Главная страница

Международный менеджмент. Доклад. Исследование особенностей деловых культур различных стран по Г. Хофстеду. Базовые критерии межкультурных различий


Скачать 67.29 Kb.
НазваниеИсследование особенностей деловых культур различных стран по Г. Хофстеду. Базовые критерии межкультурных различий
АнкорМеждународный менеджмент
Дата26.01.2021
Размер67.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад.docx
ТипИсследование
#171539
страница3 из 3
1   2   3

1.5. Избегание неопределенности Еще один параметр национальной культуры, который выделил Хофстид, носит название «избегание неопределенности». Будущее потенциально несет в себе много неопределенностей. Для того чтобы избавиться от страха, люди создают условия, которые обеспечивают им большую защищенность и стабильность (например, технологии помогают управлять природой, правила и законы определяют поведение человека в обществе, а религия - это способ контроля над будущим, которое определяют высшие, сверхъестественные силы). Чувство неопределенности не является исключительно личной характеристикой человека, частично оно разделяется и другими членами общества. Степень, в которой люди стараются справиться с неизвестными аспектами будущего, определяется культурой. Некоторые общества настраивают своих членов на принятие неопределенности, другие - на попытки это контролировать. Как следствие, стиль поведения человека в одном обществе может оказаться неприемлемым в другом. Конкретная ситуация. «В 1960 гг. А. Сордж, известный немецкий организационный социолог, служил в западногерманской армии. Выходные он проводил дома. Недалеко от его дома располагались части британской армии. Сорджу очень нравились звуковые фильмы, которые демонстрировались в британском лагере. Он подошел к британскому часовому и спросил, может ли он, как солдат германской армии, посмотреть фильм. Часовой направил его к начальнику караула, тот позвонил дежурному по лагерю, поговорил с ним и выписал Сорджу пропуск. Он пользовался этим пропуском много раз, при этом предъявлял его вместе с удостоверением солдата германской армии. После демобилизации он снова пришел в британский лагерь и спросил часового, может ли он, как гражданское лицо, посещать фильмы. Часовой посмотрел пропуск и сказал, что, да, так как этот пропуск выдан лично ему. А. Сордж был удивлен, как просто взял на себя ответственность британский военный. В Германии ему потребовалось бы гораздо больше времени, пришлось бы получить множество разрешений от большого количества авторитетных лиц, которые очень подробно изучают личность того человека, кому надо выдать пропуск. И уж конечно это документ нельзя было бы использовать после демобилизации» [12]. Таблица 37 Дело в том, что в культурах Германии и Великобритании принято поразному относиться к неопределенностям. Немцы привыкли соблюдать инструкции и правила, они сопротивляются любым изменениям. Англичане легче реагируют на изменение ситуации и идут на риск. Британский солдат взял на себя ответственность, потому что не видел в этом для себя угрозы. Избегание неопределенности (от слабого - к сильному) - это степень дискомфорта, тревоги, страха, который испытывают люди, принадлежащие к данному обществу, перед неизвестными или неопределенными обстоятельствами [12]. Исследования, проведенные различными учеными, показали, что существуют косвенные показатели степени избегания неопределенности в стране. Например, статистика самоубийств (чем выше степень избегания неопределенности, тем выше показатель смертности); среднее потребление калорий в день (чувство беспокойства вызывает стресс и человек начинает больше есть); количество психических заболеваний (из- за низкого уровня беспокойства человек впадает в уныние и скуку); употребление кофеина (кофе и чай оказывают стимулирующее действие, поэтому их больше употребляют в странах с низким уровнем избегания неопределенности); или скорость вождения (в странах с низким уровнем избегания неопределенности люди не испытывают срочности и неотложности сделать что-то, поэтому и ездят довольно медленно). В культурах с высоким уровнем неопределенности люди отличаются эмоциональностью, агрессивностью и активным образом жизни (примером служит бешеный темп жизни американцев, которые постоянно куда-то торопятся, всегда чем-то занимаются). Представители культуры с низким уровнем неопределенности характеризуются спокойствием, терпимостью, беззаботностью, а также медлительностью и относительной ленью (например, Ямайка, где время течет медленно, и где можно никуда не торопиться). В табл. 38 [12] представлен индекс избегания неопределенности для 50 стран и 3 регионов. К станам с низкой степенью избегания неопределенности относятся Великобритания, Дания, Скандинавские страны (кроме Финляндии). К странам с высокой степенью - Германия, Бельгия, Япония, латиноамериканские страны. Рассмотрим, как культура влияет на формирование системы ценностей человека в странах с сильной и слабой степенью избегания неопределенности через такие социальные институты, как семья, школа и работа. Первое, чему учат ребенка в семье, это уметь различать, что такое хорошо и что такое плохо. В зависимости от культуры различается понимание о правильности и неправильности. В странах с сильным уровнем избегания неопределенности четко известно, что хорошо и что плохо, что опасно, а что не опасно, что можно, а что нельзя. Закрепление правил и процедур способствует снижению неясности и непредсказуемости. Все, что отличается от установленных норм, - опасно, потому что создает неопределенность. Жесткое разграничение на плохое и хорошее переносится и на людей. Именно в семьях зарождается чувство расизма. Детей учат тому, что существуют люди определенной категории, которые опасны, и их надо избегать. Человек чувствует себя защищённо, если он знает, что его окружают только «хорошие» люди, которые не причинят ему вреда. С самого раннего возраста ребенок чувствует потребность в формализованных указаниях и нормах поведения. В странах со слабой степенью избегания неопределенности также существуют нормы поведения и понимание того, что хорошего и что плохо. Только здесь терпимо относятся к новым и неизвестным ситуациям, людям или идеям. Есть правила, которым надо следовать (например, «будь честным», «будь справедливым»), но в зависимости от ситуации можно вести себя по-разному и не подчиняться установленным нормам. Данному типу культуры характерно гибкое общество, толерантное к новым идеям и нововведениям. Таким образом, все, что отличается от установленных норм, - интересно, а не опасно. В зависимости от степени избегания неопределенности, в странах различается методика построения занятий в школе или университете. В культуре с высоким индексом избегания неопределенности домашние задания детализированы и занятия четко структурированы. Ко всем урокам учитель обязательно должен составлять план занятий. Родителей в школу приглашают, чтобы посмотреть, как учится их чадо, а соответственно, похвалить его или наказать. Но родители не имеют права вмешиваться в процесс обучения и советовать учителю, что делать. В странах с сильным уровнем неопределенности учитель должен знать ответы на все вопросы. А студенты, как правило, всегда согласны с мнением учителя. Несогласие будет расценено как оскорбление. Зачастую в учебниках используется сложный академический язык (например, «во французских учебниках зачастую встречаются фразы на полстраницы» [12]). Таблица 38

Совсем иное поведение наблюдается в странах со слабой степенью избегания неопределенности. Занятия не структурированы, т. е. учитель приходит на занятия без прописанного плана работы (конечно, он готовится к урокам, продумывает ход занятия, но не рассчитывает, сколько времени уйдет на ознакомление с новой темой, сколько на ее обсуждение и на выдачу домашнего задания). На уроках идет диалог между преподавателем и учениками, некоторые вопросы рассматриваются более подробно в зависимости от заинтересованности учащихся. Студентам нравится выполнять разнообразные домашние задания. Родителей пытаются вовлечь в процесс обучения своих детей: учителя интересуются, какие у них есть предложения и идеи, обсуждают, как лучше воспитать ребенка. Считается нормальным, если учитель скажет: «Я не знаю ответа на вопрос», потому что его задача не знать все, а помочь студенту в процессе обучения, направить его. Можно не соглашаться с мнением учителя и спорить с ним. Правильных ответов на вопрос может быть несколько, приветствуется оригинальность. Потребность в формализованных указаниях и стремление максимально устранить двусмысленные ситуации в культурах с сильной степенью избегания неопределенности продолжается и на рабочем месте. Потребность в правилах и законах психологическая - с самого детства люди привыкли жить в структурированном обществе. Как работники, так и руководители действуют согласно инструкциям и правилам. Инструкции пишутся практически на всё, это помогает контролировать рабочий процесс, следить за структурой организации, что позволяет предугадывать будущие события, максимально избегать неопределенные ситуации. Немцы, например, ненавидят недоразумения, а любят содержательность, детальность и ясность. «Подробно ознакомившись с правилами и процедурами, принятыми в немецких организациях, вы и сами должны отдавать твердые и недвусмысленные распоряжения. Если вы хотите, чтобы нечто было написано черными, а не синими чернилами, вам следует сказать об этом прямо» [1]. «Стремление упорядочить все и вся пронизывает все стороны немецкой жизни, является источником большинства их национальных достоинств и недостатков. Иностранные журналисты делятся «страшными» историями из повседневной жизни немцев: один был постоянно порицаем хозяйкой за нежелание развешивать постиранное белье по порядку и размеру, делая это совершенно хаотично; другого терроризировали соседи за нестриженый газон, попытки же подстричь его приводили к новым жалобам, так как делать это в выходные оказалось запрещено. В Германии издается специальный дорожный справочник пробок, подробно описывающий, где и в какое время их надо ожидать. Вот только пробки далеко не всегда поддаются упорядочиванию, иногда возникая стихийно, и это страшно раздражает немцев. Эти «несанкцио- нируемые» пробки даже получили особое название - «пробки ниоткуда», и на изучение этого феномена выделены большие государственные субсидии» [31]. Потребность в соблюдении законов и инструкций иногда способствует возникновению бессмысленных и противоречивых ситуаций. Так, например, «В Йемене суд приговорил покойного главного редактора оппозиционной газеты к 80 плетям. Как сообщает РИА «Новости», дело было возбуждено в 1997 году по иску крупного религиозного деятеля, который обвинил газету «Аш-Шура» - орган оппозиционного Союза народных сил - в диффамации, т.е. распространении порочащих сведений. Тогда, четыре года назад, главный редактор Абдалла Саид был приговорен к выплате штрафа и 80 плетям, а выпуск газеты приостановлен на полгода. Учитывая возможный общественный резонанс, Саид сам вызвался явиться на порку, однако выполнение приговора было отложено. Год спустя Саид ушел с поста главного редактора, а в следующем году скончался. Однако это не помешало суду поручить Генпрокуратуре выполнить решение четырехлетней давности именно сейчас» [38]. Для немца закон также выше здравого смысла. «Английский журналист однажды в 2 часа ночи стал свидетелем несчастного случая: переходившего совершенно пустую дорогу пешехода сбила внезапно появившаяся машина. После того как пострадавшего увезли в больницу, слегка потрясенный происшедшим журналист поинтересовался, что же теперь будет. Немецкий полицейский ответил: «Ничего особенного, если выживет, заплатит штраф 50 марок, он ведь переходил дорогу в неположенном месте» [31]. В странах со слабой степенью избегания неопределенности формальные инструкции сводятся к минимуму. Многие, например, потрясены тем, как дисциплинированно и аккуратно стоят в очереди на автобусы или в магазины британцы. На самом деле, в Великобритании не существует никаких инструкций, указывающих как надо себя вести в очередях, поведение британцев основано на общественной привычке. В странах со слабой степенью избегания неопределенности правила устанавливаются только в том случае, когда без них нельзя обойтись. Интересно, что хотя в обществе с низким индексом избегания неопределенности законы пишутся только в крайних случаях, к ним относятся с большим уважением, чем в обществе с высоким индексом избегания неопределенности. Спокойное поведение представителей культуры со слабой степенью избегания неопределенности отражается на процессе работы. Люди работают спокойно и систематично. Ими движет, скорее, не внутренняя мотивация к действию, а необходимость, поэтому в управлении иногда необходимо давление. Это не значит, что работники ленивые и их необходимо заставлять работать. Персонал ответственно подходит к выполнению поставленных задач и к достижению целей компании. Но чувство уверенности в завтрашнем дне и спокойное отношение к неопределенностям создают атмосферу расслабленности. Представители культуры с низким уровнем избегания неопределенности не следят за временем, любят расслабиться и отдохнуть. Человек живет сегодняшним днем и не обеспокоен тем, что будет завтра. Аккуратности и пунктуальности можно научиться, но такое поведение не естественно для представителей данного типа культуры. В обществе с высоким индексом избегания неопределенности люди много работают, потому что заботятся о будущем. Трудолюбие персонала способствует высокой производительности компании. Японцы, например, полностью отдаются работе и стремятся к достижению целей компании. Чем больше свободного времени, тем больше неопределенности, поэтому люди постоянно заняты какимнибудь делом. Каждая секунда на счету, ведь время - это деньги. Потребность в правилах способствует аккуратному и пунктуальному поведению рабочих, скрупулезности в выполнении порученных заданий, высокому уровню дисциплины. А следовательно, облегченны формы контроля за рабочим процессом. Люди стараются выстроить хорошие отношения со своими коллегами, так как это создает чувство защищенности и безопасности. Хофстид провел исследование и проанализировал, на что ориентируются топменеджеры в разных странах при управлении компанией. Оказалось, что в странах со слабой степенью избегания неопределенности (например, Великобритания) менеджеры в основном занимаются стратегическим управлением и не уделяют должного внимания повседневным задачам. Самое главное для них - определить основные задачи. А в странах с сильной степенью избегания неопределенности (например, Франции и Германии) менеджеры, наоборот, нацелены на повседневное оперативное управление, руководители концентрируются на частных вопросах и деталях, они должны знать все мелочи. Это обусловлено тем, что стратегическое управление связано с неопределенностью, с риском и требует большей ответственности, чем оперативное управление. Хофстид разделяет инновационные культуры (которые создают новые идеи) и реализовывающие культуры (которые обеспечивают выполнение этих идей). К первому типу относятся страны со слабой степенью избегания неопределенности, ко второму - страны с сильной степенью избегания неопределенности. Это разделение обусловлено тем, что, хотя в странах с низким индексом избегания неопределенности поощряют нововведения и инновационные идеи, здесь труднее полноценно внедрить эти идеи. Для этого необходимы такие черты характера, как детальность, точность, размеренность, что присуще странам с высоким индексом избегания неопределенности. «В Великобритании (слабый индекс избегания неопределенности) больше нобелевских лауреатов, но Япония (сильный индекс избегания неопределенности) выпускает больше продуктов на мировой рынок» [12]. Это обусловлено тем, что японцы восприимчивы к новым идеям и ориентированы на быстрое их внедрение. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы, массово скупают патенты и лицензии. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены. В табл. 39 [12] представлены основные различия между странами с сильной и слабой степенью избегания неопределенности в отношении семьи, школы и работы. В зависимости от того, к какому типу культуры принадлежит страна, население по-разному относится к работе государственной власти. Чем меньше степень избегания неопределенности, тем больше люди доверяют властям. В странах с низким индексом избегания неопределенности граждане уважают правительство и верят, что могут повлиять на политические решения посредством проведения митингов или протестов. В странах с сильной степенью избегания неопределенности люди чаще испытывают негативные чувства по отношению к политикам и не доверяют работе властей. Население страны не верит, что простые люди могут повлиять на политические решения. Более того, принято, что действия властей правильны по определению. Граждане полностью зависят от государства. Поэтому не приветствуется проведение бойкотов, голодовок или демонстраций. Граждане должны носить с собой удостоверение личности, которое они обязаны предъявлять представителям власти для опознания. В обществе сильна потребность в порядке. Законы в таких странах очень тщательно прорабатываются. На все должны существовать правила (как формальные, так и неформальные). Молодым политикам обычно не доверяют. В странах с высоким индексом избегания неопределенности нередко появляются подпольные экстремистские политические партии (так как их официальную деятельность запрещает государство), которые прибегают к терроризму. В качестве одного из способов ограничения неопределенности служит политическая идеология. В странах с высоким индексом избегания неопределенности сложившаяся политическая идеология не приемлет другие политические взгляды, в странах с низким индексом избегания неопределенности они приемлемы. Стремление избежать неопределенность также отражается на межнациональных отношениях. В странах со слабой степенью избегания неопределенности люди доверяют иностранцам, настроены дружелюбно и готовы к сотрудничеству. В странах с высоким уровнем избегания неопределенности чужеземцев опасаются, им не доверяют, потому что подсознательно боятся всего незнакомого. Это способствует развитию фашизма и расизма, агрессивному поведению по отношению к другим народностям. Еще одним инструментом борьбы с неопределенностями является религия. В зависимости от степени избегания неопределенности и веры, страны можно разделить на следующие группы (начиная от самого высокого индекса избегания неопределенности и заканчивая самым низким): 1. Ортодоксальные и католические страны (за исключением Филиппин и Ирландии); 2. Страны, относящиеся к иудаизму и мусульманству; 3. Протестантские страны; 4. Страны восточной религии (исключение составляет Япония). Западные религии (иудаизм, христианство) и ислам основаны на вере в возможность абсолютной истины. Истина одна для всех, а тех, кто ошибся и избрал неправильный путь надо избегать или попытаться обратить их в свою веру. В культуре с сильной степенью избегания неопределенности религия фанатична и нетерпима к чужой вере, она регламентирует все стороны жизни, включая экономику. Моральные принципы, взятые из религии, становятся образцами для подражания, формируют культуру. Так, православная церковь в России создала «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» [21]. Сюда вошли такие нормы поведения, как «богатство - не самоцель» (оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа), «человек - не «постоянно работающий механизм» (ему нужно время для отдыха, духовного творчества и развития), «в конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты», «политическая власть и власть экономическая должны быть разделены», «государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более тех, кто не может заработать себе на хлеб...». Таблица 39 Ислам проповедует авторитет руководителя по возрасту, опору на общину, строгую дисциплину. Религия первична, а производство вторично. Российские мусульмане также создали свой свод экономических правил, которых следует придерживаться предпринимателям, исповедующим ислам. «Законы шариата не ограничиваются моральными предписаниями. Мусульманское право прямо запрещает некоторые виды предпринимательства, например ростовщичество или торговлю спиртным, и регулирует величину разрыва между оптовыми и розничными ценами» [21]. Интересно, что в отношении к последствиям поступков, в системе принципов христианства и ислама есть пункты совпадения. «Согласно своду, предложенному христианами, тот, кто эгоистично ведет себя в экономике, не только «преступает нравственный закон», но и «многое теряет в экономическом смысле». Точно так же мусульмане верят в то, что коэффициент полезного действия капитала, полученного при соблюдении законов шариата, выше, чем эффективность беззаконно нажитых денег. Имеют экономическое измерение и предписания других религий, распространенных в России. Среди 613 заповедей Священного Писания иудаизма (Торы) некоторые прямо определяют нормы хозяйственного поведения, другие иногда толкуются в экономическом ключе. Взгляды католической церкви на современную экономику сформулированы в нескольких энцикликах - посланиях пап своей пастве, опубликованных на протяжении последних ста с небольшим лет. По смыслу католическая доктрина близка к основам социальной концепции Русской православной церкви, которые были утверждены Архиерейским собором в августе 2000 года. Обе церкви дистанцируются от всех известных истории экономических систем. Однако католическая предпочитает остальным видам собственности частную, а Русская православная церковь считает все формы собственности равноценными, поскольку ни одна из них не предотвращает воровства и стяжательства. Оба исповедания предписывают относиться к экономическому творчеству не просто как к добыванию благ, но как к помощи Богу в творении мира» [21]. У протестантов существует 10 заповедей, по которым они живут. Грехи замолить нельзя, поэтому люди стараются не нарушать этих заповедей. Нормы поведения четко конкретизированы, при этом альтруизм сочетается со стремлением к деньгам, уважением и поклонением богатству. Восточные религии также верят в истину, но они приемлют тот факт, что у каждого может быть своя вера, а, следовательно, свой путь постижения истины. Поэтому никто не должен быть наказан за то, что он другой веры. Таким образом, на Востоке люди легко принимают элементы других религий. Для буддизма цель жизни - это религия, вера, а производство и материальное благополучие вторичны. Интересно, что в зависимости от типа культуры, в обществе по-разному относятся к медицинским работникам. Так, в странах, где стремятся максимально избегать неопределенности, больше докторов (так как это эксперты, высококвалифицированные специалисты, которые могут точно поставить диагноз и которым доверяют), а в странах, принимающих неопределенность, больше медсестер (люди не так сильно боятся проблем со здоровьем, и считают, что знаний медсестер достаточно, чтобы дать рекомендации по лечению болезни).Степень избегания неопределенности также влияет на отношения между людьми с различными убеждениями. Так, в странах с сильной степенью избегания неопределенности научные оппоненты зачастую прерывают дружеские отношения, потому что имеют различные мнения по какому-либо вопросу (например, и Хофстид и Тромпенаарс исследуют межкультурный менеджмент, но непримиримы в теоретическом подходе. «Они живут на одной улице и ни разу не встречались. Именно так, чтоб не встречаться, они построили свою жизнь. И в разговоре с человеком из команды Тромпенаарса понятно, что про Хофстида лучше не вспоминать, потому что собеседник начинает брызгать слюной» [40]). В странах со слабой степенью избегания неопределенности коллеги могут быть личными друзьями, не смотря на научные разногласия. Таблица 40 В табл. 40 [12] представлены основные различия между культурами с сильным и слабым избеганием неопределенности в отношении политики и идеологии. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. - М.: Дело, 2012. - 440 с. 2. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру: учеб. пособие / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки фин. и управленческих кадров. - М.: ОАО «Типография «Новости»», 2014. 3. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: - М.: Дело. 2014. - 224 с. 4. Моул Джон. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Джон Моул; пер. с англ. О.Л. Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2016. – 381 с. 5. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Нижний Новгород: Ай Кью, 2012. - 262 с. 6. Кармин А. С. Основы культорологии. Мифология культуры. - СПб.: Лань, 2017. - 512 с. 7. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2015. - 624 с. 8. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И., Кормышев В.В. и др. Модульная программа для менеджеров. Модуль 10: «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью». - М: Инфра-М, 2015. - 404 с. 9. Пушных В.А. Межкультурный менеджмент/ В.А.Пушных; изд.-во Томского политехнического университета, 2011, 180 с. 10. Пушных В.А., Струкова О.С. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду. Менеджмент в России и за рубежом. - Москва. - № 2. - 2014. - С. 71- 78. 11. Ильф И.А., Петров Е.П. Одноэтажная Америка. - М.: ГИХЛ, 2013 12. Trompenaars F. Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business. Nicholas Brealey. London. - 2013. - 265 с. 13. Hofstede G.H. Cultures and organizations: software of the mind. Mc Graw Hill. - 2015. - 279 p. 14. Seelye H.N., Seelye-James A. Cultural Clash: Managing in a Multicultural World. NTC Business Press, USA. - 2016. - 198 p. 15. Lane H.W., DiStefano J.J., Maznevsky M.L. International Management Behavior. Blackwell Pub., - 2014. - 528 р. 16. Sana Reynolds, Deborah Valentine. Guide to Cross-Cultural Communication, 2014. - 134 p. 17. http://textb.net/97/index.html
1   2   3


написать администратору сайта