не умел читать, но он был современником культуры письма и чтения и потому имел доступ к обширной информации о других цивилизациях. Он также использовал в основе своей кампании тактику Эрнандо Кортеса, победившего царя ацтеков Монтесуму. Об успехе Писарро вскоре узнали в Европе. В 1534 году вышла в свет книга, описывавшая события при Кахамарке, написанная одним из его соратников, впоследствии переведенная на несколько языков и ставшая бестселлером того времени. Сирое на информацию был огромен, а преимущества владения ею очевидны» [15, стр. 23]. Следовательно, изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка в середине XV в. положило начало следующей информационной революции. Печатный станок послужил важнейшим условием развития того, что стало современной наукой, со всеми связанными с этими великими открытиями и техническими усовершенствованиями, приведшими к индустриализации. Печатный станок предоставил одаренным и предприимчивым людям доступ к необходимой информации, что послужило началом научных открытий: появилось много изобретений, важнейшими из которых стали часы, порох, компас и телескоп. Книгопечатание и сегодня сохраняет статус одного из величайших технических изобретений. Дальнейшее развитие мировой цивилизации обусловили следующий этап информационного кризиса. Информационные потребности общества к последней трети XVIII в. намного превысили информационные технологии. Информационный кризис был ускорен подъемом индустрии (паровая машина, прядильный станок, новые процессы, которые заменили ручные инструменты машинами), новые экономические процессы потребовали механизации производства. В исторической науке этот период обозначен как начало индустриальной революции. Столетие спустя произошел еще более мощный индустриальный взрыв, который также характеризуется как индустриальная революция (изобретение двигателя внутреннего сгорания, открытие электричества, создание химической промышленности и сталелитейного производства, микроизобретения в сельском хозяйстве). Таким образом, принято выделять две индустриальные революции: первая произошла в последней трети XVIII в. и характеризовалась такими новыми технологиями, как паровая машина, прядильный станок, процесс Корта в металлургии и замена ручных инструментов машинами. Вторая характеризовалась изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием электричества, созданием химической промышленности на базе научных достижений, эффективного сталелитейного производства и началом коммуникационных технологий с распространением телеграфа и изобретения телефона. Изобретение телефона разрешило проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями огромного количества людей. Телеграф, телефон, радио, кино, фотография, звукозапись — все эти открытия способствовали формированию нового этапа развития общества, так как технологические инновации всегда отражают экономический рост, уровень жизни и взаимодействие человека с природой, состояние информатизации и знаний. Этап разрешения кризиса информационных технологий в конце XIX — начале XX в. называют четвертой информационной революцией Так, четвертая информационная революция связана с электричеством, дальнейшим развитием СМИ и новыми информационными технологиями, которые позволили «создавать и транслировать информацию в объемах, немыслимых для Вселенной Гутенберга. Электрический телеграф, телефон, радио, телевидение и современная полиграфическая техника означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемом памяти и возможности грандиозного накопления знаний. Гигантское увеличение деловой, политической и духовно-культурной информации привели к тому, что в 50-е годы, согласно подсчетам Прайса, объем научных знаний удваивался в различных отраслях науки в среднем в интервале от 5—7 до 10 лет. Сейчас в наиболее развитых индустриальных информационных обществах такое удвоение происходит раз в 2—3 года» [36, стр. 50] [37, стр.27]. Пятая информационная революция связана с изобретением персонального компьютера. Это событие было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. В нашей стране первая электронная вычислительная машина (ЭВМ) создана в конце 1940-х гг. инженером Сергеем Алексеевичем Лебедевым. Примерно в то же время ЭВМ появляются в Соединенных Штатах Америки. Первый компьютер, собранный в 1946 г. в Филадельфии, весил 30 тонн, занимал площадь, равную гимнастическому залу, и потреблял так много энергии, что, когда машину включали, в городе происходили перебои с электричеством. Изобретение ЭВМ, которые стали предвестниками нового этапа научно-технического прогресса, назвали впоследствии «информационной революцией». В 1971 г. был создан первый микропроцессор (аппарат, который выполняет обработку данных, поступающих в компьютер). Его появление и другие успехи в микроэлектронике предоставили возможность создать настольные и переносные компьютеры. В 1975 г. был создан персональный компьютер, для которого Билл Гейтс и Пол Аллен разработали первое программное обеспечение, а вскоре добавилось сетевое подключение. Все это способствовало сокращению затрат на обработку информации. Телекоммуникации как компонент информационных технологий появились в результате синтеза базисных технологий с новейшими технологиями связи и передачи информации. Общество конца XX — начала XXI в. невозможно представить без сотовых телефонов. По Интернету стали передавать не только обычные данные, но и звуковые и видеосигналы [38, стр. 34]. Многоканальное телевещание, кабельное и спутниковое телевидение, сотовая связь, волоконная оптика и лазерные линии передачи делают связь устойчивой и универсальной [39, стр.59]. Итак, с созданием современных компьютеров и систем передачи данных, возникновением новой микропроцессорной технологии и индустрии переработки информации четвертая информационная революция плавно перешла в пятую. «Информация и знания стали важнейшей отраслью массового производства. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, невиданное изменение скоростей во всех сферах деятельности человека привело, с одной стороны, к гигантскому росту потребностей в знаниях (без этого современный социально-исторический процесс неминуемо пришел бы к саморазрушению), а с другой стороны, к перманентному созданию все новых и новых средств удовлетворения этих потребностей. Начало развиваться то, что в англоязычной литературе принято называть «обществом, построенном на знаниях» [37, стр.27]. Таким образом, пятая информационная революция совершилась менее чем за два десятилетия — с середины 70-х до 90-х гг. XX в. Это первая революция в области информационных технологий, которые сами являются производительной силой. В результате пятой информационной революции были созданы технологии (вычислительная техника, микроэлектроника, телекоммуникации, генная инженерия и т.д.) для воздействия на информацию, которая сама по себе стала сырьем. Информационные технологии, которые обладают несравненным объемом памяти и скоростью передачи информации, стали влиять на все области деятельности человека: рождение, учебу, работу, производство, потребление, отношения, чувства. «Исторические этапы информатизации общества свидетельствуют о поступательном развитии человеческой цивилизации. В каждую последующую эпоху возникает больше технических изобретений и происходит больше научных открытий. Каждый последующий период в несколько раз менее продолжителен и намного мощнее по объему информации, чем предыдущий. Если первую информационную революцию от второй отделяли десятки тысячелетий, то эволюция современных средств коммуникации укладывается в годы и даже месяцы. Следовательно, в скором времени в информационном развитии мира произойдет новый скачок, шестая информационная революция» [41, стр.52]. Итак, стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает характер глобальной информационной революции, которая оказывает влияние на многие сферы жизнедеятельности общества, а само общество стало именоваться «информационным обществом». 2. Концепции информационного общества Следствием информационных революций и развития информационных технологий явилось информационное общество, формирование которого — общественный процесс, так как именно информация выступает в роли рычага общества. «Возможная цель — предпринять все возможные усилия для утверждения на планете информационного общества, как условия, совершенно необходимого для продолжения истории, если угодно, как нового этапа истории». Термин «информационное общество» введен в 1960-х гг. американским экономистом Ф. Махлупом и японскими исследователями Т. Умесао и Ю. Хаяши [42, стр. 471], [43]. Словосочетание johoka shakai означает общество, в котором коммуникации осуществляются посредством компьютеров (The computer- mediated communication society). Общепринятого определения информационного общества пока не существует. Подходы к его определению можно разделить: 1) основанный на терминологии («информация» и производные от нее слова); 2) исходящий не столько из терминов, сколько из существа вопроса — значения и роли информации и знаний (при различных их определениях). Современное общество именуется по-разному: «информационное»; «постиндустриальное»; «постэкономическое»; «экономика знаний»; «общество, основанное на знаниях»; «цифровое»; «информациональное»; «электронная эра»; «сетевое»; «технотронное»; и все это — общество последней трети XX — начала XXI в. Различные концепции, которые стоят за этими определениями и которые насчитывают более полувека, объединяет стремление их сторонников воссоздать внутреннюю логику общественного прогресса. Феномен информационного общества, его экономические, философские, социологические, правовые, социокультурные аспекты анализируются как зарубежными, так и отечественными учеными. Предпосылками работ зарубежных авторов послужило осознание важности сбора, упорядочения и представления для практического использования разных видов информации в условиях быстро развивающегося научно-технического прогресса. В начале 1960-х гг. возникла теория постиндустриального общества. Она стала синтезом различных подходов к изучению общества. Именно в этот период произошло осмысление того, что технологические факторы развития начинают преобладать над политическими и социальными. Понятие постиндустриального общества в 1959 г. впервые употребил Д. Белл, профессор Гарвардского университета, для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации, а основной производительной силой становится наука. Широкому признанию этого понятия способствовал выход в свет его книги «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting, 1973), в которой он представил концепцию постиндустриализма. В своей работе автор разделяет историю человеческого общества на три основные стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Он стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. Подобно Т. Веблену и другим теоретикам индустриализма он трактует индустриальное общество как такое, где главной целью ставится производство максимального числа машин и вещей. Существенной чертой постиндустриальной стадии является, по мнению Д. Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Важнейшее значение для принятия решений и координации направления изменений приобретает центральная роль теоретического знания. «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями. Оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание» [45]. Знание и информацию американский ученый считает не только эффективным катализатором трансформации постиндустриального общества, но и его стратегическим ресурсом. Книга вызвала всеобщий резонанс и интерес к затронутой в ней проблематике. Несомненным достоинством теории Белла является ее приверженность идеям социальной эволюции. Начиная с момента выхода книги Д. Белла в свет появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. Несмотря на разные «подходы, оценки и прогнозы, все исследования выстроены по схеме: возрастающее количество информации и знаний, новые средства связи и компьютеры создали ситуацию, в которой, с одной стороны, есть новые возможности для прогресса, в том числе решения социальных противоречий, а с другой — возникает все больше обостряющихся проблем, которые авторы относят к помехам на пути к новому обществу, или к его неизбежным чертам» [46, стр.3-12]. Значительный вклад в развитие теории постиндустриализма внес Э. Тоффлер, который предлагал собственную схему исторического процесса. По его мнению, развитие науки и техники осуществляется «волнами». В своей книге «Третья волна» (The, Third Wave: The Classic Study of Tomorrow, 1980) он выделил в истории цивилизации три «волны»: аграрную (до XVIII в.), индустриальную (до 50-х гг. XX в.) и постиндустриальную (начиная с 1950-х гг.). «Ближайший исторический рубеж так же глубок, как и первая волна изменений, запущенная десять тысяч лет назад путем введения сельского хозяйства», — пишет автор. «Вторая волна изменений была вызвана индустриальной революцией. Мы — дети следующей трансформации, третьей волны» [47, стр. 201], которая обозначилась в результате разворачивающейся информационной революции. Постиндустриальному обществу, по мысли ученого, присущи такие черты, как деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, а также дальнейшая индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами. Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические формы, среди которых он особенно выделяет индивидуальную деятельность в «электронном коттедже», который представляется автору следующим образом: «Радикальные изменения в сфере производства неизбежно повлекут за собой захватывающий дух социальные изменения. Еще при жизни нашего поколения крупнейшие фабрики и учреждения наполовину опустеют и превратятся в складские или жилые помещения. Когда в один прекрасный день мы получим технику, позволяющую в каждом доме оборудовать недорогое рабочее место, оснащенной “умной” печатной машинкой, а может быть, еще и копировальной машиной или компьютерным пультом и телекоммуникационным устройством, то возможности организации работы на дому резко возрастут» [19, стр. 12]. Очень быстро проблема постиндустриального общества становится одной из ведущих в западной политологии. Основной акцент в исследованиях того времени делается в основном на необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения информации и результатах их использования в экономической сфере. Обусловлено это было бурным развитием и конвергенцией информационно-телекоммуникационных технологий, повлекшими за собой революционные изменения на мировом рынке. Гуманитарные аспекты формирования нового общества, в частности социальные проблемы, стали активно изучаться только в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую глобальную социальную революцию, которая не уступает революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество. Концепция «информационного общества» — это разновидность теории постиндустриализма. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой теории связывают его становление с преобладанием «четвертого», информационного сектора экономики, который следует за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Влияние информационной технологии на все сферы деятельности приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами». Одна из наиболее интересных и разработанных концепций информационного общества принадлежит японскому ученому Ё. Масуда. Основные принципы и особенности грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» [48]. Фундаментом нового общества станет, по мнению автора, компьютерная технология, главная функция которой видится им в замещении либо значительном усилении умственного труда человека. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знаний. Потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения насущных проблем и развитие сотрудничества. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, и распространяться с помощью новых телекоммуникационных технологий. Уделяя особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе, Масуда предполагает, что оно будет по сути бесклассовом и бесконфликтным, это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он пишет, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время. Основные характеристики общества знания были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования; Институтом разработки использования компьютеров; Советом по структуре промышленности. Показательны сами названия документов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969), «План информационного общества» (1971) [49, стр 30-35]. В перечисленных отчетах высокоиндустриальное общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом существенные изменения коснутся непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более «информационно ёмким», что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного, а не материального продукта, по мнению авторов, будет движущей силой образования и развития общества. Известный английский ученый Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы превратятся, как он считает, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим следует всеми силами развивать, в первую очередь, новую отрасль экономики — информационную. Промышленность в новом обществе по общим показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступит место сфере услуг, которая будет представлять собой преимущественно сбор, обработку и различные виды предоставления требуемой информации [50, стр. 335]. По мере развития электронных средств массовой информации и информационных технологий в научных кругах все более активно ведется дискуссия о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования глобального информационного общества. Особый интерес здесь представляют работы М. Маклюэна, в частности «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» [51]. Подходы, представленные в его исследованиях, получили как весьма положительные, так и далеко не лестные оценки со стороны традиционной науки и общественности в целом. Отличительной особенностью взглядов канадского ученого является рассмотрение им информационных технологий в качестве главного фактора, влияющего на формирование социально-экономической основы нового общества. Телекоммуникационные и компьютерные сети сыграют роль своеобразной нервной системы в образовании «глобального объятия», где все оказывается настолько взаимосвязано, что в результате происходит становление «глобальной деревни». Говоря о перспективах развития средств массовой коммуникации в информационном обществе, Маклюэн неоднократно подчеркивает тенденцию усиления активной роли масмедиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни общества видится им в недалеком будущем, с одной стороны, его частью, а с другой — таинственной силой, имеющей над этим обществом все возрастающую власть. Рубеж 1980—1990-х гг. можно обозначить как начало нового этапа в развитии идей глобального информационного общества. Прежде всего, этот период связан с результатами исследований П. Дракера и М. Касгельса. Известный американский экономист, один из создателей современной теории менеджмента, П. Дракер принимал активное участие еще в дискуссиях начала 70-х гг. XX в. Однако свой непосредственный вклад в формирование нового облика существующих концепций постиндустриализма он внес позднее, опубликовав книгу «Посткапиталистическое общество» (Post-capitalist society, 1993) [52]. Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма, причем, основными признаками происходящего сдвига считаются переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, формирование повой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. Современная эпоха, по мнению ученого, представляет собой время радикальной перестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях. Испанский социолог М. Кастельс в качестве отправной точки своих размышлений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Его фундаментальное трехтомное исследование «Информационная эра: экономика, общество и культура» (The Information Age: Economy, Society and Culture, 1996—1998) посвящено развернутому анализу современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он назвал «сетевым». Исходя из того, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всевозможные преграды и границы, информационная эра рассматривается им как эпоха глобализации. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством, и результатом глобализации общества. В своей книге автор неоднократно обращает внимание читателя на тот принципиально важный момент, что информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели особое значение во всех обществах. В то же время, зарождающееся новое общество строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации стали «фундаментальными источниками производительности и власти». Одной из принципиально важных характеристик периода 1980— 1990-х гг. является то, что, начиная с первой половины 1990-х гг. большинство американских и европейских исследователей и специалистов в этой области стали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации в различных сферах жизни, сколько знаний и беспрецедентного ускорения их прироста. Если в 70-е гг. XX в. объем суммарных знаний человечества увеличивался вдвое раз в десятилетие, в 80-е гг. — раз в пять лет, то к концу 90-х гг. он удваивался практически каждый год. Подобное положение дел породило целый ряд новых определений высокоиндустриального общества, среди которых такие, как Knowledge Society, Knowledgeable Society и т.п. Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество», можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается: — общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий; — общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать; — глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь пи временных, ни пространственных, ни политических границ; где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах; — общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой — открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации [54]. Таким образом, современное информационное общество можно определить как систему связей и отношений между индивидами, основанную на обмене информацией в социальной и экономической деятельности[55, стр. 112-118]. 3. Формирование глобального информационного пространства В начале XXI в. мир вступил в новую фазу развития — эпоху глобального информационного общества, которое будет представлять собой совокупность национальных информационных инфраструктур. Термин «глобальное информационное общество» достаточно широк и включает в себя, прежде всего, глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Информационное общество и глобализация — два тесно связанных между собой явления. Глобализация — это объективный процесс, с которым вынужден считаться современный мир (от лат. globus — «шар», фр. global — «всеобщий»). Она оказывает влияние на судьбы всех государств, социальных групп, отдельных людей. Понятие «глобализация» многогранно, но при этом не получило достаточно сложившегося и ясного определения, поэтому видим смысл рассмотреть его различные трактовки. Под глобализацией понимается: — конкретно-историческое явление, включающее в себя такие процессы и развитие связей между странами, когда они выходят на новый уровень, образуя единую всемирную сверхсистему общественных отношений, в которой каждый элемент не может функционировать без другого; направление общественного развития и всего хода мировой истории до естественных рамок Земли; — процесс распространения чего-либо во всемирном масштабе; — всемирный процесс, связывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему; — объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества; изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к открытости и взаимозависимости; — перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической глобальной среды; процесс трансформации экономических и хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геоэкономической реальности; — универсальные повсеместные процессы унификации потребительских предпочтений, приемов и типов потребления, образа жизни, а соответственно, стандартизации технологий и организации производства; — процесс формирования единого пространства (информационного, экономического, культурного и т.д.) и увеличение темпов этого процесса, которое связано с технологическими прорывами в области коммуникаций, связи и информатики; — объективный, закономерный исторический процесс развития общества, способствующий интеграции сообществ, расширению экономических, политических, социокультурных, научно-технических связей; всестороннему (политэкономическому, социокультурному, научно-техническому, информационному и т.д.) развитию всех его участников в той степени, в которой они принимают в нем участие; — возрастающая всемирная интеграция рынков товаров, услуг и капитала, которая привлекла особое внимание в конце 1990-х гг.; изменения, которые были замечены примерно в то же самое время в мировой экономике, и возросшее вмешательство во внутреннюю политику и внутренние дела международных институтов, таких как Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и Всемирный Банк; доминирование США в мировых экономических отношениях и коммерции. Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «глобальное информационное общество», можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается: — общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий; — общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать; — глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах; — общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой — открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации (рис. 1.1). Рис. 1.1. Глобальное информационное общество |