Главная страница

доклад. Доклад социология. Институты духовной сферы религия, наука, искусство


Скачать 28.22 Kb.
НазваниеИнституты духовной сферы религия, наука, искусство
Анкордоклад
Дата13.03.2023
Размер28.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад социология.docx
ТипДоклад
#986317


 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра социологии и социальной работы

 

ДОКЛАД

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б1.О.01.04 «Социология»

На тему: Институты духовной сферы: религия, наука, искусство.

 

Выполнил:

Азарова Анна Александровна

группа: ЗЭУ 105

Номер зачетной книжки 20200777

e-mail: anna.azarova.1999@mail.ru

Проверил:

ст.преподаватель

Заглодина Татьяна Алексеевна

Екатеринбург

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Наука……………………………………………………………………...4

2. Религия....………………………………………………………………...6

3. Искусство……………………………………………………………...…9

Заключение…………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………11

Введение

Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Так, потребность в создании ценностей вынуждает людей закреплять и поддерживать отношения. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются, то есть общество санкционирует и закрепляет удовлетворение потребностей в определенных объемах и определенными методами и способами. 

Духовная сфера, или духовная жизнь, является одной из четырёх сфер жизни общества. Она призвана удовлетворять потребности человека в творчестве, познании, красоте, самовыражении и самореализации.  Это потребности высшего порядка, не связанные напрямую с жизнедеятельностью человеческого организма, обеспечением его комфорта или безопасности.

Институты культуры представляют собой сферы организации духовной жизнедеятельности людей: научную, религиозную, художественную.

Каждой сфере соответствует свой институт культуры:

- наука

- религия

- искусство

Все эти институты призваны к накоплению  социально значимых ценностей, норм, знаний и опыта, передачи культуры от одного поколения к другому.

Все перечисленные институты организуют деятельность людей и различных учреждений в соответствии с определенными нормами,  правилами и функциями. 

Цель работы – раскрыть теоретическую сущность социальных институтов духовной сферы.
1. НАУКА

Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы.

      Наука как социальный институт – это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых.

В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

  Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации.

Процесс институционализации, образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

–возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

– формирование общих целей;

– появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

– появление процедур, связанных с нормами и правилами;

– институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

– установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

– создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Наука как социальный институт – это сообщество профессионалов-исследователей, имеющее:

– представление об общности цели;

– устойчивые традиции;

– авторитет;

– самоорганизацию.

В этом институте отсутствуют:

– механизмы власти;

прямое принуждение;

– фиксированное членство.

2. РЕЛИГИЯ

Религия – это особое мировоззрение и поведение людей, основанное на вере в сверхъестественные силы, а также организации, с помощью которых религиозные идеи и символы могут существовать.

Религия  представляет собой социальный институт, включающий формальные и неформальные правила, идеи и ценности, а так же нормы, которые  регулируют повседневную жизнедеятельность людей. Религия определяет систему отношений человека и Бога (сверхъестественных сил), которые дают человеку духовную опору и выступают объектом его поклонения (веры).

Религия направлена на осознание предельных смыслов человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связи человека с мировым универсамом. Религия указывает на духовно-практические пути для постижения и получения смысла жизни. Она дает духовные ориентиры для преодоления человеком своей ограниченности, имеет свои специфические формы осознания и переживания единства человека и мира.

Структурными элементами религии как социального института являются:

  • комплекс различных верований;

  • религиозные организации;

  • свод морально-нравственных предписаний, правил, догм.

Так же религия выполняет мировоззренческую, компенсаторную, интегрирующую, регулятивную и другие функции.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни );

  • религиозные отношения (культовые, внекультовые);

  • религиозные организации.


Основные функции (роли) религии:

  • Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

  • Коммуникативная – общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

  • Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

  • Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

  • Политическая – лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

  • Культурная – религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия).

  • Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

  • Психотерапевтическая – религия может быть использована как средство психотерапии.



3. ИСКУССТВО

Искусство как социальный институт – это традиционная структура социальных ролей художника, критика, зрителя по поводу произведения искусства, помещенного в музей, театр, концертный зал. В условиях информационного общества социальная структура эстетической деятельности становится подвижной – функцию произведения может исполнять сама публика, роль художника, режиссера или композитора – непрофессионал, контекст произведения могут составить окружающая среда и масс-медиа. Статус произведения могут получить объект, конструкция или акция путем устранения означающего и нового означивания артефакта или перформанса за счет знаково-символического контекста культуры. Конструкция, манипуляция или действие, имеющие характер провокации, нарушающие социокультурные табу, становятся импульсом творчества, понятым как подвижная социальная структура с негативным центром. Смысл культурных инсценировок в ситуации постмодерна – поиск людьми идентификации, выработка нового социального интереса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом. Система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

Социальные институты духовной сферы в современном обществе характеризуются как создание духовных ценностей, идей и отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

В век научно–технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.

В процессе написания курсовой работы мы рассмотрели теоретические аспекты понятия «социального института в духовной сфере».

Таким образом, мы раскрыли теоретическую сущность социальных институтов духовной сферы и их роли в жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.http://www.disert.ru/informatsiya/uchebnye-materialy/95-nauka-kak-sotsialnyj-institut-filosofiya-konspekt-lektsiya-8?showall=1

2. https://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/instituty-kultury/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_институт#:

:text=Духовна%20—%20отношения%2C%20возникающие%20в%20процессе,%2C%20наука%2C%20искусство%20и%20др.

4. https://works.doklad.ru/view/gDWPK4s78aE.html

5. https://rzgmu.ru/images/files/1/14768.pdf


написать администратору сайта