методические указания по компьютерной графике. методичкаГрафика. Інженерна та компютерна графіка
Скачать 1.22 Mb.
|
Тема 1. Графічна програма Adobe Photoshop: призначення та можливості. Графічна програма Adobe Photoshop: призначення та можливості. Структура головного вікна графічного редактора Adobe Photoshop. Палітра інструментів. Палітра малювання Структура та призначення діалогового вікна. Интерфейс программы Adobe PhotoShop 7.0. На приведѐнном ниже рисунке приведены названия элементов интерфейса. В левой части экрана находится панель инструментов. Их в Photoshop довольно много, поэтому они объединены в группы. Для того, чтобы активизировать инструмент, пиктограмма которого видна на экране, щелкните на ней. Рядом с некоторыми пиктограммами расположена маленькая стрелочка. Если по ней щелкнуть, то открывается всплывающая палитра, содержащая инструменты, входящие в группу. Основные элементы управления сосредоточены в так называемых плавающих палитрах, которые также соединены в группы. Каждая палитра представляет собой вкладку и имеет ярлык с названием. Переключение между палитрами осуществляется щелчком левой кнопки мыши на ярлыке соответствующей палитры. Кроме визуальных элементов управления, в палитре существует меню управления, вызвать которое можно нажатием кнопки, расположенной в правом верхнем углу окна палитры. В меню управления палитры можно выбрать команды, свойственные текущей палитре и вызвать настройку палитры пунктом Palette Options. Палитры и их группы можно разместить в любом месте экрана. Также существует возможность объединять палитры по собственному усмотрению. Делается это следующим образом: необходимо просто перетащить ярлык одной палитры в пределы другой палитры. Если у Вас возникло желание оставить палитру на экране в одиночестве, то еѐ нужно перетащить просто в любое место на экране, за исключением других палитр. Управление палитрами находится в главном меню. В пункте меню window вы можете ув идеть названия палитр. "Галочка" возле названия говорит о том, что данная палитра открыта. Чтобы открыть пропавшую палитру, достаточно щелкнуть на ее названии в меню window. Тогда появятся и галочка в меню, и палитра на экране. Бывает так, что в ходе работы с палитрами (особенно в первое время) путаницы избежать не удалось. Тогда остаѐтся только один путь к восстановления порядка. Необходимо проделать следующие действия: Войдите в пункт Window главного меню, выберите пункт Workspace(Рабочая среда) и подпункт Reset Palette Locations(Стандартное размещение палитр). После этого действия расположение всех палитр на экране восстановится по умолчанию. Если у Вас пропала палитра инструментов, то это тоже не проблема. Ведь это тоже палитра? Значит, мы уже знаем, как ее найти. Выбираем в меню Window подпункт Tools (Инструменты). Необходимо рассказать о таком элементе интерфейса программы как строка состояния (status bar). Нижнюю часть главного окна программы занимает строка состояния . Если вы не видите строки состояния, значит, она отключена. Как и плавающая палитра, строка состояния включается командой Window > Status Bar. Повторный ее выбор уберет строку состояния с экрана. В строке состояния Photoshop выводит информацию о текущей выполняемой операции, выдает Windows подсказку о функциях текущего инструмента, а также ту информацию об открытом документе, которую вы выберете в меню строки. Меню открывается щелчком на кнопке с треугольной стрелкой. В нем на выбор предлагаются следующие варианты: Document Sizes (Размеры документа). Объем памяти, занимаемый изображением. Не путайте с размером файла изображения. Document Profile (Профиль документа). Цветовой профиль документа. Если документ не содержит профиля, то появится слово "Untagged". Document Dimensions (Размер документа). Размер документа в пикселах. Scratch Sizes (Размер буфера). Первая цифра показывает объем памяти, занимаемый всеми открытыми изображениями с учетом буферов обмена и отката, а также снимков. Вторая показывает объем