Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность.

  • 8 слайд

  • 14 слайд Заключение .

  • «Интенсивность теоретического обучения. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ». реферат сольфеджио. Интенсивность теоретического обучения. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в дши Подготовила преподаватель теоретических дисциплин Дейнега И. А


    Скачать 26.17 Kb.
    НазваниеИнтенсивность теоретического обучения. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в дши Подготовила преподаватель теоретических дисциплин Дейнега И. А
    Анкор«Интенсивность теоретического обучения. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ
    Дата01.05.2023
    Размер26.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат сольфеджио.docx
    ТипДокументы
    #1100088

    «Интенсивность теоретического обучения. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ»

    Подготовила преподаватель теоретических дисциплин Дейнега И.А.

    1,2. слайды «Сольфеджио - самая черновая и одновременно самая великая из всех 3 дисциплин музыканта. Она посвящена с в я т а я с в я т ы х м у з ы к а л ь н о й профессии, ее главному инструменту - музыкальному слуху». И. Земцовский. Для современного преподавателя школы искусств один из острых вопросов на сегодняшний день - как привести ребёнка в школу и ещё более важный как его удержать. Ни для кого не секрет, что дети, которые поступают в школу искусств сегодня, в основной своей массе не « горят» желанием учиться, а если «горят», то уверены, что учиться легко, и совсем скоро они будут играть и петь так же как «показывают в телевизоре». Стремительное развитие техники привело к тому, что дети с одной стороны насыщены различной информацией (планшеты, телефоны не выпускаются из рук), а с другой стороны вся эта информация воспринимается поверхностно и не затрагивает души ребёнка, не развивает его кругозор, не учит мыслить. Поэтому школа искусств вынуждена реагировать на происходящие изменения и вносить определенные коррективы в учебный процесс. В настоящее время среди проблем все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Все эти проблемы, так или иначе, относятся не только к основному, но и дополнительному образованию наших детей. В настоящее время обучающийся ДШИ должен обладать не только суммой определенных знаний, но и уметь применять теоретические сведения на практике. Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся? Актуальность. Современный курс сольфеджио в ДМШ представляет собой довольно пеструю картину. Существует большое количество программ, разнообразие методических подходов. Зачастую возникают ситуации, когда объем и скорость прохождения материала зависит не столько от какой - либо программы, сколько от конкретного уровня успеваемости учащихся, степени их подготовки. В силу чего открываются либо перспективы ускоренного прохождения курса, либо, наоборот, его «сжатия», вплоть до максимального его сокращения и упрощения. 3 слайд Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха, сольфеджио имеет две цели:  профессиональная - воспитывать музыканта - исполнителя высокого класса;  социальная - воспитывать активного слушателя и любителя музыки. 4 слайд Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных задач: - воспитание ладового слуха, - развитие интонационных навыков, -освоение теории музыки, - развитие музыкального мышления. Однако существуют и проблемы, «болевые точки» предмета: - излишнее стремление к «сухому» теоретизированию, - обособленность от нужд концертной практики. Ясно, что в современных вызовах времени и содержание учебного предмета, и методика его преподавания должны доказывать свою эффективность. Следовательно, необходимо постоянно находить практическую применимость предмета не только для внутриотраслевых целей, но и для целей общего личностного развития, и для более успешного решения междисциплинарных задач. Стало быть, один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке звучит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся? Сегодня, когда в соответствии с Федеральными государственными требованиями ДМШ/ДШИ реализуют программы предпрофессионального обучения, положительные ответы на этот вопрос особенно важны. Очень часто сам ребенок не понимает зачем ему этот предмет. Иногда сольфеджио – это свод отвлечённых, непонятных и мало интересных правил и законов. Поэтому перед педагогом стоит задача увлечь ученика, создать вокруг него своеобразную музыкальную ауру. Индифферентное(безразличное) отношение учеников к познанию педагоги пытаются переломить разными способами. Игровые формы обучения, имеющие главной целью, возбуждение и удержание интереса учащихся к учёбе, в этом большие помощники. Мнения преподавателей на этот счёт расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников. В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Поэтому каждый педагог в процессе своей деятельности вносит коррективы в существующие в преподавании традиции. Творческий подход к методике преподавания сольфеджио и других предметов - характерная особенность современных преподавателей школы искусств. Разработка и использование нетрадиционных форм обучения, это не только эффект новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний. Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приемов воспитания и обучения, одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности, каким являются занимательные формы работы. Нужно отметить, что к настоящему времени о дисциплине «Сольфеджио» сложился стереотип «скучного» урока. Я не вижу его скучным и хочу доказать обратное. Сольфеджио может быть не только не скучным, но и очень увлекательным занятием. Очень важную роль в обучении играет разнообразие. Дети любят узнавать новое, но они так же любят повторять то, что знают, причём знают хорошо, что приносит удовлетворение. Это свойство детской психики - основа обучения любому предмету и сольфеджио в частности. Для того, чтобы детям хотелось получать знания по сольфеджио, чтобы учащимся особенно младших классов было интересно работать на занятии, нужно выбирать различные формы и приёмы организации занятий, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к музыке. Создание творческой атмосферы - это также насущная необходимость в работе преподавателя сольфеджио. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки. Ну а также необходимо помнить о контроле учителя за своим поведением на уроке. Это контакт учителя с классом, манера общения с учениками, речь, её грамотность, эмоциональность, умение перестроиться на ходу, а также способность к дифференцированному обучению учащихся. 5 слайд Использование ярких наглядных пособий, музыкальных игр пробуждают чувство радости, удовольствия, развивают интерес к теоретическим предметам. Дух соперничества заставляет самых нерадивых участвовать в процессе обучения. Игра побуждает ребёнка к самостоятельной и добровольной деятельности. На начальном этапе обучения я часто использую игровые приемы обучения. У большинства детей ещё не сформирована мотивационная готовность к познавательной деятельности. Они готовы играть, но не готовы учиться. Поэтому детей привлекает игра, это их естественная форма существования. И музыка представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью игровых ситуаций. Первый год обучения по сольфеджио насыщен учебными темами (начиная с первых уроков изучение лада, затем знаки альтерации, паузы и т.д.). Ребёнок с первых уроков получает множество информации, причём довольно абстрактной. Если преподаватель музыкального инструмента имеет возможность закрепить какие либо понятия игрой на инструменте, т.е. конкретным музыкальным примером, то преподавателю сольфеджио приходится давать порой новый материал незаметно в форме игры, сказки, загадки и т.д.. Здесь необходимо привлечь фантазии и активность самих детей. 6 слайд Только на первый взгляд кажется, что игра это легко и весело. На самом деле она требует от ребёнка, максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. При этом надо помнить, что ещё К. Ушинский предостерегал педагогов: «Конечно, сделав занимательным курок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнять свою обязанность». На уроке сольфеджио мне приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом одновременно. Стараюсь интересно и увлекательно рассказать сказку или какую-нибудь историю, загадать загадки, разгадать ребусы. Эти формы работы помогают детям незаметно для себя усвоить нотную грамоту. 7 слайд И поэтому на уроках в младших классах я использую следующие пособия, которые позволят закрепить знания полученные на уроке: «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» (автор Т.Первозванская) – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями ,«Весёлое сольфеджио»( автор М.Червоная), - все правила зарифмованы., все темы даны в виде сказок например: «Страшная сказка о том, что может случиться, если на сольфеджио махнуть рукой» Т.Яценко и т.п., «Неправильное сольфеджио» (автор О.Камозина) – вся теория представлена в виде песенок 8 слайд Учебник Ю. Фроловой «Сольфеджио». 9 слайд Рабочие тетради очень также в помощь каждому педагогу. Очень интересными являются ладовые игры, ритмические игры, игры с интервалами, с другими элементами музыкального языка, которые сопровождаются пением. Для занятий часто составляю занимательные диктанты и математические примеры для решения интервалов и длительностей нот. Эти задания очень нравятся детям. 10 слайд С первых занятий начинается серьёзная работа над развитием у учащихся чувства ритма. На уроках используются различные ритмические упражнения, которые включают в себя движения под музыку, игры на шумовых инструментах (палочки, ложки, барабаны, треугольник, бубен). Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмической группой. Детям нравится работать с ритмическими карточками. Ритмические карточки используются в написании ритмических диктантов, в исполнении ритмического остинато, ритмической партитуры. 11 слайд Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом. 12 слайд И тут на помощь могут прийти новые ТСО — несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и вообще для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства — тестирующие, обучающие программы-тренажёры. Как показывает практика, максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе компьютерные дидактические игры и тренажеры, направленные на формирование профессиональных умений и навыков. Наличие тестов и тренажеров позволяет определить уровень знаний по определенным темам. 13 слайд Условием для работы в классе также является опора на фортепианную клавиатуру. Клавиатура используется как эффективное, наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала. Во-первых, именно в ней «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте. Во-вторых, наличие персональной клавиатуры, находящейся на парте, предоставляет возможность каждому ученику участвовать в практических формах работы. Все понятия, технические приемы, упражнения осваиваются сначала на таких клавиатурах одновременно со звучащим оригиналом-инструментом, только после этого выполняются письменные задания. 14 слайд Заключение . Вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских музыкально-теоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов. Сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально - теоретического цикла. Однако новая эпоха требует от него способности быть многосторонне применимым. Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.


    написать администратору сайта