Главная страница

Реферат Живопись Титанов Возрождения. реферат 2 эстет.культура. Искусство раннего возрождения


Скачать 39.6 Kb.
НазваниеИскусство раннего возрождения
АнкорРеферат Живопись Титанов Возрождения
Дата03.03.2023
Размер39.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат 2 эстет.культура.docx
ТипДокументы
#967301


Оглавление

Введение 2

1.Искусство раннего возрождения 3

2.Сандро Боттичелли 5

3.Леонардо Да Винчи 6

4.Микеланджело Буонарроти 10

5.Рафаэль 13

Заключение 14

Список используемой литературы: 16



Введение



Эпоха Возрождения – важный период в мировой культуре. Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в то время не наблюдалось. Поэтому данная тема вызвала у меня огромный интерес и желание более подробно разобрать данный период.
В своем реферате я хочу акцентировать внимание на таких выдающихся людей, как Сандро Боттичелли, Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэлло Санти. Именно они стали наиболее яркими представителями основных этапов итальянского Возрождения.

  1. Искусство раннего возрождения



В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.
Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того "реализма деталей", который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности  и  искусстве  Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.
Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой  половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века,  бесспорно,  принадлежала искусству.1

Период Высокого Ренессанса

Этот отрезок времени представляет собой апогей эпохи Возрождения. Это был небольшой период, продожавшийся около 30 лет, но в количественном и качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. Искусство Высокого Возрождения является суммированием достижений 15 века, но в то же время  это новый качественный скачок, как в теории искусства, так и в его воплощении. Необычайную «уплотненность» этого периода  можно объяснить тем, что количество одновременно (в один исторический период) работающих гениальных художников является неким рекордом даже для всей истории искусства. Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

  1. Сандро Боттичелли



Имя Сандро Боттичелли известно всему миру, как имя одного из самых замечательных художников итальянского Возрождения.
Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Сандро был самым  младшим, четвертым сыном Филиппепи. К сожалению, почти ничего не известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял полученные заказы.
Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным. Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров.
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной энергии, другим — в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их  преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской, спокойная созерцательность — неудержимой страстность.
Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение в последний период его деятельности, в произведениях 1490-х—начала 1500-х годов. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти нестерпимыми (например, «Чудо св. Зиновия»). Художник то погружается в пучину безысходной скорби («Пьета»), то отдается просветленной  экзальтации («Причащение св. Иеронима»). Его живописная манера упрощается почти до иконописной условности, отличаясь какой-то наивной косноязычностью. Плоскостному линейному ритму полностью подчиняется и рисунок, доведенный в своей простоте до предела, и цвет с его резкими контрастами локальных красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая как мистические символы. И все же в этом, насквозь религиозном  искусстве с огромной силой  пробивает себе  дорогу человеческое начало. Никогда еще художник не вкладывал в свои произведения столько личного чувства, никогда еще его образы не имели такого высокого нравственного значения.
            Со  смертью  Боттичелли  завершается  история  флорентийской   живописи. Современник   Леонардо,   Микеланджело   и   молодого   Рафаэля, Боттичелли остался чужд их классических идеалов. Как художник  он  полностью принадлежал XV столетию и не имел  прямых  преемников  в  живописи  Высокого Возрождения. Однако его искусство не умерло вместе с  ним.  То  была  первая попытка раскрыть душевный  мир  человека,  попытка  робкая  и  закончившаяся трагически,  но  получившая  через  поколения  и  столетия  свое  бесконечно многогранное отражение в творчестве других мастеров.
Искусство Боттичелли — поэтическая исповедь великого художника, которая волнует и всегда будет волновать сердца людей.2

  1. Леонардо Да Винчи



В  истории  человечества  нелегко  найти  другую  столь  же  гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения  Леонардо  да  Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности  этого  великого  художника и ученого стал  ясен  только  тогда,  когда  были  исследованы  разрозненные рукописи  из  его  наследия.  Леонардо  посвящена  колоссальная  литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И,  тем   не  менее,  многое  в  его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо Да Винчи родился в селении Анкиано  близ  Винчи:  недалеко  от Флоренции.  Он  был   внебрачным  сыном  зажиточного  нотариуса  и   простой крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец  отдал его в мастерскую Андреа  Верроккьо.  В  картине  учителя  «Крещение  Христа» фигура  одухотворенного  белокурого  ангела   принадлежит   кисти   молодого Леонардо.Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.), исполненная живописным маслом, редким тогда в Италии.
Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико  Моро.  Мастер рекомендовал себя при этом  в  первую  очередь  как  военного инженера, зодчего, специалиста в области  гидротехнических  работ  и  только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период  творчества Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер  стал  самым известным  художником  Италии,   занимался   архитектурой   и   скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.
До нашего времени дошли живописные картины Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения  стала  «Мадонна  в  гроте» (1483-1494 г.г.). Живописец отошел от традиций пятнадцатого  столетия:  в  религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность. В алтарной  картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец   Христос,  благословляющий маленького  Иоанна  Крестителя,   и   коленопрекосновенный   ангел,   словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно  связаны  с окружающей их средой. Это подобие грота  среди  темных  базальтовых  скал  с просветом в глубине - типичный для Леонардо  пейзаж  в  целом  фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой,  придающей  им  особую мягкость. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.
В Милане мастер  создал  полотно  «Мадонна  с  младенцем» («Мадонна Лита»). Здесь в отличие от «Мадонны с  цветком»  он  стремился  к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не  определенный  момент, а некое длительное состояние покой  радости,  в  которое  погружена  молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее  тонкое  мягкое  лицо   с полуопущенным взором  и  легкой,  еле  уловимой  улыбкой.  Картина  написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья  Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца,  не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.
Когда в 1499  году  Милан  был  взят  французскими  войсками,  Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое  время  он  работал  во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он  написал портрет Мона Лизы,  супруги  богатого  флорентийца  Франческо  ди   Джокондо (около  1503).  Портрет  известен  как  «Джоконда»,   стал  одним  из  самых прославленных произведений мировой живописи.
Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой  женщины,  сидящей на  фоне  голубовато-зеленого  пейзажа,   полон   такой   живой   и   нежной трепетности, что, по словам  Вазари,   в  углублении  шеи  Моны  Лизы  можно видеть биение пульса. Казалось бы картина просто для  понимания.  Между  тем в  обширной   литературе,   посвященный   «Джоконде»,   сталкиваются   самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.
В последние годы жизни Леонардо да Винчи  мало  работал  как  художник. Получив приглашение от французского короля Франциска 1, он уехал  в  1517  г во  Францию  и  стал  придворным  живописцем  .  Вскоре  Леонардо  умер.  На автопортрете - рисунке (1510-1515  г.г.)  седобородый  патриарх  с  глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

С  рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только  рукописи,  посвященные  точным  наукам,  но  и  работы   по   теории искусства. Много место отдано  проблемам  светотени,  объемной  моделировке, линейно   и   воздушной   перспективе.   Леонардо   да   Винчи   принадлежат многочисленные  открытия,  проекты  и   экспериментальные   исследования   в математике, механике, других естественных наук.
Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности  прошли  через  всю  историю  мировой  культуры  и науки, оказали огромное влияние.3

  1. Микеланджело Буонарроти



Среди полубогов и титанов Высокого  Возрождения  Микеланджело  занимает Особое место. Как творец нового искусства, он заслуживает названия  Прометея 16 века
Прекрасное мраморное изваяние, известное под именем «Пьета», остается до сих пор памятником первого  пребывания  в  Риме  и  полной  зрелости  24- летнего художника. Святая Дева  сидит  на  камне,  на  коленях  ее  покоится безжизненное тело Иисуса, снятое с креста. Она поддерживает его  рукою.  Под влиянием античных произведений Микеланджело отбросил  все  традиции  средних веков в изображении  религиозных сюжетов. Телу Христа и  всему  произведению он дал гармонию и красоту. Не ужас должна была вызывать смерть Иисуса,  лишь чувство благоговейного удивления к великому страдальцу. Красота нагого  тела много выигрывает благодаря  эффекту  света  и  тени,  производимому  искусно расположенными  складками   платья   Марии.  В  лице  Иисуса, изображенного художником,  находили  даже  сходство  с  Савонаролой.  Вечным заветом борьбы и протеста,  вечным  памятником  затаенных  страданий  самого художника осталась Пьета.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году, в тяжелый для  города момент,где из огромной глыбы каррарского  мрамора,   которая предназначалась для колоссальной статуи  библейского  Давида  для  украшения купола собора,  решился  создать  цельное  и  совершенное  произведение,  не  уменьшая его величины, и именно Давида. В  1503  году  18  мая  статуя  была  установлена  на  плошади Сеньории,  где  она  простояла  более  350   лет.   
В долгой и безотрадной жизни Микеланджело был только один период, когда ему  улыбнулось  счастье,  —  это  когда  он  работал  для  папы  Юлия ll. Микеланджело по-своему  любил  этого  грубоватого  папу-воина,  обладавшего совсем не папскими резкими  манерами. Гробница  папы  Юлия  не  вышла  такой  великолепной,  как  ее  задумал Микеланджело. Вместо собора св. Петра ее разместили в небольшой  церкви  св. Петра, куда она даже не вошла целиком, а отдельные  ее  части  разошлись  по разным местам. Но и в таком виде это по праву одно  из  самых  прославленных творений Возрождения.Центральная ее фигура—библейский Моисей,  освободитель своего народа из египетской неволи (художник надеялся, что Юлий освободит Италию  от  завоевателей).  Всепоглощающая  страсть,   нечеловеческая   сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются  воля  и  решительность, страстная жажда действий, взгляд его устремлен в сторону земли  обетованной. В олимпийском величии сидит  полубог.  Мощно  опирается  одна  его  рука  на каменную скрижаль на коленях,  другая  покоится  здесь  же  с  небрежностью, достойной человека, которому достаточно  движения  бровей,  чтобы  заставить всех повиноваться. Как сказал поэт,  «пред  таким  кумиром  народ  еврейский имел право  пасть  ниц  с  молитвой»  По  словам  современников,  «Моисей» Микеланджело в самом деле видел Бога.
По желанию папы Юлия Микеланджело расписал потолок Сикстинской  капеллы в Ватикане фресками, изображающими сотворение мира. На его картинах  господствуют  линии  и тела. Спустя 20 лет на одной из стен этой же  капеллы  Микеланджело  написал фреску «Страшный суд» — потрясающее видение о  появлении  на  Страшном  суде Христа, по  мановении  руки  которого  грешники  рушатся  в  адскую  бездну. Мускулистый,  геркулесоподобный  гигант  похож  не  на  библейского  Христа, пожертвовавшего собой ради блага человечества, а на олицетворение  возмездия античной мифологии, Фреска  раскрывает  страшные  бездны  отчаявшейся  души, души Микеланджело.
В произведениях Микеланджело выражена боль, вызванная трагедией Италии, слившаяся с болью по поводу собственной горестной судьбы, Красоту, к которой не примешаны  страдания  и  несчастья,  Микеланджело нашел  в  архитектуре.  Строительство  собора  святого  Петра  после  смерти Браманте взял на себя Микеланджело. Достойный преемник Браманте,  он  создал купол и по сей день непревзойденным ни по размерам, ни по величию,Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы.  Но  остался целый мир, созданный им.4

  1. Рафаэль



Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех  явлений  евпропейской культуры, которые не только  овеяны  мировой  славой,  но  и  обрели  особое значение - высших ориентиров в духовной жизни  человечества.  На  протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из  образцов  эстетического совершенства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре.Произведения Рафаэля являют собой  самое  полное,  яркое  выражение  классической  линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения (прил.3). Рафаэлем  был  создан «универсальный  образ»  прекрасного  человека,  совершенного   физически   и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия.
Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483  года  в  городе Урбино.Первые уроки живописи он  получил  у  отца,  Джованни  Санти.  Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль  он потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение  последующих  5-6 лет он обучался живописи у Эванджелиста  ди  Пьяндимелето  и  Тимотео  Вити, второстепенных провинциальных мастеров.
Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500  -1502 годов,когда ему было 17-19 лет.  Это  миниатюрные  по  размерам  композиции «Три грации», «Сон рыцаря».Эти простодушные,  еще  ученически  робкие  вещи отмечены тонкой поэтичностью и  искренностью  чувства.  С  первых  же  шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во  всем  своеобразии,  намечается его собственная художественная тема.
К лучшим работам раннего  периода  принадлежит  «Мадонна  Конестабиле». Композиции, изображающие мадонну  с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность  и  популярность.  На  смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского  периода  пришли  образы более земные, полнокровные, их  внутренний мир стал более  сложным,  богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип  изображения  мадонны  с младенцем-монументальный,строгий и  лиричный  одновременно,  придал  этой теме невиданную значительность.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил  прославил  в росписях   станц  (комнат)  Ватикана  (1509-1517),  достигнув   безупречного чувства меры, ритма,  пропорций,  благозвучия  колорита,  единства  фигур  и величества архитектурных фонов. Много изображения  богоматери  («Сикстинская мадонна», 1515-19),  художественные  ансамбли  в  росписях  виллы  Фарнезина (1514-18) и лоджиях  Ватикана  (1519,  с  учениками).  В  портретах  создает идеальный  образ  человека  Возрождения   («Бальдассаре   Кастильоне»,1515). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви  Санта-Мария  дель Пополо (1512-20) в Риме.
Живопись  Рафаэля,  ее  стиль,  ее  эстетические  принципы   отрадажали мировозрение эпохи. К третьему десятелетию 16  века  культурная  и  духовная ситуация  в  Италии  изменилась.  Историческая  действительность   разрушала иллюзии ранессансного гуманизма. Возрождение подходило к концу.5
Заключение



В период Возрождения пробудился интерес к искусству Древней  Греции  и Рима,  что  побудило  Европу  на  перемены,   которые   ознаменовали   конец средневековья и начало нового времени. Этот период был  не  только  временем “оживления” античного прошлого, это  было  время  открытий  и  исследований, время новых идей. Классические примеры вдохновляли  новое  мышление,  особое внимание   уделялось   человеческой   личности,   развитию   и    проявлению способностей,  а   не   их   ограниченности,   что   было   характерно   для средневековья. Обучение и научные исследования больше не были  исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились  естественно- научные и медицинские эксперименты.  Художники  и  скульпторы  стремились  в своем творчестве  к  естественности,  к  реалистичному  воссозданию  мира  и человека. Изучались  классические  статуи  и  анатомия  человека.  Художники начали использовать перспективу, отказавшись  от  плоскостного  изображения. Объектами искусства стали  человеческое  тело,  классические  и  современные сюжеты, а также религиозные темы.  В  Италии  зарождались  капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться  как  инструмент  в  отношениях между городами-государствами. Научные и  технические  открытия,  такие,  как изобретение  книгопечатания,  способствовали  распространению  новых   идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

Список используемой литературы:


  1. Гращенков А. В. Сандро  Боттичелли. М.,  Государственное  издательство изобразительного искусства. 1960. С. 15.



  2. Кравченко А. И. Культурология: учебник М., 2004. С. 201-211



  3. Ротенберг Е. В. Искусство Италии 15 века. М., 1967. С. 211

1 Ротенберг Е.В. Искусство Италии 15 века изд. М., 1967. С. 211

2 Гращенков А. В. Сандро  Боттичелли.  М.,  Государственное  издательство изобразительного искусства, 1960 г. С. 15.

3 Кравченко А.И. Культурология: учебник. М., 2004. С. 201

4 Кравченко А.И. Культурология: учебник. М., 2004.С.205-206

5 Кравченко А.И. Культурология: учебник. М., 2004. С.2009-2011



написать администратору сайта