оперативной памяти, доступной в данный момент PhotoShop. Если первая цифра больше второй, то программа использует виртуальную память. Efficiency (Эффективность). Доля времени, в течение которого программа работает в оперативной памяти. Если она меньше 100%, то используется медленная виртуальная память. Timing (Тайминг). Время, затраченное на выполнение последней операции или команды. Current Tool (Текущий инструмент). Ясно без комментариев. Щелчок мышью на информационном поле строки состояния выводит маленькое окно, в котором показано, как будет размещено текущее изображение при печати на принтере. Это удобно, когда нужно отследить правильность ориентации бумаги (устанавливается в диалоговом окне печати) и размера изображения. Если при щелчке удерживать клавишу Alt, то появится другое окно, в котором будут приведены физические размеры изображения в пикселах и текущих единицах измерения, тип изображения и его разрешение. В самой левой позиции строки состояния находится поле, показывающее текущий масштаб демонстрации изображения и позволяющее задавать его численно. Чтобы увидеть в строке состояния все описанные данные, необходимо открыть хотя бы один документ. Так что приступим к изучению основных операций с документами. Создание нового документа. Для того чтобы создать новый файл можно воспользоваться несколькими способами: Традиционно - меню File пункт New. Комбинация клавиш Control+N. Удерживая кнопку Control дважды щѐлкаем на рабочем поле окна. Во всех случаях после указанных выше действий возникнет диалоговое окно создания новой картинки. Условно содержимое окна разделено на два блока: Раздел описывающий размеры и характеристики рисунка Раздел отвечающий за содержимое рисунка. В первом разделе указывается высота и ширина создаваемой картинки, разрешение и цветовая модель описывающую создаваемую картинку. Размер создаваемой картинки можно указать в разных единицах измерения, воспользовавшись выпадающим меню, расположенным справа от поля ввода размера. Интересным фактом является зависимость размера файла от размеров рисунка. Изменяя цифры в полях Width и Heght можно легко убедиться, что при увеличении размера рисунка увеличивается и начальный размер файла. Существует несколько вариантов описания цветов в картинке. Эта тема будет рассмотрена в дальнейшем, а на текущий момент рекомендую устанавливать режим RGB. Раздел Contents позволяет установить цвет фона создаваемого рисунка. White - цвет фона белый; Background color- в Photoshope есть два назначаемых типа цвета - Foreground Color и Background Color. Цвет назначенный как Background Color будет цветом фона вновь созданной картинки. Transparent - цвета фона небудет, т.е. фон будет прозрачный. Но создав новую картинку с прозрачным фоном Вы увидите, что вся картинка в каких-то черно-белых шашечках очень похожих на такси. Таким образом Photoshope показывает Вам, что фон прозрачный. Цвет этих шашечек можно настроить через меню Edit, пункт Preferences, подпункт Transparancy & Gamut: Література: 1. Глушаков С.В. Компьютерная графика. / Глушаков С.В., Кнабе Г.А. – Харьков: Фолис, Москва: "АСТ", 2001. – с.67-89. 2. Руденко В.Д. Курс інформатики. / Руденко В.Д., Макарчук А.М., Патланжоглу М.А - К.: Феникс, 2001. – с.318-324. Студенти повинні знати: призначення та основні функції графічного редактора Adobe Photoshop; структура графічної програми Adobe Photoshop; структуру головного вікна графічного редактора; призначення Палітри інструментів; структура та призначення діалогового вікна. Студенти повинні вміти: за допомогою засобів графічного редактора Adobe Photoshop створювати різні графічні образи; редагувати та перетворювати ілюстрації та фото зображення; за допомогою засобів Adobe Photoshop створювати різні графічні образи; редагувати та перетворювати ілюстрації та фото зображення; відрізняти елементи діалогових вікон, користуватися ними. Контрольні питання: 1. Інтерфейс графічного редактора Adobe Photoshop 2. Створення нового документа в Adobe Photoshop 3. Призначення Палітри інструментів Тема 2. Робота з документами у графічному редакторі Adobe Photoshop. Засоби створення, зберігання та закриття документів у графічному редакторі Adobe Photoshop. Призначення інструментів панелі інструментів малювання Робота з градієнтами. Використовування заливок Використання сітки, лінійки, направляючих. Логічні операції з виділеними областями Параметры инструментов. Палитра Options. В PhotoShop существует специальная интерактивная палитра Options. В палитре Options можно настроить параметры любого инструмента, причѐм у каждого инструмента будет свой набор параметров. Для настройки конкретного инструмента прежде всего необходимо выбрать его в палитре инструментов. После чего палитра Options преобретает набор вариантов настроек выбранного инструмента. Палитра Options находится вверху окна Photoshop, сразу под строкой меню. Хотя саму палитру можно перемещать по экрану, все же лучше оставить ее на своем месте. В более ранних версиях компания Adobe размещала панел Options в виде плавающей палитры, но начиная с версии 6 наконецто эта палитра приобрела себе достоное место. Вот пример того, как выглядит эта палитра для инструмента Brush Tool (Кисть): Вы можете включить и отключить отображение паритры Options с помощью пункта Options в меню Window. Инструмент Кисть. Приступая к главному рисующему инструменту, хочется заметить, что программа Photoshop предназначена не для рисования, а для обработки готовых изображений. Поэтому не рассчитывайте на то, что все, что вы хотите, вы сможете нарисовать кистью. Чаще всего вам придется создавать новое на базе существующих изображений. Однако кисть в работе очень важна. Об этом говорит огромное количество настроек этого инструмента, появившееся в седьмой версии программы. Инструменты рисования позволяют создавать произвольные линии, имитируя различные реальные инструменты. К рисующим относятся инструменты: Brush (кисть) позволяет создавать линии с гладкими или размытыми краями, жесткие линии различных форм. Pencil (карандаш) создает жесткие линии, имитируя карандаш. Он принадлежит той же группе, что и кисть. То есть если вы не можете найти этот инструмент, щелкните на маленькой стрелочке рядом с кистью и выберите карандаш из всплывающей палитры. Каждый из этих инструментов имеет параметры. Наиболее важными параметрами, определяющими внешний вид линии, являются ее толщина и форма. Вы можете назначать кистям различные размеры и формы при помощи палитры Options (Параметры). Итак, выберем инструмент кисть и посмотрим на эту палитру. Будем рассматривать параметры слева направо. Первый список с изображением кисти содержит заготовки инструментов (Tool Presets). Он присутствует в левой части палитры Options независимо от того, какой инструмент выбран. Если вы регулярно используете инструмент с какими-то конкретными параметрами, например, овальную кисть диаметром 45 пикселов, рисующую в режиме Multiply, то вам стоит сохранить ее как заготовку, чтобы потом вызывать из этого списка. Это гораздо удобнее, чем каждый раз заново настраивать одни и те же параметры. Сохранить заготовку можно следующим образом: Открыть всплывающую палитру заготовок инструментов, нажав на изображение кисти в левой части палитры Options. Дальше есть два пути: 1. Нажать на изображение чистого листа и ввести имя заготовки. Тогда мы сможем сохранить инструмент с текущими параметрами как заготовку. 2. Войти в меню палитры заготовок. Не помните, как это сделать? Нужно нажать на черный треугольник в кружке в правом верхнем углу палитры. В открывшемся меню выбираем первый пункт New Tool Preset (Новая заготовка инструмента) и вводим имя заготовки. Следующий параметр расположен рядом со словом Brush. Он отвечает за настройку формы и размера кисти. Если мы откроем список, то откроется всплывающая палитра, изображенная на рисунке, в которой можно выбрать одну кисть из списка или настроить диаметр текущей. Подчеркну, что здесь лежат заготовки кистей, а не вообще инструментов. В нижней части меню этой палитры перечислены группы заготовок кистей. Например, Assorted Brushes - художественные кисти (рекомендую их открыть, уж очень они красивые), Square Brushes - квадратные кисти и т.д. В этом меню важны следующие команды: Reset Brushes - убрать те кисти, что мы пооткрывали, заменив из на кисти по умолчанию. Бывает, что после бурных экспериментов нельзя найти обычную круглую кисть, тогда эта команда просто незаменима. Load Brushes - загрузить кисти из файла в конец текущего списка. Кстати, кисти хранятся в файлах с расширением abr(Adobe BRushes - легко запомнить). Стандартные кисти хранятся по адресу C:\Program Files\Adobe\Photoshop7.0\Presets\Brushes\*.ABR Save Brushes - сохранить все кисти из текущего списка в одном файле. Replace Brushes - загрузить кисти из файла вместо текущих. Следующий параметр палитры Options Mode (Режим)определяет режим рисования кисти. Opacity - определяет непрозрачность кисти. Flow - этот параметр действует абсолютно аналогично параметру opacity. Если не отпуская кнопки мыши, провести кистью несколько раз по одному и тому же месту на изображении, то краски в буквальном смысле сгустятся, т.е. прозрачность нанесѐнного слоя каждый раз будет стремится к абсолютной непрозрачности. Кисть в режим аэрографа - этот режим отличается от обычного тем, что краска как бы распыляется. Это похоже на работу распылителем или баллончиком для граффити. Палитра Brushes. И последний по порядку, но не по значению параметр в правой части панели открывает палитру Brushes (Кисти). После открытия палитры Brushes глаза просто разбегаются. Но мы не будем поддаваться искушению попробовать все сразу, и исследуем палитру последовательно. В левой части палитры вы видите множество параметров, позволяющих настраивать форму мазка кисти. Перечислим их кратко: Brush Presets - заготовки кистей, с которыми вы уже сталкивались в палитре Options. Brush Tip Shape - настройка формы кисти. Shape Dynamics - динамическое изменение формы кисти в процессе мазка. Scattering'>Scattering - "разбрызгивание краски" в процессе рисования. Texture - наложение текстуры на кисть. Dual Brush - создание "двойной кисти". Color Dynamics - динамическое изменение цвета в процессе мазка. Other Dynamics - другие изменения параметров кисти в процессе мазка. На рисунке изображены настройки параметра Brush Tip Shape. Diameter - диаметр кисти, Angle - угол наклона, Roundness - степень округлости. Shape Dynamics имеет такие параметры: Size Jitter(случайное изменение размера), Angle Jitter(случайное изменение угла), Roundness Jitter(случайное изменение округлости). Под каждым из этих параметров есть список Control(управление), в которм мы выбираем, как меняется данный параметр: Off - не меняется. Например, Size Jitter будет случайно менять свой размер в пределах разброса, но никакой тенденции к расширению или сужению кисти не будет. Fade - будет исчезать за заданное количество шагов. Т.е. будет тенденция к уменьшению. Pen Pressure - в зависимости от "давления на ручку". Pen Tilt - в зависимости от наклона пера. Иначе говоря, от направления рисования. Stylus Wheel - этакое подобие палочки для письма. Scattering имеет такие параметры: Scatter (разброс), Both Axes - по обеим осям. Count(степень разбрызгивания), Count Jitter (случайная степень разбрызгивания). Texture - текстуру можно масштабировать с помощью Scale (масштаб), усиливать и ослаблять ее действие с помощью Depth (Глубина). На рисунке текстура наложена на круглую кисть. Dual Brush - текущая кисть задает форму (контур) мазка, а выбранная в этой опции - вид мазка. Вторая кисть выполнят роль текстуры для первой, поэтому в предложенном списке лучше выбрать кисть из набора Assorted Brushes. Результат не может не впечатлить! На рисунке на круглую кисть диаметра 65 px наложена кисть Grass диаметра 134 px из набора Assorted Brushes. В Color Dynamics верхний ползунок настраивает переход от основного к фоновому цвету в процессе мазка. Hue, Saturation, Brightness Jitter - разброс оттенка, насыщенности и яркости цвета соответственно. Purity - точность передачи цвета. Other Dynamics имеет параметры Opacity Jitter (разброс прозрачности) и Flow Jitter (разброс интенсивности). В примере Opacity Jitter=0%, но значение Control=Fade. То есть непрозрачность кисти уменьшается за количество шагов, которое в данном случае равно 50. С помощью этого приема можно имитировать простепенно растворяющиеся в фоне мазки кисти. Ниже расположены 5 флажков: Noise - добавление шума к форме кисти. Wet Edges - имитация кисти с мокрыми краями. Airbrush - режим аэрографа. Smoothing - сглаживание линий. Protect Texture - все кисти, на которые наложена текстура, используют только один образец текстуры. Остальные образцы текстур нельзя использовать для кистей. В параметрах палитры кроме уже знакомых нам команд есть одна, которая сейчас пригодится: Clear Brush Controls (очистить установки кисти). Применили? А теперь проведем эксперимент: не подгляды вая в урок, попробуйте настроить кисть "с чистого листа". Значения параметров уже вылетели из головы, зато можно раскрепостить фантазию. А это самое главное! Подбор цвета. Палитры Color, Swatches. В Photoshop существует много вариантов подбора необходимого цвета. В палитре Swatches можно выбирать четко фиксированные цвета. Для выбора активного цвета просто щѐлкаем на понравившемся нам цвете. При этом меняется основной цвет, индикатор которого расположен на палитре инструментов. Щелчок на цвете при нажатой Ctrl меняет фоновый цвет на выбранный. Если вас не устраивают цвета, представленные в палитре Swatches, вы можете загрузить другой каталог. Для этого откройте меню этой палитры (треугольник в правом верхнем углу) и выберите один из каталогов в списке. Рекомендую посмотреть Web Hues и Web Spectrum - мы даже в выборе цвета будем ориентироваться на web. Переключение между основным и фоновым цветами осуществляется при нажатии на специальную пиктограмму на палитре инструментов или клавишей X По умолчанию основным цветом является чѐрный, фоновым белый. Возврат к цветам по умолчанию осуществляется щелчком мыши на специальной пиктограмме или нажатием клавиши D . Присутствие двух активных цветов (основного и фонового) очень удобно при работе с двумя какими -то постоянными оттенками. Если необходимо отредактировать имеющийся, изменив яркость или соотношение компонентов, удобно воспользоваться палитрой Color. Цветовая модель задается отдельно для шкал и отдельно для цветового поля. Выбор цвета осуществляется перемещением ползунков вдоль цветовых шкал. Для редактирования можно выбрать как основной, так и фоновый цвет. Редактируемый в данный момент образец обведен рамкой. Для переключения активности нужно просто щелкнуть на неактивном образце. Література: 1. Глушаков С.В. Компьютерная графика. / Глушаков С.В., Кнабе Г.А. – Харьков: Фолис, Москва: "АСТ", 2001. – с.156-170, 223-240. 2. Руденко В.Д. Курс інформатики. / Руденко В.Д., Макарчук А.М., Патланжоглу М.А - К.: Феникс, 2001. – с.324-330. Студенти повинні знати: засоби створення та зберігання документів у графічному редакторі Adobe Photoshop; призначення інструментів малювання; види заливок; призначення сітки, лінійки, направляючих; логічні операції з виділеними областями. Студенти повинні вміти: зберігати документи й зміни документів у графічному редакторі Adobe Photoshop; використовувати інструменти малювання; використовувати різні види заливок; користуватися сіткою, лінійкою для більш точного малювання; використовувати різна операції для виділення області. Контрольні питання: 1. Призначення інструментів Піпетка, Палець, Ласо, Штамп в Adobe Photoshop 2. Призначення інструментів Губка, Кисть, Рука, Чарівна паличка в Adobe Photoshop 3. Робота з виділеними областями. Яким чином можна вирізувати, копіювати фрагмент малюнка в Adobe Photoshop 4. Робота з шарами в графічному редакторові Adobe Photoshop 5. Види заливки в Adobe Photoshop. Як залити об'єкт. 6. Тонова і колірна корекція зображень в Adobe Photoshop |