Главная страница
Навигация по странице:

  • 12.Использование шпионов

  • У-цзы. Искусство войны. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

  • ОЦЕНКА ПРОТИВНИКА

  • Искусство. Сунь-Цзы-Искусство-войны. Искусство войны. Сунь цзы


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеИскусство войны. Сунь цзы
    АнкорИскусство
    Дата19.01.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСунь-Цзы-Искусство-войны.pdf
    ТипДокументы
    #894663
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    11.Огневые атаки
    Суньцзы сказал:
    "Существует пять видов огневых атак: первый, когда сжигают людей; второй, когда сжигают провиант; третий, когда сжигают обозы; четвертый, когда сжигают арсеналы; пятый, когда сжигают боевые порядки.
    Применение огневых атак зависит от соответствующих условий. Оснащение для огневых атак нужно полностью приготовить до того, как оно потребуется.
    Проведение огневых атак имеет свое благоприятное время года, а разжигание огня - соответствующие дни. Что касается времен года, то это сухие периоды; что касается дня, то это когда луна находится в цзи, би, и или чжэнь. Когда луна в этих четырех фазах, поднимается ветер.
    В целом, огневой атаке необходимо отвечать на пять изменений огня:
    Если огонь возник в [лагере врага], следует незамедлительно ответить [атакой] извне.
    Если огонь пущен, но армия противника спокойна, подожди, не нападай.
    Когда пламя достигло вершины, если можешь, последуй за ним; если нет, воздержись.
    Если атаку огнем можно начать извне, не полагаясь на [содействие] изнутри, выбери подходящий момент и начинай.
    Если огонь пущен по ветру, не атакуй с подветренной стороны.
    Ветер, поднявшийся днем, сохранится; поднявшийся ночью, прекратится.
    Армия должна знать пять изменений огня, чтобы противостоять им в благоприятное для их использования время. Поэтому, помощь огня при нападении очевидна, помощь воды при ведении атаки также могущественна. Водой можно отрезать, но нельзя захватить.
    Поэтому, если кто-либо побеждает в битве и успешно нападает, но не использует этих средств, это беда, а его самого называют "расточительным и медлительным". Поэтому сказано, что мудрый полководец обдумывает их; хороший полководец использует их.
    Если не выгодно, не выступай. Если цели нельзя достигнуть, не используй армию. До тех пор, пока не будет угрожать опасность, не вступай в войну. Правитель не может собрать армию только из-за своего гнева. Полководец не может вступить в битву только из-за крушения своих надежд. Когда выгодно, продвигайся; когда невыгодно, остановись. Гнев может вновь обратиться в счастье, раздражение может вновь обратиться в радость, но уничтоженное государство невозможно оживить; мертвого нельзя вернуть к жизни.
    Поэтому просвещенный правитель осторожен с войной, хороший полководец почтителен к ней. В этом Дао обеспечения безопасности государства и сохранения армии в целости."
    12.Использование шпионов
    Суньцзы сказал:
    "Когда посылают в поход армию в сто тысяч на расстояние в тысячу ли, затраты народа и расходы правящего дома будут составлять тысячу золотых в день. Тех, кому причинят беспокойство и ущерб внутри и вовне, кто будет истощен от дороги и не сможет заниматься сельскохозяйственным трудом, будет семьсот тысяч семей.
    Армии находятся в отдалении на протяжении нескольких лет, чтобы в течении одного дня сражаться за победу, если [полководцы] скупятся на ранги и вознаграждения в сто золотых и, поэтому, не знают положения врага. Это предел негуманности. Такой человек - не полководец над людьми, не помощник правителю, не вершитель победы.

    15
    Средством, благодаря которому просвещенные правители и мудрые полководцы выступали и покоряли других, а их достижения превосходили многих, было упреждающее знание.
    Упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов, нельзя получить из явлений или небесных знамений; оно должно быть получено от людей, ибо есть знание подлинного положения противника.
    Поэтому существует пять видов использования шпионов: местные шпионы, внутренние шпионы, обращенные [двойные] шпионы, мертвые [невозвратимые] шпионы и возвратимые шпионы. Когда использованы все пять видов и никто не знает их пути, это называется "таинственным методом". Они - сокровище для правителя.
    Местные шпионы - используй людей, проживающих в соответствующих областях.
    Внутренние шпионы - используй людей, которые занимают пост в государстве врага.
    Двойные агенты - используй шпионов противника.
    Невозвратимые шпионы - используются для распространения дезинформации вне государства. Снабди наших [невозвратимых] шпионов [ложными сведениями] и пусть они передадут их агентам врага.
    Возвратимые шпионы - возвращаются с информацией.
    Поэтому из всех дел в трех армиях нет более близких, чем со шпионами; нет наград более щедрых, чем даваемые шпионам; нет дел более секретных, чем касающиеся шпионов.
    Не обладая мудростью совершенномудрого, нельзя использовать шпионов; не будучи гуманным и справедливым, нельзя задействовать шпионов; не будучи непостижимым и вдумчивым, невозможно уловить суть разведывательных донесений. Это непостижимо, непостижимо! Нет мест, где бы не использовали шпионов.
    Если еще до начала миссии она была раскрыта, шпион и те, кому он передал сведения, должны быть казнены.
    В целом, что касается армий, по которым хочешь нанести удар, городов, на которые хочешь напасть, людей, которых хочешь уничтожить, первым делом узнай имена командующего обороной, его помощников, членов штаба, личной охраны и слуг. Пусть наши шпионы все узнают.
    Необходимо искать шпионов врага, которые пришли шпионить против нас. Соблазни их выгодой, возьми к себе и удержи их. Так можно приобрести и использовать двойных агентов.
    Благодаря полученным от них сведениям, можно присвоить местных и внутренних шпионов. благодаря полученным от них сведениям, невозвратимые шпионы могут распространить заблуждения, тем самым обманывая врага. Благодаря полученным от них сведениям, можешь использовать возвращающихся шпионов, когда потребуется.
    Правитель должен знать эти пять правил работы со шпионами. Это знание зависит от обращенных шпионов: поэтому, необходимо быть щедрым по отношению к двойным агентам.
    В древности, когда поднималось царство Инь, у них был И Чжи в государстве Ся. Когда поднималось Чжоу, у них был Люй Я [Тай-гун] в Инь. Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы, которые способны заполучить умных шпионов, обязательно достигнут великих результатов. В этом - сокровенный путь военных действий, то, на что, выступая, полагаются три армии."

    16
    У-цзы. Искусство войны.
    ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
    У Ци, в одеянии конфуцианца, был принят вэйским Вэнь-хоу для разговора о трудностях войны.
    Вэнь-хоу сказал:
    -
    Я не люблю военного дела.
    У
    Ци ответил:
    - Благодаря видимому я могу проникнуть в сокрытое. Благодаря прошлому я могу оценить будущее. Как ваше величество может говорить, что эта тема не соответствует его мыслям?
    Сейчас, на протяжении четырех сезонов вы покрываете киноварным лаком кожи убитых животных, раскрашиваете их разными цветами, расписываете их слонами и единорогами.
    Однако, нося их зимой, не согреешься; нося летом, не будешь ощущать прохлады.
    Вы делаете длинные алебарды с наконечниками длиной двадцать четыре фута и короткие алебарды длиной в двенадцать футов. Ваши покрытые кожей колесницы закрывают вход в двери; их колеса - сплошные, а втулки защищены". Если смотреть на них, они не кажутся красивыми; а для охоты они, безусловно, недостаточно мобильны. Я не знаю, как использовать их!
    Если вы готовите их для того, чтобы нападать или обороняться, но не ищите людей, способных управлять ими, это подобно тому, как если бы несушка бросилась на лисицу или щенок кинулся бы на тигра. Даже если они обладают воинственным духом, они погибнут!
    В древности глава клана Чэн Цзан совершенствовал добродетель, но пренебрегал военными делами, и тем самым погубил свое государство. Глава клана Юй Ху полагался на людей и любил смелость, и поэтому утратил алтари предков. Просвещенный правитель, зная это, обязательно будет поощрять культуру и добродетель у себя в государстве, и в то же время, в соответствии с внешней ситуацией, будет совершать военные приготовления.
    Поэтому, если, противостоя врагу, не наступаешь, значит, ты не обрел мужества. Если мертвый лежит застывший и ты оплакиваешь его, значит ты не обрел гуманности.
    Тут Вэй-хоу сам разостлал циновку для У Ци, а его жена поднесла ему кубок вина.
    Затем князь совершил возлияния в храме предков, объявив, что он собирается принять У Ци на службу, и назначил его командующим войсками, защищающими Западную реку. Здесь он семьдесят шесть раз участвовал в битвах с другими удельными князьями, одержав в шестидесяти четырех полную победу, остальные сведя вничью. Он расширил земли Вэй во всех четырех направлениях, присоединив к ним несколько тысяч ли. Все это подвиги У Ци.
    У-цзы сказал:
    - В древности те, кто планировал государственные дела, первым делом наставляли сто родов и добивались поддержки простого народа.
    Существует четыре разногласия: если разногласия в государстве, армию нельзя вывести в поле. Если разногласия в армии, нельзя развернуть строй. Если нет согласия между боевыми порядками, их нельзя вести в бой. Если нет согласия в ведении боя, нельзя рассчитывать на полную победу.
    Поэтому, когда правитель, познавший Дао, собирается вести людей, он первым делом приводит их к согласию, и только потом начинает великие дела. Он не полагается только на свои расчеты, но объявляет о них в храме предков, гадает о выгодах по панцирю большой черепахи и ищет их подтверждения у Неба и четырех сезонов. Только если все показания благоприятны, он начнет собирать армию.
    Когда люди знают, что правитель ценит их жизни и скорбит по их смерти, если им случается столкнуться с опасностью, они будут считать смерть в наступлении славой, а сохранение жизни путем отступления - позором.
    У-цзы сказал:
    - Дао - это то, благодаря чему все поворачивается к основе и возвращается к началу.
    Справедливость - это то, благодаря чему совершают поступки и достигают результатов.
    Расчеты - это то, благодаря чему устраняют вред и добиваются выгоды. Существование - это то, благодаря чему выполняют долг и сохраняют достижения. Если поведение не согласуется

    17 с Дао, а действие не согласуется со справедливостью, а при этом кто-то живет в знатности и роскоши, несчастья неизбежно обрушатся на него.
    Поэтому совершенномудрый удерживает людей на Пути [Дао], отдает приказы посредством справедливости, движет ими посредством норм поведения [ли] и утешает их гуманностью. Культивируй эти четыре добродетели -и будешь процветать. Пренебрегай ими - и погибнешь.
    Поэтому, когда Чэн Тан убил жестокого тирана Цзе, люди Цзе возрадовались, а когда чжоуский У-ван напал на подлого правителя Чжоу [из династии Инь], народ Инь не осудил его. Так как их действия согласовывались с Небом и Человеком, они смогли процветать.
    У-цзы сказал:
    -Управляя государством и приказывая армии, необходимо наставлять их в соответствии с нормами поведения [ли], воодушевлять их справедливостью и воспитывать в них чувство стыда. Ибо если люди обладают чувством стыда, то в лучшем случае этого будет достаточно, чтобы вести войну, а в худшем - чтобы сохранить государство.
    Одержать победу в битве легко, удержать победу трудно. Поэтому сказано, что когда государства воюют в Поднебесной, тот, кто одержит пять побед, столкнется с несчастьем; кто одержит четыре победы, истощит свои силы; кто одержит три победы, станет гегемоном; кто одержит две победы - станет правителем; кто одержит одну победу -станет императором.
    Поэтому, тех, кто благодаря многочисленным победам покорил мир, очень мало; тех же, кто погиб при этом - много.
    У-цзы сказал:
    - Есть пять причин, по которым поднимаются войска: подвиг, выгода, вражда, смута и голод. Названий [армий] также пять: "справедливая армия", "сильная армия", " уязвленная армия", "свирепая армия" и "поедающая себя армия". Подавление жестоких и порочных и спасение людей от хаоса - это "справедливость". Опора на [мощь] войска при нападении называется "силой". Поднятие армии из чувства гнева называется "уязвленностью".
    Пренебрежение законами и ненасытный поиск выгоды называется "свирепостью". Когда в стране разруха и люди истощены, начинать войну и поднимать армию - это называется "поеданием себя". У каждой из них - свое Дао. В случае справедливой ее подчиняют пристойностью. В случае сильной ее подчиняют почтительностью. В случае уязвленной ее подчиняют сладостью речи. В случае свирепой ее подчиняют обманом. В случае поедающей себя ее подчиняют рассчитанной тактикой.
    У-хоу спросил:
    - Могу я спросить о Пути [Дао] повелевания войсками, оценивания людей и защиты государства? У Ци ответил:
    - Просвещенные правители древности неуклонно соблюдали нормы поведения [ли] в отношениях со своими министрами; проявляли различия между рангами; расселяли и собирали чиновников и людей; считались с обычаями народа, чтобы наставлять его, а также выбирали и приближали талантливых, чтобы быть готовыми к неожиданному.
    В прошлом князь Хуань-гун из Ци собрал пятьдесят тысяч воинов и стал гегемоном над другими князьями. Князь Вэнь-гун из Цзинь призвал сорок тысяч в свои отборные части и затем осуществил свое желание [стать гегемоном]. Князь Му-гун из Цинь возглавил тридцать тысяч воинов и покорил врагов-соседей.
    Поэтому правитель сильного государства должен различать своих людей. Среди них те, кто обладает мужеством и силой, должны быть собраны в один отряд. Те, кто радостно идет в бой и отдает все силы, чтобы проявить верность и мужество, должны быть собраны в другой отряд. Те, кто может высоко карабкаться и совершать дальние переходы, кто быстр и проворен, должны быть собраны вместе. Чиновники, утратившие положение и желающие выслужиться, должны быть собраны в один отряд. Те, кто бросил свои города или бежал и хочет смыть позор, должны быть собраны вместе. Эти пять составят отборный костяк армии.
    С тремя тысячами таких людей изнутри можно ударить и прорвать любое окружение, а извне можно ворваться в любой город и уничтожить защитников.
    Князь У-хоу спросил:

    18
    -Я хотел бы услышать о пути, позволяющем боевым порядкам быть непоколебимо прочными, обороне неизменно крепкой, а победе в сражении - гарантированной.
    У Ци ответил:
    - Это легко прояснить, но почему Вы спрашиваете только об этом? Если вы сделаете так, что наверху будут достойные, а внизу - недостойные, то боевой порядок будет непоколебимо прочен. Если народ спокойно занимается сельским хозяйством и послушен местным чиновникам, оборона будет неизменно крепка. Когда сто родов приветствуют своего правителя и осуждают соседние государства, тогда вы обязательно победите в сражении.
    У-хоу занимался государственными делами, и никто из его многочисленных министров не мог сравниться с ним. Распустив их, он принял довольный, самоуверенный вид. У Ци вошел и сказал:
    - Однажды в древности, когда чуский правитель Чжуан-ван планировал дела государства, он понял, что никто из его министров не сравнится с ним по талантам. Распустив их, он принял озабоченный вид. Шэнь-гун спросил его: "Чем вы, мой правитель, столь озабочены?" Тот ответил: "Я слышал, что в мире нет недостатка в совершенномудрых, в государстве нет недостатка в достойных. Тот, кто получит их в учителя, станет властелином
    Поднебесной, тот, кто получит их в друзья, станет гегемоном.
    У меня нет талантов, однако никто из моих министров не может даже сравниться со мной. Наше государство Чу в большой беде". Это озаботило правителя Чу, а вы довольны этим. Поэтому я очень боюсь!
    У-хоу был растерян.
    ОЦЕНКА ПРОТИВНИКА
    Князь У-хоу обратился к У Ци:
    - Ныне Цинь угрожает мне с запада, Чу окружает меня на юге, с Чжао я сталкиваюсь на севере, Ци поднимается на нас на востоке, Янь отрезает мне путь назад, а Хань занимает земли впереди. Если защищаться от армий шести государств на всех направлениях, наше положение выглядит очень неблагополучно. Я обеспокоен. Что с этим поделать?
    У Ци ответил:
    - Подлинное сокровище на Пути [Дао] обеспечения безопасности государства - это предусмотрительность. Если вы обеспокоены, несчастий можно избежать. Позвольте мне обсудить нравы и обычаи этих шести царств.
    Так как армии Ци многочисленны, они непрочны. Армии Цинь - разделены, а воины сражаются каждый сам по себе. В армии Чу порядок, но они не упорны. Армия Янь умеет обороняться, но не легка. В армиях трех Цзинь есть порядок, но они бесполезны.
    Нрав людей Ци - суровый, их страна процветает; но правитель и министры надменны и расточительны, вредят простому народу. Чиновники -многочисленны, награждения несправедливы. Каждое соединение разрывается, передний край крепок, а задний -вял.
    Поэтому, хоть они и многочисленны, но непрочны. Дао нападения на них состоит в том, чтобы разделить их на три части, изматывать и преследовать их слева и справа, постоянно угрожать и идти за ними, и тогда они могут быть разбиты.
    Характер людей Цинь - сильный, земля - гористая, а правление -жестокое. Наградам и наказаниям верят; люди ни в чем не уступают, они вспыльчивые и вздорные. Поэтому они рассыпаются и сражаются каждый сам по себе. Дао нападения на них состоит в том, чтобы сперва завлечь их выгодой. Воины Цинь жадны, они бросят своих полководцев и пойдут за ней. Если это использовать, можно обрушиться на их рассеянные ряды, спрятать засады, улучить момент, и тогда их полководца можно пленить.
    У людей Чу нрав слабый, земли обширны, правление мешает [народу], и люди - устали.
    Поэтому, хотя у них порядок, они не могут долго удерживать свои позиции. Дао нападения на них состоит в том, чтобы нанести внезапный удар и вызвать беспорядок в лагере. Первым делом лишить их "ни" - немного сжимая и быстро отходя, утомляя их и истощая силы, и не давая сражения. Тогда их армию можно разбить.
    Нрав людей Янь - искренний и прямой. Люди там трудолюбивы; они любят мужество и справедливость и редко хитрят. Поэтому он будут упорны, но не легки. Дао нападения на них

    19 состоит в том, чтобы нанести удар и давить; сделать выпад и отойти на расстояние; затем вновь ударить и отстать, тогда верхи будут сомневаться, а низы будут в страхе. Будь внимателен к нашим колесницам и коннице, избегая открытой местности, и тогда их полководца можно пленить.
    Три Цзинь - срединные государства. Нрав людей - гармоничный, а правление - справедливое. Население устало от войны, но умеет держать оружие в руках и не боится своих командиров. Награды малы, а так как командиры не желают сражаться не на жизнь, а на смерть, армия хоть и управляется, но бесполезна. Дао нападения на них состоит в том, чтобы давить на их боевые ряды, а когда появятся главные силы - противостоять им. Когда они повернут, преследуй, чтобы утомить их. Такова стратегическая мощь этих царств.
    В своей армии необходимо иметь воинов с отвагой тигров, силы которых хватит, чтобы легко поднять треножник, и быстрых, как кони варваров. Чтобы напасть на противника и захватить его полководца, нужны такие люди. Если они есть, отбери их и собери [в специальные отряды]; будь к ним благосклонен и уважителен. Их называют "судьбой армии".
    Тех, кто умело владеет пятью видами оружия13, кто силен и быстр, полон решимости уничтожить врага, следует наградить и уважить, ибо они смогут решить исход битвы. Если ты великодушен к их родителям, женам и детям; вдохновляешь их наградами и устрашаешь наказаниями, эти сильные воины, находясь в строю, будут твердо и упорно стоять там, где потребуется. Если сумеешь распознать и оценить таких людей, то сможешь атаковать вдвое более сильного противника.
    У-хоу воскликнул:
    -Хорошо!
    У-цзы сказал:
    - При оценке противника в восьми случаях вступают в сражение, не прибегая к гаданию.
    Первый, когда при суровом ветре и жестоком холоде враг встает рано и уходит, едва отдохнув, взламывая лед, чтобы перейти водные преграды, не боясь никаких трудностей.
    Второй, в палящий зной в середине лета, когда он поднимается поздно и без отдыха в спешке идет вперед, не обращая внимания на голод и жажду, желая только достичь далекой цели.
    Третий, когда армия долго в походе, запасы провианта истощены, сто родов возмущены и гневаются, появляются многочисленные неблагоприятные знамения, а полководец не в состоянии избежать их последствий.
    Четвертый, когда запасы армии истощены, хвороста и сена мало; погода облачная и дождливая и даже если противник желает грабить, ему негде это сделать.
    Пятый, когда воинов немного; условия местности и водные преграды неблагоприятны; люди и лошади слабы и изнурены, а от союзников нет помощи.
    Шестой, когда путь далек, а солнце садится; командиры и солдаты долго шли и полны страха; они устали и не ели, сняв доспехи, они отдыхают.
    Седьмой, когда полководец слаб, командиры неуверенны, среди командиров и солдат нет единства; три армии все время испуганы, и нет никакой помощи.
    Восьмой, когда боевые порядки врага не выстроились; разбивка лагеря не закончилась, или же они преодолевают опасную местность и узкие ущелья, наполовину скрыты, а наполовину видны.
    В этих восьми случаях нападай на врага без сомнений. Есть шесть условий, при которых, не прибегая к гаданию, следует избегать столкновения.
    Первое, когда земли у противника обширны, а народ благополучен и многочисленен.
    Второе, когда правитель любит народ, а его милость простирается [на всех].
    Третье, когда наградам доверяют, а наказания справедливы; и те, и другие используются в нужное время.
    Четвертое, когда люди получают ранги по заслугам, а в государстве противника на должности назначают достойных и используют способных.
    Пятое, когда силы врага огромны, а доспехи и оружие - отборны.
    Шестое, когда противник получает помощь от всех соседей и поддержку сильного государства.

    20
    Во всех этих случаях мы не равны противнику, поэтому следует без колебаний избегать его. Это то, что называется "видеть возможность и наступать, видеть трудность и отходить.
    Князь У-хоу спросил:
    - По внешнему виду врага я хотел бы знать о его внутреннем состоянии; наблюдая за его движением, я хотел бы знать, где он остановится, дабы определить победу и поражение. Могу я услышать об этом?
    У Ци ответил:
    - Если противник приближается бездумно и безрассудно, если знамена и флаги перемешаны и в беспорядке, если люди и кони глядят по сторонам, тогда один отряд может атаковать десять, и они будут беспомощны.
    Если удельные князья еще не собрались, между правителем и министрами нет согласия; рвы и валы не построены, запреты и указы не изданы, а три армии возмущаются - желая наступать, но будучи неспособными это сделать, желая отступать, но не осмеливаясь - тогда можно атаковать с вдвое меньшими силами и не потерять и ста воинов.
    У-хоу спросил:
    - Существует ли Дао обязательного нападения на противника?
    У Ци сказал:
    - Ведя войну, необходимо выяснить слабые и сильные стороны врага и спешить, [чтобы воспользоваться] его слабым местом. Если противник только что прибыл издалека и его боевые построения еще не в порядке - напасть на него. Если враг поел, но еще не разбил лагерь - напасть на него. Если враг суетится - напасть на него. Если он слишком занят - напасть на него. Если он еще не воспользовался выгодами местности - напасть на него. Если он потерял время и не воспользовался моментом - напасть на него. Если он совершил длительный переход, и задние ряды не отдохнули - напасть на него. Если он переходит реку, и только половина сил перешла на другую сторону - напасть на него. Если он на узких и стиснутых дорогах - напасть на него. Если флаги и знамена врага беспорядочно движутся - напасть на него. Если его построения часто переходят с места на место - напасть на него.
    Если полководец отделен от своих солдат - напасть на него. Если враг напуган - напасть на него. При этих условиях нужно отобрать лучшие части, чтобы обрушиться на врага, разделить оставшиеся силы и продолжать наступление - проводя атаку быстро и решительно.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта