Главная страница
Навигация по странице:

  • ДАО ПОЛКОВОДЦА

  • Искусство. Сунь-Цзы-Искусство-войны. Искусство войны. Сунь цзы


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеИскусство войны. Сунь цзы
    АнкорИскусство
    Дата19.01.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСунь-Цзы-Искусство-войны.pdf
    ТипДокументы
    #894663
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    УПРАВЛЕНИЕ АРМИЕЙ
    У-хоу спросил:
    -Что является самым главным в ведении войны?
    У
    Ци ответил:
    - Прежде нужно прояснить четыре [принципа] легкости, два - тяжести, и один - веры. Князь спросил: - Что вы имеете в виду?
    Тот ответил:
    - Необходимо использовать местность так, чтобы она была легка для лошадей; лошадей так, чтобы они легко несли колесницы; колесницы так, чтобы они легко несли людей; людей так, чтобы они легко вступали в сражение. Если хорошо знать предательскую и удобную местность, то местность будет легка для лошадей. Если у них есть в нужное время зерно и сено, лошади будут легко нести колесницы. Если оси хорошо смазаны, колесницы будут легко нести людей. Если оружие острое, а доспехи - прочные, люди будут легко вступать в сражение. За наступление должны полагаться щедрые награды, за отступление - тяжелые наказания; их следует применять своевременно, тогда им будут верить. Если вы сможете достичь этого, то это будет ключом к победе.
    У-хоу спросил:
    - Что обеспечит победу солдатам? У Ци ответил:
    - Управление - это главное. У-хоу спросил снова:
    - А разве не число?
    - Если законы и приказания неясны, а наградам и наказаниям не доверяют; если звук гонга не заставляет людей остановиться, а бой барабана не заставляет идти вперед, тогда, даже если у вас будет миллион человек, что от них проку? То, что понимается под "управлением", это когда в лагере люди соблюдают нормы поведения, а в бою проявляют

    21 устрашающую силу. Когда они наступают, им невозможно противостоять; когда они отступают, их невозможно преследовать. Их наступление и отход взвешены; левые и правые смотрят на сигнальные флажки. Даже будучи отрезанными от основных сил, они сохраняют боевой строй; даже будучи рассеянными, они вновь встают в ряд. Они поддерживают друг друга в спокойной обстановке, они вместе в случае опасности. Их можно собрать вместе, но нельзя разъединить. Их можно использовать, но нельзя утомить. Куда бы их не послали, никто в Поднебесной не сможет выстоять против них. Они называются "войсками отца и сына".
    У-цзы сказал:
    - В целом, Дао командования армией состоит в том, чтобы в походе знать меру продвижения и остановки; не нарушать распорядка еды и питья и не истощать силы людей и лошадей. При этих трех условиях войска могут следовать приказам вышестоящих. Когда приказам вышестоящих следуют, осуществляется управление. Если продвижение и отдых несоразмерны, если люди не пьют и не едят вовремя, и если, когда лошади устали, а у людей нет сил, им не разрешают разбить лагерь и отдохнуть - они не смогут выполнить приказы полководца. Когда приказам полководца не следуют, в лагере войска будут в беспорядке, а на поле боя они будут разбиты.
    У-цзы сказал:
    - На поле битвы - которое вскоре станет могилой - если солдаты сражаются не на жизнь, а на смерть, они останутся живы, а если ищут возможности выжить, погибнут. Хороший полководец будет действовать так, как будто бы [они были] в тонущей лодке или заперты в горящем доме - для мудрого нет времени, чтобы составить план, а для отважного - чтобы ожесточиться. Только схватка с врагом может помочь! Поэтому сказано, что величайшее зло, которое может быть в управлении армией - это колебания, а бедствия, обрушивающиеся на три армии, рождаются из сомнений.
    У-цзы сказал:
    - Люди постоянно гибнут из-за неумения и терпят поражения от незнания. Поэтому среди правил ведения войны, первое - это обучение и разъяснение. Один человек, обученный военному делу, может обучить десять человек. Десять человек, изучивших военное дело, могут преподать его ста. Сто таких людей могут обучить тысячу. Одна тысяча - десять тысяч, а десять тысяч, обученных военному делу, научат этому все три армии.
    С близкими ожидай далеких, с бодрыми ожидай усталых, с сытыми ожидай голодных.
    Построй их в круговые порядки, затем измени их на квадратные. Пусть они сядут, потом встанут; движутся, затем остановятся. Пусть они поворачивают налево и направо, идут вперед и назад. Пусть они разделяются и соединяются, собираются и рассыпаются. Когда все эти изменения им знакомь!, дай им оружие. Это называется "делами полководца".
    У-цзы сказал:
    - Основное правило войны, которому следует обучать, состоит в том, чтобы низкие ростом несли алебарды с наконечниками и копья, а высокие - луки и арбалеты. Сильные должны нести флаги и знамена; отважные - колокола и барабаны. Слабых используют на вспомогательных работах, а мудрые должны заняться расчетами.
    Уезды и деревни следует собирать вместе, а подразделения по пять и десять человек должны составить основу взаимной помощи и поруки. Когда раздается один удар барабана, они должны приготовить оружие; два удара - занять тот или иной порядок; три удара - они должны быстро поесть; четыре удара - построиться к последнему смотру; пять ударов - они должны выступить. Только после того, как раздастся согласованный барабанный бой, следует поднимать знамена.
    Князь У-хоу спросил:
    - Есть ли Дао движения и остановки трех армий? У Ци ответил:
    - Не сталкиваться с "небесным горном" или "головой дракона". "Небесный горн" - это горловина глубокой долины. "Голова дракона" - это основание высокой горы. Следует держать знамя зеленого дракона слева, знамя белого тигра - справа, знамя красной птицы - впереди, знамя черной черепахи - позади, а огонь - наверху, откуда ведется управление. Когда

    22 собираешься вступить в битву, определи направление ветра. Если ветер благоприятствует, издай клич и иди по ветру; если ветер встречный, займи прочную оборону и жди врага.
    Князь У-хоу спросил:
    - Есть ли правила ухода за колесницами и конницей? У Ци ответил:
    - Лошадей следует правильно размещать, чтобы трава и вода были подходящими, и кормить их так, чтобы они не были ни голодны, ни пресыщены. Зимой они должны находиться в теплых конюшнях, а летом - под прохладой навесов. Гриву и хвост им надо подрезать, а о копытах - заботиться. Необходимо использовать шоры для глаз и щитки для ушей, чтобы они не пугались и не боялись. Обучай их галопу и погоне, пусть они беспрекословно повинуются при движении и остановке. Люди и лошади должны быть привязаны друг к другу; только тогда их можно использовать.
    Снаряжение для колесниц и конницы - седла, уздечки, удила и поводья -должны быть прочными н в необходимом количестве. Обычно лошади не получают ранений в конце сражений, им всегда наносят ранения в начале. Точно так же им не столько вредит голод, сколько перенасыщение. Когда солнце садится, а путь еще длинный, всадники должны часто спешиваться, ибо пусть лучше устанут люди, чем утомятся кони. Необходимо всегда направлять движение, чтобы сохранить силы на случай внезапного нападения врага. Каждый, кто поймет это, сможет беспрепятственно пересечь Поднебесную.
    ДАО ПОЛКОВОДЦА
    У-цзы сказал:
    - Командующий тремя армиями должен сочетать гражданские и военные способности.
    Руководство армией требует жесткости и легкости одновременно. Часто, обсуждая дела полководца, люди говорят лишь о его мужестве. Но мужество - лишь одно из многих качеств полководца, ибо мужественный необдуманно вступит в сражение с врагом. Необдуманно вступать в сражение с противником, не зная его преимуществ и недостатков, нельзя. Есть пять принципов, которым полководец должен уделять пристальное внимание: первый - приведение в порядок; второй -подготовленность; третий -храбрость; четвертый - осторожность; пятый -простота. Приведение в порядок - это управление многочисленным войском словно несколькими людьми. Подготовленность - это значит выходить из городских ворот так, как будто бы видишь врага. Храбрость означает вступать в сражение, на заботясь о своей жизни. Осторожность означает, что после битвы все так, как будто в битву только идти.
    Простота означает, что законы и приказы кратки и точны.
    Принять мандат [командования] без колебаний, уничтожить врага и только потом говорить о возвращении - вот должная форма поведения полководца. Поэтому, когда армия идет вперед, его единственной мыслью должна быть мысль о славе, кою принесет смерть, а не о позорном выживании.
    У-цзы сказал:
    - В целом, в войне есть четыре жизненные силы: ци, местность, действия и мощь. Когда войска трех армий - миллион солдат - развернуты в правильный порядок в соответствии с различными силами каждого, это называется "жизненной силой ци". Когда дорога узкая, а путь - опасный; когда горы круты и десять человек защищают место, где не сможет пройти и тысяча -это называется "жизненной силой земли". Когда используют тайных шпионов; с немногими изматывают врага, вынуждая его рассыпаться; возбуждают ненависть между правителем и министрами и вражду верхов и низов - это называется "жизненной силой действий". Когда у колесниц прочные оси и надежные болты; у лодок удобные руль и весла; командиры хорошо знакомы с боевыми порядками, а лошади обучены преследованию и маневрированию, это называется "жизненной силой мощи". Тот, кто знает эти четыре, может быть полководцем. Его устрашающей силы, добродетели, гуманности и мужества должно хватить, чтобы руководить подчиненными и управлять войсками. Более того, он должен внушать страх противнику и разрушать сомнения. Когда он отдает приказы, никто не осмеливается не подчиниться. Где бы он ни был, ему не страшны заговоры. Приобретя его, государство станет сильным; потеряв его, оно погибнет. Вот что относится к "хорошему полководцу".

    23
    У-цзы сказал:
    - Различными барабанами, гонгами и колоколами устрашают уши; флагами и знаменами, флажками и стягами устрашают глаза; запретами, приказами, наказаниями и штрафами устрашают умы. Когда уши устрашены звуками, они не могут не стать восприимчивыми. Когда глаза устрашены цветом, они не могут не стать различающими.
    Когда умы устрашены карами, они не могут не стать строгими. Если не установлены эти три вещи, то, даже имея поддержку государства, неизбежно будешь разбит врагом. Поэтому сказано, что, где бы ни были знамена полководца, все последуют за ним; куда бы не указал полководец - туда пойдут все, невзирая на смерть".
    У-цзы сказал:
    - Самое главное в сражении следующее. Первым делом надо попытаться предугадать замыслы полководца противника и оценить его способности. По положению использовать тактику, тогда не устанешь, но сможешь достичь результата. Если полководец глуп и доверчив, его можно обмануть и перехитрить. Тому, кто жаден и не беспокоится о своей репутации, можно поднести дары и подкупить его. Того, кто легко меняет свои решения и не имеет настоящего плана, можно измотать и довести до несчастья. Если верхи надменны и чванливы, а низы возмущены и бедны, их следует разделить. Если наступление и отход противника неуверенны, и войскам не на кого положиться, их можно обратить в бегство.
    Если командиры ненавидят полководца и хотят вернуться домой, то, если закрыть легкие пути и оставить открытыми ловушки, на них можно напасть и захватить. Если местность, по которой враг наступает, легка, а дорога назад трудна, его можно заставить идти вперед. Если путь вперед труден, а дорога назад -легка, следует приблизиться и атаковать. Если противник разбил лагерь в низкой, заболоченной местности, откуда нет стока воды, то, если несколько раз прошел сильный дождь, можно пустить воду и затопить его. Если враг разбил лагерь в дикой местности или на поросшем густой травой и кустарником поле, то, если вдруг поднимется сильный ветер, можно поджечь поле и уничтожить его. Если же он не разбивает лагеря долгое время, полководец и командиры расслаблены и ленивы, а армия не подготовлена - можно подкрасться и неожиданно обрушиться на него.
    Князь У-хоу спросил:
    - Когда наши армии стоят друг против друга, но я не знаю их полководца, какие методы можно применить, чтобы проникнуть в его [замыслы]?
    У Ци ответил:
    - Прикажи самым отважным из низов встать во главе небольшого легкого отряда и проверить его. [Когда враг ответит], они должны бежать назад, а не сражаться. Затем изучи наступление противника, являются ли его действия слаженными, и сохраняется ли при этом организованность; если он, преследуя отступающих, показывает, что не может их поймать, или, если ему подвернулась выгода, показывает, что не видит ее - такого полководца можно назвать "мудрым полководцем". Не вступай с ним в сражение.
    Если войска противника приближаются с шумом и криками, их знамена и флаги перемешаны, одни воины продвигаются сами по себе, а другие - останавливаются; оружие то поднято вверх, то выставлено вперед; если они преследуют наши войска так, будто боятся, что не настигнут нас, а видя преимущество, бояться не воспользоваться им - это означает, что полководец у врага глуп. Даже если его войска многочисленны, его можно захватить.
    ИЗМЕНЕНИЯ
    Князь У-хоу спросил:
    - Если колесницы прочны, лошади - великолепны, полководец - отважен, а солдаты - сильны, но, внезапно столкнувшись с врагом, они приходят в беспорядок и нарушают строй, что можно сделать?
    У Ци ответил:
    - В целом, существует правило битвы, гласящее, что днем флаги, знамена, знаки и стяги отмеривают, а ночью барабаны, гонги, флейты и свистки взвешивают. Когда сигналят "налево", следует идти налево; когда "направо", то направо. Когда раздается бой барабана, войска идут, когда звук гонга - останавливаются. Когда флейта играет первый раз, они

    24 должны занять строй, играет два раза - собраться вместе. Казни любого, кто не следует приказам. Когда три армии подчиняются твоей устрашающей силе, а командиры и солдаты повинуются приказаниям, тогда в сражении не будет врага сильнее тебя, и никакая оборона не выстоит, если ты нападешь.
    Князь У-хоу спросил:
    - Если враг многочисленный, а нас мало, что я могу сделать? У Ци ответил:
    - Избегай врага на удобной местности, нападай на узких участках. Поэтому сказано, что для того, чтобы один мог напасть на десятерых, нет места лучше, чем узкое ущелье. Чтобы десять могли напасть на сотню, нет места лучше, чем глубокий овраг. Чтобы тысяча могла напасть на десять тысяч, нет места лучше, чем опасный проход. Поэтому, если неожиданно напасть с малыми силами -ударяя в гонги и барабаны -на сжатой со всех сторон дороге, то даже если враг очень велик, он будет, как пойманная рыба. Поэтому сказано: с большими силами располагайся на удобной местности, с малыми силами располагайся, используя естественные преграды, на узкой местности.
    Князь У-хоу спросил:
    - Когда силы врага исключительно многочисленны, воинственны и отважны. Когда позади них овраги и опасные проходы, справа горы, слева - река. Когда у них глубокие рвы и высокие валы, а позиции защищают арбалетчики с тугими самострелами. Когда их отступление подобно движению горы, а наступление подобно буре. Когда запасов провианта у них много, а выстоять против них очень трудно. Что нужно сделать?
    У Ци ответил:
    - Поистине великий вопрос! Здесь дело не в силе колесниц и конницы, но все зависит от
    [обладания] стратегией совершенномудрого. Если подготовить тысячу колесниц и десять тысяч конницы, а в поддержку им дать пехотинцев, их можно разделить на пять частей, каждая из которых пойдет по своему направлению. Если пять отрядов вместе выступят по пяти различным направлениям, противник будет растерян и не будет знать, где собрать свои силы. Если враг укрепляет оборону, чтобы объединить свои войска, быстро пошли шпионов, чтобы разведать его замыслы. Если он прислушивается к нашим доводам, он оставит позиции и уйдет. Если он не прислушается, он убьет наших посланцев и сожжет договор. Тогда раздели силы и начинай сразу пять сражений. Однако, если победишь в каком-либо из пяти сражений, не преследуй отступающего противника. Если не победишь, отходи в быстрой спешке, тем самым показывая, что отступаешь. Затем перестройся и быстро напади на врага.
    Пусть один отряд завяжет бой спереди, другой сзади, а два других бесшумно двигаются справа и слева, чтобы внезапно атаковать. Если пять отрядов ударят одновременно, они получат преимущество. Таково Дао нападения на сильного врага.
    Князь У-хоу спросил:
    - Враг рядом и теснит нас. Даже если я хотел бы отступить, у меня нет пути. Мои воины перепуганы. Что я могу сделать?
    У Ци ответил:
    - В таком случае поступают следующим образом. Если у нас войск много, а у противника мало, раздели свои силы и нападай. Если наоборот, у него войск много, а у нас мало, тогда гибкостью изматывай его, не давая передохнуть. Тогда, даже если враг многочисленный, его можно заставить покориться.
    Князь У-хоу спросил:
    - Если я столкнулся с врагом в глубокой долине, где ущелья и овраги окружают нас со всех сторон, а его войска многочисленны, в то время как у нас их мало. Что я должен делать?
    У Ци ответил:
    - Быстро переходи через холмистые районы, леса, долины, высокие горы и обширные болота. Не медли. Если вдруг в горах или долине армии столкнуться друг с другом, необходимо первым ударить в барабаны и поднять шум - и под прикрытием этого выдвинуть вперед лучников и арбалетчиков, чтобы они стреляли в противника и захватывали пленных.
    Внимательно следи за порядком у врага; если он перепуган, атакуй без сомнения.
    Князь У-хоу спросил:

    25
    - Слева и справа высокие горы, а местность очень узкая и тесная. Если, встретившись с врагом, мы не осмеливаемся вступить в бой, но и не можем отступить, что тогда?
    У Ци ответил:
    - Это называется "войной в долине". Даже если у нас много войск, они бесполезны.
    Пусть самые талантливые командиры противостоят врагу, а легкая пехота с лучшим оружием встанет впереди. Раздели колесницы и построй конницу, укрыв их на расстоянии нескольких ли по всем четырем направлениям так, чтобы они не были видны. Враг, безусловно, сожмет оборонительные ряды, не осмеливаясь ни наступать, ни отходить. Затем покажи свои флаги и расположи знамена, спустись с горы и стань лагерем. Враг обязательно будет испуган, и наши колесницы и конница должны будут все время тревожить его, не давая передышки. Таково
    Дао войны в долине.
    Князь У-хоу спросил:
    - Если мы сталкиваемся с противником на обширной заболоченной местности, где колесницы погружаются в воду по самые дышла; конница и колесницы продвигаются с трудом; у нас не приготовлены лодки и весла, поэтому мы не можем ни наступать, ни отходить, что нам следует сделать?
    У Ци ответил:
    -Это называется "войной на воде". Не используй колесницы и конницу, пусть они останутся с краю. Заберись на возвышение и осмотрись по сторонам. Необходимо оценить условия и протяженность водной преграды и измерить глубину воды. Затем можно использовать необычную стратагему14 для достижения победы. Если противник начал переходить через водную преграду, нападай, когда перешла половина войск.
    Князь У-хоу спросил:
    - Когда долго шел дождь, так, что лошади проваливаются в грязь, а колесницы застревают, враг атакует со всех четырех сторон и три армии перепуганы, что я должен делать?
    У Ци ответил:
    - В целом, не следует использовать колесницы, когда погода дождливая, а земля болотистая, их нужно использовать в жаркую и сухую погоду. Ищи возвышенности и избегай низин. Когда двигаешь отборные колесницы, наступая или отходя, смотри на дорогу. Если противник выступает, иди по его следам.
    У-хоу спросил:
    - Если вдруг появляются жестокие разбойники - опустошая наши поля и земли, захватывая скот и лошадей - что следует делать?
    У Ци ответил:
    -Когда появляются жестокие разбойники, необходимо внимательно оценить их силы и занять прочную оборону. Не отвечай на их выпады [вступая в бой]. Когда к концу дня они соберутся уходить, их груз будет тяжел, а сердца неизбежно перепуганы. Отходя, они будут бежать, и обязательно будут отставшие. Тогда следует преследовать и атаковать, и их можно будет разбить.
    У-цзы сказал:
    -Дао нападения на врага и осады городов заключается в следующем: когда города пали, войди в каждый дворец, позаботься о чиновниках и собери инструменты [управления].
    Однако, куда бы ни направлялась армия, не срубай деревьев, на разрушай дома, не забирай зерно, не убивай животных, не сжигай запасов. Тем самым покажешь населению, что не таишь зла. Прими тех, кто хочет подчиниться, и успокой их.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта