инпродекция. Глинка Руслан и Людмила Интродукция. Институт музыки кафедра русского народнопевческого искусства
Скачать 2.8 Mb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ КАФЕДРА РУССКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА Аннотация На хоровое произведение с сопровождением оркестра Интродукция оп. «Руслан и Людмила» М.И.Глинки Выполнила: Машанова Е.А., 445 гр. Проверила: Дергачева И.Д. Москва 2012 Михаил Иванович Глинка (1804-1857) Русский композитор, родился на Смоленщине, был живым, впечатлительным и любознательным ребенком. В 13 лет начал учиться в дворянском лицее в Петербурге. В сознательном возрасте общался с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским. Они стали для него примером серьезного отношения к искусству. 4 года провел в италии, где занимался изучением современной музыки (Берлиоз, Мендельсон, Доницетти и др.), занимался композицией у Зигфрида Дена. Сочинения тех лет не удовлетворяли самого Глинку, считавшего их написанными в угоду итальянцам. Он искал свой стиль, родилась идея создания национальной оперы. В 1844 году переехал в Европу. Основным жанром творчества композитора явилась опера. В 1836 году он пишет «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), в 1842 «Руслан и Людмила». Петербургская аристократия того времени не принимает творчества композитора, в отличие от передовых деятелей искусства: Гоголя, Одоевского, Стасова, Серова, Балакирева. В своих операх композитор по- новому представил хор, отведя ему место одного из действующих лиц. Это оказалось поворотным моментом в развитии русской оперы – хор стал важнейшей и неотъемлемой частью спектакля, в связи с этим возросли требования к хору в вокальном и сценическом плане. Опера «Руслан и Людмила». Волшебная опера в 5 действиях, также можно определить жанр как сказочно-эпический. Процесс написания длился на протяжении 5,5 лет. Либретто написано поэтом-любителем Ширковым, частично самим Глинкой, при помощи брата Пушкина и литератора Кукольника. В опере 2 ведущие линии: патриотическая и лирическая. Лирическая выражается в любви, патриотическое – в богатырском начале, и любовь же с подвигает богатырей на подвиги, что добавляет героизма. Хор (народ) – стал главным героем творчества, а народная песня – основой музыки Глинки. Он вывел на оперную сцену нерод, как активное действующее лицо истории. Народ выступает высшим судьей всех героев и их поступков, вдохновляет и направляет их, герои тесно связаны с хором. В опере нет непрерывного драматического действия, где одна сцена вытекает из другой. Здесь, как в былинном эпосе, последовательно чередуются картины – широкие, развернутые и законченные, некоторые из них статичны (интродукция, финал). Интродукция. «Театр представляет роскошную великокняжескую гридницу в Киеве. За столом сидит Святозар, по обеим сторонам его – Руслан и Людмила, по бокам стола – Ратмир и Фарлаф. Гости и музыканты. Впереди всех, на авансцене, Баян с лежащими перед ним на столике гуслями». Интродукция – мир старины: воплощены строй жизни и мироощущение древних славян, о которых повествует народный былинный эпос. В интродукции содержится ряд эпизодов: «Дела давно минувших дней» - песня Баяна в сопровождении четырехголосного мужского хора, вторящего словам Баяна (legato assai a piena voce, ben legato, B-dur Речетатив Баяна «За благом вслед идут печали».(D-dur, Ансамбль солистов. (h-moll Хоровой эпизод «Мир и блаженство, чета молодая» (4-хголосный смешанный хор, гармонического склада, 6/4, vivace assai, B-dur ) Эпизод Ратмира и Фарлафа «Лейте полнее губок златой».( B-dur) Хоровой эпизод «Светлому князю и здравье и слава» (4-хголосный смешанный хор, гармонического склада, 6/4, Marcato assai con tutta forza, B-dur). Песня Баяна «Есть пустынный край» (moderato maestoso, F-dur, Хор «Светлому князю и здравье и слава» (vivace assai, B-dur, 6/4, -хголосный смешанный хор гармонического склада) Кода «Да здравствует чета младая». Вся монументальная сцена построена по принципу «запева-припева». Песни Баяна чередуются с хоровыми репликами, чем создается рондообразная форма, в которой рефреном является тема Баяна «Дела давно минувших дней» А эпизодами- 2 песни Баяна. Хоры интродукции, славящие князя и молодую чету – величальные свадебные песни: В хоровых партиях песня Баяна постоянно варьируется, преобретая различный облик. Широко развивая эту тему композитор перносит ее из основной тональности (b-moll) в dur, то меняет размер 4/4, 2/4, 6/4 и ритмический рисунок, используя различные имитационные приемы, то проводит ее в увеличении: То в уменьшении: В интродукции преобладает яркое праздничное звучание. Только в эпизоде «меркнут светила» характер меняется: поочередное вступление голосов в нюансе p с минорным вариантом попевки (полифоническая форма фугато, es-moll) передает состояние застылости, зачарованности – поражены красотой княжны. Завершается интродукция кодой «Да здравствует чета младая» (prestissimo, смешанный 4-хголосный хор в нюансе ffc использованием высокой тесситуры. У сопрано – as-b 2 октавы.) Схематично форму сцены можно изобразить следующим образом:
Т.о. форму произведения можно определить ещё и как условно-трехчастную. Первая и третья части – звучат в основной тональности, все развитие и раскрытие музыкального материала происходит в разработке – второй части, исполняемой преобладающе солистом и ансамблем солистов, за исключением небольших хоровых эпизодов. Первая часть представляет собой перекличку хора и Баяна. Форма первой части – куплетно-вариационная. Запев Баяна подхватывает хор. Также в этом разделе хор выступает в качестве гармонической поддержки (в музыкальном плане) и психологической поддержки (в драматическом плане). Вторая часть – является разработочной и в ней хор уже не аккомпанирует солистам, а становится самостоятельным действующим лицом, отчасти комментатором происходящего. Темп второй части отличается от первой, становится более подвижным (в отличие от предыдущей песни Баяна). Это связано с тем что Баян рисует картины прошлого и настоящего, предрекает страшное, но сам воспринимает это как рассказчик не имеющий никакого отношения к произойдущему, а ансамбль солистов сразу же приступает к действию: «Что слышу я? Ужель злодей падет от руки моей?» - им неприятны такие речи и они очень ярко выражают свое недовольство: Недовольство прерывает очень красивый, лирический дуэт Руслана и Людмилы – решительное мужество и непоколебимость Руслана: «О, верь любви моей, Людмила, нас грозный рок не разлучит, не разлучит» и нежная трогательная грусть Людмилы: «Руслан, верна твоя Людмила, но тайный враг меня страшит, меня страшит». Дуэт прерывает возглас Баяна: «Мчится гроза!» - говорящий о надвигающейся беде и о личных переживаниях Баяна, и тут же его песня становится такой же невозмутимой, описательной как и вначале: «но незримая сила верных любви защитит». От такой спокойной и уверенной в себе песни влюбленные успокаиваются и продолжается их дуэт, только теперь уже бесстрашных и уверенных в своей любви молодых: «Гроза небес тому, Людмила, кто другу сердца на хранит» и «Небес невидимая сила нам будет верный щит». Хор радостно подхватывает радостную тему и славит молодых: «Мир и блаженство». Звучит тост Ратмира, подхваченный Фарлафом: «Лейте полнее», переходящий снова в прославительную песню хора: «Светлому князю и здравье и слава». Всеобщее веселье прерывается песней Баяна, повествующей о сегодняшних событиях так как будто прошло уже много лет, признающего так же что люди, история о которых была написана, их имена будут жить вечно, а имя исполнителя канет в Лету. Начинается третья часть. «Светлому князю и здравье и слава» - поет хор. Народ не хочет слушать песен о грустных событиях, народ хочет веселиться и пить за здоровье всех, кто под руку подвернется: Князя, молодых, богов и тд. Главная тема звучит в размере 6/4, вместо первоначальных 4/4. Кода представляет собой увеличенное вступление всей сцены, т.е. в быстром темпе увеличены длительности в 3 раза, а музыкальный материал идентичен первоначальному: Это говорит, мне кажется, о безудержном уже веселье собравшихся гостей и их желании не слушать плохих пророчеств и не обращать на них внимание. Вокально-хоровой анализ: Светозар, великий князь – бас Людмила, его дочь – сопрано Руслан, жених Людмилы, витязь – бас/баритон Ратмир, князь хазарский – контральто Фарлаф, князь варяжский – бас Баян – тенор Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники,стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины – хор Диапазоны хоровых партий: С Т А Б Общий диапазон хора: Т.о. тесситура для хора удобная, за исключением некоторых моментов: Когда необходимо взять очень высоких звук сразу, сверху, но композитор облегчил здесь участь исполнителей – динамическим нюансом ff. Хоровой ансамбль должен быть выстроен от начала и до конца произведения. Важен дикционный, ритмический, динамический ансамбль, также должны быть выстроены хормейстером частный и общий ансамбль всего хора, соблюден баланс голосов. Атака звука должна быть мягкой, спокойной. Важна дикция! Ведь в песне текст передает основное содержание, основной смысл. Согласные звуки, которые создают ритмику слова, нужно проговаривать как бы заранее, дабы избежать отставания от оркестра, что часто наблюдается у многих исполнителей. Дирижерские трудности могут возникнуть из-за сильного старания и желания показать все доли – руки очень быстро устают в таком случае. поскольку музыка написана для оркестра можно предположить, что у всех есть ноты и все умеют с ними обращаться, поэтому нужно показывать только вступления и снятия данных групп исполнителей, их нюансировку и характер. |