Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы принципы изложения биографии для 5-8, 9-11 классов Каковы наиболее распространённые приёмы построения лекции по биографии писателя

  • Каковы цели и задачи школьного изучения биографии писателя

  • Изучение биографии писателя в средних и старших классах. Исследование биографического материала можно вести такими путями 1 сначала рассматривается биография писателя, а потом его творческий путь


    Скачать 103.03 Kb.
    НазваниеИсследование биографического материала можно вести такими путями 1 сначала рассматривается биография писателя, а потом его творческий путь
    Дата13.06.2018
    Размер103.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИзучение биографии писателя в средних и старших классах.docx
    ТипИсследование
    #46848
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Каковы источники биографии писателя?

    Укажите методологические принципы изучения биографии писателя.


    Каковы функции школьной биографии?

    Назовите особенности жанров школьной биографии.

    Назовите методические приёмы изучения биографии писателя в школе.


    Каковы принципы изложения биографии для 5-8, 9-11 классов?


    Каковы наиболее распространённые приёмы построения лекции по биографии писателя?

    Литература

    В каждом литературном произведении отражается личность его творца – писателя, выражается авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы, объяснить эстетически и исторически взгляды художника и помогает изучение биографии. Биография затем и изучается в классе, чтобы найти объяснение чувствам и мыслям, которые владели писателями. Личность едина. Жизненные привязанности и антипатии находят свое продолжение в искусстве. Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. Мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биографии должна стать основой убеждения наших школьников. И в этих целях изучение жизненного пути писателя следует объединить с характеристикой его творческих исканий. Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в 4-7 классах. Там такое построение оправданно и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, введением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить.

    В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. Когда мы включаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Учащимся же интересно не сухое изложение событий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредственного, личного знакомства с писателем. Учитель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого человека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов. При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может найти место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведение викторины, и словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество понятий, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях. Активизации учения биографии писателя содействует и заключительный урок типа диспута о книгах, посвященных жизни и творчеству писателя.

    Эмоциональному воздействию биографии на учащихся, несомненно, содействует применения на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений – все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным. Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Полезность формы урока, как заочная экскурсия, объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуют при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии – все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую. Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всем этом приходится помнить при ведении экскурсии. Еще одно положительное качество заочных экскурсий – работа творческого воображения учеников.

    Получить полный текст Задать вопрос

    О. И. Царева

    ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

    КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    Изучение биографии писателя является необходимым условием постижения его художественного мира. Знакомясь с фактами жизни литератора, учащиеся получают конкретное, а не умозрительное представление о взаимоотношениях личности и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

    Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма. Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографии и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.

    О внимании к личности художника и той «почве», на которой родился и развивался его дар, писал В. Г. Белинский в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года»: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде всего — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других»[1, с. 362]. Этот сложный комплекс жизненных влияний воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь стимулирующих те или иные направления его творчества.

    Идея личностного рассмотрения генезиса литературного творчества на разных уровнях его понимания была развита в трудах И. Тэна, Р. Де Гурмона, П. М. Бицилли, Ю. И. Айхенвальда, А. П. Скафтымова и др. Рассматриваемая на фоне историко-биографических реалий творящая личность в их исследованиях представала, с одной стороны, как уникальное самоценное явление, а с другой— как выразитель духа времени, своеобразный «голос эпохи».

    В первой половине ХХ в. стали популярны концепции, отрицающие роль писателя как личности. Так, сторонники формального метода выдвигают принцип «литературы без имен». Однако любые попытки абсолютизации какой-либо из сторон процесса литературного творчества ведут к односторонности, сужению взгляда на объективную картину художественного развития.

    В современном литературоведении элементы биографического метода наряду с концепциями внеиндивидуальной детерминации творческой деятельности художника составляют широкий контекст изучения, без которого невозможно объективное, многоаспектное изучение литературы как художественного явления.


    Каковы цели и задачи школьного изучения биографии писателя?

    Методический аспект рассмотрения биографического материала – подготовка к анализу изучаемого литературного произведения.

    Образовательная задача заключается в знакомстве школьников с основными фактами жизни и творчества программных авторов. Биография должна дать картину формирования личности художника, ее развития в связи с общественной и литературной жизнью определенной эпохи.

    Проникновение в творческую лабораторию, тайны гения, способствует эстетическому развитию личности юного читателя.

    Значительна воспитательная функция биографического материала – на примере жизни выдающегося человека происходит самоактуализация личности подростка, в свете открывающихся духовных ценностей возникает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием «Биография – живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность» [2, с. 230].

    Остановимся на имеющих место издержках школьного изучения биографии.

    Самый распространенный недостаток – желание расссказать обо «всем» вследствие чего информационный поток «вымывает» живую личность. В этом случае все силы ученика уходят на формальное запоминание фактов биографии.

    К методическим огрехам отнесем жесткое следование во всех биографиях за хронологической канвой, а также цитатно-декламационный принцип подачи материала, когда монолог учителя перенасыщен признаниями автора, его близких, отзывами современников и критиков... Эти приемы, переходя из «биографии» в «биографию» теряют эффективность, снижают интерес.

    Недопустимо изучение одной только деятельности писателя, отрыв ее от частной жизни, как и сосредоточенность на бытовой стороне или зацикливание на перипетиях личной жизни.

    Серьезный недостаток – наведение «хрестоматийного глянца», упрощенный, выхолощенный подход к сложной личности, неоднозначным фактам его жизни. В этом случае можно не рассчитывать на заинтересованное отношение к произведениям «дистиллированного» автора. С другой стороны, можно быть обвиненным в ханжестве и спровоцировать вопросы в лоб об аморальном поведении классика, его сомнительных поступках, о которых, без сомнения, ребята знают от родителей, из масс-медиа и т. д.

    Необъективным будет и объяснение своеобразия художника только принадлежностью к определенной социальной группе (дворянское воспитание и образование, родом из деревни и т. д).

    Еще одна принципиальная ошибка – прямое «иллюстрирование» того или иного момента в биографии писателя произведениями, созданными в данный период или имеющими автобиографический фон. Ведь факты биографии входят в произведение, только определенным образом трансформировавшись, поэтому важно предложить убедительную интерпретацию биографического контекста того или другого произведения.

    Чтобы избежать отмеченных недостатков, школьное изучение биографии писателя должно строится на следующих принципах:

    – историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути;

    – четкая концепция личности и творчества;

    – современность акцентов;

    – воспитание ученика через материал;

    – взаимосвязь изучения биографического материала и произведений

    – беллетризированный характер излагаемого материала.

    Ни одна монографическая тема не обходится без «биографического предисловия», которое в средних классах занимает часть урока (5–15 минут), а в старших носит самостоятельный и законченный характер и может занимать целый урок.

    Варианты изложения биографического материала в средних классах не столь разнообразны, как в старших. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоционального слова о поэте. Из жизни автора следует выбирать наиболее эмоционально насыщенные эпизоды, высказывания, фотографии. Не стоит превращать рассказ о поэте в обязательный, чисто ритуальный элемент урока. Иногда жизнеописание можно заменить «разглядыванием» портрета, «галереи» специально подобранных репродукций, иллюстраций, фотографий или беседой, построенной на толковании детьми высказываний автора о жизни и творчестве. Интонационным камертоном для живого рассказа о жизни писателя и лучшим материалом для него являются мемуары, дневники, письма, страницы автобиографических книг и автобиографий.

    При подготовке к урокам (учебным ситуациям на уроке), посвященным рассмотрению писательских биографий в старших классах, выбор форм работы значителен. Учащимся можно предлагать разнообразные опережающие задания репродуктивного и исследовательского характера: познакомиться с историей жизни и записать в тетрадях особо значимые факты биографии писателя; в приведенной в учебнике биографической справке (в статье биографического словаря или справочника) выделить наиболее яркий эпизод или наиболее интересную характеристику, помогающие лучше понять поэта; подготовить эмоционально-психологический портрет поэта; подобрать факты, раскрывающие особенно ярко индивидуальность художника, его жизненные и писательские принципы и др.

    В повседневной практике при изучении биографического материала недостаточно используются возможности критических и мемуарных источников для активизации мыслительной деятельности школьников.

    Педагогическая целесообразность использования при изучении жизненного пути писателя оригинальных трактовок личности творца состоит в стимулировании личностного восприятия биографического материала, внимания юного читателя к судьбе того или иного художника. Подобранные с целью ознакомления высказывания должны быть самодостаточными, то есть не требовать, за редким исключением, комментария.

    В старших классах при изучении творческих биографий писателей активно используются самостоятельные виды работы: информационные доклады и сообщения, дополняющие лекцию учителя; художественно-биографические рассказы; литературно-критические выступления («слово о писателе» и др.); художественно-игровые ситуации («воображаемые встречи», «пресс-конференции» и др.).

    Самостоятельность школьников при изучении биографического материала постепенно расширяется. Учащиеся не только знакомятся с биографическими сведениями, помещенными в учебниках, но и дополнительной литературой, воспоминаниями современников, дневниковыми записями. Подобная работа приучает к чтению мемуарной литературы, углубляет и обогащает представления учащихся о личности и творчестве изучаемого автора. Такой литературно-критическом жанр, как «слово о писателе», способствует нравственно-эстетическому развитию учащихся, формирует у них умение соотносить личное восприятие биографического материала и его объективный смысл.

    Большое место в работе по биографии должна занимать характеристика среды, в которой находился писатель, его современников и – еще шире – его эпохи. «Типологическое» освещение личности писателя должно сочетаться с важнейшей задачей изучения ее неповторимого своеобразия. В биографии писателя должна освещаться не эпоха сама по себе, не хроника событий как таковая или как внешняя канва, а индивидуальная особенность отражения в мировоззрении данного писателя закономерностей действительности, своеобразие его откликов на процессы и явления эпохи.

    Литературный курс в старших классах должен быть не набором «персональных» монографических тем, а сложным, противоречивым многоголосым единством, заключающим в себе диалектику исторического движения нации. Характеризуя ту или иную литературную эпоху, необходимо выделять определенные «системы биографий» – биографические общности, складывающиеся в силу общих групповых писательских установок или под влиянием внешних исторических обстоятельств. Этой задаче должен отвечать и материал обзорных уроков, освещающих различные периоды развития литературы.

    Литературное произведение является фактом истории, истории культуры, истории литературы и биографии автора. Обращение к биографии и к эпохе слова необходимо не только для объяснения произведения, но в первую очередь для его понимания, – понимания эстетического в том числе.

    В школьном курсе литературы личность писателя, его творчество и эпоха завязываются в один узел, начало и конец которого сходятся в личности писателя.

    Литература

    1. Белинский, В. Г. Собр. соч.: в 9 т. / В. Г. Белинский. – Т. 8. – М.,1982.

    2. Лотман, Ю. М. Биография–живое лицо / Ю. М. Лотман // Нов. мир. –1985. –№ 2. –С.228–236.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ. ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИОГРАФИИ.

    Приступая к исследованию жизненного и творческого пути писателя на уроке, необходимо иметь в виду следующие методологические принципы:

    Изучение биографии писателя – первый шаг на пути постижения особенностей его художественного мира. В этой связи приоритетным направлением работы на уроке должно стать изучение этапов духовного становления личностихудожника слова, нашедшего отражение в творчестве, а не составление хронологической канвы его жизни.

    Первое знакомство с должно быть ярким, запоминающимся, содействовать пробуждению интереса к творчеству писателя или поэта. Изложение биографии должно стать своего рода художественным произведением, интересным для школьников.

    Героем уроков, посвящённых изучению жизненного и творческого пути, должен быть и сам автор, и учитель, чей интерес к творчеству художника слова очевиден для ребят, и ученик, стремящийся разгадать загадку гения, осмыслить информацию, полученную в ходе урока.

    Изучение жизненного и творческого пути писателя в школе имеет самостоятельное иконтекстное значение.

    Одна из функций школьной биографии – формирование у учащихся представлений о писателе как человеке и художнике слова. В ходе уроков, посвящённых изучению этапов его духовной эволюции, учащиеся получают представление о неповторимой уникальной личности с присущими ей достоинствами и недостатками; учатся видеть в авторе человека определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; готовятся к восприятию конкретных произведений через осмысление проблем, волновавших художника слова в период их создания. Исследование фактов жизни и творчества способствует глубокому изучению текста, пониманию его значения в творчестве писателя.

    Помимо этого, важной функцией школьной биографии является формирование у школьников представлений о роли писателя в мировом литературном процессе. Школьники изучают круг чтения автора, различные суждения о нём, высказанные единомышленниками и оппонентами; исследуют точки зрения русских и зарубежных критиков. Таким образом, происходит включение творчества писателя в контекст национального и мирового литературного процесса.

    ИСТОЧНИКИ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

    Готовясь к уроку, посвящённому изучению жизненного и творческого пути писателя, учитель может использовать различные источники, содержащие академические, научные, художественные, популярные биографии авторов:

    литературоведческие работы серии «Летопись жизни и творчества»;

    монографии о жизни и творчестве писателей;

    работы литературоведов, посвященные вопросу о том, как работал писатель;

    книги серии «Биография писателя», отличительной особенностью которых является научность, доступность, объективность;

    биографии писателей, представленные в серии «ЖЗЛ», содержащие систематическое изложение жизненного пути художника в сочетании с освещением творческой истории созданных им произведений;

    мемуары, историко-литературные материалы эпохи;

    сборники серии «Писатель в воспоминаниях современников»;

    книги, составленные на основе фрагментов из дневников и писем современников, собственных писем писателя и различных документов эпохи;

    художественные произведения, посвящённые поэтам и писателям.

    Существует разнообразная методическая литература, содержащая богатый информационный и иллюстративный материал:

    книги серии «Писатель в школе»;

    пособия типа «Писатель в портретах, иллюстрациях и документах»;

    сборники серии «Материалы для выставки в школе и детской библиотеке»;

    открытки, помогающие совершить заочное путешествие по местам жизни и творчества писателя;

    серии репродукций «Писатель в изображении русских художников» и др.

    Поможет создать атмосферу эпохи, услышать голос автора на уроке изучение автобиографий, писем, дневников поэтов и писателей, черновых вариантов произведений и др.

    Существенным подспорьем для современного учителя являются материалы сайтов известных писателей – классиков,поддерживаемые исследовательскими учреждениями, центрами, музеями. Наиболее известные из них посвящены И. С. Тургеневу (биографические сведения, информация о творчестве, Орловский музей, театр, произведения писателя, коллекция ссылок на Интернет-ресурсы, посвящённые И. С. Тургеневу); Ф. М. Достоевскому (клуб любителей творчества писателя, биография, все произведения, рисунки, путешествие по музеям и выставкам Достоевского, критика); Л. Н. Толстому (мир Л. Н. Толстого, полное собрание сочинений, библиотека Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, картотека толстоведов в России и в мире); А. П. Чехову (чеховский центр, произведения, чеховедение, библиография, музеи, театры); А. И. Куприну (художественные произведения, монографии, посвящённые писателю, статьи, фотогалерея), И. С. Шмелёву, М. Цветаевой, Н. Гумилеву, Тэффи, М. А. Булгакову С. А. Есенину, В. В. Маяковскому, А. П. Платонову, С. Довлатову, Н. Рубцову, В. М. Шукшину и др.

    Интернет-материалы следует включить в урок - виртуальную экскурсию в литературные музеи.

    В ходе подготовки к уроку – презентации, посвящённому жизни и творчеству поэтов и писателей, можно использовать информацию, содержащуюся на следующих сайтах:

    Русская культура XXвека – антология литературных музеев.

    Всероссийский музей А. С. Пушкина (здесь представлены две наиболее важные для школьной пушкинианы экспозиции: музей-квартира на Мойке, 12 и Царскосельский лицей).

    Ф. М. Достоевский (литературно-мемориальный музей, экспозиция, коллекция о Ф. М. Достоевском).

    Музеи Орловской области (в том числе музеи И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, Т. Н. Грановского).

    А. А. Блок (Шахматово, государственный историко-литературный музей и природный музей-заповедник А. Блока).

    Музей Анны Ахматовой на Фонтанке (каталог прижизненных изображений поэта, Анна Ахматова в портретах современников).

    Музей Михаила Булгакова в Киеве (статьи и фотографии, представленные здесь, рассказывают как о самом писателе, так и его литературных героях) и др.

    III. ЖАНРЫ ШКОЛЬНОЙ БИОГРАФИИ

    Наиболее распространёнными жанрами школьной биографии являются:

    биографическая справка (краткие сведения о жизни и творчестве);

    очерк жизни и творчества или литературный портрет;

    описание жизненного и творческого пути.

    Биографическая справкапредставляет собой краткие сведения о писателе или поэте. Справка обычно предлагается в обзорах или перед изучением небольших произведений автора. В ней содержатся основные факты биографии в хронологической последовательности, высказывания критиков и читателей об авторе, перечень ключевых произведений. Материалы справки позволяют получить представление роли писателя в литературном процессе.

    Очерк жизни и творчества писателя или литературный портрет писателя- наиболее распространенный жанр школьной биографии, актуальный для учащихся старших классов. Отбор биографических фактов и характер их сочетания в очерке обусловлен целью урока. В очерке можно рассказать об отдельном периоде жизни писателя, одном дне его жизни, события которого нашли отражение в его творчестве и определили его направленность.

    Назовём некоторые особенности очерка как жанра школьной биографии:

    Меньшая, чем в жанре жизненного и творческого пути, подробность изложения материала.

    Необязательность хронологической последовательности в изложении материала, равномерного освещения всех этапов жизни и творчества писателя.

    Фрагментарность изложения, пропуск одних этапов и событий и более подробное изложение других, обобщение без выделения этапов.

    Суммарность и оценочность в ходе изложения материала в сочетании с конкретностью.

    Строгая фактичность, достоверность, документальность.

    Наличие определённой педагогической концепции.

    Акцент на определённой идее творчества или наиболее существенных проблемах, волновавших писателя.

    Ограниченное число фактов, подлежащих обязательному усвоению.

    Эмоциональность изложения, близкого к эссе.

    Учитель, выбирающий жанр очерка, должен чётко обозначить личную позицию, отобрать наиболее яркие факты, подтверждающие её объективность, продумать логику выступления, оставив пространство для импровизации. Очерк обычно рассчитан на 10-20 минут урока и должен производить впечатление монолога, родившегося здесь и сейчас.

    Данный жанр требует максимальной беллетризации биографических фактов, творческого, избирательного подхода, оригинальности.

    Описание жизненного и творческого пути писателя– самый сложный жанр школьной биографии.

    Планируя изложение фактов жизни и творчества в рамках данного жанра, учитель должен показать, как шёл процесс формирования мировоззрения писателя, сделав акцент на проблеме поиска тем, проблем, образов, стиля.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ

    Наиболее распространённой формой работы на уроке по изучению биографии является лекция. Продуктивность её обусловлена сочетанием слова учителя и различных видов самостоятельной работы учащихся на уроке.

    Отличительными особенностями лекции, посвящённой биографии автора являются цельность, композиционная стройность, новизна материала, современность акцентов, четкая концепция всего духовного облика и творчества писателя.

    Принципы изложения биографии различны для разных классов:

    1. Биографические очерки для 9 класса должны строиться на остром сюжете (лекции об А. С. Грибоедове, М. Ю. Лермонтове).

    2. В 10 классе важно сделать акцент на проблеме духовных исканий автора, нравственного выбора (лекции о Л. Толстом, И. С. Тургеневе, А. П. Чехове).

    3. В 11 классе в ходе лекции, посвящённой жизни и творчеству автора, необходимо создать своего рода философский портрет художника, максимально приблизив его к читателю - школьнику (лекции о М. А. Булгакове, А. П. Платонове и др.).

    Рассмотрим некоторые наиболее распространённые варианты подготовки и проведения урока - лекции по биографии писателя.

    Подготовительный этап.

    Урок, посвящённый биографии писателя, требует предварительной совместной подготовки.

    На данном этапе можно предложить следующие задания:

    подготовить индивидуальные сообщения (рассказ об одном дне писателя, выступление в жанре биографического рассказа о наиболее важных эпизодах из жизни писателя, слово о писателе);

    выучить наизусть произведения автора;

    составить программу экскурсии по книжной выставке, предложив рекомендации для учащихся;

    подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы.

    составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя;

    подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества;

    сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя (обращение к свидетельствам современников и письмам, оформив его в едином стиле на специальных карточках);

    оформить стенд «Писатель и его эпоха»;

    составить синхронистические таблицы;

    изготовить макеты, дающие представление об памятных литературных местах, связанных с именем писателя;

    нарисовать литературные карты путешествий писателя и др.

    Варианты индивидуальных заданий для учащихся.

    Составление сообщения об одном дне писателя.

    Последовательность работы:

    Найти описание этого события в работах различных литературоведов.

    Найти сходства и различия в изложении материала.

    Обосновать целесообразность выбора стиля изложения биографического материала.

    Сформулировать собственную точку зрения и доказать её справедливость, ответив на вопросы: «Какое описание более отчётливо позволяет представить события? С помощью каких приёмов автор достигает максимальной достоверности изображения?»

    2. Содействует эмоциональному восприятию жизни великого человека, постижению индивидуальности писателя, его внутреннего мира, развитию воссоздающего и творческого воображения старшеклассников составление художественно-биографического рассказа о писателе.

    Выступления с такими рассказами можно включать в урок в качестве отдельного его этапа.

    Учащиеся получают следующие рекомендации по подготовке к выступлению:

    Отбирать события, имеющие переломное значение в жизни и творчестве писателя.

    Включить в рассказ страницы из воспоминаний, писем, дневников, художественных произведений и публицистических выступлений.

    Анализировать события в ходе рассказа.

    Подготовить словесное рисование картин, обстановки, в которой происходит действие.

    Сформулировать вопросы аудитории.

    Продумать канву выступления наметить моменты обращения к аудитории, смены повествовательной манеры.

    Возможен вариант урока по биографии писателя, полностью составленный из художественно-биографических рассказов учащихся разного типа:

    Портретных (предполагающих составление комментариев к портретам писателя разных лет).

    Событийных (ориентированных на анализ наиболее важных эпизодов из жизни писателя).

    Философских (позволяющих представить этапы духовного становления личности писателя в ходе обращения к отрывкам из писем, фрагментам произведений и др. источникам).

    Контекстных (позволяющих установить творческие связи писателя и его окружения, определить роль автора в национальном и моровом литературном процессе).

    Такие сообщения должны быть составлены в едином стилистическом ключе. Объединяющим началом на таком уроке может быть жанр выступлений - мемуарный, эпистолярный, жанр эссе и др.

    Условия эффективности такого урока – систематичность работы, учёт возрастных особенностей учащихся.

    Учитель должен включать её элементы в средних классах,составляя такие выступления и рассказывая учащимся об их композиции.

    В девятом классетакие высказывания могут готовить учащиеся и дополнять ими лекцию учителя.

    В десятом-одиннадцатом классах ученики сами могут проводить такие уроки. Выступая с такими сообщениями, учащиеся должны вызвать эмоциональный отклик аудитории, установить с ней так называемую обратную связь. Поэтому в ходе подготовки учащиеся должны учитывать следующие рекомендации:

    Перескажите наиболее значимые эпизоды из жизни писателя, попробуйте представить нарисованные словами события.

    Найдите моменты, которые могут взволновать слушателя.

    Какие средства (интонационные, лексические и др.) необходимо использовать, для того чтобы сделать рассказ ярким, вызвать определённый эмоциональный отклик?

    Отметьте в эпизодах, подлежащих комментированию, наиболее яркие лексические средства, необходимые для точного воспроизведения.

    Составьте план рассказа.

    Запланируйте приёмы установления обратной связи на уроке.

    Составление «Слова о писателе».

    Учащиеся, получившие такое задание, должны иметь в виду следующие признаки жанра:

    Краткость и емкость.

    Ориентация на выявление идейно-художественной ценности творчества писателя, его гражданской позиции, значения творчества для современного читателя.

    Эмоциональность.

    Отсутствие углублённого анализа.

    Обращённость к конкретной аудитории.

    Сочетание элементов публицистического, художественного и научного стиля, с преобладанием публицистического.

    Слово о писателе обычно является своеобразным итогом урока, своего рода выражением благодарности современных читателей в адрес художника слова.

    Составляя тексты выступлений, школьники должны ориентироваться на речь учителя, демонстрирующего умение свободно оперировать различными жанрами биографического изложения; иметь в виду стиль литературоведческих работ, к которым произошло обращение в ходе подготовки; учитывать особенности речевой манеры мастеров художественного слова, озвучивающих страницы биографии писателя.

    Проведение урока –лекции

    Урок – лекцию, посвященный изучению жизненного и творческого пути автора целесообразно проводить в режиме слайдовой презентации.

    В начале урока учащиеся получают задание составить цитатный план лекции и отобрать материалы для словаря эпохи. В ходе занятия можно использовать синхронистические таблицы, различные макеты, дающие представление об памятных литературных местах, связанных с именем писателя, литературные карты путешествий писателя и др.

    Этапы лекции:

    1. Знакомство с портретами и составление первоначальных представлений о личности.

    На данном этапе важно рассказать о причинах обращения художника к портрету писателя, историю его создания, прокомментировать взаимоотношения художника и писателя, характер изображения модели на полотне, мастерство живописца, отношение самой модели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета.

    Объектом изучения могут быть традиционные живописные или графические изображения, принадлежащие кисти и перу выдающихся художников; автопортреты писателей.

    Демонстрацию портретов на уроке желательно приурочить к соответствующим этапам изучения биографии писателя. Необходимо отдавать предпочтение наиболее известным изображениям, получившим высокую оценку критики и самого автора и отличающимся правдивостью в передаче его внешности и духовного облика, а также совершенством формы.

    Наибольший интерес представляют прижизненные портреты. Целесообразно также включить современников, близких людей, а также рисунки и фотографии мест, связанных с жизнью и творчеством писателя.

    2. Сюжетный рассказ, начатый с наиболее напряженного эпизода (индивидуальное задание).

    3. Сравнение вариантов описания одного дня из жизни писателя (индивидуальное сообщение).

    4. Художественно-биографический рассказ о писателе (индивидуальные сообщения). Выразительное чтение отрывков из произведений автора.

    5. Обращение к материалам, отобранным для словаря эпохи, внесение корректив и дополнений.

    6. Проверка плана лекции, составленного в ходе прослушивания и обсуждения сообщений.

    6. Знакомство с материалами книжной выставки, виртуальная экскурсия в музей писателя.

    7. Заключительное «Слово о писателе» (индивидуальное сообщение).

    На дом учащиеся получат задание дополнить записи, составить устный рассказ о писателе с включением цитат из стихов, прозаических отрывков, воспоминаний и писем, составить собственную презентацию и защитить её концепцию на уроке.

    Возможен и другой вариант лекции по биографии писателя:

    Ссылка на собственный опыт, персонификация сообщения.

    Переход к жизненно важным для учащихся проблемам, пробуждение эмоционального отклика посредством приёма остранения, т.е. изображения известных явлений так, словно они увидены впервые. Такой подход позволяет пробудить воображение учащихся.

    Создание проблемной ситуации в ходе чтения целенаправленно подобранных отрывков из произведений.

    Составление характеристики эпохи. Важно не ограничиваться перечислением ее общих особенностей, а стараться показать, в чем проявлялось воздействие эпохи на поэта или писателя. Можно предложить дословный пересказ или чтение писем автора, воспоминаний современников, отрывков из произведений, где в образной форме оживают картины прошлого, исторических документов.

    Формулировка ответа (устного или письменного) на проблемный вопрос лекции, составление плана рассказа о писателе, синхронистической таблицы и т. д.

    Вопросы

    1   2   3   4


    написать администратору сайта