Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 2 Результаты контрольного этапа эксперимента. Диагностика музыкальных способностей и навыков детей, посещающих хоровой класс

  • ПРИЛОЖЕНИЕ Примерный перечень музыкальных произведений для диагностики эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста

  • Анкета для родителей учащихся младшего хора

  • Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеИсследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора
    Дата27.01.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDiagnostika_muzy_kl_ny_x_sposobnostej.docx
    ТипИсследование
    #908175
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Контрольный эксперимент проводился с октября по май 2015 года.

    Цель этого этапа эксперимента – проверить обеспечивает ли сформированный методический комплекс наиболее успешное формирование и развитие музыкальных способностей детей. Для того, чтобы проследить за динамикой музыкального развития учащихся, нами была вновь проведена диагностика музыкального способностей детей в экспериментальной и контрольной группах.

    Таблица 2

    Результаты контрольного этапа эксперимента.

    Диагностика музыкальных способностей и навыков детей, посещающих хоровой класс,

    мaй2015 г. (в %)

    Компоненты музыкальных способностей

    Контрольная группа

    Экспериментальная

    группа

    высокий

    средний

    низкий

    высокий

    средний

    Низкий

    Звуковысотное чувство

    25

    63

    12

    37

    63

    0

    Динамическое чувство

    38

    50

    12

    49

    38

    0

    Чувство ритма

    50

    50

    0

    37

    63

    0

    Чувство метра

    50

    38

    12

    50

    50

    0

    Восприятие музыки

    12

    75

    13

    50

    38

    12


    Из приведенной выше тaблицы 2 можно судить oб эффективности примененного нами методического комплекса.

    В результате проведенной диагностики стало очевидно, что экспериментальная группа показала результаты значительного выше, чем контрольная группа. Уровень музыкальных способностей учащихся экспериментальной группы по сравнению с начальными данными эксперимента намного возрос. У большинства детей этой группы устойчиво развивались все компоненты музыкальных способностей. Следствием этого мы уверенно можем считать возросшую степень интереса у младших школьников к хоровому исполнительству и в связи с этим значительное улучшение результатов занятий. Необходимо отметить отметить, что такие результаты были достигнуты нами всего лишь за один год.

    Динамику развития у детей музыкального восприятия, интонации звуковысотного и ладотонального слуха можно проследить приведенной диаграмме.

    P ис. 2. Диаграмма контрольного среза: диагностика музыкальных способностей и навыков дeтeй в мае 2015 г.
    Мы видим, что проведенный педагогический эксперимент способствовал в экспериментальной группе более успешному формированию музыкально-двигательных навыков. Сравнивая данные экспериментальной и контрольной групп, мы мoжeм утверждать, что хоровое пение пo своему эмоциональному воздействию нa дeтeй является эффективным фактором в paбoтe пo развитию музыкальных способностей.

    Выводы по второй главе

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий этап , позволивший идентифицирующий первоначальный уровень развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста, апробировать разработанную педагогическую модель; формирующий этап характеризовался развитием компонентов музыкальных способностей детей на занятиях хорового класса, контрольный этап, на котором была оценена результативность различных видов работы педагога в развитии музыкальных способностей по итогам проведенной диагностики музыкальных способностей и навыков детей посещающих занятия хора.

    Мы видим, что проведенный педагогический эксперимент способствовал в экспериментальной группе более успешному формированию музыкально исполнительских навыков. Сравнивая данные экспериментальной и контрольной групп, мы можем утверждать, что хоровое пение по своему эмоциональному воздействию на детей является эффективным фактором в работе по развитию музыкальных способностей: стимулирование познавательной активности, формирование музыкального мышления, раскрытия творческой индивидуальности.



    Выводы по второй главе:

    1. составлена характеристика основных методических подходов к проблеме развития музыкальных способностей

    2. Выявлена роль взаимосвязи видов работы педагога хорового класса в развитии музыкальных способностей

    3. Проанализированы методы проведения диагностики музыкальных способностей младших школьников

    4. Проведено опытно-экспериментальное исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора


    Заключение

    Психодиагностика в настоящее время становится неотъемлемой частью педагогической психологии, инструментом целесообразной профессиональной деятельности педагогов, работающих в системе дополнительного образования. Музыкально-педагогическая практика давно нуждается в таком диагностическом инструментарии, который позволял бы компенсировать пробел в возможности объективного измерения как уровня музыкального развития ребенка в целом, так и отдельных структурных компонентов музыкальных способностей. Это позволит педагогу не только научно обоснованно определять тактику развития музыкальных способностей ребенка, но и видеть их место в построении стратегии общего развития личности.

    Безусловно, использование диагностических методов в педагогической практике музыкального воспитания требует хорошей психологической подготовки специалиста. Психологическая компетентность и профессионально-педагогическая креативность специалиста способны выступить гарантом научно обоснованного и педагогически целесообразного использования диагностических тестов в построении личностно-ориентированных программ воспитания музыкальной культуры как системы эмоционально-ценностных ориентаций личности ребенка. Положительным моментом музыкально-диагностической программы является то, что принципы ее построения позволяют педагогу анализировать источники ошибок в ходе образовательного процесса.

    Предложенный комплекс тестов изучения музыкальных способностей ребенка может выполнять и функцию тренировки искомых свойств личности, разумеется, при постановке уже не столько диагностических, сколько педагогических задач по развитию психологических свойств и личностных качеств человека.

    Вместе с тем представленную здесь попытку построить комплексную модель изучения музыкальности следует рассматривать лишь как первый шаг в построении полноценной диагностики музыкальных способностей личности.

    Очевидно, что эмоционально-музыкальная отзывчивость как центральная структурная характеристика музыкальности проявляется у каждого человека, но степень постижения, глубина переживания и тонкость понимания всех сторон музыки субъективно -вариативна у разных людей.

    И это различие будет определяться, прежде всего, врожденными способностями личности (ее темпераментом, типологическими свойствами нервной системы) и индивидуальным опытом социальных условий жизнедеятельности человека, мерой его психологической культуры, в том числе и степенью готовности ребенка к деятельности слушателя, исполнителя, творца. При этом следует подчеркнуть, что восприятие и глубокое понимание, образная интерпретация музыки доступна каждой психологически здоровой личности.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Структура музыкальных способностей детей младшего школьного возраста включает: ладовое чувство, музыкальная память, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, темпо-ритмический слух, эмоциональная отзывчивость, как важнейший компонент

    2. Модель диагностики музыкальных способностей детей младшего школьного возраста включает в себя следующие компоненты:

    - определение степени выраженности структурных компонентов музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста,

    - установление взаимосвязи между отдельными личностными особенностями ребенка и условиями музыкального образования, которые могут повлиять на обеспечение успешного развития музыкальных способностей и интеллекта в целом

    3. Педагогические подходы на современном этапе: использование принципов комплексного воспитания, единая направленность, цельность и системность работы. Обучение должно быть развивающим ,а учебная деятельность творческой.

    Литература


    1. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа конспект / Э.Б. Абдуллин. - М.: Профессия, 1996. -С. 15-16.

    2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Б.Г.Ананьев — М.: Академия педагогических наук, 1958. 140с.

    3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей/В.П. Анисимов-М.:Владос,2004,172с.

    4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности//Апраксина О.А.// Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 10-М.: Музыка,1975.-20 с.

    5. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. - М.: 1974.- С. 90-128.

    6. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева-М.: 1977. 184с.

    7. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. / А.Д. Артобалевская. М.: Сов.композитор, 1974. - 101с.

    8. Баренбойм Л.А. Путь к музицировании/Л.А. Баренбойм .Л.: Советский композитор, 1979. — 352 с.

    9. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие школьников/ В.К. Белобородова. М.: Педагогика ,1975.- 160с

    10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. М.:1998. - 102с.

    11. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 94-100.

    12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих специальностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д.Б. Богоявленская. М.:, 2002. - 345с.

    13. Большой толковый словарь русского языка/ под ред. С.А. Кузнецова. М.: 2000. – C.156

    14. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев М.: ИН РАН. - 1997. - 352с.

    15. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка /Н.А.Ветлугина.- М.:Просвещение, 1968 -415с.

    16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.- Спб.: 1997.- 96с.

    17. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966 №6. - С.75.

    18. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: Избр. Психологические труды / Л. С. Выготский. — М.: 1956.-С. 449.

    19. Гилельс Э.Г. О моем педагоге / Э.Гилельс //Советская музыка. -1964. -№10. С.152-160.

    20. Голубева Э.А. Комплекс исследований способностей // Вопросы психологии. 1986.-№5. С. 18-30.

    21. Готсдинер A.Л. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер — М.: Просвещение, 1983.- 190с.

    22. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения / В.В. Давыдов. М.: 1986. - 64с.

    23. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении. // Прикладная психология. — 1998. -№3. с. 24—32.

    24. Ильина Г.АК вопросу о механизме музыкального переживания/Г.А.Ильина ,С.Д.Руднева // «Вопросы психологии». — 1971, № 5. – С. 66-74.

    25. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская М.: 2004. - 496с.

    26. Клименко В.В. Психологические тесты таланта / В.В. Клименко. -М.:Кристалл. 1996. - 414с.

    27. Кульневич С.В. Педагогика личности: Учебное пособие / С.В.Кульневич.-М:. 1995.- 167с.

    28. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности / Н.С. Лейтес. М.:1960.-67с.

    29. Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях/ в кн.:Психологическая наука в СССР, М., 1960.

    30. Леонтьев А.Н. О формировании способностей /А.Н. Леоньтьев. // Вопросы психологии. 1960 - №1. С. 7-17.

    31. Маслоу А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. // Вестник Московского университета. Сер.7.: Философия. 1991. - №3. - 97с.

    32. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия/Е. В. Назайкинский.-М.: Музыка,1972.-384 с.

    33. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога/Г.Г. Нейгауз.5-е изд.-М.:Музыка,1988.-240 с.

    34. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология/ Г.П. Овсянкина.-С.Петербург.2007.-240 с.

    35. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим — Бада. -М.: 2003. С.224.

    36. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. — М.:1997.- 384 с.

    37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.

    C. Петербург. 2000. - 720с.

    1. Рустамова И.Т. Диагностика музыкальной одаренности учащихся / И.Т. Рустамова // Актуальные вопросы анализа объектов многомерной сложности: Сборник статей. Томск, 2005. - Вып.2. - С. 120-146.

    2. Сухомлинский, В.А. Избр.произведения. В 5-ти томах. / В.А. Сухомлинский. Киев: Радянска школа, 1980. Т.5.- с. 127-144.

    3. Сухачева Э.А. Музыкальная одаренность как педагогический феномен / Э.А. Сухачева// Современные наукоемкие технологии.- 2008—№5 С. 130-132.

    4. Сухачева Э.А. Педагогические условия развития музыкальной одаренности в начальной школе музыкального колледжа / Э.А. Сухачева // Школа, государство и общество: материалы международной научно-практической конференции. Пенза, 2008. - С. 131-133.

    5. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. -М.: 1988. 145с.

    6. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов.- Изд. АПН РСФСР М.: 1947. 335с.

    7. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер. //Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: 1997 125с.

    8. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. М., 1994. - 384с.

    9. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Щадриков. -1984.-87с.

    10. Шадриков, В. Д. О содержании понятий «способности и «одаренность» / В.Д. Шадриков // Психол. Журнал. 1982 - №5. - С.3-10.

    11. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха/ Г.И. Шатковский. М.:1996.-184с.

    12. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: Автореф.дис.канд. пед. Наук. М, 1999.43с.

    13. Щебланова Е.И. Современные люнгитюдные исследования одаренности / Е. И. Щебланова //Вопросы психологии 1994. - №:41. С.134-140.

    14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. М.: Москва - Воронеж, 1995. - 416 с.

    15. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б.Л. Яворский. -М.: 1972.-С.115-132.


    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Примерный перечень музыкальных произведений для диагностики эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста

    1. В. Котельников «Колыбельная»;

    2. А. Хачатурян «Андантино»;

    3. С. Прокофьев «Сказочка»;

    4. Р. Шуман «Хорал»;

    5. Р. Шуман «Шахерезада»;

    6. Г. Свиридов «Колыбельная песенка»;

    7. К. Тушинок «Я играю блюз»;

    8. А. Гречанинов «Марш»;

    9. К. Тушинок «Великан»;

    10. К. Тушинок «Менуэт слонов».

    11. Г. Свиридов «Грустная песня»;

    12. А. Гречанинов «Недовольство»;

    13. Ю. Штуко «Ночное шествие»;

    14. С. Прокофьев «Раскаяние»;

    15. А. Хачатурян «Лядо серьезно заболел»;

    16. Р. Шуман «Первая утрата»;

    17. С. Прокофьев «Траурное шествие»;

    18. С. Майкапар «Похоронный марш».

    19. Вектор 3

    20. Г. Свиридов «Дождик»;

    21. К. Тушинок «Цветной дождь»;

    22. С. Прокофьев «Пятнашки»;

    23. Г. Свиридов «Попрыгунья»;

    24. Г. Свиридов «Парень с гармошкой»;

    25. Р. Шуман «Солдатский марш»;

    26. С. Прокофьев «Марш»;

    27. Р. Шуман «Охотничья песенка»;

    28. К. Тушинок «Фанфары».

    29. Вектор 4

    30. С. Майкапар «Тревожная минута»;

    31. К. Тушинок «Сердитый медвежонок»;

    32. Г. Свиридов «Упрямец»;

    33. А. Хачатурян «Сегодня запрещено гулять»;

    34. А. Хачатурян «Две смешные тетеньки поссорились»;

    35. Г. Свиридов «Колдун».



    Анкета для родителей учащихся младшего хора

    (выявление взаимосвязи между развитием музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста и музыкальностью родителей)

    1.Любят ли музыку в вашей семье? Часто ли звучит она в Вашем доме?

    2.Каковы Ваши музыкальные предпочтения? (классическая, популярная, рок, народная, духовная музыка и т.д.)

    3. Посещали ли Вы вместе с ребенком какие либо музыкальные концерты, театральные представления ( если «да», то какие)?Опишите реакцию ребенка.

    4.Интересуетесь ли Вы событиями в мире музыки? Есть ли у Вас любимые произведения, композиторы?

    5.Обучался ли кто –то из членов Вашей семьи музыке?

    6.Имеется ли в Вашем доме какой либо музыкальный инструмент?(если «да», то музицирует ли кто –нибудь в присутствии ребенка? Какова его реация?)

    7.Как Вы думаете, любит ли Ваш слушать музыку?(если «да», то какую?)

    8. Пели ли Вы своему ребенку колыбельные песни? Как реагировал малыш?

    9. Подпевает ли Ваш ребенок, стремится ли запомнить понравившуюся мелодию, просит повторит?

    10.Любит ли Ваш ребенок двигаться под музыку, какова его реакция на ритмичную, подвижную? Меняется ли его настроение а зависимости от характера звучащей музыки?

    11.Любит ли Ваш ребенок исполнять музыку самостоятельно, стремится ли выступать публично?

    12.Проявляет ли ребенок какие либо элементы музыкального творчества? (рисует содержание музыкального произведения, поёт, таецует, стчиняет что то своё).

    13.Музыкален ли ребенок на Ваш взгляд? Обоснуйте своё мнение?






    1 У младших школьников психологи отмечают своеобразную «импульсивность», бесконтрольность

    эмоциональных состояний

    2 Предпочтение отдается тем словам, которые обобщают живые образы

    3 Ксензова Г.Ю. Перспективные технологии образования. – М.,2001.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта