Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы принципы изложения биографии для 5-8, 9-11 классов Каковы наиболее распространённые приёмы построения лекции по биографии писателя

  • Изучение биографии писателя в средних и старших классах. Исследование биографического материала можно вести такими путями 1 сначала рассматривается биография писателя, а потом его творческий путь


    Скачать 103.03 Kb.
    НазваниеИсследование биографического материала можно вести такими путями 1 сначала рассматривается биография писателя, а потом его творческий путь
    Дата13.06.2018
    Размер103.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИзучение биографии писателя в средних и старших классах.docx
    ТипИсследование
    #46848
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Каковы источники биографии писателя?

    Укажите методологические принципы изучения биографии писателя.


    Каковы функции школьной биографии?

    Назовите особенности жанров школьной биографии.

    Назовите методические приёмы изучения биографии писателя в школе.


    Каковы принципы изложения биографии для 5-8, 9-11 классов?


    Каковы наиболее распространённые приёмы построения лекции по биографии писателя?

    Литература

    Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках литературы в старших классах / Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая и др.; Сост. Р. И. Альбеткова. – М., 1991.

    Дробот В. Н. Изучение биографии писателя в школе. – Киев, 1988.

    Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. - М., 1999.

    Изучение биографии писателя в школе.

    В каждом литературном произведении отражается личность его творца – писателя, выражается авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы, объяснить эстетически и исторически взгляды художника и помогает изучение биографии. Биография затем и изучается в классе, чтобы найти объяснение чувствам и мыслям, которые владели писателями. Личность едина. Жизненные привязанности и антипатии находят свое продолжение в искусстве. Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. Мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биографии должна стать основой убеждения наших школьников. И в этих целях изучение жизненного пути писателя следует объединить с характеристикой его творческих исканий. Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в 4-7 классах. Там такое построение оправданно и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, введением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить.

    В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. Когда мы включаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Учащимся же интересно не сухое изложение событий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредственного, личного знакомства с писателем. Учитель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого человека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов. При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может найти место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведение викторины, и словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество понятий, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях. Активизации учения биографии писателя содействует и заключительный урок типа диспута о книгах, посвященных жизни и творчеству писателя.

    Эмоциональному воздействию биографии на учащихся, несомненно, содействует применения на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений – все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным. Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Полезность формы урока, как заочная экскурсия, объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуют при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии – все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую. Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всем этом приходится помнить при ведении экскурсии. Еще одно положительное качество заочных экскурсий – работа творческого воображения учеников.

    Формы урока изучения биографии писателя.

    Уроки по биографии чаще всего строятся как лекция преподавателя. Как сделать этот монолог увлекательным и важным для студентов? В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жесты преподавателя. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. Манера речи и поведение преподавателя могут заставить зазвучать этот материал, или, наоборот, лишить его притягательной силы. Рассказ о разных писателях не может идти в одной тональности, одном ритме, с использованием одних и тех же слов. Настроение урока должно быть неповторимо. Если в уроке «Лермонтов в Петербурге» уместны язвительная ирония и гневный пафос, то в рассказе о встречах Лермонтова с Кавказом необходимы лиризм, ощущение широты и свободы.

    В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Студентам же интересно не сухое изложение событий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредственного, личного знакомства с писателем. Преподаватель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого человека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов.

    Для того, чтобы студенты не только запоминали, но и обдумывали факты на уроке по биографии, преподаватель постоянно должен их ставить перед решением какой–либо задачи. Это могут быть вопросы, связанные с выяснением отношения писателя к общественным  явлениям (Почему Тургенев в 70-е годы сочувственно относится к народникам?), к искусству (Горький и молодые писатели Страны Советов), к природе (Почему Чехов не любил южной природы?). Полезно ставить вопросы на сравнение близких эпизодов из жизни  писателей (Как отношение светского общества к поэтам сказалось в истории дуэли Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Барантом?).

    Если уроки  по  биографии  будут наполнены  только  речью преподавателя, то встреча студентов с писателем так и не состоится. Как превратить  изложение   биографии   в   урок-размышление?   Как заставить студентов решать те задачи, которые ставила перед писателем жизнь? Очевидно, кроме вопросов, которые преподаватель обращает к аудитории, необходимо дать возможность студентам самим приблизиться к писателю,  самим говорить и спорить с ним. Пусть наши студенты самостоятельно подготовят доклады  «Друзья Пушкина», «Толстой и крестьяне», «Толстой в Яснополянской школе», «Чехов-врач»,  «Маяковский в РОСТа», «Афоризмы Пушкина», сравнят облик Маяковского в воспоминаниях различных мемуаристов и попытаются понять, кто из них прав, где Маяковский — настоящий. Сближение с писателем, как правило, ведет к тому, что уроки по биографии органически соединяются с внеклассной работой, помогают решать нравственные и эстетические вопросы, волнующие студентов.

    При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь будут уместны не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции преподавателя, но и проведение викторины, словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество новых понятий, подбор эпиграфа к уроку, сопоставление фактов биографии с лирическим признаниями писателя в его произведениях.

    Эмоциональному воздействию биографии писателя на студентов, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, презентации, художественные и документальные фильмы оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога.

    В методике литературы принято говорить о трех видах наглядности: зрительной, слуховой, словесной. Однако использование этих форм наглядности возможно не только в «чистом виде», но и в сочетании [1].

              Соединением зрительной и слуховой наглядности оказывается кинофильм. Объединение всех видов (зрительной, слуховой, словесной)  наглядности возможно в заочной экскурсии [2].

             Слуховая наглядность необходима при изучении биографии писателей. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа преподавателя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений и объяснение его музыкальных вкусов, художественное чтение отрывков из его произведений — все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.

             Привлечение словесной наглядности на уроке по биографии писателя может быть самым широким. Этот вид наглядности наиболее близок нашему предмету преподавания - литературе.

           Осмысление биографии неразрывно связано с теми методами, которые используются при ее изучении. Необходимо найти для биографии каждого писателя свой ключ. Жизнь Л. Н. Толстого отчетливее будет увидена в сопоставлении портретов, фиксирующих внешне душевные перемены, и дневников, обнаруживающих путь к ним. В. Маяковский сам хотел рассказать «о времени и о себе». Огромную внутреннюю энергию поэта, его наступательную активность  студенты почувствуют при прямой встрече с ним — работе над автобиографией «Я сам».

          Принципы построения биографии, методы изучения ее в какой-то мере должны быть родственными художественной системе писателя. Романы Толстого построены, как правило, на столкновении различных точек зрения на одно явление. Событие показано в восприятии разных героев, и это помогает Толстому дать многомерный художественный анализ жизни. Поэтому полезно при изучении биографии Толстого и личность писателя показать в освещении разных художников, писавших его портреты, или разных мемуаристов, оставивших воспоминания о Льве Николаевиче. Такая многоплановость освещения приближает изучение биографии к принципам художественного изображения и разнообразно характеризует писателя. Кроме того, объединение биографического материала, скажем, вокруг портретов создает возможность выбрать основные вехи огромного жизненного пути Толстого, не растворить их в пересказе событий из его жизни.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта