апро. между двух стульев. Инсценировка Е. В. Клюев Между двух стульев
Скачать 27.79 Kb.
|
Инсценировка Е.В. Клюев «Между двух стульев» Режиссера Ангелины Давыдовой Действующие лица: Пластилин мира - толстенький человечек без возраста. Петропавел – молодой человек, чрезмерно серьезный. ЧАЩА ВСЕГО. ИГОРНЫЙ МАССИВ. Над дверью дома висит колокольчик, на маленькой медной табличке у входа написано: Пластилин Мира. Звонить 126 раз. Петропавел вздохнул и принялся звонить. Два раза сбивается и начинает с начала. На третий раз названивает не считая. Дверь распахнулась, и перед Петропавлом предстал человек без возраста. Пластилин Мира: Вы ко мне или не ко мне? Петропаел: По-видимому. (стыдясь лохмотьев) Здравствуйте. Пластилин Мира: (обрадовано) Я так и подумал! То есть я, конечно, подумал не так. Мой дом иногда принимают за КАПИТАНСКУЮ ДАЧКУ, хотя он совсем на нее не похож. Она на соседней горе. Там живет Тетя Капитана-Франта. Но Вы начали звонить в колокольчик – и на сто двадцать шестом звонке мне показалось, что Вы ко мне. Петропаел: А тут кто еще живет, кроме Вас? Пластилин Мира: Да никого, я один. Пластилин Мира улыбнулся, жестом приглашая Петропавла войти. Тот вошел. Петропаел: Зачем же тогда столько раз звонить? Если тут никто, кроме Вас, не живет, хватило бы и одного звонка. Пластилин Мира: А тут еще много жильцов, кроме меня. Проходят в комнату. Петропаел: Простите, я так и не понял: Вы все-таки один тут живете или не один? Пластилин Мира: Я тут один живу (улыбка уже совсем не сходила с его приветливого лица). Пластилин Мира: Садитесь, пожалуйста! Сопроводил предложение жестом, означавшим присутствие в комнате стульев, по крайней мере нескольких. Петропавел оглядел пустую комнату повнимательнее: для внимательного взгляда она тоже была пуста. Они постояли молча. Через продолжительное время: Пластилин Мира: Может быть, мне помочь Вам выбрать куда сесть? Он схватил Петропавла за плечи и властно начал пригибать его к полу. Тот последовательно не сопротивлялся, решив лучше посидеть на полу, чем спорить с сумасшедшим. Однако у самого пола, когда он готов был уже ушибаться, под ним неожиданно возникло кресло. Хозяин снял руки с его плеч, сказал «уф» и сел в пустоту, тоже мгновенно преобразовавшуюся в кресло. Пластилин Мира: Разрешите представиться: Пластилин Мира. Петропавел привстал в кресле – представиться в ответ. Он растерянно взглянул на хозяина, однако на его месте расположился уже кто-то другой – сухопарый энглизированный старик в плавках и с махровым полотенцем вокруг шеи, который кивнул и сухо отрекомендовался: Пластилин Мира: Пластилин Мира. Петропаел: (опешив) Как? Вы тоже? Забыв о пропаже кресла, Петропавел упал в пространство. Пластилин Мира: (обидевшись) Почему тоже? Я тот же самый Пластилин Мира. Только я уже не тот. Но дело не в этом. Петропаел: А в чем? Пластилин Мира: Ни в чем. После ответа была тишина. Петропаел: Если Вы по-другому выглядите – по-другому и называйтесь! Пластилин Мира: (ухмыльнулся) Приятно, когда тобой руководят. Не понимаю только, зачем это нужно – смешивать имя с носителем имени. Одно и то же имя соотносится с тысячами носителей одновременно. Даже если я вообще исчезну из жизни, мое имя останется существовать и будет иметь значение. Поэтому не надо так уж прочно прикреплять его к тому жизнерадостному идиоту, с которым Вы познакомились до встречи со мной. Петропаел: Но это же были Вы! Пластилин Мира: Я никогда не был идиотом. (с сожалением) Не очень-то Вы хорошо воспитаны. Петропаел: (растерянно) Я только хотел сказать… я… хочу спросить: где же истина? Пластилин Мира: Если Вы у меня об этом хотите спросить, то не спрашивайте, как бы сильно ни хотелось. У меня с истиной сложные отношения. И вообще тут у нас понятие истины как-то совсем неуместно. Все истинно. И все ложно. За что ни возьмись – ни доказать, ни опровергнуть. Пластилин Мира: Все Пластилины Мира – лжецы. Кроме меня На середине фразы из пляжного старика он превратился в старушку в кружевном чепце и со спицами. Пластилин Мира: Пластилин Мира. Петропаел: (с нервным смешком) Долго Вы намерены еще меня морочить? Пластилин Мира: Да нет. (вздохнула старушка) – Долго с Вами не получится. Вы слишком скучный и все время ищете того, чего нет, – определенности. Вы, значит, серьезно думаете, что все на свете может быть либо так, либо эдак? Петропаел: А как же еще? Пластилин Мира: Да как угодно: и так, и эдак сразу, и ни так и ни эдак!.. и вообще – по-всякому! Даже если одна возможность в конце концов исключает другую, это отнюдь не значит, что когда-то обе они не были равновероятными. – Спицы мелькали в руках старушки с немыслимой скоростью, и Петропавлу казалось, что их у нее штук тридцать. Пластилин Мира: А я застаю возможности именно в той точке, когда они еще равновероятны. Альтернативные решения – моя стихия. Петропаел: Я не понимаю. Пластилин Мира: Сделайте вид, что понимаете. Петропаел: Но зачем? Зачем делать вид? Пластилин Мира: А иначе невозможно! Никто ведь ничего не понимает, но каждый делает вид, что понимает все. ( критически взглянула на Петропавла) Вам трудно сделать вид, что ли? Петропаел: (буркнул) Трудно! Пластилин Мира: Глупости! Ничто в мире не тождественно самому себе. «Постоянное, идентичное самому себе «я» является не чем иным, как фикцией». Юм. Впрочем, Вы вряд ли слышали про Юма. Петропаел: И слышать не хочу! Пластилин Мира: Между прочим. Вы сильно ошибаетесь, если думаете, что сами не кажетесь окружающим то таким, то совершенно другим. Пластилин Мира: А что до Вашего возвращения, то сразу за домом аэродром, через полчаса оттуда летит самолет в нужном Вам направлении. Так что поторопитесь. По комнате уже прохаживается молодой человек. Пластилин Мира: Пластилин Мира. Петропаел: Мне пора… на самолет. (попятился к двери) Пластилин Мира: Отсюда не летают самолеты. Петропаел: А мне говорили – аэродром за домом… Пластилин Мира: Бабуля, что ли? Она с приветом была. Небось строила из себя Пластилина Мира? Это я – Пластилин Мира. Петропаел: (взорвавшись) Да плевать мне, кто тут из вас Пластилин Мира! Все вы постоянно отказываетесь от своих слов. Ваша непоследовательность убивает! Пластилин Мира: Непоследовательность? (пожал плечами). При чем тут непоследовательность? Правила создаются по ходу игры – это наше главное правило. И мы последовательно его соблюдаем. Петропаел: (взревел) Хватит с меня этого дурацкого маскарада! Пластилин Мира: Ты не любишь маскарада? Как же можно не любить маскарада!.. Маскарад! Это самое прекрасное, что есть в мире. «Маска, кто Вы?» – «Угадайте сами!» …Каждый выдает себя за кого хочет, выбирает себе любую судьбу. Все смещено, смешано – шум, суматоха, неразбериха! Разум бездействует: для него нет опор в этом сумбуре. Мудрое сердце сбито с толку – оно гадает, ошибается, не узнает, оно на каждом шагу разбивается вдребезги – и кое-как склеенное, снова готово обмануться, принять желаемое за действительное, действительное – за желаемое, припасть к первому встречному – разговориться, выболтать тайну, облегчить душу хозяину своему. О это царство видимостей, в котором легкая греза реальней действительности! Трещит по всем швам пространство, во все стороны расползается время – и Падающая Башня Мирозданья великолепна в своем полете. Дух Творчества бродит по улицам и площадям: ночная бабочка фантазии дергает его за тончайшую шелковую нить, не дает ему покоя и сна – и вот он является то тут, то там: тенью, намеком, недомолвкой, ослышкой – и путает судьбы, морочит головы, интригует… Ах, как весело пляшем мы в призрачных, ложных огнях маскарада, как небрежно держим в руках своих Истину и с какою божественной беспечностью ничего не желаем знать о ней! Мы забавляемся, мы играем ею, мы бросаем ее друг другу как цветок, как тряпичную куклу, – и всю ночь мелькает она то в руках разбойника, то в руках колдуна, то в руках короля: банальная, свежая, сиюминутная, вечная!.. И, натешившись ею, мы забываем ее где-нибудь на скамейке в сквере, где-нибудь на столике ночного кафе, чтобы под утро дворник или уборщица вымели ее из мира вместе с прочим мусором ночи, а мы, сняв маски и посмотрев друг на друга, горько усмехнулись бы: «Ах, это только мы!.. Всего-то навсего!» Пластилин Мира: Как хорошо ты говорил о маскараде! Никогда не поверю, что ты не любишь его. Петропаел: По-моему, это ты говорил о маскараде… Пластилин Мира смерил Петропавла взглядом Петропавла и хмыкнул: Пластилин Мира: Я!.. Да я терпеть не могу маскарада. Маскарад!.. Это самое отвратительное, что есть в мире. «Маска, кто Вы?» – «Угадайте сами!» (ядовито, желчно, где надо меняя акценты) не все ли равно, кто из нас произносил слова!.. Главное в том, что они прозвучали, чьи бы это ни были слова. Пластилин Мира: С тобой неинтересно играть. Ты так держишься за свою индивидуальность, словно она у тебя есть. Родинка на плече или один глаз карий, другой голубой – не индивидуальность. Имей ты хоть три глаза… Вы станете первым в истории человечества, кому удалось дважды войти в одну и ту же реку… Впрочем, дважды входить в одну и ту же реку – скучно. Голос обрел очертания толстенького человечка с радушием на лице. Петропаел: Не надо представляться. Я узнал Вас. Пластилин Мира: А я Вас не узнал. Вас невозможно узнать: в Вас нет ничего запоминающегося. Удивляюсь, как Вы сами себя узнаете. Петропаел: Куда ведет вон та дорога? Пластилин Мира: (не глядя) К дому Пластилина Мира. Петропаел: Разве есть еще один Пластилин Мира? Пластилин Мира: (быстро сказал) Есть. (помолчав, добавил) Нет. Петропаел: Вы когда-нибудь отвечаете за свои слова? Пластилин Мира: О, никогда! Клянусь Вам! (приложил руку к сердцу) Это в суде говорят правду, только правду и ничего, кроме правды, а больше так нигде не поступают. Кстати, и в суде под правдой понимают лишь верность факту, а ведь между фактом и правдой лежит Ничья Земля – огромная и темная. Пластилин Мира направился к выходу. Петропаел: (крикнул) Посоветуйте хотя бы, куда мне идти! Пластилин Мира: Да куда хотите! (Обернулся) Или никуда. Советую Вам не следовать моему совету. Он исчез, а Петропавел постоял некоторое врем: в одиночестве, размышляя о том, что это было – пять встреч с одним и тем же существом или одна встреча с пятью разными. Ничего не придумав, он вышел из дому и, машинально обернувшись, прочитал на маленькой медной табличке у двери: Пластилин Мира.Звонить 13/4 разаКонец. |