10 разминок. Ирина АвидонОльга Гончукова100 разминок,которые украсят ваш
Скачать 0.5 Mb.
|
Во время прилива (загадка-шутка). Недалеко от берега стоит корабль со спущенной к воде веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лесенки? Ответ. Вода не дойдет до третьей ступеньки, так как вместе с водой поднимется и корабль с лесенкой. Правда и ложь. В одной стране есть два города. В первом живут только люди, которые всегда говорят правду, в другом — только те, кто всегда лжет. Все они ходят друг к другу в гости, то есть в любом из этих двух городов можно встретить как честного человека, так и лгуна. Предположим, вы оказались в одном из этих городов. Как, задав один-единственный вопрос первому встречному, определить, в какой город вы попали — в город честных или в город лгунов? Ответ. Надо просто спросить любого: «А вы местный?» В городе Правда услышишь ответ «да», в городе Ложь — «нет». Кто украл кошелек? У учительницы одной из начальных школ штата Нью-Йорк пропал кошелек. Украсть кошелек мог только кто-то из пяти учеников: Лилиан, Джуди, Дэвид, Тео или Маргарет. При опросе этих детей каждый из них дал по три показания: Лилиан: 1)Яне брала кошелек. 2) Я никогда в своей жизни ничего не воровала. 3) Это сделал Тео. Джуди: 4) Я не брала кошелек. 5) Мой папа достаточно богат, и у меня есть свой кошелек. 6) Маргарет знает, кто это сделал. www.mlm24.ru 31 Дэвид: 7) Я не брал кошелек. 8) Мы с Маргарет не были знакомы до поступления в школу. 9) Это сделал Тео. Тео: 10) Я не виновен. 11) Это сделала Маргарет. 12) Лилиан лжет, утверждая, что я украл кошелек. Маргарет: 13) Я не брала кошелек у учительницы. 14) В этом виновна Джуди. 15) Дэвид может поручиться за меня, так как знает меня со дня рождения. При дальнейшем расспрашивании каждый из учеников признал, что из сделанных им трех заявлений два верных и одно неверное. Определите, кто из учеников украл кошелек своей учительницы. Ответ. Рассуждения могут быть проведены, например, в такой последовательности. Если (3) верно, тогда (10) и (12) — ложь, а это невозможно по условию. Следовательно, (3) — ложь, то есть кошелек украл не Тео. Так как (3) — ложь, то и (9) — ложь. Так как (9) — ложь, то (8) верно. Так как (8) верно, то (15) — ложь. Если (15) — ложь, то (14) верно. Следовательно, виновна Джуди. Загадка Эйнштейна. Альберт Эйнштейн придумал эту загадку в начале прошлого столетия. Он полагал, что 98 процентов людей не смогут решить ее (пропорция 98:2 с тех пор не изменилась). 1. Есть пять домов разного цвета: красный, зеленый, белый, желтый и синий. 2. В каждом живет человек определенной на-циональности: немец, швед, датчанин, норвежец и англичанин. 3. Каждый из них пьет один вид напитков, курит одну марку сигарет и держит одно домашнее животное. 4. Каждый из людей уникален в пределах группы (напиток, марка сигарет, животное не повторяются!) Вопрос: «У кого дома живет рыбка??» В ваших поисках вам помогут следующие ключи: 1. Англичанин живет в красном доме. 2. Швед держит собаку. 3. Датчанин пьет чай. 4. Зеленый дом — налево от белого, и 5. Его жилец пьет кофе. 6. Курильщик Pall Mall держит птичку. 7. Жилец дома, находящегося в середине, пьет молоко. www.mlm24.ru 32 8. Жилец желтого дома курит Dunhill. 9. Норвежец живет в первом доме. 10. Курильщик Marlboro живет рядом с владельцем кота. 11. Владелец лошади живет рядом с курильщиком Dunhill. 12. Курильщик Winfield пьет пиво. 13. Дом норвежца — рядом с синим домом. 14. Немец курит Rothmans. 15. Курильщик Marlboro живет рядом с тем, кто пьет воду. Ответ. У немца. «ТЕЛОХРАНИТЕЛИ» Эта веселая подвижная разминка помогает снять напряжение и усталость, приобрести навыки невербальной коммуникации. К тому же во время выполнения задания участникам нужно быть очень внимательными, и это помогает им настроиться на рабочий лад. Группа рассчитывается на первый—второй и образует пары. Один человек должен остаться без пары, поэтому если в группе четное число человек, то тренер также принимает участие в упражнении. В круг ставятся стулья, количество которых равно числу первых игроков. Первые игроки садятся на стулья. За спинками их стульев встают вторые игроки. Так как число игроков нечетное, один стул остается свободным. Игроки, стоящие за стульями, — это телохранители. Они должны удержать на своих стульях тех, кто сидит на них. Сидящие же игроки, наоборот, хотят ускользнуть из-под чуткого контроля телохранителей и занять свободный стул. Но сделать это они могут, только если телохранитель не догадается об их намерениях и если им удастся установить невербальный контакт с телохранителем свободного стула. Если телохранители замечают, что их подопечные собираются сбежать, они быстро кладут руки им на плечи, заставляя их таким образом остаться на своем месте. Постоянно держать руки над плечами своих напарников нельзя. Через некоторое время участники меняются ролями. В заключение игры можно обсудить, что помогало невербально договариваться друг с другом, были ли случаи, когда игроки были неправильно поняты, и т. д. «СУПЕРПРЕДМЕТ» В этой разминке важна не только оригинальность мышления участников, но и их умение работать в команде. www.mlm24.ru 33 Участники делятся на несколько групп так, чтобы в каждой было по три-четыре человека. Команды должны в течение нескольких минут придумать и записать как можно больше способов применения какого-либо предмета, например ручки, канцелярской скрепки, чашки и т. д. Когда время заканчивается, команды зачитывают свои варианты, и повторяющиеся способы использования предмета вычеркиваются. В итоге побеждает та группа, которая дала наибольшее количество оригинальных ответов. «ДВА ЛАГЕРЯ» Это упражнение требует от участников наблюдательности и внимательности. Его можно проводить как после обеденных перерывов, когда участникам трудно настроиться на продуктивную работу, так при переходе от одного блока заданий к другому. Все участники сидят в кругу. Тренер сообщает о том, что для игры требуется доброволец, которому на время нужно будет выйти за дверь. В это время все оставшиеся игроки разделятся на две группы по какому-либо признаку. Эти группы занимают места в разных концах аудитории. Задача водящего участника — определить, по какому признаку образованы группы, что в них есть общее, чего нет в другой команде. Если позволяет время, можно провести несколько раундов игры, усложнив ее. Теперь признак может быть не заметным сразу: для того чтобы его определить, водящему нужно будет задать представителям групп какие-то вопросы или попросить их что-то сделать. Это упражнение можно использовать для того, чтобы перейти, например, к вопросам получения информации в коммуникативных тренингах или к вопросам различий и сходств в тренингах командообразования или межкультурного взаимодействия. В завершении упражнения можно обсудить, что помогало справиться с заданием, а что мешало найти ответ. «УГАДАЙ ЦВЕТ» Один участник выходит за дверь. Все остальные выбирают какой-либо цвет. Когда участник возвращается, он должен угадать, какой цвет загадан. Для этого он может попросить любого участника изобразить цвет. Но показывать нужно скорее свое ощущение цвета, а не предметы, имеющие подобную окраску. Если участнику не удается угадать цвет с первой попытки, он просит следующего игрока изобразить тот же самый цвет. «КТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ?» Эта подвижная разминка направлена на развитие внимания и памяти. Кроме того, это командная игра, поскольку неправильное выполнение задания одним участником повлечет за собой то, что все остальные также не смогут справиться с задачей. Чем больше группа, тем сложнее может оказаться выполнение этого упражнения. Участники стоят в кругу. По команде тренера «один» все должны запомнить своих соседей слева и справа. Затем по команде «два» участники должны поменяться местами в любом www.mlm24.ru 34 порядке и также запомнить своих соседей. Эта процедура повторяется несколько раз в зависимости от численности группы и внимательности участников, их включенности в работу. Когда участники запомнили 5—6 пар соседей, тренер в произвольном порядке говорит названные ранее команды, а участники выстраиваются так, как они располагались при этой команде. «ПЕРВАЯ СКРИПКА» В этом упражнении участникам также потребуется быть внимательными и наблюдательными. Один человек выходит за дверь. В это время все остальные участники выбирают кого-то, кто будет инициатором движений, которые группа синхронно начнет выполнять, когда первый игрок вернется в комнату. Задача водящего участника — внимательно понаблюдав за движениями группы, догадаться, кто является «первой скрипкой», чьи движения копируют все остальные участники. Справиться с этой задачей будет достаточно сложно, если игроки будут стараться не смотреть в открытую на инициатора движений, а он сам будет менять движения часто, но незаметно. Эта разминка может быть с успехом использована в тренинге лидерских навыков или в тренинге командного взаимодействия. Упражнение развивает слуховое восприятие и внимание, а также помогает настроиться на работу, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». «А НУ-КА ВСЕ ВМЕСТЕ!» Один участник выходит за дверь. Остальные выбирают несколько строк из всем известного стихотворения или песни и распределяют между собой слова. Каждому участнику должно достаться по одному слову. Для упрощения игры слова можно распределять по кругу — каждый по порядку произносит одно слово из песни (стихотворения); если кому-то не хватило слов, строка повторяется еще раз. После этого водящий участник заходит в комнату. По команде тренера все хором произносят доставшиеся им слова, а участник-вода должен догадаться, что за песню или стихотворение они загадали. Если ему не удается это сделать с первого раза, тренер предлагает всем повторить слова еще раз и снова дает команду. « С МИРУ ПО НИТКЕ» Упражнение позволяет повысить концентрацию внимания участников, включить их в работу после перерыва. www.mlm24.ru 35 Один участник задумывает любую строчку из общеизвестной песни или стихотворения, состоящую из шести-семи слов. Задача остальных участников — догадаться, что это за строчка. Для этого участники могут задать ведущему игроку десять вопросов, а тот должен отвечать одним предложением на каждый вопрос, причем в шесть-семь ответов (в зависимости от количества слов в строке) ему нужно включить по одному слову из загаданной строки. Включаемые слова нельзя изменять по падежам, числам, временам и т. д. Слова можно вводить в ответы в любом порядке. Предлог относится к следующему за ним слову. Это очень веселая подвижная разминка, которая обычно пользуется большим успехом у участников любых тренингов. Она помогает снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, повысить уровень внимания и сосредоточенности. «КОЛПАК» Все участники стоят в кругу. Сначала тренер зачитывает небольшое шуточное четверостишие: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак. Далее тренер последовательно вводит инструкцию: вместо слова «колпак» участники должны дважды хлопнуть себя по голове; вместо слова «мой» — показать на себя; слово «треугольный» изображается выбрасыванием трех пальцев (слог «тре») и выставлением вперед локтя (часть слова «угольный»). Само заменяемое слово не произносится. Каждое вводимое условие тренер проговаривает и показывает; делает он это достаточно медленно, последовательно усложняя инструкцию. Постепенно темп выполнения упражнения увеличивается. Тренеру необходимо следить, чтобы все участники работали синхронно, в одном темпе. Когда у группы получается показывать стихотворение со скоростью разговорной речи, разминка заканчивается. В этом упражнении важно, чтобы сам тренер мог показывать каждое слово очень быстро. Это будет своеобразным примером для группы. «ОБЕЗЬЯНА, СЛОН И КРОКОДИЛ» По своим функциям это упражнение похоже на предыдущее, но в нем больший акцент делается на групповой сплоченности, на быстром совместном выполнении задания. Тренер знакомит участников с правилами изображения трех животных: обезьяны, слона и крокодила. Каждое животное изображают три участника. Чтобы изобразить обезьяну, участник, стоящий в центре, должен состроить смешную гримасу, а его соседи справа и слева должны поднять вверх одну руку, а второй показывать характерные для обезьян движения-почесывания. www.mlm24.ru 36 Для изображения слона центральный участник на уровне носа вытягивает вперед руку и делает вид, что машет хоботом, а два других участника приставляют ему большие уши (согнутые дугообразно руки). Крокодил показывается так: центральный участник изображает пасть крокодила (хлопает вытянутыми вперед руками); участник, стоящий справа, приставляет крокодилу маленькие злые глаза — соединенные указательные и большие пальцы; третий участник изображает хвост крокодила — соединяет за спиной вытянутые руки и водит ими из стороны в сторону. Когда участники познакомились с каждым животным, начинается сама игра. Ведущий показывает на какого-либо игрока и называет животное. Названный участник становится центральной фигурой в изображении животного, а его соседи справа и слева помогают ему. Далее центральный игрок называет имя следующего участника и животное, которое ему и его партнерам нужно изобразить. Так продолжается до тех пор, пока группа не начнет справляться с заданием быстро и без ошибок. Тренер может предложить участникам изображать и любых других животных, предварительно продумав, как это будет делаться. «ПОЙМИ МЕНЯ БЕЗ СЛОВ» Упражнения данного типа очень хорошо подходят для начала нового блока заданий, также их можно проводить, когда группа устала или никак не может сосредоточиться на работе. Подобные упражнения часто используются на тренингах по командообразованию, но они будут полезны и на любых других тренингах, поскольку повышают сплоченность группы, помогают участникам лучше понимать и чувствовать друг друга, выявляют лидеров и аутсайдеров группы. Есть много вариантов данных упражнений, но все они преследуют одну цель: участники должны совместно выполнить какое-либо действие, но при этом они не могут разговаривать или обмениваться жестами. Игрокам необходимо почувствовать друг друга. Считаем вместе. Все участники находятся в кругу. Перед ними ставится задача называть по порядку числа, стараясь досчитать до наибольшего числа. Если одно число называют сразу два или более участников, то игра начинается заново. Часто группа быстро находит легкое решение этой задачи: участники называют числа по очереди, в том порядке, в котором они сидят. В этом случае ведущий должен похвалить группу за сообразительность и ввести запрет на счет по кругу. Усложнить задачу можно тем, что участники во время выполнения упражнений должны опустить головы или закрыть глаза и не смотреть друг на друга. Это упражнение можно проводить несколько дней подряд, каждый раз определяя рекорд группы и отслеживая динамику сплоченности. Сели-встали. В этом упражнении все участники сидят на стульях. Ведущий называет число, которое меньше, чем число игроков. Задача участников заключается в том, чтобы быстро встало столько человек, сколько назвал ведущий. Естественно, при этом нельзя разговаривать, обмениваться жестами и т. п. Раз-два-три-четыре-пять. В этом упражнении участники по команде ведущего должны все вместе выкинуть одинаковое количество пальцев. С первого раза это, конечно же, не www.mlm24.ru 37 получится. Задача участников заключается в том, чтобы прийти к единому решению, причем не договариваясь и используя как можно меньшее число попыток. Повороты. Все участники выстраиваются в линию и смотрят в одну сторону. По команде ведущего они должны повернуться на 90 градусов. Задача группы — повернуться в одну сторону. Более сложное задание: участники могут поворачиваться на 90 и на 180 градусов, а также оставаться на месте. Три предмета. Участники садятся на стулья и образуют круг минимального диаметра. В центр кладутся три любых предмета. Задача игроков — забрать предметы, но каждый может взять только одну вещь, и сделать это нужно одновременно. Если встает сразу больше трех игроков (или меньше), то задание считается невыполненным. «СКОЛЬКО РУК?» Это упражнение на тактильное взаимодействие. Его лучше проводить, когда участники уже достаточно хорошо знакомы друг с другом. Время выполнения упражнения может быть как очень незначительным, так и достаточно продолжительным, в зависимости от задач тренинга. Поэтому подобные задания можно давать группе, когда она возвращается с перерывов и нельзя начинать основную работу из-за отсутствия некоторых участников. Доброволец выбирает из группы двух человек, желательно одного мужчину и одну женщину. Тренер размещает выбранных за спиной добровольца и просит его закрыть глаза и быть внимательным к своим ощущениям. Далее те, кто стоит за иной добровольца, кладут ему на спину две, и или четыре ладони. Не нужно излишне нажимать на спину, класть ладони одна на другую, обходимо просто найти удобное для рук место, тем тренер задает добровольцу ряд вопросов: сколько ладоней у тебя на спине? Где самая теплая? Самая прохладная? Есть ли ладонь, по поду которой ты испытываешь неловкость? Попробуй покомандовать ею, переместить ее туда, где неловкости уже нет. Есть ли ладонь, по поводу которой ты точно можешь сказать, что она женская? А мужскую попробуешь узнать? Какая ладонь самая приятная?» Ни участники, ни тренер не должны каким-либо образом комментировать эти ответы. После того как задание выполнено, ведущий просит не убирать руки, оставить их на прежних местах (но уже в воздухе), а добровольцу предлагает отойти немного вперед и посмотреть, где чья ладонь находилась. Далее имеет смысл спросить участника о том, что с ним происходило во время упражнения, что он чувствовал, какую ладонь он все еще ощущает на своей спине, приятно ли было участвовать в этом задании. Данное упражнение можно усложнить тем, что в нем участвуют не два, а три-четыре помощника. Или участник не знает, кто стоит за его спиной, мужчины или женщины, и ему задаются вопросы с подвохом: где самая женственная ладошка (если участвуют только мужчины) или, наоборот, где самая грубая, мужская (когда участвуют одни женщины). Ведущему нужно помнить, что в этом упражнении важно работать не только с тактильными образами на спине, но и с послеобразами. www.mlm24.ru 38 «ПУЛЕМЕТ» Это упражнение взято из книги Алексея Сергеевича Чуричкова и Вячеслава Юрьевича Снегирева «Копилка для тренера. Сборник разминок, необходимых в любом тренинге». По мнению авторов, при правильном применении эта разминка может иметь большой резонанс у аудитории. Ее хорошо использовать после обеденного перерыва, а также когда группа устала или нужно настроить участников на активную плодотворную работу. Не в каждой группе эта разминка пройдет удачно в самом начале тренинга, когда участники еще плохо знают друг друга и закрепощены, поэтому ведущему нужно быть аккуратным в ее использовании. Перед участниками ставится несложная задача: им нужно громко, хором рассказать детский стишок времен первой половины двадцатого века. Произносить текст нужно по слогам, сопровождая каждую строчку определенными движениями: «Тыр-тыр, пу-ле-мет (сжатые кулаки выставить вперед, в такт стихам «строчить» из воображаемого «максима»), Вы-ше кры-ши са-мо-лет (руки прямые, в стороны, вращать их вперед, изображая «кукурузник» на вираже), Бац! Ар-тил-ле-ри-я (удар с размаху кулаком по собственной ладони)! Ска-чет ка-ва-ле-ри-я (прыгать на месте, при этом повернуться вокруг своей оси и махать воображаемой саблей)!» Сначала тренер инсценирует стишок сам, затем делает это вместе с участниками. Можно повторить упражнение несколько раз, каждый раз увеличивая темп его исполнения. «ХВОСТ ДРАКОНА» Эту веселую подвижную разминку можно проводить после обеда или после теоретического блока, когда группа устала от долгого сидения на одном месте. Все участники встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего человека. Тренер просит представить, что сейчас вся группа превратится в большого голодного дракона, настолько голодного, что он будет охотиться за собственным хвостом. Участник, находящийся в самом начале, — это голова дракона; участник, замыкающий цепочку, — хвост дракона. По команде ведущего «голова» дракона должна попытаться поймать «хвост», а задача «хвоста» — убежать от нее. Игроки должны достаточно крепко держать друг друга за плечи, так, чтобы при движении дракон не рассыпался. Если «голове» удается схватить хвост, то пойманный участник становится «головой», а тот, кто стоял перед ним, — новым «хвостом». Возможен и другой вариант: участник-хвост, когда его ловит «го-лова», выбывает из игры. В этом случае дракон по ходу игры становится все меньше и меньше, и соответственно, участникам, играющим роль хвоста, все труднее убежать от «головы». www.mlm24.ru 39 «ОХОТА НА ЛИС» С помощью этой веселой, динамичной разминки можно легко переключить внимание участников с одной темы тренинга на другую, дать им отдохнуть после освоения трудного материала или выполнения энергозатратного упражнения. Основана игра на байке, что лучший способ поймать лису — насыпать ей на хвост соли. Участникам предлагается в одно и то же время побыть в шкуре лисы и в шкуре охотника. Для этого каждый заводит руку за спину и прижимает к пояснице ладонь (тыльной стороной). Эта рука изображает хвост лисы. Вторая рука остается свободной. По команде ведущего все участники свободно перемещаются по комнате, стараясь при этом коснуться свободной рукой «хвоста» другого участника и в то же время остаться самому непойманным. Когда участник чувствует, что ему «насыпали соли на хвост», то есть дотронулись до его ладони, он должен остановиться, но при этом может пытаться «поймать» других участников (главное условие — не сходить со своего места). Тренер в этой игре исполняет роль арбитра и следит за тем, чтобы все выполняли правила. |