Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного. Ответ

  • 14. Причины, основные этапы и итоги Смутного времени.Ответ

  • 15. Россия при первых Романовых в XVII в.Ответ

  • 16. Церковь и государство в России XVII в. Церковный раскол.Ответ

  • История. ИСТОРИЯ ВСЕ ВПОРОСЫ.. Исследование наука о человеке и человеческом обществе во времени и пространстве


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеИсследование наука о человеке и человеческом обществе во времени и пространстве
    АнкорИстория
    Дата17.02.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ВСЕ ВПОРОСЫ..docx
    ТипИсследование
    #365487
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    11. Памятники культуры Руси XIII–XVI вв.

    Ответ:
    В русской культуре 13-16 вв.прослеживаются 2 этапа,границей которых явл.Куликовская битва(1380г).Для 1этапа характерно падение после удара монгольских полчищ.После 1380 г.начинается ее подъем,в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую,общерусскую культуру.В период борьбы с монгольскими завоевателями обращение к былинам и сказаниям киевского цикла,в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг,придавало русским людям новые силы. С 14в.вместо дорогого пергамента начинает исп-ся бумага,а с 15в.появляется скоропись,близкая к современному письму. Распространенным жанром того времени были исторические повести,в которых рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц,конкретных истор.фактах и событиях. Широкую известность получили повести «О битве на Калке», «повесть о разорении рязани батыем», «сказание о мамаевом побоище». Расцвел жанр житийной лит-ры,были составлены жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина-первое в европейской лит-ре описание Индии.Свое путешествие А.Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальским Васко да Гама. Расцветает каменное зодчество,в Москве возводится белокаменный ансамбль Кремля,величественные Успенский и Благовещенский соборы. В 14в.создает свои фрески художник Феофан Грек,приехавший из Византии,работает Андрей Рублев. Около 1553 г. - первая типография в России. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. Появдяется регламентация русской жизни- "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Последние годы 16 в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства.

    13. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного.

    Ответ: Иван Грозный. Начало царствования. Рано стал сиротой сын Василия III, рос в обстановке интриг, часто видел в детстве сцены казней, предательства. Все это оставило неизгладимый отпечаток на его характере. Когда ему было 13 лет, он приказал псарям расправиться со знатным боярином и того замучили до смерти. Окружающие смотрели на взрослеющего Ивана с ужасом. Очень способный человек –писатель, сочинитель церковной музыки, шахматист – с одной стороны, а с другой – властный, беспощадный, убийца. С детства он видел себя самодержавным монархом, который повелевает судьбами людей и государства. Сторонники укрепления великокняжеской власти возлагали на него надежды.

    1547 год. Великого князя Ивана IV возводят в цари в Успенском соборе Московского кремля и митрополит Макарий венчает голову его «шапкой Мономаха». Это имело символическое значение – конец политической зависимости от иноземных восточных монархов.

    Внутренняя политика Ивана Грозного.

    Стояла важнейшая задача – совершенствование управления страной. Первоначально великий князь давал поручения, «приказывал» руководить послами, организовывать сторожевую службу, собирать налоги и т.д. Боярин для исполнения этих поручений получал помощников, так появились постоянно действующие органы управления – Приказы. Посольский приказ – связи с другими странами. Поместный приказ – распределение земель. Разрядный приказ – служебные дела дворян, и многие другие.

    Отменяется система «кормлений» (наместник содержался за счет местного населения) На местах выбираются губные старосты и городовые приказчики. Укрепляется роль дворянства в управлении.

    Реформы Избранной рады. Государственные реформы Иван Грозный проводит при поддержке приближенного круга лиц (Избранной рады). Восстание в Москве и большой пожар 1547 года – подтолкнули проведение реформ. Собирается первый в истории России – Земский собор. Представители бояр, дворян, духовенства, торговых людей, выборные от ремесленного люда и черносошных крестьян слушали резкую речь царя против боярского самовластья. В 1550 году составлен новый Судебник. По нему усиливается закрепощение крестьян (уйти можно только в Юрьев день, после уплаты помещику «пожилого» за утрату рабочих рук). Дворянам дано право суда. Положено начало созданию стрелецкого войска.

    1551г. Церковный собор, по количеству глав постановления назван Стоглавом. Власти сократили льготы религиозных учреждений. Земли принимать церкви можно теперь было с разрешения властей.

    В середине 50 годов завершили губную реформу: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям, передали это старостам из дворян, которые подчинялись Разбойному приказу.

    Уложение о службе (1556 г.) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин. Вводились регулярные военные смотры.

    Развивалась налоговая система – вводились новые налоги: на содержание стрелецкого войска, на выкуп пленников. Росли прежние налоги – на почтовую службу, на строительство городов.

    Реформы укрепили государственное управление, военную систему государства, способствовали его централизации. Все преобразования имели своей целью укрепление мощи государства.

    Государство значительно окрепло. Растут старые и возникают новые города или поселения торгово-промышленного типа. Москва – до 100 тысяч жителей. Купцы вели торговлю зерном, пушниной, рыбой, солью. Появляются торговые дома, купеческие династии. Торгуют с Крымом, Турцией, Кавказом, Ираном, Индией, странами Западной и Южной Европы. Начинается русско-английская торговля. В Англии появляется Московская компания.

    Восточная политика. Потребности государства требовали активной внешней политики. Задача – ликвидация осколков Золотой Орды, освобождение торгового пути по Волге. Казанские ханы нападали на русские города, угоняли в плен жителей, их продавали в рабство в Крыму, в Северной Африке. С 1545 года Иван Грозный организует походы на Казань. Многие татарские феодалы переходят на службу к русскому царю. До 1550 года походы были неудачными. Казань была взята в 1552 году. Через четыре года судьбу Казани разделила Астрахань. Через год российское подданство принимает Большая Ногайская Орда. Волга с истоков до устья стала русской рекой. Башкирия признала власть русского царя к концу столетия.

    Покорение Сибири. Сибирские народы и их правители с середины 16 в после падения Казани и Астрахани чаще вступают в контакты с Москвой и ставят вопрос о подданстве.

    Русские торговые и промышленные люди шли на восток за пушным зверем и прочими богатствами. Снаряжались отряды казаков, «охочих людей». Один из них возглавил Ермак. В 1582 году его отряд продвигался «с боем и без бою» по Тоболу и Иртышу. Разгромили войско хана Кучума. Местные жители стали платить дань Москве. Погибает Ермак в водах Иртыша в 1585 году, остатки его отрядов уходят домой. Приходят другие отряды, строят Тюмень, Тобольск, усиливают гарнизоны. К концу столетия Кучум терпит окончательное поражение и Сибирское ханство перестаёт существовать.

    Западная политика. Ливонская война.Задача: Россия нуждалась в морских путях на запад, связях с европейскими странами. По берегам Финского залива лежали древние новгородские псковские и новгородские земли захваченные в 13 веке. Дворяне мечтали о новых землях. Повод к войне: епископ города Дерпт не выплатил Москве дань. Назревала война.1558 год. Русские вступили в Ливонию. 1559 год – Россия заключает перемирие с Ливонским Орденом. Во время перемирия земли ордена захватывают Польша, Дания и Швеция и Россия получает грозных соперников. Цепь неудачных военных действий. Война затягивается. Возобновляет набеги Крымский хан. Россия по существу воюет на двух фронтах: западном против Литвы и Ливонии и южном против Крыма и стоящей за ним Турции.1566год Посольство гетмана Ходкевича предлагает выгодные условия перемирия. Верхи дворянства и купечества выступают за продолжение войны. В последующие годы победы перемежаются с поражениями, набеги крымцев не прекращались.1571 год сожгли Москву. Мечтали о расчленении России на улусы во главе с крымскими князьками. Русская армия Воротынского громит врага. Россия спасена. После некоторых побед в Ливонии начались серьезные поражения. Стефан Баторий вместе со шведами громит русские полки, отбивает у России Полоцк, Великие Луки и другие земли. Страна разорена, разруха, народ устал от тягот войны. В стране опричнина. 1582 г. В Яме-Запольском заключается перемирие с Речью Посполитой, а в следующем году Плюсское перемирие со Швецией. Война закончилась безрезультатно.

    Опричнина. С 1565г. Цель: укрепить самовластье царя, ликвидировать боярскую оппозицию. Страна делиться на земщину и опричнину (царский удел). В нем свое опричное управление – Боярская дума, приказы, своё войско, казна. На остальной части страны сохраняются прежние порядки. Из опричнины выселяют помещиков и вотчинников в другие места, все сопровождается насилием и грабежами. Царские кромешники расправляются с неугодными царю. В1566 году на Земском соборе царя просят отменить опричнину. Он казнит около 200 челобитчиков. Митрополит Филипп выступил с обличением царя и его кромешников в Успенском соборе Московского кремля. Сорвали с митрополита одежды и свели с престола. В 1568 лишают сана митрополита, ссылают в тверской Отроч монастырь. Во время кровавого похода на Новгород, разгромлены Торжок, Тверь и Малюта Скуратов (глава опричников) задушил в монастыре смелого Филиппа. Казнят виднейших бояр. Итог: с помощью опричнины Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги сепаратизма, но страна оказалась на грани катастрофы – разорение, обезлюдение, запустение сел и городов, эпидемии, голод.

    Итоги. Правление Ивана Грозного вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят большой государственный смысл – стремление к централизации, другие резко отрицательно судят его личность и действия – казни, разорение страны, тяжелое наследство, породившее Смуту начала 17 века.

    14. Причины, основные этапы и итоги Смутного времени.

    Ответ:
    17 век - одна из самых трагических страниц в истории России

    Причины:

    1. Тяжелый системный кризис московского государства, во многом связанный с правлением Ивана Грозного. Противоречивая внутренняя и внешняя политика привела к разрушению многих экономических структур. Ослабила ключевые институты и привела к гибели людей.

    2. Были утрачены важные западные земли (яма, Иван-город, карела)

    3. Резко обострились социальные конфликты внутри московского государства, которые охватили все общества (царская власть и боярская аристократия, бояре и дворяне, феодалы и крестьянство, церковь и светские феодалы, родовая аристократия и служилая аристократия и т.д.)

    4. Вмешательство иностранных государств (Польша, Швеция, Англия и др. по поводу земельных вопросов, территории и тд.)

    5. Династический кризис:

    - 1584. После смерти Ивана грозного престол занял сын Федор.

    - 1591. При загадочных обстоятельствах в Угличе скончался младший сын грозного, Дмитрий.

    - 1598. Федор умирает, династия дома Калиты пресекается.

    Этапы:

    1. 1598-1605. Ключевая фигура - Борис Годунов. Он, по решению земского собора, был избран на царский престол в 1598г. Он слыл жестоким политиком, был опричником, обладал незаурядным умом. При активном его участии в 1598 в Москве учреждено патриаршество. Он резко изменил характер внутренней и внешней политики государства (освоение южных окраин, освоение Сибири, возвращение западных земель, перемирие с Польшей). Следовательно, происходит подъем экономики и обострение политической борьбы. В 1601-1603 неурожай, начинается голод и голодные бунты. В этот период на территории Польши объявился первый Лжедмитрий, получил поддержку польской шляхты и вступил на землю русскую в 1604 г. В апреле 1605. Годунов скончался неожиданно. В июне в Москву вступил Лжедмитрий 1. Через 11 месяцев, в 1606 он был убит в результате заговора.

    2. 1606-1610. Этот этап связан с Василием Шуйским, первым "боярским царем". Взошел на престол сразу после гибели Лжедмитрия 1 по решению красной площади, дав крестоцеловальную запись о хорошем отношении к боярам. На престоле столкнулся с множеством проблем (восстание Болотникова, ЛД2, Польские войска, распад СУ, голод). Шуйскому удалось решить только часть проблем. В 1610 польские войска разбили отряды Шуйского и он был свергнут с престола и утвердился режим семибоярщины, бояре хотели пригласить на престол польского королевича Владислава при гарантии неприкосновенности веры и бояр, а также чтобы он сам поменял веру. Этому протестовала церковь, да и ответа не было от Польши.

    3. 1611-1613. Патриарх Гермоген в 1611 инициировал создание земского ополчения вблизи Рязани. В марте оно осадило Москву и потерпело неудачу из-за внутренних разногласий. Второе создали осенью, в Новгороде. Возглавили его К.Минин и Д.Пожарский. Деньги собрали недостаточные для содержания ополчения, но и не малые. Ополченцы называли себя свободными людьми, во главе стоял земский совет и временные приказы. 26 октября 1612 ополчение сумело взять московский кремль. По решению боярской думы, оно было распущено.

    Итоги:

    1. Общее число погибших равно одной трети населения.

    2. Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из СХ оборота.

    3. Территориальные потери (Черниговская земля, смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории).

    4. Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов.

    5. Появление новой царской династии 7 февраля 1613 земский собор избрал 16-летнего Михаила Романова. Первые представители династии (М.Ф.Романов - 1613-1645, А.М.Романов - 1645-1676, Ф.А.Романов - 1676-1682). Они должны были решать 3 главных проблемы - восстановление единства территорий, восстановление государственного механизма и экономики.

    15. Россия при первых Романовых в XVII в.

    Ответ:
    1613 – 1645 (32 года)– правление Михаила Романова(деда Петра I).

    На престол его поставили в 16-летнем возрасте. Естественно, невозможно быть руководителем разрушенной страны так рано. Ему помогал править отец Филарет. Будучи Патриархом Руси и наставником сына, он принес много пользы. Была восстановлена экономика страны. Укрепилось положение дворянства. Часто собирались Боярская Дума и Земские соборы. Пополнилась государственная казна за счет увеличения налогов. Было усилено новое войско. Было увеличено числоприказов(прообразов министерств) от 45 до 60. По сравнению со «смутным временем» наступила благодать.

    1645 – 1676(31 год) – правление Алексея Михайловича Романова (отца Петра I).

    Усилилась власть царя, которая опиралась на силу дворянства (самодержавие). Редко созывалась Боярская Дума. Перестали созывать Земский собор. Областями стали править воеводы, назначенные царем. Первая жена — боярыня Мария Милославская, родила ему 13 детей! Из них только двоих сыновей.

    1649 – создано Соборное уложение. Этим документом укрепили власть дворян и царя. Беглых крепостных по закону стали преследовать пожизненно.

    Создавались полки «нового строя». Пищали стали менять на мушкеты. Приглашали иностранцев обучать солдат военному делу.

    1653 – 1656 – церковная реформа. Патриарх Никон хотел исправить в обрядах церкви ошибки, которых накопилось много. Это вызвало массовый протест. Многие «старообрядцы» уходили в леса. Авторитет церкви упал. Но меры были правильными. Необходимо было вернуться к чистоте истоков православной веры.

    1654 – воссоединение Украины с Россией. Украинцы просили помочь им в войне. Своих сил и средств им не хватало. Пришлось воевать с Польшей, помогая Украине.

    1670 – 1671 – народное восстание под руководством Степана Разина. Волны возмущенного народа пошли от Каспийского моря к Москве. Разин выражал мнение, что воеводы обманывают царя, творят беззаконие. После нескольких сражений был побежден и взят в плен. Казнен в Москве как государственный преступник. Но правительство приняло меря по смягчению положения народа.

    Проблемы политики и экономики начали решать. Но не было морской выгодной торговли, из-за потери земель. Мануфактуры развивались слабо. Не было энергичных контактов с Европой. Россия продолжала экономически отставать.

    Мало знать, что и как сделать, нужно еще натуру сильную иметь для этих дел.

    16. Церковь и государство в России XVII в. Церковный раскол.

    Ответ:
    К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политических организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэтому очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской власти.

    Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение церкви произошло при патриархе Филарете (1619-1633): в церкви появился патриарший двор (по образцу царского), суд, административно-финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя» При Филарете — отце царя — все это возвышало светскую власть, помогало проводимой политике централизации государства. Но при других патриархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества Никона (1652-1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной властей вылилась в серьезный политический конфликт. Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать приоритет церкви над государством.

    Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть, Какой до не: о не имел ни один церковный деятель ни при одном русском государе. Он сразу же повел наступление на законы, ущемляющие права и привилегии церковных организаций, выступил против создания Монастырского прщк]ра, передающего в руки светской власти управление церковными землями, потребовал прекращения посадской реформы (ибо от нее, в первую очередь, страдали именно церковные землевладельцы) и ликвидации Сыскного приказа (производящего сыск беглых людей, многие из которых скрывались в монастырских вотчинах).

    Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы («Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость которой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформы — в унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослужебных книг) и формально-обрядовой практики: замена обычая креститься двумя пальцами «троеперстием»;введение троекратного произношения слова «аллилуйя» вместо двукратного, а также движения вокруг аналоя не по солнцу («посолонь»), а против него; замена земных поклонов поясными и т.д. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправлять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и славянским рукописям.

    О необходимости преобразований говорили уже давно. Правда «Стоглавый» церковный собор 1551 г., занимаясь проблемами церковных обрядов, принял постановление об их незыблемости в православном варианте. Но к середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более активно входила в систему международных отношений, и все более проявлялись «искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу используемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоа-сафе I (1634-40) и Иосифе (1642-1652) началась эта трудоемкая работа.

    Однако формальные в своей основе реформы Никона встретили решительное противодействие не только в среде русского духовенства, в большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недавних сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на котором предал проклятию всех противников проводимых преобразований, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум. Логгин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.

    Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками). Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.

    Сразу же после своего избрания патриархом (посвящен 25 июля 1652 г.) Никон стал решительно вмешиваться в светские дела, требовать участия церкви в решении всех государственных вопросов. Он открыто заявлял, что патриарх по своему значению стоит выше царя. «Священство царства нреболее есть», — говорил он. Никон демонстративно принял титул «великого государя» (наподобие Филарета). Патриарший двор он старался наполнить царской пышностью. Решительно вмешивался в государственные дела (особенно в период отсутствия царя в Москве во время военных походов 1654-1658 гг.). В приговорах Боярской думы в это время стала часто появляться формула: «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

    Вначале это привело к личному конфликту между Алексеем Михайловичем и Никоном (в 1658 г. произошел открытый разрыв отношений между ними), но вскоре это противостояние переросло в крупную государственную проблему. Итогом стало так называемое «дело Никона». В 1660 г. царь с помощью собора русских епископов попытался оформить отстранение Никона от власти и избрать нового патриарха, но это ему удалось далеко не сразу.

    Напряженная борьба между царем и патриархом продолжалась в течение более чем восьми лет и завершилась лишь после созыва в Москве «вселенского» церковного собора (из четырех зарубежных патриархов на собор прибыли двое: александрийский и антиохийский с полномочиями от константинопольского и иерусалимского). Дипломатическими действиями царь сумел добиться согласия восточных патриархов со своей позицией. Собор осудил действия Никона и лишил его (в декабре 1666 г.) патриаршего сана.

    Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф II (1667-1672). Никон был сослан в Белоозерский край (Ферапонтов, затем Кирилло-Белоозерский монастырь), где провел 15 лет. В следующее царствование он был переведен в основанный им Воскресенский монастырь под Москвой, но умер (17 августа 1681 г.), не доехав до него.

    Таким образом, попытка Никона поставить церковь над государством окончилась неудачей. Следующие патриархи уже не вмешивались в государственные дела. Это было большой победой светской власти и означало еще один крупный шаг в утверждении абсолютизма в стране. Еще ранее, в начале 50-х годов, правительство Алексея Михайловича запретило монастырям и архиерейским домам приобретать новые земли, что положило предел росту церковного землевладения.

    Борьба официальной церкви со старыми обрядами привела к жестким репрессивным мерам по отношению к старообрядцам. Ответом стали их массовые протесты, в том числе и в виде самосожжений (с начала 70-х годов), а также в форме активного участия в широких народных движениях 60-70-х годов.

    При оценке раскола в русской церкви надо учитывать социальную «многослойность» этого явления в русской истории. Нельзя сводить старообрядчество к чисто социальному явлению, имеющему исключительно классовую основу. Социальные противоречия, недовольство народных трудовых масс существующими порядками, в том числе и церковными, разумеется, сыграли немалую роль в становлении старообрядчества. Но основные корни раскола все же религиозные. Среди сторонников старых обрядов оказались не только широкие слои крестьян и посадских людей, низшие слои служилых людей (стрельцов) и низшее духовенство, но и ! представители верхов общества — бояр (боярыни Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, князь Иван Хованский и др.).

    Раскольники оказали заметное влияние на общественное самосознание русского общества конца XVII - начала XVIII в. Многие народные движения, имея в своей основе социально-экономические и политические I мотивы, оказались связанными и с поддержкой старообрядцев. Такими | были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., стрелецкие восстания 80-х го-I дов и др. Разделение православного населения страны по религиозному признаку наложило огромный отпечаток на общественную мысль, нравственную атмосферу и культуру последующих веков.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта