Международный менеджмент. Доклад. Исследование особенностей деловых культур различных стран по Г. Хофстеду. Базовые критерии межкультурных различий
Скачать 67.29 Kb.
|
Исследование особенностей деловых культур различных стран по Г.Хофстеду. Базовые критерии межкультурных различий. http://www.inco.vsu.ru/UserFiles/EHEPRS/topic6.2_ru.pdf Классификация деловых культур по Г. Хофстеде Одной из наиболее известных классификаций деловых культур является модель голландского ученого Г. Хофстеде. Преимуществами этой классификации являются ее научная обоснованность и практическая полезность. В своей работе Хофстид не только проанализировал базовые ценности различных народов, но и предложил определенный способ численного измерения параметров культуры для различных стран. 1.1 Виды культур по Хофстеде В 70-е годы прошлого века транснациональная компания IBM провела комплексное исследование своего персонала. Это исследование охватило более чем 80 тыс. сотрудников компании в 53 странах мира. Хофстеде изучил отчет об исследовании и выявил 2 группы ответов: общие для каждой страны и отличающиеся от страны к стране, и выделил два типа культур - корпоративную (или организационную) и деловую культуру каждой страны. Хофстеде предложил 4 параметра, позволяющих описать различия между национальными культурами [12]: 1) дистанция власти (от малой до большой); 2) коллективизм и индивидуализм; 3) женственность и мужественность; 4) избегание неопределенности (слабое и сильное). Позднее канадец Бонд, который долгое время жил на Дальнем Востоке, добавил пятую характеристику культуры - отношение ко времени (краткосрочное и долгосрочное), так как оказалось, что 4-х параметров достаточно для понимания поведения представителей европейских и североамериканских стран, но недостаточно для понимания поведения жителей Востока. Хофстид назвал этот параметр «фактором конфуцианского динамизма», который отражает готовность жертвовать сиюминутными выгодами ради будущего. Долгосрочными признавались национальные культуры, ориентированные на будущее и поощряющие настойчивость, стабильность и экономность, склонные к долгосрочным инвестициям; краткосрочными - национальные культуры, ориентированные на прошлое, поощряющие традиционализм и сохранение стабильности. Далее мы рассмотрим четыре важнейших характеристики деловой культуры, каждая их которых имеет два диаметрально противоположных значения. Отметим, что эти значения относительны, а не абсолютны. Следует учитывать, что в реальной жизни редко встречаются крайности, и каждая реальная культура занимает некую промежуточную позицию. А на поведение отдельного человека влияют еще и его характер, пол, возраст и т. п. 1.2 Дистанция власти Неравенства существовали, существуют, и будут существовать всегда и в любом обществе. Они могут касаться материального или социального положения, власти, образования, здоровья или индивидуального проявления и т. д. Но в каждом обществе люди по-разному относятся к факту неравенства. Хофстид дает следующее определение дистанции власти. Дистанция власти (от малой - до большой) - это степень, в которой люди, не имеющие власти или имеющие незначительную власть, согласны с тем, что власть в обществе распределяется неравномерно [12]. Страны, где люди преимущественно согласны с тем, что власть должна быть распределена неравномерно, а отношения в обществе базируются на неравенстве, относятся к культуре с большой дистанцией власти. В культурах с маленькой дистанцией власти люди стремятся к равномерному распределению власти. Это различие можно продемонстрировать следующей конкретной ситуацией. «В 1809 году парламент Швеции низложил короля Густава IV за слабое правление и неожиданно пригласил наполеоновского генерала Жана Баптиста Бернадотта стать королем Швеции. Тот согласился и стал королем Карлом XIV, потомки которого правят Швецией и по сей день. Во время коронации новый король должен был выступить с речью в парламенте.Бернадотт выступал на шведском языке. Однако его язык был так плох, что члены парламента осмеяли речь Бернадотта. Во Франции никто и никогда не позволил бы ни себе, ни другому смеяться над королем. Поэтому Бернадотт так обиделся, что никогда больше не говорил на шведском языке. В этой ситуации Бернадотт стал жертвой культурного шока: во Франции никогда такого не было, чтобы подчиненные смеялись над королем. Историки подтверждают, что Бернадотту было очень тяжело приспособиться к шведскому и норвежскому менталитету (в дальнейшем он также стал королем Норвегии) и к конституциональным правам своих подчиненных. Однако он оказался хорошим учеником (если не считать языка) и правил страной вплоть до 1844 года, заслужив уважение и славу» [12]. Во Франции и Швеции по-разному относятся к неравенствам. Это и послужило причиной культурного конфликта в ситуации, рассмотренной выше. Если во Франции принято сохранять дистанцию в отношениях и уважать статус короля, то в Швеции, наоборот, считается вполне нормальным посмеяться над королем. Хофстидом были получены количественные данные, характеризующие параметр дистанции власти в разных странах. Результаты данного исследования представлены в табл. 29 [12]. В первой колонке таблицы указан порядковый номер страны от большого к маленькому (1 - для страны, с самым большим индексом дистанции власти и 53 - для страны с самым маленьким индексом). Следует еще раз подчеркнуть, что индекс дистанции власти является не абсолютной характеристикой, а показывает позицию разных стран относительно друг друга. Дистанция власти изменяется от страны к стране, от культуры к культуре. Проследим, как в сознании человека формируется дистанция власти (а также остальные параметры культуры из модели Хофстида). Согласно пирамиде Хофстида, на уровне культуры происходит «коллективное программирование» сознания. Этапами «программирования» выступают семья, школа (университет) и работа. Влияние этих социальных институтов на мировоззрение человека велико. Сопутствующими факторами «коллективного программирования» являются государственная власть и идеология той страны, где живет человек (рис. 22). Именно в семье начинается первый этап «ментального программирования». Традиции, правила и нормы поведения передаются ребенку от окружающих его взрослых людей. Рис. 22. Этапы коллективного программирования Таблица 29 Так, в семьях из стран с большой дистанцией власти ребенок должен уважать и слушаться старших - родителей, бабушек и дедушек, дядей и тетей и даже старших братьев и сестер. Непослушное, независимое поведение и самостоятельность не поощряются. В обществе с большой дистанцией власти ребенок познает мир через опыт родителей, а не сам. Как следствие, на протяжении всей жизни человек остается зависимым от родителей (например, принятие важных решений, только посоветовавшись с родителями), которые являются авторитетом для своих детей. В семьях из стран с маленькой дистанцией власти отношения родителей и детей основаны на равенстве. На детей распространяются те же права и ответственность, только пропорционально возрасту. Ребенку позволено возражать родителям, с раннего детства он учится говорить любят бо«нет». Поощряется самостоятельность и независимость. Родители позволяют ребенку самостоятельно познавать окружающий его мир, учат контролировать свои поступки. Представим такую ситуацию. В США мама с ребенком собираются пойти на озеро погулять. Малыш начинает капризничать и говорит, что не будет надевать теплую кофту. Мама на это не возражает (но незаметно берет с собой эту кофточку). Она не будет его упрашивать и силой заставлять одеться (как это принято в культуре с большой дистанцией власти). Ребенок сам принял решение, он сделал свой выбор. Когда они приходят на озеро малыш начинает мерзнуть и понимает, что надо было одеться потеплее. На что мама скажет: «Ты мерзнешь? Если ты захочешь все-таки надеть кофту, посмотри в сумке, возможно, я ее захватила». Ребенок пойдет и оденется. Этот пример говорит о том, что человека с самого раннего возраста учат самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому, когда дети вырастают, они не чувствуют зависимости от родителей и решения, которые повлияют на их дальнейшую жизнь, принимают самостоятельно. В школе (а затем и в университете) начинается следующий этап коллективного программирования. Отношения между родителями и детьми заменяются отношениями между преподавателями и учениками. В обществе с большой дистанцией власти к учителям относятся с почтением (причем, чем взрослее учитель, тем большего уважения он заслуживает). Когда в класс заходит преподаватель, ученики должны встать, это подчеркивает дистанцию власти. Процесс образования ориентирован на учителя. Он сам выбирает, какие предметы следует изучать. В классе поддерживают строгий порядок и дисциплину. Ученики на уроке отвечают только тогда, когда их об этом попросят, т. е. по инициативе учителя. В таком обществе уровень знаний ученика зависит от способностей и мастерства учителя. Учитель всегда прав, он мудрый, взрослый и уважаемый. Учитель говорит истину, не вызывающую сомнения, поэтому с ним нельзя спорить, а тем более критиковать его действия. За плохое поведение или неуспеваемость ученика могут наказать. Наказания вообще считаются хорошим методом формирования характера ребенка. В обществе с маленькой дистанцией власти центральной фигурой процесса образования является ученик. Он сам выбирает те предметы, которые хочет изучить. Он может задавать вопросы учителю и спорить с ним. От ученика ожидают инициативу в процессе обучения. Учитель и ученик воспринимаются друг другом как равные. Причем с молодыми учителями намного легче выстраивать такие отношения, поэтому их льше, чем взрослых преподавателей. Примером может служить атмосфера в американских классах. Студенты сидят расслабленно, поведение неформальное. Никто не встает, когда заходит учитель. На уроке идет обсуждение, студенты постоянно тянут руки, желая задать вопрос или ответить. В культуре с маленькой дистанцией власти в школах не принято наказывать детей, потому что это может оскорбить ученика. Преподаватель стремится индивидуализировать процесс обучения, помочь ученику разобраться в том, что непонятно, и дать каждому студенту те знания, которые он хочет получить. Поэтому качество полученного образования в основном зависит от индивидуального вклада самого ученика. Следующим этапом коллективного программирования является работа. Здесь неравенство отражается на отношениях между начальником и подчиненным. В одних культурах неравенство отношений является нормальным явлением, в других это могут расценить как ущемление прав. На работе в странах с большой дистанцией власти неравенство служит основой иерархии в отношениях. Подчиненный и начальник изначально не могут быть равны. Очень много контролирующих органов на каждой ступени иерархии, от чего возникает бумажная волокита и бюрократия. Подчиненным постоянно говорят, что им надо сделать, а решения принимает только высшее руководство. В итоге власть принадлежит ограниченному числу людей. конкретная ситуация. «Синтия, работница одной английской компании, была направлена в Индию. Проект по повышению производительности компании предполагал сотрудничество с индийским руководством. Одной из задач Синтии и ее команды было ознакомление индийских супервайзоров с тем, как принимать эффективные решения на производственных участках. По приезду в страну ее ожидали неприятные сюрпризы. Она попросила подыскать ей гостиницу, ожидая оказаться в современном номере со всеми удобствами. Тот номер, что был ей предложен, совсем не соответствовал ожиданиям. Конечно, он располагался как можно ближе к компании, но там были ужасные условия - жара, отсутствие нормального санитарного узла, воды и телефона. На этом ее неприятности не закончились. Оказалось, что обучение супервайзоров идет гораздо медленнее, чем она рассчитывала. Они не принимали во внимание утвержденные временные рамки и постоянно использовали время впустую, совершая разнообразные ритуалы и читая молитвы (английский персонал предполагал, что они молятся Богу Надежды Хинду, чтобы он помог их команде). В конце концов, супервай- зоры, большинство из которых были женщины, были обучены тому, как увеличивать производительность. Но производительность так и не увеличилась» [13]. В данной ситуации проблема заключается в культурных различиях. Индия - страна с большой дистанцией власти. В обществе принято, что важные для компании решения не могут принимать подчиненные (и тем более женщины), это прерогатива управляющих предприятием (и обязательно мужчин). В странах с большой дистанцией власти идеальный начальник воспринимается как «великодушный автократ» или «хороший отец». Отношения между подчиненными и начальником носят эмоциональный характер (некоторых начальников боготворят, а некоторых просто ненавидят). Большего уважения заслуживают более взрослые и опытные руководители. Размер заработной платы зависит от занимаемой должности, поэтому у руководства она значительно больше, чем у работников. Физический труд менее престижен, чем умственный. Руководство имеет привилегии и подкрепляет свой авторитет внешними признаками (дорогая одежда, машина, отдых на курортах, обучение детей за рубежом и т. д.). В обществе с маленькой дистанцией власти начальникам нежелательно выделяться, иметь привилегии и подчеркивать свой статус: все должны пользоваться одной парковкой и есть в одном кафе. Иерархия должностей существует только для удобства управления. Профессиональные знания и умения являются критерием получения власти. Возраст руководителя не имеет большого значения, поэтому в странах с маленькой дистанцией власти начальниками часто становятся молодые люди. «Идеальный начальник - это находчивый (и поэтому уважаемый) демократ» [12]. Руководитель должен помогать и разъяснять, а не приказывать и контролировать. Управление организацией децентрализовано, мало контролирующего персонала. Высококвалифицированный ручной труд ценится больше, чем малоквалифицированная офисная работа. Разница в заработной плате между высшим и низшим звеном управления не так уж велика. Подразумевается, что перед принятием решения начальник должен посоветоваться с подчиненным или хотя бы известить его о своих намерениях. В табл. 30 [12] представлены основные различия в семье, школе и на работе между обществами с маленькой и большой дистанцией власти. Следует подчеркнуть, что реальный человек, несмотря на принадлежность к тому или иному типу культуры, не будет на 100 % придерживаться поведения, характерного для данного типа культуры, а займет некую промежуточную позицию, зависящую от его индивидуальных качеств. Таблица 30 Дистанция власти проявляется и в отношениях между органами государственной власти и населением страны. В культуре с большой дистанцией власти существует негласное правило о том, что каждый должен знать свое место. Власть - основа общества. Власть не означает законность и правоту. Власть означает силу, статус, привилегии. Доходы населения распределены неравномерно. Много бедных людей, а все национальные богатства сосредоточены в руках очень маленькой группы людей. Обычно в таких странах существует однопартийная система: на выборах представлено несколько партий, но побеждает всегда одна и та же. Человек, обладающий властью, зачастую ею злоупотребляет. Он всегда будет в центре всевозможных скандалов. Но это никак не отразится на его деятельности. Обычно виновными оказываются те, кто стоит на низших ступенях иерархии, а не руководство. В странах с большой дистанцией власти часто проходят бунты, массовые выступления, забастовки. Внутренняя политическая борьбы вызвана недовольством органами власти. Но даже если на место старого представителя власти приходит новый, то через какое-то время он начинает вести себя так же как его предшественник. В обществе с маленькой дистанцией власть должна быть законна и рассудительна. У всех должны быть одинаковые права и обязанности (и у органов власти, и у простого населения), поэтому неравенство в обществе стараются свести к минимуму. Доходы населения распределены более равномерно, чем в странах с большой дистанцией власти (и даже налоговая система ориентирована на уменьшение разрыва в доходах). Власть - инструмент служения обществу, а не способ получения богатства и статуса. «Властные люди не любят использовать формальные символы, подчеркивающие высокое социальное положение; отказываясь от них, они усиливают неформальный статус: например, министр может добраться до работы на троллейбусе или метро» [12]. Конкретная ситуация. «Норвежская королевская семья не только ограничена в своих полномочиях по сравнению с другими монархиями, она вообще намного меньше и приземленнее. В отличие от огромного количества придворных и аристократов, которое ассоциируется с умершими монархиями во Франции и России, а также от «качающейся» английской короны, норвежская монархия состоит всего-навсего из четырех человек. Его Величество король Харальд V, его жена королева Соня и их дети - принцесса Марта Луиза, физиотерапевт по профессии, и наследный принц Хокон. Королевские дети ходили в обыкновенную государственную школу, а Хокон отслужил положенное во флоте. Постоянный контакт с подданными устанавливался многими путями. Так, например, во время нефтяного кризиса в 1973 году король Олаф V, отец нынешнего короля Харальда, поехал кататься на лыжах в окрестностях Осло (заметим, что это один из любимейших простыми норвежцами видов спорта). Он сел в трамвай и заплатил за билет - и норвежцы свято верят в то, что это был не специально задуманный популистский шаг (в отличие от подобных хождений многих политиков в народ, сопровождаемых вспышками фотокамер), но естественный королевский поступок. Совершенно случайно рядом оказался фотограф и сфотографировал инцидент, что само по себе тоже, по мнению норвежцев, совершенно типично для страны...» [17]. Дело в том, что Норвегия является страной с маленькой дистанцией власти, поэтому между королем и подданными не существует большого неравенства. В обществе с маленькой дистанцией, если человек обладает властью, значит он профессионал в своей области. Он принимает решения и сам должен нести за них ответственность. Скандалы, в основном, приводят к концу политической карьеры. Во внутренней политике редко случаются беспорядки с применением насилия. Обычно в странах с маленькой дистанцией власти существует многопартийная система. Идеология страны, навязанная обществу властью, влияет на поведение людей. В мировой истории многих философов интересовал вопрос неравенства и власти. В Китае, еще в 500 г. до н.э., Конфуций отметил, что стабильность общества основана на разнице отношений между людьми. Младшие уважают старших, старшие защищают младших. Со временем конфуцианство стало идейным стержнем всей китайской культуры. «Китайская культура повлияла на многие страны - Сингапур, Гонконг, Юная Корея, Тайвань и Япония. Люди в этих странах принимают и уважают неравенство в обществе, но считают, что силу власти надо сдерживать и использовать ее только в соответствии с обязанностями» [12]. Идеи древнегреческого философа Платона (который говорил, что в обществе должно быть равенство, но в то же время выделял ограниченный круг элиты, члены которого должны быть лидерами и управлять страной) повлияли на культуру Греции, которая в настоящее время занимает промежуточную позицию на шкале дистанции власти. В соответствии с теорией Никколо Макиавелли, политики делятся на «Львов» и «Лис». «Львы» - публичные лидеры, любимцы толпы, разговаривающие с ней на одном языке. «Лисы» же слабы в публичном общении, зато им нет равных в хитрых играх. При этом, считал Макиавелли, у каждого настоящего «Льва» должен быть свой «Лис» - без него «Лев» становится слабым и уязвимым для противников. Теорию Макиавелли можно перенести на различия в дистанции власти - для стран с маленькой дистанцией привычна модель «Лисы», а для стран с большой дистанцией - модель «Льва». Карл Маркс также интересовался вопросом власти, только он хотел отдать ее слабым. В действительности он предполагал, что власть должна принадлежать не отдельному человеку, а системе. Эта философия является частью культуры стран с маленькой дистанцией власти (к которым и принадлежит сегодня Германия). К сожалению, опыт применения идей Маркса оказался печальным для стран с большой дистанцией власти, где закон обслуживает интересы власти. Иногда в странах с большой дистанцией власти стараются подражать политическим идеям и идеологии стран с маленькой дистанцией власти и наоборот. Однако зачастую иностранные методики оказываются совсем неэффективными. Известно, что знаменитые японские «кружки качества» не получили развития в других странах. Например, экономический рост США после окончания Второй мировой войны способствовал тому, что во многих странах стали копировать американские методики управления, так как считали их самыми лучшими. Но их применение в других странах не дало ожидаемого эффекта. Конкретная ситуация. В США была разработана методика «Hay System», которая определяет размер базового оклада исходя из ограниченного числа переменных, поддающихся количественному измерению (количества подчиненных, размера управляемого бюджета, прибыли и т. д.). Эта система получила широкое применение, так как ее результаты считались наиболее достоверными, и каждый работник получал зарплату в соответствии со своими заслугами. Но эта методика оказалась недейственной в странах с большой дистанцией власти. В одной нефтяной транснациональной компании для менеджеров из Венесуэлы была проведена презентация достоинств методики «Hay». Венесуэльские менеджеры поддержали презентацию аплодисментами, показывая тем самым свое расположение. По завершении встречи, был организован обед, где участники смогли расслабиться и разговорились. Тогда венесуэльские менеджеры рассказали, что на самом деле они не пользуются этой сложной методикой для оценки персонала. Оказалось, что каждый год команда из шести менеджеров собирается и выбирает наиболее подходящую кандидатуру для продвижения. После чего в отделе кадров ему подбирают работу, соответствующую его новым функциям, и повышают заработную плату [11]. Развитые страны довольно часто пытаются навязать свои технологии управления, так как считают их наиболее эффективными. Это относится к политике, идеологии, системе образования, менеджменту и т. д. Важно понимать, что копирование чужого опыта не помогает решению проблем стран, так как в каждом обществе укоренились свои ментальные установки. Проблема заключается в том, что люди не учитывают контекст культурных ценностей ни своей страны, ни той страны, чьими идеями они хотят воспользоваться. В табл. 31 [12] представлены основные различия между малой и большой дистанцией власти в области политики и идеологии. Существует много гипотез, почему в разных странах сформировалась разная дистанция власти. Хофстид их проанализировал и сгруппировал. Он предлагает следующее объяснение природы дистанции власти. 1. Культурная дифференциация имеет историческую природу происхождения. Романские и Китайские страны были империями. В течение многих лет вся власть была сосредоточена в центре, откуда и осуществлялось управление. Люди привыкли к большой дистанции власти. В германских странах не было большой дистанции власти. Люди были разделены на множество мелких племен, групп или княжеств. А управление осуществляли местные власти. 2. Существует зависимость между уровнем дистанции власти и географическим расположением страны. Качество жизни в основном определяется доступом к ресурсам. Если ресурсов много, климат хороший, то человек начинает лениться, ему не хочется много работать. Но кто-то должен управлять распределением ресурсов, чтобы все было правильно и справедливо, поэтому для южных стран с теплым тропическим климатом характерна большая дистанция власти. В северных странах совсем иные условия существования. Ограниченность ресурсов и трудные условия способствуют тому, что человеку приходится бороться за свое благополучие. Он много работает и знает, что надо рассчитывать не на власть, а на собственные силы. Поэтому для таких стран характерна маленькая дистанция власти. 3. Также существует корреляция ИДВ и плотностью населения. Чем больше населения в стране, тем больше дистанция власти. Если населения не много, то и власть получить легче, поэтому таким странам присуща небольшая дистанция власти. 4. Последним объяснением культурных различий является зависимость уровня дистанции власти от национального дохода. Чем богаче страна, тем меньше ИДВ. Что характерно для стран с высоким уровнем национального дохода? Это урбанистические страны; здесь сильно развита промышленность, а не сельское хозяйство; больше современных технологий; больше социальной мобильности; лучше образовательная система и больший средний класс. Это приводит к тому, что в таком обществе люди меньше нуждаются в помощи других и человек менее зависит от власти. Следовательно, уменьшается дистанция власти. 1.3. Коллективизм и индивидуализм Ознакомление с культурой коллективизма и индивидуализма хотелось бы начать с рассмотрения следующей ситуации. «Два человека спорят. Один из них утверждает: «Если все люди свободны и поставлены в изначально равные условия, каждый будет заботиться о себе. И все будут знать, что работают на себя. А если каждый будет работать на себя с полной выкладкой, все будут жить хорошо.» (Индивидуализм.) Другой возражает: «Нельзя закрывать глаза на обездоленных людей. Многие не виноваты, что не могут найти себе работу и «место под солнцем» в нынешних условиях. Если мы будем помогать ближнему, всем будет лучше. Важно, чтобы все жили хорошо, даже если это ограничит свободу и самореализацию для кого-то из «новых русских». (Коллективизм.) В зависимости от общества, люди воспринимают себя как индивидов или как членов группы. Индивидуалисты - люди, которые живут в обществе, где собственные интересы преобладают над коллективными. Коллективисты (в данном контексте не имеют отношения к политическим взглядам) - это люди, которые живут в обществе, где интересы группы преобладают над индивидуальными. Таблица 31 В концепции Хофстида индивидуализм характеризует общество, в котором связь между индивидами незначительная: предполагается, что в первую очередь каждый заботится о себе и своей семье. Коллективизм характеризует общество, в котором люди от рождения растут и развиваются в сильных, сплоченных группах. Эти группы заботятся и оберегают своих членов на протяжении всей жизни, в обмен на безоговорочную лояльность [12]. На протяжении всей жизни человек принадлежит к какой-либо группе. Первой группой в нашей жизни является семья, потом школа, университет, рабочий коллектив. И всегда в зависимости от того, к какому типу культуры принадлежит человек, в его поведении превалирует коллективистский или индивидуалистский подход. В результате исследования, проведенного Хофстидом, каждая страна получила оценки степени доминирования ценностей индивидуализма, которые варьируются в интервале от 0 до 100. Данные находятся в табл. 32 [12]. Еще раз подчеркнем, что эти данные, так же как и в случае с индексом дистанции власти, относительны, а не абсолютны. Таблица 32 Индекс индивидуализма наиболее высок для стран Западной Европы (особенно для США, Великобритании) и низок для стран Азии, Африки и Латинской Америки. Интересен тот факт, что почти все сильные и развитые страны имеют большой ИИ, в то время как бедные страны занимают самые нижние позиции. Существует зависимость между уровнем национального дохода и степенью индивидуализма в культуре страны. Также следует отметить, что страны с большим индексом дистанции власти в основном принадлежат к коллективистским, а страны с маленьким ИДВ - к индивидуалистским. Рассмотрим, как формируется личность человека, закладывается система ценностей в рамках семьи, школы и работы. В коллективистских культурах приняты «большие семьи». Это значит, что семья состо-ит не только из родителей, братьев и сестер, но также, например, из бабушек, дедушек, дядей и тетей, прислуги или даже соседей по дому. Поэтому дети редко остаются одни. «Студентка из Африки, которая приехала учиться в бельгийский университет, рассказывала, что это первый раз в ее жизни, когда она находится одна в своей комнате столько, сколько захочет» [12]. В коллективистских обществах людям свойственно заводить родственные связи с людьми, не являющимися их биологическими родственниками, но социально интегрированными в их группы. В некоторых странах (например, в России, Латинской Америке) существует институт крестных родителей, которые автоматически причисляются к родственникам, хотя таковыми и не являются. Таким образом, дети с самого раннего возраста начинают ассоциировать себя с группой. Более того, человек на протяжении всей жизни чувствует эмоциональное стремление находиться в группе, в коллективе. Для культуры индивидуализма характерны «малые семьи», состоящие из родителей и детей (хотя в последнее время в некоторых обществах увеличивается число семей с одним родителем). Остальные родственники живут далеко и редко приезжают в гости. Когда дети вырастают, они довольно быстро отделяются от родителей и строят свои собственные семьи. Совершенно нормальным считается переехать в другой город или даже страну. Довольно часто общение с родителями сводится к минимуму. Все это способствует тому, что человек совершенно не чувствует зависимости от группы. Тип культуры влияет на систему воспитания. В коллективистских семьях воспитывают чувство общего «Мы» («это мы сделали, мы и будем отвечать»). Интересы семьи (а в будущем и любой другой группы) преобладают над личными. Ребенка учат быть лояльным, в обмен на это семья будет о нем заботиться и защищать. Считается, что ребенок хорошо воспитан, если его точка зрения совпадает с мнением группы. Все ответственные решения принимаются на «семейном совете», а не индивидуально. В индивидуалистских семьях детей учат ставить свое «Я» на первое место, развивать свою собственную личность. Ребенка учат добиваться всего самому и отвечать за свои действия («я заслужил это наказание, потому что я поступил плохо»). В индивидуалистских семьях поощряется собственная точка зрения. Человек слаб, если он постоянно придерживается мнения других людей. Также, в зависимости от культуры, в странах по-разному относятся к конфликтам и спорам. В коллективистских странах считается, что спор внутри группы неуместен, потому что в группе изначально должно быть только одно общепринятое мнение, а собственная позиция не так важна. В коллективе стараются избегать конфликтов, поэтому стремятся поддерживать хорошие отношения с окружающими людьми. В обществе коллективистов не принято говорить правду в глаза, это плохой тон. Японцы, например, славятся своей вежливостью. Они избегают прямых высказываний, так как это может привести к конфликту. Вместо категоричного «нет» они скажут «возможно» или «мы подумаем». Также и слово «да» нельзя воспринимать буквально. «Если вы говорите японцу: «Я хочу, чтобы вы одолжили мне сто долларов», он ответит: «Да», не предлагая, однако, вам денег. Он имеет в виду следующее: «Да, я понимаю, что вы хотите занять у меня сто долларов» [1]. В индивидуалистских странах, наоборот, принято спорить. Во- первых, потому что у каждого есть свое мнение, и он его отстаивает. И, во-вторых, потому что «в споре может родиться истина». Конфликты - это естественное и нормальное явление, и они даже полезны. Ребенка в семье всегда учат говорить правду в глаза, открыто высказывать свое мнение, даже если оно нелицеприятно. Считается, что это признак искренности и честности. В коллективистских семьях считается, что денежные средства должны принадлежать группе. Это значит, что человек должен делиться своим заработком, чтобы кормить всю свою семью. В индивидуалистских семьях иное отношение к деньгам. У каждого должны быть свои средства к существованию. Например, дети с раннего возраста начинают понемногу работать, чтобы получить карманные деньги, которыми они сами будут распоряжаться. Во многих странах студенты сами оплачивают свое образование, работая на временных работах и беря небольшие займы. Особенностью культуры коллективизма является потребность в поддержании достоинства (себя и своей группы) в «сохранении хорошего лица» (т. е. быть уважаемым в глазах окружающих). Восточные люди особенно не любят «терять лицо». «Уволенный китаец, например, будет всюду говорить, что он сам отказался от высокооплачиваемой работы, потому что не хотел служить бесчестному хозяину, и его собеседники станут с серьезным видом одобрять его решение, хотя на самом деле всем ясно, что его просто уволили... Токийский полицейский, остановивший иностранца за нарушение правил езды, отпускает его, если тот оправдывается на английском: признание, что он не понимает английского, может нанести урон чести столичного полицейского.» [6]. Это связано с тем, что человек зависит от мнения группы. В индивидуалистском обществе аналогом данной черты является чувство «самоуважения», но каждый сам для себя это определяет, в то время как «лицо» определяет группа. Следующим этапом развития индивидуальных и групповых черт является школа. Образовательная система индивидуалистских стран ориентирована на развитие самостоятельности. Это заметно даже по поведению учеников в классе. Каждый тянет руку и хочет поучаствовать в беседе. Если возник вопрос, надо его задать. Самостоятельность и независимость способствуют тому, что ученики не стесняются выступать перед незнакомой аудиторией, любят споры и открытые дискуссии. Студент должен знать способы и методы получения новых знаний, потому что ему надо будет учиться на протяжении всей своей жизни. Он должен сам научиться справляться с новыми и неизвестными ситуациями. В процессе образования студенту стараются привить навыки, необходимые для карьерного роста и работы в напряженной среде. Образование дается человеку для того, чтобы он научился уверенно стоять на своих ногах. Диплом дает чувство самоуважения и способствует большему благосостоянию. В коллективистской стране ученики не проявляют инициативу в процессе обучения. Они ждут персонального обращения. Студенты стесняются выступать перед большим количеством незнакомых людей (потому что это «не члены группы»), а особенно в отсутствии старшего (учителя, куратора и т. д.). В классе избегают конфликтов и не любят спорить, чтобы не обидеть своего товарища. Цель образования - научить человека, что надо делать в определенной ситуации, акцент делается на теорию. Образовательная система ориентирована на передачу традиций и знаний, необходимых для того, чтобы в дальнейшем быть принятым в группу, стать ее полноценным членом. Считается, что профессионализм приходит с возрастом. Поэтому молодым людям довольно тяжело подниматься по карьерной лестнице. Образование расценивается как единовременный процесс. А диплом является признаком статуса, он создает привилегии и предоставляет больше благ человеку. Статус гораздо важнее, чем профессиональные навыки, поэтому в коллективистских обществах существует практика получения диплома незаконным путем (например, купить). Для стран с культурой индивидуализма характерно беспристрастное отношение учителя к ученику. Каждый ученик - это индивид, и неважно (в отличие от культуры коллективизма), к какой социальной группе он принадлежит. У всех существуют одинаковые права и обязанности. Студенты временно объединяются в группы, в основном для выполнения поставленных задач, а не для поддержания отношений. Любят выполнять индивидуальные задания, потому что каждый отвечает сам за себя. У коллективистов, наоборот, идет разделение на подгруппы по этническому и социальному признаку. В школах, например, принято лояльно относиться к тем ученикам, чьи родители являются преподавателями. Каждый ученик - это член группы. Ученики любят групповые задания, будут чувствовать себя комфортно, если их попросят сформировать небольшие группы из трех человек и подумать в течение нескольких минут над ответом. Доминирование коллективизма или индивидуализма в обществе также влияет на выбор будущей профессии. В коллективистских семьях поощряется, если дети выбирают профессию своих родителей. Это уважение традиций. В обществах с большей степенью индивидуализма дети, вероятнее всего, не будут продолжать занятие родителей и выберут профессию согласно своим личным потребностям и желаниям. После семьи и школы человек переходит на следующий этап культурного программирования - работу. Здесь продолжают формироваться нормы, стандарты поведения и традиции, принятые в обществе. Хофстид выявил, что, выбирая место работы, индивидуалисты и коллективисты обращают внимание на разные «ценности». Для индивидуалиста важно [12]: 1. Личное время. Работа должна оставлять достаточно времени для личной жизни. 2. Свобода. Наличие определенной свободы в выборе собственного подхода к работе. 3. Вызов. От работы человек должен получать чувство самореализации. Для коллективиста важно: 1. Возможность обучения. Получение новых знаний. 2. Хорошие условия на рабочем месте. Наличие вентиляции, освещения, адекватного рабочего пространства и т. д. 3. Применение знаний. Работа, на которой можно полностью использовать имеющиеся знания и умения. В коллективистских обществах на работу берут члена группы. Это могут быть родственники, друзья или друзья друзей, главное - принадлежность к определенному социальному кругу. Работник должен ориентироваться на интересы группы, которые могут не совпадать с его личными потребностями. Отношениям между работником и начальником свойственна эмоциональность. Они подобны семейным, где начальник должен защищать и заботиться о подчиненном в обмен на его лояльное отношение. Мера эмоциональной вовлеченности человека в работу группы может отличаться в разных ситуациях. В организациях принято поощрять и награждать всю группу, а не отдельного человека. В таком обществе человека увольняют крайне редко (работника скорее понизят в должности, чем выгонят с работы), потому что нельзя выгнать члена семьи. В индивидуалистских обществах работника нанимают на основе индивидуальных способностей и умений. «Семейственность» на работе не поощряется. Во многих серьезных организациях есть правило: «если один работник заключает брак с другим работником, то кто-то из них должен покинуть компанию» [12]. Рабочие отношения имеют исключительно деловой характер. Человек эмоционально не зависим от организации. Отношения с начальником имеют контрактную основу, заработная плата выдается согласно выполненной работе. Подчиненные должны проявлять инициативу, ориентироваться как на достижение целей компании, так и на удовлетворение своих собственных потребностей. Законным основанием для увольнения является низкая продуктивность работника или его собственное желание перейти на другую работу. Таким образом, увольнение - это вполне нормальное явление. Ярким примером коллективистской страны является Япония. «Психология коллективизма - фундамент японского менеджмента. Человек только в коллективе видит смысл своего существования. Отчуждение от коллектива воспринимается как смертный приговор. Так «. в концерне «Мауусита Дэнкни» рабочего уволили за распространение в цехе газеты коммунистов «Акахата». Он обратился в суд, по решению суда концерн восстановил рабочего на работу, но подверг его типичному общинному наказанию. У входа на завод, подле проходной, построили домик - однокомнатную будку. Строптивому рабочему было сказано, что отныне его производственное задание - находиться весь рабочий день в будке и ничего не делать. Зарплату он получал исправно наравне с членами его бригады. Через месяц этого работника отправили в больницу с тяжелым нервным расстройством. В отличие от японцев, европейцы и американцы - эгоисты. Они не долго помнят оказанную услугу, сдержанны на похвалу и благодарность, 99, 9 % из них считают, что своим успехом они обязаны только самим себе» [28]. Тщательное соблюдение церемоний в коллективистских странах часто приводит к конфликтам на рабочем месте. Конкретная ситуация. «Рамон, работник одного предприятия в Чикаго, попросил у начальника дать ему внеочередной отпуск, чтобы посетить похороны, которые будут проходить завтра, на что руководитель, Том Долиттл, спросил, кто умер. Рамон ответил: «Мой крестный отец». ТД: «А какие у вас были отношения?». Р: «Он был моим крестным отцом». ТД: «А кто такой крестный отец?». Р: «Это как очень близкий друг». ТД: «Извини, мы даем отпуск на посещение похорон только ближайших родственников - родителей и детей. Такова политика компании». Р: «Но все ожидают, что я приеду. Мы же друзья». ТД: «Извини. Политика компании» [13]. Причиной конфликта являются культурные различия. Рамон - представитель коллективистской культуры. Он привык жить в большой семье, и крестный отец для него такой же близкий родственник, как отец или мать. Руководители-индивидуалисты зачастую не понимают тех семейных причин, по которым их работники, принадлежащие к коллективистским культурам, просят дать им внеочередной отпуск. Они не понимают, что такие семейные праздники, как крещение, замужество и, особенно, похороны, имеют огромное значение, так как подчеркивают принадлежность к группе и их нельзя пропускать. В индивидуалистских странах в таких случаях достаточно просто позвонить и выразить свои соболезнования или поздравления. Еще одним отличием делового общения индивидуалистов и коллективистов является то, что первые ориентируются на выполнение поставленной задачи, а вторые на установление личных отношений. Западный бизнесмен, стремящийся к быстрому заключению сделки с японским или китайским партнером, обрекает себя на неудачу. В восточных обществах сначала надо стать частью группы, ближе познакомиться с деловыми партнерами, с их жизненными ценностями, чтобы в будущем эффективно сотрудничать. Рассмотрим, как культурные различия индивидуализма и коллективизма влияют на поведение человека в бизнесе. Конкретная ситуация. «Небольшая шведская фирма, работающая в сфере высоких технологий, с помощью одного из шведских бизнесменов, работающего на Востоке, установила контакт с такого же рода предприятием в Саудовской Аравии, выполняющей большой правительственный заказ. Это предприятие было основано двумя братьями в возрасте немногим более 30 лет, получившими хорошее образование в британских университетах. Для участия в выполнении работ по правительственному заказу шведская фирма послала в Эр-Рияд одного из своих инженеров по фамилии Йохан- ненсон. В течение двух лет Йоханненсон приезжал к арабским коллегам 6 раз, и между фирмами установились очень хорошие отношения. Все встречи Йоханненсона с братьями - владельцами предприятия проходили в присутствии того шведского бизнесмена, который помог установить первый контакт. Это беспокоило Йоханненсона и его начальство, так как они боялись, что этот бизнесмен может работать на конкурентов. Но арабы настаивали на его присутствии, поэтому ничего нельзя было сделать. На встречах обсуждались не столько деловые вопросы, сколько самые широкие темы, включая искусство. Когда бизнес стал не очень прибыльным, руководство шведской фирмы стало сомневаться в необходимости продолжения сотрудничества, тем более, что поездки Йоханненсона в Саудовскую Аравию обходились достаточно дорого. Внезапно из Эр-Рияда пришла телеграмма, приглашающая Йоханненсона срочно приехать для подписания нового многомиллионного контракта. Приехав, он обнаружил, что его шведский коллега на этот раз отсутствует, однако отношение арабов было весьма дружественное, и договор был подписан. Через несколько месяцев шведская фирма открыла новое подразделение, и Йоханненсон был назначен его директором. В результате он отошел от работы с арабами, а вместо него на эту работу был назначен другой сотрудник. Это был инженер с большим опытом международной работы, и Йоханненсон лично приехал с ним в Саудовскую Аравию и представил его владельцам арабской фирмы. Через неделю после возвращения Йоханненсона из ЭР-Рияда оттуда пришла телеграмма о том, что арабы аннулируют договор по совершенно незначительным причинам. Руководство фирмы обратилось за помощью к Йоханненсону. Тот поехал в Эр-Рияд и быстро всё уладил, потому что арабы поняли, что он является полномочным представителем фирмы. Вследствие этого руководству шведской фирмы пришлось так изменить структуру предприятия, чтобы Йоханненсон одновременно был директором нового подразделения и отвечал за работу с арабскими партнерами, хотя это были две совершенно разные сферы деятельности» [12]. Индивидуализм шведов выражается в том, что они привыкли работать непосредственно с компанией. Считается нормальным, что разные люди постоянно вступают в деловые отношения друг с другом. Упор делается на достижение определенных целей. Индивид эмоционально не зависит от организации. Арабы же работают в группе. Упор делается на принадлежность к коллективу. Каждый воспринимает себя частью группы и ощущает эмоциональную зависимость. Йоханненсон стал членом их коллектива, они хорошо его знают и доверяют ему. Период установления доверительных отношений с Йоханненсоном занял 2 года. Причем отношения были выстроены с конкретным человеком, а не со всей компанией. Новый сотрудник не был «своим», поэтому арабы чувствовали дискомфорт и отказались от сотрудничества со шведами под незначительным предлогом. Следует учитывать, что в зависимости от культуры различаются методы и программы обучения менеджменту, учебные материалы. Менеджмент глубоко национален. В каждой стране существуют свои культурные ценности, которые сказываются на стиле руководства. В Америке, например (стране с самым высоким индексом индивидуализма), было разработано много методик. Но многие из них основаны на четком и правдивом высказывании своих мыслей. А в коллективистских обществах неприемлемо открытое обсуждение проблем, так как это может привести к дисгармонии и унизить работника. В таких обществах существуют более утонченные и менее прямолинейные методы высказывания своих мыслей. Следовательно, американские методики не могут быть применимы в коллективистских странах. Поэтому любое положение менеджмента необходимо рассматривать с точки зрения той страны, где вы работаете. На практике существует большое разнообразие отношений между людьми внутри как индивидуалистских, так и коллективистских обществ. Каждая ситуация индивидуальна. Но в каждом обществе, безусловно, превалируют свои подходы и принципы. И знание основных образцов поведения представителей разных культур поможет в формировании эффективного делового сотрудничества. В табл. 33 [12] представлены основные различия между коллективизмом и индивидуализмом (общие ценности, семья, школа, работа). В 1943 году в США А. Маслоу (1908-1970) создал теорию мотивации человека. До сих пор она является одной из ключевых теорий при обучении менеджменту во многих странах. Но это не означает, что данная методика универсальна. Наивысшей потребностью в индивидуалистском обществе является самореализация. Однако в культуре коллективистов на вершине пирамиды находятся интересы и честь всей группы (что, безусловно, также требует самореализации, но не одного, а всех членов группы). Как было замечено одним американским переводчиком, выражение «doing your own thing» не переводится на китайский язык. Теория Маслоу основана на западном мировоззрении. На Востоке вообще нет эквивалента слову «личность». «Самым близким переводом является «jen» (в современном языке «ren»), что означает «человек» как «человеческая единица»: это не только индивид, но также его внутренняя социальная и культурная среда, и именно это делает существование человека значимым» [12]. К сожалению, на сегодняшний день существует немного таких экономических теорий, которые соответствуют экономике коллективистских стран. В зависимости от типа культуры различают роль государства в стране. В коллективистской культуре государство полностью контролирует экономику страны, а в индивидуалистской культуре роль государства в экономике ограничена. В коллективистском обществе ущемляются интересы граждан в пользу интересов государства, а в индивидуалистском, наоборот, общие интересы уходят на второй план. Коллективизм доказывает необходимость организованного государства, в котором общество или власть, представляющая общество, будет обеспечивать порядок, в то время как индивидуализм придает высшее значение индивидуальности каждого гражданина, настаивая на необходимости саморазвития и свободы в его законных деяниях. Культуры коллективизма и индивидуализма предлагают различные способы преодоления социальных противоречий и совмещения частных и общественных интересов. Несомненно, индивидуализм выглядит привлекательно с точки зрения развития самостоятельности, независимости и индивидуальности личности. В странах с данным типом культуры индивидуализм является стержнем мировоззрения. Большинство американцев уверено, что именно это служит основой величия их страны. С другой стороны, каждый индивид является частью общества и зависит от него. Ничем не ограниченная свобода, индивидуальный выбор, эгоистические мотивы - все это приводит к нарушению дисциплины, одиночеству и, как следствие, стрессам. Нет культур плохих или хороших, просто в каждой культуре есть свои особенности. Индивидуалистские ценности Запада не получили широкого развития в восточных странах по ряду причин. Таблица 33 Во-первых, из-за уровня национального благосостояния. Считается, что чем богаче страна, тем свободнее ее жители (как в социальном, так и в психологическом плане). Автомобили, телевизоры, телефоны, всевозможные виды услуг и богатый ассортимент товаров - все это позволяет человеку делать то, что он хочет, не зависеть от окружения. Во-вторых, уровень индивидуализма зависит от темпов прироста населения (как известно, на Востоке сейчас продолжается демографический взрыв). Большие семьи характерны для культуры коллективизма, когда дети растут в группе. В маленьких семьях условия позволяют воспитывать ребенка с ориентацией на собственные интересы. В-третьих, географическое положение оказывает влияние на культуру общества. Как и в случае с уровнем дистанции власти, уровень индивидуализма зависит от климата в стране. В северных регионах человеку приходится выживать за счет собственных сил, не рассчитывая на поддержку окружающих, что характерно для культуры индивидуализма. И, наконец, исторический фактор также является причиной культурных различий. Конфуцианство (возникло в VI в. до н. э.) является стержнем культуры стран Восточной Азии, оно основано на уважении, почтении окружающих и соблюдении групповых интересов. С другой стороны, несколько столетий назад люди в странах Восточной Европы, Австралии или Северной Америки покидали обжитые земли и устремлялись в новые страны, чтобы избавиться от нужды и добиться успеха. Там каждый был сам за себя и отстаивал свои интересы. Поэтому развивались индивидуалистские черты характера. Многие культурные конфликты основаны на разнице индивидуалистских и коллективистских подходов. В табл. 34 [12] представлены основные различия между коллективизмом и индивидуализмом в области политики и идеологии. Ознакомление с культурой других стран позволит избежать конфликтов при общении и добиться успеха в деловом сотрудничестве. Таблица 34 1.4. |