Главная страница
Навигация по странице:

  • Информационная насыщенность

  • Эмоциональное воздействие

  • Управление процессом восприятия

  • Целостность и законченность

  • Использование экраннозвуковых средств в учебновоспитательном процессе


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеИспользование экраннозвуковых средств в учебновоспитательном процессе
    Дата03.12.2018
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаTF00001238.pptx
    ТипДокументы
    #58564


    Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе


    • Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность. Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма (о которых уже шла речь в главе второй), позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране. Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определенными паузами. Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, использованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ничего изменить не может. Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи.


    Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:

    а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях; б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям; в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие; г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями; д) с микро- и макрообъектами.

    Требования к учебному фильму:
    • 1) четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма; 2) отсутствие многотемности; 3) простое композиционное построение кадра с четким выделением главного; 4) дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение; 5) дикторский текст должен иметь паузы, для того чтобы не мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения; 6) занимательность фильма, использование разнообразных способов и приемов съемки; 7) показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах; 8) создание проблемной ситуации; 9) включение в текст изложения вопросов, заданий, если необходимо, инструкций; 10) короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.


    • Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо: - пояснить непонятные места фильма; - обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить; - подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными; - теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание; - связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.


    Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.

    • Если фильм используется как источник знания и содержит новые для учащихся сведения, то для его качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма. Целевую установку можно дать в форме вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ на основе фильма. Например, к фрагменту «В тундре Северной Америки» можно предложить такие вопросы: почему в тундре распространена вечная мерзлота, много болот и озер? Как растения и животные тундры приспосабливаются к условиям климата? Почему в тундре полоски леса встречаются только по берегам рек? Иногда внимание учащихся к содержанию фильма можно привлечь, рассмотрев с ними план фильма, отражающий в нем главное. Пункты плана определенным образом ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, позволяют им отличить основное от второстепенного, выделить существенное, дают направление для восприятия.


    • Задания учащимся можно дополнить вопросами. Например, перед демонстрацией кинофрагмента по природоведению «Источник. Река» получают задание изобразить в тетрадях схему образования источника и ответить на вопросы: как образуется источник? Как образуется река? Чем горная река отличается от равнинной? Учебный кинофильм - эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом. Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения учащимися заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.


    • После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей. Чаще всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке: анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следственных связей и т. д. Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или следующем уроке. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. Повторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля. Полезно использовать фильмы до выхода с детьми на экскурсию. Это поможет обратить их внимание на цель экскурсии. Снятый на видеокамеру ход экскурсии используется в послеэкскурсионной работе для более детального осмысления того, что на ней было увидено и услышано, для дополнения и расширения полученного материала, выявления уровня полученных знаний. Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. В другом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактический материал, ведущий к появлению вопроса. Фрагмент может отражать историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути ее разрешения. Хорошо, когда он содержит факты, удивляющие учеников, вызывающие желание докопаться до истины. Следует заметить, что производство учебных фильмов сейчас организовано гораздо хуже, чем раньше, а многие из старых фильмов приходят в негодность. Однако в помощь учителю все же выпущены видеофильмы (см. приложение), и вместе с учениками он сам может подготовить видеозаписи. Видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью (или используя видеокамеру) можно зафиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативный репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.


    • Подготовленный видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учителем и классом. Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточнения и обобщения знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний. Учащиеся могут многократно просмотреть их индивидуально для самоанализа, самокорректировки, перезаписи ответа, выступления, сообщения и др. Простота управления процессом самозаписи и воспроизведения позволяют организовать разнообразные виды самостоятельной работы учеников. Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока. С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного задания.


    • Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превратить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивидуальные потребности и интересы каждого воспитанника. Видеозаписи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя. Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в поле восприятия целиком, и зритель видит все развертывающееся действие, но с четким выделением главного. На телеэкране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, находится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смотрящему фильм. На телеэкране хуже передается перспектива, теряется все масштабное, грандиозное.



    написать администратору сайта