Главная страница

Изучение биографии писателя в средних и старших классах. Исследование биографического материала можно вести такими путями 1 сначала рассматривается биография писателя, а потом его творческий путь


Скачать 103.03 Kb.
НазваниеИсследование биографического материала можно вести такими путями 1 сначала рассматривается биография писателя, а потом его творческий путь
Дата13.06.2018
Размер103.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИзучение биографии писателя в средних и старших классах.docx
ТипИсследование
#46848
страница1 из 4
  1   2   3   4

Изучение биографии писателя в средних и старших классах.

Формы урока изучения биографии писателя.

В настоящее время литература в современном образовании занимает далеко не последнее место. Ведь именно с литературы начинается формирование высоконравственной личности, чуткой к чужому страданию, воспринимающей чужую радость и боль. Личности, способной к сопереживанию. Всё это звучит как нельзя актуально, особенно в наше время, время высокоразвитых технологий, время, в которое вечные нравственные истины теряют свою ценность. Именно поэтому значение литературы на современном этапе очень велико. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении. Но как вернуть ученика в литературу, как сделать так, чтобы современные ученики осознали всю ценность книги и литературы вообще, как сформировать квалифицированного читателя. Ведь чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида. Нам думается, что главную роль в формировании читающего ученика, читающего не по принуждению, а по внутренней собственной потребности, играют уроки, знакомящие с личностью автора, уроки изучения биографии писателя.

Исследование биографического материала можно вести такими путями:

1) сначала рассматривается биография писателя, а потом его творческий путь;

2) биография писателя рассматривается одновременно с его творчеством;

3) биография рассматривается частично, независимо от того, первый или второй путь исследования биографического материала избран.

Эти пути очерчивают составители программ, где в аннотации указаны: «Жизненный путь писателя», «Жизненный и творческий путь писателя», «Биографический очерк», «Короткие сведения о писателе» и др.

Биографический материал следует подбирать по рубрикам, а потом использовать в той логической последовательности, которой требует тема.

1. Портрет писателя (картины, гравюры, иллюстрации, фотографии и т. п.). Издательство «Искусство» выпустило альбом «Украинская живопись» (К., 1985; 100 избранных произведений), где представлены портретные работы известных художников - О. Мурашка, А. Монастырского, Ф. Кричевского, О. Шелконенко, М. Божия, К. Филатова и др. Раньше это издательство выпустило комплекты портретов: «Классики зарубежной литературы» - художники В. Сокол и И. Шевцов; «Прогрессивные писатели капиталистических и развивающихся стран» - художник В. Васянович.

Учителю необходимо знать, с какими портретами ученики уже знакомы. Для систематизации материала необходимо его планирование и в средних, и в старших классах. Предлагаем фрагмент календарно-тематического плана, который составляет Учитель в начале учебного года. В разделе «Наглядность» фиксируются сведения о портретах, репродукциях, фотографиях, гравюрах и т. п. Записываются несколько известнейших названий, поскольку во время планирования еще трудно окончательно определить количество нужных для каждого урока портретов.

Как бы ни использовался на уроке портрет, главное - уместное, гармоническое объединение его с темой урока. На завершающем уроке целесообразно провести выставку портретов, к которым обращались на протяжении изучение темы. Это поможет закрепить и систематизировать добытые знания.

Портрет по-настоящему «заговорит» на уроке, если подобрать к нему интересный дополнительный материал. Например, к портрету И. Тургенева работы И. Репина (1874) подойдет словесный портрет писателя, который оставил нам теоретик анархизма, князь П. Кропоткин:

«Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красивый: высокий ростом, крепкого телосложения, с мягкими седыми кудрями. В его глазах светился ум, и они не были лишены юмористического огонька, а манеры... он отличался простотой и отсутствием аффектации».

Материал для дополнительного сообщения можно найти и в художественных произведениях. Так, в рассказе «Исполины» А. Куприн изображает фигуру выдающегося сатирика М. Салтыков-Щедрина:

«Гимназийный Учитель русской грамматики и литературы господин Костика, вернувшись в плохом расположении духа домой, устроил экзамен Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Тургеневу, Достоевскому, обращаясь к их портретам, и выставил всем им отрицательные оценки. И вдруг его глаза встретились с гневными, расширенными, почти бесцветными от боли глазами - глазами человека, который, высоко воздев величавую бородатую голову, внимательно смотрел на Костику. Спавший плед покрывал его плечи.

— Ваше высокоблагородие... — забормотал Костика и весь холодно и мокро задрожал.

И послышался хриплый, грубоватый голос, который проговорил медленно и понуро:

— Раб, предатель и...

И потом раздраженные уста Щедрина сказали еще одно страшное, плохое слово, которое великий человек если и произносит, то лишь в минуты наибольшего отвращения. И это слово ударило Костику в лицо, ослепило ему глаза, озарило его зрачки молниями... Он проснулся».

В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. Когда мы включаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Учащимся же интересно не сухое изложение событий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредственного, личного знакомства с писателем. Учитель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого человека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов. При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может найти место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведение викторины, и словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество понятий, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях. Активизации учения биографии писателя содействует и заключительный урок типа диспута о книгах, посвященных жизни и творчеству писателя.

Эмоциональному воздействию биографии на учащихся, несомненно, содействует применения на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений – все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным. Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Полезность формы урока, как заочная экскурсия, объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуют при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии – все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую. Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всем этом приходится помнить при ведении экскурсии. Еще одно положительное качество заочных экскурсий – работа творческого воображения учеников. В методической литературе и практике преподавания существует несколько путей изучения биографии писателя в старших классах. В большинстве случаев вначале излагается биография с последующим текстуальным анализом произведения. Но вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу в большей степени характерно для основной средней школы. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах такой подход имеет свои положительные стороны с точки зрения экономии времени и четкости организации материала.

Однако знакомство с личностью писателя практически завершается уже на первых уроках, что обуславливает естественную потерю познавательных и воспитательных возможностей. Биография заменяется набором фактов и списком дат или же биографизмом, сводящим жизнь к быту.

В основе другого пути — рассказ о жизни, литературной деятельности писателя, прерывающийся анализом произведения (обучающиеся знакомятся только с теми страницами биографии, которые связаны с созданием изучаемых произведений). При этом нарушается целостность восприятия жизненного пути художника: биографический материал дается по частям, чередуясь с характеристикой произведений, но зато соблюдается принцип историзма.

В данном случае биография является в некотором роде фоном, на котором рассматривается произведение.

Методистами предлагается и такой путь: вначале изучается творчество писателя под руководством учителя, биография же рекомендуется обучающмися для самостоятельного чтения, а на заключительном занятии учитель обобщает вопросы. Но при таком подходе не всегда удается раскрыть проблему творческой эволюции писателя.

Упомянутые подходы к освещению биографии не в полной мере реализуют основные задачи ее изучения, важнейшей из которых является то, что биография писателя должна являться психологической и эстетической подготовкой к изучению художественного текста. Данная задача решается лишь при изучении жизненного и творческого пути писателя в их динамическом единстве. Такой подход позволяет показать двустороннюю связь художественного произведения с личностью творца, определить, где и как выражается авторская индивидуальность. Так изучение биографии и анализ произведения, взаимно дополняя друг друга, способствуют пониманию существа историко-литературного процесса.

Важнейшими аспектами изучения биографии, позволяющими осуществить взаимосвязь биографии и творчества писателя, являются среда, окружение, эпоха. Они определяют жизненный опыт и знания, своеобразие художественного мастерства писателя, социальную обусловленность произведений и др.

Согласно исследованиям методистов Н.И. Горобец и И.А. Новиковой, школьными программами по литературе для старших классов предусмотрены «три основных вида жанровой организации биографических материалов:

  • краткие биографические сведения о жизни и творчестве писателя,

  • жизненный и творческий путь,

  • очерк жизни и творчества» [2, 84].

Краткие биографические сведения даются о тех писателях, творчество которых представлено в программе одним произведением или фрагментами из него (например, Мольер, Байрон — 9 класс, Шекспир, Гете — 10, Фадеев, Алексей Толстой — 11). В этом случае характеризуются условия и то окружение, которые оказали благотворное влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов писателя, основные его произведения, время их написания и творческая судьба.

Более подробно следует остановиться на периоде жизни художника, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально. На этом этапе целесообразнее перейти к анализу художественного текста. Завершается тема общей характеристикой жизни и творчества писателя, их оценкой.

Таким образом, краткое знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве мастера слова представляет собой форму завершенного рассказа. Изучаемое произведение воспринимается обучающимися как факт из жизни великого человека.

Самый распространенный вид изучения биографии в школе — очерк жизни и творчества писателя. Этот вид биографии может характеризоваться как «целостный, законченный, с четко обозначенными границами рассказ, в котором живо и образно обобщаются основные факты жизни писателя, выделяются социально-индивидуальные черты его личности» [4, 15].

Структура биографического очерка подчиняется задаче воспроизведения многогранности черт личности писателя, особенностей его мировоззрения, что приближает обучающихся к пониманию текстуально изучаемого произведения.

Знакомство с несколькими произведениями, входящими в состав монографической темы, позволяет обратить внимание школьников на эволюцию личности писателя, познакомиться с его художественными концепциями, обстоятельно охарактеризовать основные этапы жизненного и творческого пути.

Намечаются вехи творческого развития писателя или по «степени зрелости таланта (ученичество, достижение творческой зрелости, годы расцвета творчества)», или по «характеру направленности творчества (замыслы, сюжеты, идеи, герои, стиль)» [16, 176].

Для всестороннего изучения произведения, выявления художественной индивидуальности автора целесообразным является поэтапное освещение его жизни и творчества. Обучающиеся, с одной стороны, наглядно убеждаются в том, как биографические сведения характеризуют и объясняют творческое развитие автора, с другой, — что анализируемые произведения являются фактом его жизни.

С.А. Леонов, в дополнение к трем основным, предлагает такой вид жанровой организации биографического материала, как художественно-биографический рассказ, который может не только звучать в исполнении учителя, но и быть результатом самостоятельной творческой деятельности обучающихся. В процессе его подготовки и восприятия усиливается эмоциональное воздействие от соприкосновения с жизнью великого человека. Молодые люди яснее постигают индивидуальность писателя, его внутренний мир, приобщаются к его размышлениям и переживаниям, образно представляют события, участником которых он был, — словом, происходит эмоциональное постижение биографии писателя, что в значительной степени подготавливает восприятие его художественных произведений и пробуждает интерес к ним [10, 65].

Художественно-биографический рассказ может быть иллюстрацией к лекции учителя или одной из составляющих серии рассказов, скрепленных хронологической канвой. Краткие биографические сведения, жизненный и творческий путь писателя и биографический очерк находят свою реализацию в разнообразных методических формах изучения биографии писателя в старших классах.

Уроки изучения биографии писателя в старших классах чаще всего строятся как лекция учителя. В то время как в 5—9 классах «биографические сведения сообщаются в ограниченных размерах, с ориентировкой по преимуществу на материал литературного чтения, лекция в старших классах ставит целью раскрыть весь жизненный и творческий путь писателя в историко-литературном плане.

Как указывает В.В. Голубков, «лекция о биографии писателя должна отразить:

1) в чем особенности писателя как художника и мыслителя;

2) как автор произведения связан с эпохой, с событиями;

3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути;

4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы» [3, 254].

Следует отметить, что монологический способ подачи материала может лишить урок занимательности. В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и «артистические» основы мастерства учителя: тональность и темп речи, выразительность мимики и жеста. Ведь «в рассказ о жизни писателя надо включить и живой диалог, и страницу воспоминаний, и отрывок из письма. Голос, выражение лица учителя, его глаза могут заставить зазвучать этот материал или лишить его притягательной силы. Нужно вжиться в строй мыслей и чувств писателя, чтобы передать в лекции задумчивость и восторг, тоску и вдохновение» [12, 6]. Но если такие уроки будут наполнены только речью учителя, встреча учеников с писателем так и не состоится. Необходима активная частично-поисковая и исследовательская деятельность самих обучающихся.

Уроки изучения биографии писателя больше всего испытывают влияние трафаретной схемы: опрос, объяснение, закрепление. В связи с этим следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий.

К приемам, активизирующим внимание старшеклассников, можно отнести и составление хронологических таблиц, и запись плана лекции, и викторины, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с произведениями, лирическими признаниями писателя в его произведениях, и словарную работу. Значимость последней обусловлена тем, что на биографических уроках вводится множество новых понятий.

На уроках изучения биографии художника слова очень важны межпредметные связи. Так, например, уроки истории и уроки изучения биографии писателя будут взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эмоциональному воздействию биографического материала на обучающихся, несомненно, будет содействовать применение музыки, живописи, кино.

Методисты В.В. Голубков, В.А. Никольский выделяют такую сложную организационную форму, как киноурок, в которую органично входят ведущая лекция учителя, показ кинокадров, иногда выступления обучающихся, музыкальные иллюстрации и т.п.

Среди общепринятых методических форм изучения биографии писателя можно назвать беседу. Но при такой форме подачи биографического материала должна быть предусмотрена большая самостоятельная работа обучающихся. Готовясь к уроку-беседе, учителю необходимо тщательно продумать систему проблемных вопросов, логическую их последовательность. «Перед обучающимися ставятся вопросы о причинах и смысле тех или иных поступков или действий писателя (Почему В. Маяковский длительное время поддерживал дружеские отношения и литературные связи с футуристами?), о взглядах писателя на события (Как воспринял А. Куприн революцию 1917 года?)» [16, 194—195]. Учитель предлагает старшеклассникам обобщить биографические факты, раскрыть свое отношение к жизненному опыту писателя. Ученики могут выступить на уроках с небольшими докладами по биографии, например, «Б. Пастернак и музыка», «А. Блок и русские художники».

При изучении жизненного и творческого пути писателя беседа явится неотъемлемой структурной частью каждого урока.

К нетрадиционной относят такую форму изучения биографии, как заочная экскурсия по местам, с которыми связана память о писателе. Она вызывает большой интерес обучающихся, содействует развитию их творческого воображения, знакомит со сложными вопросами. Заочная экскурсия на первый взгляд кажется преимущественно монологической формой проведения занятий. В действительности в процессе проведения ее возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности обучающихся [18, 184]. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Изучение биографии писателя в классе углубляется и дополняется внеклассной работой. Это и литературно-музыкальные композиции по письмам и дневникам, читательские конференции о литературных произведениях, посвященных писателю. При проведении уроков по изучению биографии писателя в той или иной организационной форме учителю следует помнить о роли наглядности в преподавании литературы. Роль наглядных пособий трудно переоценить. Применение их, например, на уроках изучения биографии писателя дает возможность обучающмися конкретнее представить образ писателя, историческую обстановку, в которой он жил и создавал свои произведения, общественную и литературную среду, влиявшую на мировоззрение и творчество писателя. В.В. Голубков дает такую классификацию наглядных средств:

- «словесно-образные: использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров и писем и т.д.;

- художественно-изобразительные: демонстрация портретов, репродукций картин, снимков с рукописей и т.д.;

- графические: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, а еще лучше — создание этих схем учителем в классе при активном участии школьников» [3, 57].

Изучение биографии поэта необходимо сопровождать чтением лирических произведений, имеющих к ней прямое отношение, обращенных к людям, оказавшим влияние на писателя, выражающих мысли и чувства поэта в тот или иной период его жизни. С точки зрения Г.В. Амитирова, стихи, привлекаемые во время изучения биографии, не нужно анализировать, достаточно прочитать их выразительно. Комментарии нужны лишь к стихотворениям, которые значатся в программе [1, 9].

При изучении биографии писателя необходимо использовать комплекты демонстрационного изобразительного материала, синхронистические таблицы, картосхемы. В комплект изобразительных пособий можно включить: портреты писателей и тех современников, которые влияли на его творчество, а также групповые их портреты; репродукции картин художников, изображающие наиболее важные исторические события того времени и отдельные эпизоды из жизни писателя; фотоснимки мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, копии биографических документов и другое.

Основное назначение данных пособий конкретизировать представления обучающихся об образе писателя, а также общественной и литературной среде, влиявшей на его мировоззрение и творчество.

С помощью синхронистических таблиц можно раскрыть школьникам наиболее существенные факты из жизни и творчества писателя, связав их с общественно-политической обстановкой данной эпохи, с борьбой в литературном движении различных направлений.

Картосхемы знакомят обучающихся с маршрутами путешествий писателя, дающими наглядные представления об этапах жизни художника слова, его впечатлениях. Необходима осмысленная работа над датами, восстановление хода времени.

Исключительно велико значение изучения биографии мастеров слова в эстетическом образовании обучающихся. Решение этой проблемы предполагает усвоение обучающимися знаний исторического, бытового и психологического характера. Изучение биографии должно раскрыть внутреннюю жизнь писателя, развитие и становление его личности и таланта, его место в истории литературы, его отношение к природе, обществу, человеку.

Биография писателя в 5—9 классах — это подступ к чтению текста. Ближайшая ее задача — дать сведения, необходимые для дальнейшей работы над художественным произведением. В старших классах предметом изучения является уже не отдельное произведение, а жизнь и творчество писателя. Программы и предлагают, как правило, несколько произведений, наиболее характерных и в то же время доступных пониманию обучающихся.

Биография писателя в старших классах является одним из важных структурных элементов монографической темы. Биографическое изложение материала в старших классах во многом отличается от биографического рассказа в основной средней школе. Рассказ учителя сопровождается выдержками из высказываний писателя по различным вопросам общественной жизни, включением отрывков из мемуаров писателя и воспоминаний о нем современников. Биография писателя становится документом эпохи.


Методические требования к изучению биографии писателя:
Эмоциональному воздействию биографии писателя на студентов, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, презентации, художественные и документальные фильмы оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога.

В методике литературы принято говорить о трех видах наглядности: зрительной, слуховой, словесной. Однако использование этих форм наглядности возможно не только в «чистом виде», но и в сочетании [1].

          Соединением зрительной и слуховой наглядности оказывается кинофильм. Объединение всех видов (зрительной, слуховой, словесной)  наглядности возможно в заочной экскурсии [2].

         Слуховая наглядность необходима при изучении биографии писателей. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа преподавателя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений и объяснение его музыкальных вкусов, художественное чтение отрывков из его произведений — все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.

         Привлечение словесной наглядности на уроке по биографии писателя может быть самым широким. Этот вид наглядности наиболее близок нашему предмету преподавания - литературе.

Привлечение документального и художественно-документального материала: воспоминания современников, автобиографические произведения, дневники, письма писателя.

Построение беседы о писателе в виде живого, поэтического и драматизированного рассказа, включающего в себя необычное, увлекательное начало, во многом определяющее эмоционально - смысловой настрой последующего изложения.


Четкая и последовательная характеристика этапов идейно-творческого пути писателя, его духовной эволюции от самых важных юношеских впечатлений и этически целенаправленных замыслов до зрелых свершений, в которых эти замыслы нашли свое воплощение.

Использование в биографическом повествовании художественного текста, чтобы воссоздать живой голос писателя на разных этапах его жизни и деятельности.

Использование изобразительной наглядности - демонстрация портрета писателя с обсуждением живописной или графической трактовки характера, внутреннего мира, нравственного и общественно-политического облика писателя. 

Показ серии портретов, раскрывающих разные стороны личности писателя.


Использование слуховой наглядности - записи голоса писателя, его современников о нем, записи выступлений мастеров художественного чтения, писателей и поэтов из серии «Поэты читают свои стихи», музыкальные произведения, любимые писателем или близкие его произведениям, записи телепередачи, посвященные данному писателю.

Доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих, критико-биографических, научно-популярных и научно-художественных книг; сочинения, изложения, самодеятельные творческие работы; конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе, литературные вечера, посвященные биографии писателя, и т. д.


ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Изучение биографии писателя является необходимым условием постижения его художественного мира. Знакомясь с фактами жизни литератора, учащиеся получают конкретное, а не умозрительное представление о взаимоотношениях личности и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма. Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографии и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.

О внимании к личности художника и той «почве», на которой родился и развивался его дар, писал В. Г. Белинский в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года»: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде всего — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других»[1, с. 362]. Этот сложный комплекс жизненных влияний воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь стимулирующих те или иные направления его творчества.

Идея личностного рассмотрения генезиса литературного творчества на разных уровнях его понимания была развита в трудах И. Тэна, Р. Де Гурмона, П. М. Бицилли, Ю. И. Айхенвальда, А. П. Скафтымова и др. Рассматриваемая на фоне историко-биографических реалий творящая личность в их исследованиях представала, с одной стороны, как уникальное самоценное явление, а с другой— как выразитель духа времени, своеобразный «голос эпохи».

В первой половине ХХ в. стали популярны концепции, отрицающие роль писателя как личности. Так, сторонники формального метода выдвигают принцип «литературы без имен». Однако любые попытки абсолютизации какой-либо из сторон процесса литературного творчества ведут к односторонности, сужению взгляда на объективную картину художественного развития.

В современном литературоведении элементы биографического метода наряду с концепциями внеиндивидуальной детерминации творческой деятельности художника составляют широкий контекст изучения, без которого невозможно объективное, многоаспектное изучение литературы как художественного явления.

  1   2   3   4


написать администратору сайта