Главная страница

Курсовая работа №1. Электронный учебник.. курсовая текст. Исследование задачи 7 3 Разработка задачи 11 Заключение 22 Список используемых источников 23


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеИсследование задачи 7 3 Разработка задачи 11 Заключение 22 Список используемых источников 23
АнкорКурсовая работа №1. Электронный учебник
Дата11.09.2022
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая текст.docx
ТипИсследование
#671225







Содержание


Введение 5

1 Постановка задачи 6

2 Исследование задачи 7

3 Разработка задачи 11

Заключение 22

Список используемых источников 23

Введение


Актуальность темы: постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности.

Электронный учебник — имеет удобную навигацию обеспечивает перемещение по темам курса; содержит терминов, которые употребляются в тексте учебника.

Целью данной курсовой работы является разработка модели электронного учебного издания как элемента образовательной среды. Таким образом, в данной работе объектом исследования являются автоматизированные обучающие системы. Данная модель будет разработана с помощью языка программирования высокого уровня C++ Builder (Embarcadero RAD Studio XE2).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить литературу по теме курсовой работы;

  2. определить требования к электронным образовательным ресурсам;

  3. выбрать наиболее подходящие средства реализации;

  4. спроектировать структуру и создать дизайн электронного учебника;

  5. систематизировать, оцифровать, и структурировать собранный материал;

  6. наполнить содержанием структуру электронного образовательного ресурса.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав: постановка задачи, исследование задачи и разработка задачи, заключения и списка используемой литературы.

1 Постановка задачи


При входе в приложение «Электронный учебник по информатике» пользователь видит перед собой заставку. После чего появляется основное окно приложения с главами электронного учебника, при нажатии на любую из глав с право появятся темы выбранной главы. Выбрав одну из тем в приложение, загружается MS Word в режиме чтения. И пользователь не может изменять или добавлять информацию. Также можно увеличивать или уменьшать поля с главами и темами. Наверху окна находится основное меню, в которое входят такие вкладки, как словарь терминов, о программе и выход из приложения.

В курсовой работе ставится задача реализации электронного учебника в виде приложения с возможностью, более удобного просмотра информации, визуализации.

2 Исследование задачи


За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых во многих учебных заведениях. Большие трудности часто возникают при подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники.

В настоящее время существует множество определений электронного учебника, вот некоторые из них:

  1. это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого;

  2. это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;

  3. это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

  1. начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

  2. базовая подготовка на разных уровнях;

  3. восстановление знаний и умений.

Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации.

В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:

    1. нехватка литературы на всех этапах изучения;

    2. разноуровневый подход при изучении дисциплины на разных этапах;

    3. большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрого устаревания информации.

Разрабатываемое программное обеспечение представляет собой приложение под Windows, созданное в учебных целях и предоставляет пользователю возможность расширить свои знания.

В проекте ставится задача реализации электронного учебника в виде приложения с возможностью максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений.

Система программирования Embarcadero RAD Studio XE2 завоевала достаточно прочные позиции среди профессиональных и начинающих программистов. Здесь можно отметить ряд причин: большую популярность языка программирования C++, удобство визуального конструирования приложений, развитые возможности доступных средств системы, эффективность генерируемого кода и др.

У C++ Builder есть множество преимуществ:

  1. База единого (создавать приложения для всех платформ с меньшими усилиями по написанию кода);

  2. Доступные данные (подключаться к более чем 20 базам данных с помощью высокоскоростного прямого доступа FireDAC);

  3. Приложения для Windows 10 (модернизация устаревших приложений для поддержки Windows 10 с помощью современных элементов управления и поддержки Магазина Windows);

  4. MacOS App;

  5. Создание мобильных приложений;

  6. Простое подключение ваших приложений к гаджетам, устройствам, датчикам, корпоративным данным и облачным сервисам;

  7. Облако (C ++ Builder имеет клиентскую библиотеку HTTP и REST, доступную на всех платформах, для вызова служб REST и даже определенных компонентов AWS и Azure).

Средства для быстрой разработки приложений (RAD) позволяют в короткие сроки создать визуальный прототип. Можно в реальном времени получать отзывы клиентов о фактических прототипах графического пользовательского интерфейса, прежде чем переходить к дальнейшим этапам разработки. В RAD Studio XE2 также входят тысячи встроенных расширяемых компонентов, многократно используемых и ускоряющих процесс разработки.

Входящие в RAD Studio XE2 платформы приложений - VCL и FireMonkey – помогают разработчикам быстро создавать бизнес-приложения с привлекательным пользовательским интерфейсом и широкими возможностями подключения к данным и службам. Платформа VCL предназначена для создания традиционных приложений с графическим пользовательским интерфейсом на основе форм Win32/Win64. Для прорисовки пользовательского интерфейса в этой платформе используются функции операционной системы и прикладных программных интерфейсов, таких как GDI. FireMonkey — это полноценная платформа бизнес-приложений, с помощью которой разработчики могут создавать бизнес-приложения для Windows, Mac и iOS, использующие графику высокой чёткости и 3D-графику и имеющие исключительно высокое быстродействие.

Возможности RAD Studio XE2:

  1. Однократное создание прило­жений с последующим развер­тыванием в Windows и Mac;

  2. Создание платформенно-ориентированных приложений для операционной системы iOS;

  3. Разработка 64-разрядных приложений в Delphi;

  4. Платформа приложений FireMonkey;

  5. Создание приложений для мобильных устройств;

  6. 3D-графика высокой четкости в пользовательских интерфейсах и визуальных компонентах, использующая функции графического процессора;

  7. Соединители DataSnap для раз­личных мобильных платформ;

  8. Широкие возможности доступа к базам данных;

  9. Быстрое интерактивное проектирование с использованием перетаскивания мышью;

  10. Более 500 визуальных элементов управления;

  11. dbExpress с поддержкой основных баз данных;

  12. Централизованное управление лицензиями и развертывание средств с помощью Embarcadero® AppWave®.

Для разработки приложения нам необходимо ознакомится с технологий OLE.

OLE (Object Linking and Embedding – объектное связывание и встраивание)

– технология связывания и внедрения объектов в другие документы и объекты, разработанная корпорацией Майкрософт.

OLE позволяет передавать часть работы от одной программы редактирования к другой и возвращать результаты назад.

Основное преимущество использования OLE – в том, что она позволяет внедрить в документ объект, мы получаем не только составной документ, но и возможность редактирования этот объект средствами сервера.

Компонент OLEContainer

На странице System палитры компонентов в C++ Builder есть специальный компонент, предназначенный для внедрения и связывания объектов из других приложений – OLEContainer.

Основные свойства.

Свойсво AutoActivate имеет три возможных значения: aaManual, aaGetFocus, aaDouble определяет способы активизации загруженного в контейнер объекта.

Свойство State позволяет определить состояние объекта и его сервера. Его значения: osEmpty, osLoaded, osRunning, osOpen, osInPlaceActive, osUIActive.

3 Разработка задачи


Создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрого устаревания информации. В этой связи актуальным является разработка компьютерного обучающего средства, в частности электронного учебника с возможностью своевременного обновления информации.

Разрабатываемое приложение должно представлять собой следующую структуру:

  1. хранение всего теоретического материала и его просмотр;

  2. разработка удобного разноуровневого меню;

  3. поддерживать учебник в актуальном состоянии.

  4. построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

  5. обеспечение целостности учебника.

Электронное пособие должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными.

Требования к разработке

Основные требования к разработке электронного учебника:

  1. Простота использования;

  2. Удобный интерфейс;

  3. Осуществления поиска по книге;

  4. Добавление новой информации;

  5. Удаление устаревших данных.

Структура пособия определяется тем, что, в основном, электронные пособия используются для организации самостоятельной работы обучаемых и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и взаимосвязаны между собой.

Любое электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты:

– средства изучения теоретических основ дисциплины;

– средства поддержки практических занятий;

– средства управления процессом изучения дисциплины.

При этом электронное учебное пособие должно отвечать следующим требованиям:

– четкая структуризация предметного материала;

– компактность представленного информационного материала;

– графическое оформление и наличие иллюстративного материала;

Электронные издания рассчитаны, прежде всего, на заочную форму обучения. Поэтому оно, кроме основного текста, содержит справочный материал. Схема структуры выглядит следующим образом:

  1. Введение;

  2. Основной текст;

  3. Заключение;

  4. Справочный аппарат;

  5. Основа издания;

  6. Основные понятия;

  7. Вопросы;

  8. Упражнения.

Приложение «Электронный учебник» предназначено для самостоятельного изучения теоретического материала.

При открытии программы появляется заставка, т.е. обложка учебника.



Рисунок 1 – Обложка учебника

Окно программы представляет собой строку управления приложением и рабочую область, которая делится на три части:

  1. Оглавление;

  2. Текстовая часть;

  3. Темы глав учебника.



Рисунок 2 – Окно приложения

Строка управления приложением предоставляет возможность пользователю просмотреть все термины, находящиеся в учебнике. Также в главном присутствует вкладка О программе и Выход из приложения.



Рисунок 3 – Главное меню



Рисунок 4 – О программе

Во вкладке О программе предоставлена вся нужная информация, связанная с приложением, такая как название, версия, имя создателя приложения.

Ниже представлен значимый программный код с пояснениями:

TForm1 *Form1;

int mas[64] ={20010, 10790, 10830, 20030, 20100, 20022, 10723, 10824, 20025, 20126, 20032, 10733, 10834, 20035, 20136, 20126,20032, 10733, 10834,20035, 20136, 20126, 20032, 10733, 10834, 20035, 20136,20126,20032, 10733, 10834, 20035, 20136, 20126, 20032, 10733, 10834, 20035, 20136, 20013, 23424, 23425};

void jane(int x, int ran);

TOleContainer *oc;

//---------------------------------------------------------------------------

// Функция смены темы

void __fastcall TForm1::jane(int x, int ran)

{

AnsiString FileName=GetCurrentDir()+"\\file\\" +IntToStr(x) + ".docx";

oc=new TOleContainer (this);

oc->Parent=Form1->ScrollBox1;

oc->Align=alClient;

oc->CreateObjectFromFile(FileName,false);

oc->Iconic=false;

OleVariant ev=2;

oc->DoVerb(ovShow);

oc->OleObject.OlePropertyGet("ActiveWindow").OleProcedure("ToggleRibbon");

for(int i = 1; i < StrToInt(oc->OleObject.OlePropertyGet("CommandBars").OlePropertyGet("Count")); i++)

{

if(oc->OleObject.OlePropertyGet("CommandBars").OlePropertyGet("Item",i).OlePropertyGet("Visible"))

{

оc->OleObject.OlePropertyGet("CommandBars").OlePropertyGet("Item",i).OlePropertySet("Visible",1);

}

}

oc->OleObject.OleProcedure("Protect",ev);

}

//---------------------------------------------------------------------------

//Выход

void __fastcall TForm1::N2Click(TObject *Sender)

{

Close();

}

//---------------------------------------------------------------------------

// Открытие тем

void __fastcall TForm1::ButtonGroup1Items1Click(TObject *Sender)

{

jane(1, mas[0]);

}

//---------------------------------------------------------------------------

//Создание заставки

void __fastcall TForm1::FormCreate(TObject *Sender)

{

Form3 = new TForm3(this);

Form3->ShowModal();

delete Form3;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::ButtonGroup4Items0Click(TObject *Sender)

{

jane(17, mas[16]);

}

//---------------------------------------------------------------------------

//Выбор раздела

void __fastcall TForm1::Label1Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup1->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup2->Visible=false;

ButtonGroup3->Visible=false;

ButtonGroup4->Visible=false;

ButtonGroup5->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup7->Visible=false;

ButtonGroup8->Visible=false;

ButtonGroup1->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Label2Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup2->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup1->Visible=false;

ButtonGroup3->Visible=false;

ButtonGroup4->Visible=false;

ButtonGroup5->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup7->Visible=false;

ButtonGroup8->Visible=false;
ButtonGroup2->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Label3Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup3->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup1->Visible=false;

ButtonGroup2->Visible=false;

ButtonGroup4->Visible=false;

ButtonGroup5->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup7->Visible=false;

ButtonGroup8->Visible=false;
ButtonGroup3->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Label4Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup4->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup1->Visible=false;

ButtonGroup2->Visible=false;

ButtonGroup3->Visible=false;

ButtonGroup5->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup7->Visible=false;

ButtonGroup8->Visible=false;
ButtonGroup4->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Label5Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup5->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup1->Visible=false;

ButtonGroup2->Visible=false;

ButtonGroup3->Visible=false;

ButtonGroup4->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup7->Visible=false;

ButtonGroup8->Visible=false;
ButtonGroup5->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Label6Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup6->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup1->Visible=false;

ButtonGroup2->Visible=false;

ButtonGroup3->Visible=false;

ButtonGroup4->Visible=false;

ButtonGroup5->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup8->Visible=false;
ButtonGroup6->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Label7Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup7->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup1->Visible=false;

ButtonGroup2->Visible=false;

ButtonGroup3->Visible=false;

ButtonGroup4->Visible=false;

ButtonGroup5->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup8->Visible=false;
ButtonGroup7->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Label8Click(TObject *Sender)

{

ButtonGroup8->Align=alRight;

Splitter2->Align=alLeft;
ButtonGroup1->Visible=false;

ButtonGroup2->Visible=false;

ButtonGroup3->Visible=false;

ButtonGroup4->Visible=false;

ButtonGroup5->Visible=false;

ButtonGroup6->Visible=false;

ButtonGroup7->Visible=false;
ButtonGroup8->Visible=true;

Splitter2->Align=alRight;

}

//---------------------------------------------------------------------------

// Открытие окна О программе

void __fastcall TForm1::File1Click(TObject *Sender)

{

Form4->ShowModal();

}

//---------------------------------------------------------------------------

//вкладка Термины

void __fastcall TForm1::N1Click(TObject *Sender)

{

jane(65, mas[64]);

}

//---------------------------------------------------------------------------

Заключение


В начале выполнения проекта была поставлена задача разработки приложения «Электронный учебник по информатике». Выбранная интегрированная среда программирования C++ Builder для выполнения поставленной задачи.

В результате выполненной работы разработано приложение «Электронный учебник» в котором предусмотрены минимальные требования:

  1. Удобный интерфейс;

  2. Словарь терминов;

В данный момент приложение находится на этапе тестирования для улучшения качества и последующей доработки.

Приложение имеет простой и понятный пользователю интерфейс.

Разработанное программное обеспечение, созданное в образовательных целях, предоставляет пользователю возможность расширить свои знания в области информатики.

Список используемых источников


  1. Википедия. -

  2. https://rosuchebnik.ru/l/efu/

  3. https://studfiles.net/preview/5756951/page:2/http://pravilaigr.ru/viselica.php

  4. http://atree.click/docum/builder/1.php

  5. Э. Стиллмен, Дж. Грин. Изучаем C#. 3-е изд. Издательский дом «Питер», 2016 г.

  6. Ашарина И.В., Крупская Ж.Ф. Язык С++ и объектно-ориентированное программирование в C++. Лабораторный практикум. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2015. -232 с.: ил.

  7. Культин Н.Б. C++ Builder задачах и примерах. – СПб.: БЧИ-Петербург, 2007. – 336 с.: ил.

  8. http://asmlocator.ru/viewtopic.php?t=101001

  9. Васильев А.Н. Самоучитель С++ с примерами и задачами. 3-е издание (переработанное). – СПб.: Наука и Техника, 2015. – 480 с.

  10. Подбельский В.В. Стандартный С++: учебное пособие / В.В. Подбельский. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 688 с.

  11. Прата, Стивен. Язык программирования С++. Лекции и упражнения, 6-е изд.: Пер.с англ. –М.: ООО «И.Д. Вильямс»,2016 – 1248 с.;ил.

  12. Сальников Ю.Н. Программирование. Базовый курс: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2011. – 336 с. (Университетская серия)

  13. Бобровский С.И. Технологии С++ Builder. Разработка приложения для бизнеса. Учебный курс. – СПб: Питер, 2007.

  14. Бьерн Страуструп Язык программирования С++. Специальное издание. Пер.с англ. – М.: Издательство Бином, 2011 г. – 1136 с.

  15. Вальпа О.Д. Borland C++ Builder. Экспресс-курс – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 224 с.


написать администратору сайта