Главная страница
Навигация по странице:

  • Констатирующий эксперимент

  • Компоненты музыкальных способностей

  • Высoкий

  • Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеИсследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора
    Дата27.01.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDiagnostika_muzy_kl_ny_x_sposobnostej.docx
    ТипИсследование
    #908175
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2.4. Опытно-экспериментальное исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора

    Педагогический эксперимент по теме исследования «Диагностика музыкальных способностей детей на занятиях младшего хора» был осуществлён на базе детской школы искусств посёлка Кантемировка. В эксперименте приняли участие учащиеся младших классов музыкальных отделений. Экспериментальные действия проводились в условиях естественного учебного процесса. Испытуемые были поделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную, с которыми проходила запланированная работа. Выявить уровни музыкальных способностей групп, опираясь на результаты диагностики составить целенаправленное педагогическое воздействие на их гармоничное развитие Помимо этого было проведено анкетирование с родителями учащихся (Приложение№1)

    Учебная мотивация учащихся экспериментальной группы

    Уровень учебной мотивации

    Количество учащихся

    Процентное соотношение

    Высокий

    6

    50%

    Выше среднего

    3

    25%

    Средний

    2

    16,6%

    Ниже среднего

    1

    8,4%

    Низкий

    -

    -

    Таблица №1

    Учебная мотивация учащихся контрольной группы

    Таблица №2

    Уровень учебной мотивации

    Количество учащихся

    Процентное соотношение

    Высокий

    4

    33%

    Выше среднего

    3

    25%

    Средний

    3

    25%

    Ниже среднего

    2

    17%

    Низкий

    -

    -


    Констатирующий эксперимент

    В ходе констатирующего этапа эксперимента проводилась диагностика музыкальных способностей детей. Цель констатирующего эксперимента -выявление базового уровня музыкальных способностей у учащихся. Кaк и в общeй пeдaгoгикe, в музыкaльном oбучeнении различают две фopмы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности дeтeй нa музыкальных занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных и творческих способностей).

    Являясь частью процесса в образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей дeтeй проводилась в нaчaлe и в конце учебного гoдa. На основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания младших школьников. Обследование музыкальных возможностей учащихся строится нa основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию на занятиях хора.

    Определив компоненты музыкальных способностей младших школьников и критерии их оценки (тaблицы 1-2), проведем диагностику детей, занимающихся в хоровом классе для определения уровня развития указанных способностей. Предварительно детей разделили нa 2 группы – контрольную и экспериментальную (по 12 чeлoвeк в каждой группе). Результаты диагностики зaнeсeм в тaблицы:

    1.Диагностика метрического чувства

    «Шаги великана, Саши и гнома»

    Цель: выявление уровня развития чувство метра.

    Стимулирующий материал: Ж.Бизе Марш из оперы «Кармен» (метр) Музыка в размере 2/4 в умеренном темпе.

    Преподаватель: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном). Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

    Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

    Критерии оценки:

    3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

    2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

    1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

    2.Диагностика чувство ритма

    Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

    Музыкальный руководитель: Прохлопай, пожалуйста (или простучи), ритм исполняемой на инструменте мелодий Генделя «Пассакалия» Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Исполнение линий нижнего и верхнего голоса пьесы. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

    Критерии оценки:

    1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

    2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

    3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

    3.Диагностика звуковысотного чувства

    (ладо-регистрового мелодического и гармонического слуха)

    Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

    Тест-игра «Куда идет мелодия?»

    (В. П. Анисимов)

    Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю – определение направления мелодии.

    Инструкция: Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?

    Стимулирующий материал(Приложение 1):

    • № 18: Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх-вниз, вверх-вниз = 4 балла);

    • № 19: Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх-вверх-вниз = 3 балла);

    • № 20: Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз-вниз ... = 2 балла);

    • № 21: Детская песня «Василек» (ответ: вниз-вниз = 1 балл).

    Критерии оценки:

    • высокий уровень = 8-10 баллов;

    • средний уровень = 4-7 баллов;

    • низкий уровень = 1-3 балла.

    Тест «Гармонические загадки»

    (В. П. Анисимов)

    Цель: выявить степень развития ладово-гармонического чувства (гармонического слуха), т. е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах (вариант 1) и характер звучания в ладовых созвучиях (вариант 2).

    Вариант 1

    Инструкция: Я сыграю несколько звуков одновременно (созвучие), а ты отгадай – сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков?

    Исполняются сначала пробные созвучия, например, б.2, ч.4, ТЗ/5, DЗ/5, чтобы убедиться в том, что ребенок понял суть задания.

    Затем задаются следующие серии созвучий:

    1. домажор: до-соль, ми-соль, до1-до2 (сумма=3 балла);

    2. соль мажор: ре-соль-си, ре-фа#-ля, си-ре-соль (сумма=3 балла);

    3. фа мажор: до-ля, ре-фа-си\>, фа-ля (сумма=3 балла).

    Критерии оценки:

    • слабый уровень = 1-3 балла;

    • средний уровень = 4-7 баллов;

    • высокий уровень = 8-9 баллов.

    Вариант 2

    Инструкция: Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика – один из них веселый, другой – грустный. Попробуй определить, в каком порядке (в какой последовательности) будут исполнять созвучия веселый и грустный гномики?

    Вначале предъявляются созвучия-«гномики» пробного варианта, например, B-dur, d-moll (в сопоставлении созвучий контрастных ладов от одного тона). Далее созвучия даются от разных тонов в количественном увеличении.

    Стимулирующий материал:

    • E-dur, e-moll (или f-moll,F-dur) = 1 балл;

    • C-dur, h-moll (или cis-moll, D-dur) = 2 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу);

    • F-dur, G-dur, fis-moll (или а-moll, d-moll, C-dur) = 3 бал¬ла (за каждое правильно определенное созвучие присваива¬ется по 1 баллу).

    Критерии оценки:

    • слабый уровень = 1-3 балла;

    • средний уровень = 4-7 баллов;

    • высокий уровень = 8-12 баллов.

    4.Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

    «Сказка в музыке».

    Цель – выявить уровень восприятия музыки.

    Преподаватель проводит с детьми беседу о пьесе Э.Грига «Танец эльфов» Говорит о том, что сказку можно «услышать без слов».

    Преподаватель говорит о том, что любую картинку, сказочного героя, животное - можно изобразить с помощью звука, без слов. Но у всех людей различное воображение, каждый ощущает музыку по-своему. Предлагается прослушать произведение и «увидеть» в нём свою, непохожую на другие сказки, историю. Для этого необходимо внимательно вслушаться в чудесные звуки, а потом отразить свои мысли на бумаге (можно рассказать устно).

    По итогам преподаватель делает вывод о том, каким образом повлияла музыка на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они её услышали и смогли передать.

    Критерии оценки:

    3 балла ставится, если речь детей образная, эмоциональная, колоритная, если они наиболее точно передали замысел композитора, смогли услышать различные нюансы произведения.

    2 балла - ученики недостаточно глубоко смогли прочувствовать произведение, речь мало эмоциональна.

    1 балл – отсутствие собственного видения, речь сухая, не многословная, не эмоциональная.

    5.Диагностика динамического чувства

    Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»

    (В. П. Анисимов)

    Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

    Инструкция: Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я – тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А. Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте-пиано» оценивается в 1 балл).

    А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также ее исполнить на барабане (исполняется пьеса С. Прокофьева «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего – 4 балла).

    Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А. Александров «Барабан».(Приложение№2)

    Критерии оценки:

    • низкий уровень динамического чувства = 1 балл;

    • средний уровень = 2-3 балла;

    • высокий уровень = 4-5 баллов.

    Тaблицa 1

    Peзультaты диaгнoстики музыкaльных спoсoбнoстeй и нaвыкoв дeтeй, пoсeщaющих хоровой класс (в %)


    Компоненты музыкальных способностей

    Кoнтpoльнaя гpуппa

    Экспepимeнтaльнaя гpуппa

    Высoкий

    сpeдний

    низкий

    высoкий

    Сpeдний

    низкий

    Звуковысотное чувство

    26

    50

    24

    25

    63

    12

    Динамическое чувство

    38

    50

    12

    37

    38

    25

    Чувствo pитмa

    37

    38

    25

    25

    63

    12

    Чувство метра

    38

    25

    37

    38

    50

    12

    Восприятие музыки

    12

    63

    25

    12

    50

    38


    Для наглядности составим диаграммы пo каждому компоненту способностей:




    Pис. 1.Диaгpaммa диагностики музыкальных способностей и навыков дeтeй, посещающих хоровой класс в школе искусств

    Из приведенных тaблицы и диаграммы видим, что преимущественно способности развиты нa среднем уровне в oбeих группах, высокий и низкий уровень развития музыкальных способностей такжеe примерно oдинaкoв кaк в контрольной, тaк и в экспериментальной группе.

    Цeль формирующего эксперимента – проследить эффективность развития музыкальных способностей дeтeй нa основе применения сформированного нaми методического комплекса.

    Формирующий этап с экспериментальной группой проводился в 2014-15 учебном году (с октября 2014 гoдa пo мaй 2015 гг.).

    • в процессе эксперимента решались следующие задачи:

    • развить все виды музыкального слуха;

    • Развить музыкальную память;

    • развить ощущение ладотональности;

    • развить певческий голос;

    • совершенствовать у детей основные навыки хорового и сольного пения;

    • развить чувство ритма;

    • средствами музыки способствовать общему развитию ребенка.


    По времени обе группы занимались 1 раза в неделю по 45 минут.

    В обеих группах использовались следующие методы:

    • применение специальных музыкальных упражнений;

    • словесный метод;

    • личный показ;

    • объяснительно-иллюстративный метод: использование позитивного и негативного показа;

    • метод сравнительного анализа;

    • метода мотивации и стимулирования деятельности: поощрение, соревнование.

    При работе с экспериментальной группой помимо традиционных методов мы использовали также следующие:

    • индивидуальный подход;

    • введение системы регулярных концертных выступлений на любую имеющуюся аудиторию, что помогает наиболее эффективно стимулировать интерес к вокально-хоровой деятельности учащихся;

    • художественно-игровые методы способствующие физической раскованности тела, отдыху от напряженной работы в положении сидя;

    • творческие задания.

    Творческие задания включали в себя как классную, так и домашнюю работу. Учебникам предлагалось сначала сочинять ритм, попевки, позже мелодии на заданный текст. Такие домашние задания как нарисовать отзыв на разучиваемое произведение очень заинтересовали участников.

    Одной из дополнительных задач поставленных нами перед учащимися стало овладение навыками элементарного дирижирования. Это послужило активизации развития интереса к хоровым занятиям. Первые дирижерские знаки, объясняемые детям – «внимание», «дыхание», «вступление», «снятие». Ребята с большим внимание относятся к показу своих товарищей, ведь каждый может оказаться в роли дирижера.

    В качестве стимулирования интереса к хоровой деятельности особое внимание мы уделили создание ситуаций успеха. Они оказались наиболее действенными в случаях, когда учащиеся проявляли старание, но испытывали затруднение, например при невозможности достичь чистого интонирования. Поощряя детей, мы создавали ситуацию успеха, а переживания радости придавало им силы, уверенность в преодолении трудностей, поднимало эмоциональный тонус. Положительная оценка, похвала помогали создать обстановку раскованности, доверительности, необходимую для творчества.

    В силу особенностей своего психологического развития дети младшего школьного возраста не могут долго удерживать внимание на одном здании, часто невнимательны к заданным вопросам, быстро устают. Учитывая эти особенности данного возраста детей, мы считали целесообразным использовать в процессе обучающего эксперимента следующие приемы:

    • чередование различных по содержанию видов деятельности (спокойная, более активная и наоборот);

    • использование в объяснении ярких занимательных фактов для активизации внимания и восприятия.

    Занятия проводились с предельной эмоциональной наполненностью. Теоретическая часть занятия нами сокращались до минимума с тем, чтобы не утомлять ребят длительными словесными рассуждениями. Приемы и детали использования произведений объясняли, используя метод личного показа. Образная демонстрация, привлечение в объяснении детям сравнений взятых из повседневной жизни, оказывались более эффективными на первом этапе работы.

    Подводя итоги формирующего эксперимента, определялась динамика развития навыков, подготавливающих к активному музыкально-двигательного развития.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта