Фил. Исследование первоначала исторического бытия
Скачать 18.96 Kb.
|
Биография Лев Платонович Карсавин родился в 1882 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным танцовщиком Мариинского театра. Мать была двоюродной племянницей основателя славянофильства Хомякова. Она надеялась, что через нее сын унаследует гены великого родственника. Окончив гимназию с золотой медалью, поступил на истфил в Петербургский университет. Будучи студентом, в 1904 году женился. После окончания университета сразу пошел преподавать в гимназиях. Получил двухгодичную заграничную командировку и там занимался в библиотеках. По итогам написал два больших сочинения: «Очерки религиозной жизни в Италии в 12-13 веках» и «Основы средневековой религиозности в 12-13 веках, преимущественно в Италии». В 1922 Карсавина выслали из страны с большой группой русских философов. В историю это событие вошло как «философский пароход». Сперва он обосновался в Берлине. Там выходят книги «Философия истории», «Диалоги», философская биография «Джордано Бруно». В 1926 году в Литве премьер-министром стал Вольдемарас, бывший приват-доцент Бестужевских курсов в Петербурге. В 1927 году Карсавин призван в Каунасских университет на кафедру всеобщей истории. После включения Литвы в состав СССР он был отстранен от преподавания и временно занимал должность директора Вильнюсского художественного музея. В начале 1948 года Лев Платонович был арестован. В следственной тюрьме в Ленинграде у него начался туберкулез. После суда Карсавин был переведен в лагерь инвалидов Абезь. 20 июля 1952 года Карсавин умер в лагерной больнице. Могу удалось найти только в 1989 году. «Философия истории» Карсавин разделяет Философию истории на 3 задачи:
Философия истории ограничивает себя первой задачей, поэтому она теория истории (теория истории бытия и теория истории знаний). Философия истории преследует решение второй задачи, оно – философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». В области третей задачи философия истории представляется как «метафизика истории»(конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей). Карсавин писал, что всякий теоретик истории должен выявить:
Под «развитием» Карсавин понимает процесс, в котором некоторое «целое» постоянно изменяется, «постоянно становится качественно различным, тогда как становление происходит изнутри, из самого себя, а не через дополнения чем-то извне». Развитие субъекта – это переход от одного из его аспектов к другому, обусловленный диалектической природой самого субъекта, а не воздействием извне. С точки зрения Карсавина, всякий исторический индивидуум (личность, семья, нация и т.п.) является сам по себе всемирным целым в одном из своих единственных, неповторимых аспектов. Таким образом, сфера исторического бытия состоит из субъектов, взаимно проникающих друг в друга и, тем не менее, развивающихся свободно, поскольку в любом из них содержится все в зародышевой форме и между ними нет никаких внешних отношений. Это приведет к заключению, что они являются важными для методологии истории. Карсавин отвергает в историческом исследовании концепцию причинности, рассматривая ее как внешнее влияние. Для методологии истории имеет большое значение аргумент Карсавина о том, что «все новое в историческом процессе всегда возникает из небытия, иначе оно не было бы новым». В силу этого аргумента Карсавин отвергает генетическое объяснение, которое сводит новое к перекомбинации старого, как это сделано, например, в попытке «вывести» христианство из «синтеза иудейской и эллинистической культуры». Некоторые исторические объекты могут быть определенно размещены в иерархическом порядке один за другим; таковы, например, индивидуум, семья, нация, цивилизация, человечество, мир. Карсавин считает, что можно различать следующие периоды в эмпирическом развитии любой исторической индивидуальности:
Цель развития есть реализация космического всеединства твари как абсолютной индивидуальности. В эмпирическом мире эта цель недостижима; она реализуется в сверхэмпирическом порядке, поскольку абсолют как абсолютная благость передает себя полностью миру, спасает мир через воплощение и делает его совершенным. Таким образом, весь исторический процесс является божественно человеческим. Совершенство – не хронологический конец развития; с точки зрения несовершенного субъекта, идеальное всегда находится перед ним и вечно реализуется «в бесконечном числе индивидуализаций, но это ни в малейшей степени не препятствует идеальному быть также некоторой реальностью, более высокой, чем аспект становления, который оно содержит, или выше, чем эмпирический исторический процесс. Таким образом, концепция развития Карсавина резко отличается от позитивистской концепции прогресса. Во всеединстве любой момент развития признается качественно равноценным любому другому и ни один не рассматривается просто как средство или стадия перехода к решающему концу; эмпирически моменты имеют различную ценность в соответствии со степенью, до которой всеединство раскрывается в них. История любого индивидуума содержит момент самого полного раскрытия всеединства, являющегося апогеем его развития. Критерий для определения момента этого апогея может быть найден путем исследования религиозного характера данного индивидуума, имея в виду его «специфическое отношение к абсолюту» (к истине, добродетели, красоте). Поскольку историческое развитие как целое есть божественный человеческий процесс, критерий его приближения к идеалу должен быть найден в личности, наиболее полно выражающей абсолют в эмпирической сфере, а именно в Иисусе. Вся история человечества – это «эмпирическое становление и гибель земной христианской Церкви». Поэтому историческая наука, по мнению Карсавина, должна быть религиозной и, более того, православной. |