исследовательская оуид. Исследовательская ОУИД. Исследовательская работа Алхимия как наука прошлого
Скачать 31.37 Kb.
|
Бабасиева Джамиля Янниковна Факультет химии. 44.03.01. 1об-ПОхим-2/21 Исследовательская работа: « Алхимия как наука прошлого» Введение: Что такое алхимия? Происхождение названия Периоды алхимии Александрийская алхимия Арабская алхимия Европейская алхимии Заключение Список литературы Введение Что есть алхимия? Это наука, с помощью которой можно понять структуру вещества, разложить на составляющие, а затем снова собрать воедино, но уже с иной структурой. Если повезет, даже из свинца можно сделать золото. Однако, будучи наукой, алхимия опирается на законы природы, она не может дать нам всего желаемого. Первое, что большинству приходит на ум при слове «Алхимия» - это превращение из свинца в золото. Многие при этом еще покрутят пальцем у виска. Однако возникает вопрос, зачем далеко не глупые люди тратили свою жизнь и часто всё состояние на достижение призрачной цели? По моему мнению, актуальность данной темы заключается в том, что мы очень мало знаем об алхимии. Отсутствие знаний, в свою очередь, породило немало мифов. Многие ошибочно полагают, что алхимия была ничем иным, как магией, и все силы алхимиков были брошены на поиск «философского камня» и нахождения способов перехода неблагородных металлов в золото. Цель исследования: Подробнее изучить алхимию как науку и её историю. Задачи: Узнать, что такое алхимия. Изучить историю алхимии. Провести опыт. Методы исследования: изучение и анализ материалов по данной теме в информационных источниках (специальной литературе, Интернете). Что такое алхимия? Алхимия (лат. alchimia, alchymia) — это старинная химия, представляющая собой смешение экспериментальной химии в современном смысле этого слова и общих, наглядно интуитивных, частью религиозных спекуляций о природе и человеке. Алхимики во всех культурах ставили перед собой цель найти способы осуществления изменений внутри одушевленных и неодушевленных предметов. С помощью этих изменений предмет, по мнению алхимиков, сможет перейти на новый уровень или вовсе переродиться. Алхимия подразделялась на 2 вида: внутренняя и внешняя. Поиском способов получения золота из других металлов, а также созданием пилюль бессмертия занималась внешняя алхимия. В свою очередь, поиском абсолютного здоровья или вовсе бессмертия, при помощи разных упражнений, занималась внутренняя алхимия. Во всех алхимических традициях важную роль играют ртуть и ее сульфид, сера, 6 известных на тот момент металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка, сурьма, селитры, щелочи. Алхимия включает несколько философских традиций, охватывающих четыре тысячелетия и три континента. Общая склонность этих традиций к загадочному и символическому языку затрудняет прослеживание их взаимного влияния и «генетических» отношений. Можно выделить, по крайней мере, три основных направления, которые кажутся в значительной степени независимыми на более ранних этапах: китайская алхимия, сосредоточенная в Китае и его зоне культурного влияния; индийская алхимия, сосредоточенная на индийском субконтиненте; и западная алхимия, которая произошла вокруг Средиземноморья и центр которой сместился в течение тысячелетий от греко-римского Египта к исламскому миру и, наконец, к средневековой Европе. Китайская алхимия была тесно связана с даосизмом и индийская алхимия с дхармическими верованиями, в то время как западная алхимия разработала свою собственную философскую систему, которая была в значительной степени независима, но находилась под влиянием различных западных религий. Остается открытым вопрос, имеют ли эти три нити общее происхождение и в какой степени они влияют друг на друга. Происхождение названия «Алхимия» Алхимия считалась тайной деятельностью жрецов в Египте. Из Египта она проникла в Европу, а оттуда в Азию. Как и сама наука, слово алхимия формировалось по кусочкам. В Египте она называлась "Кем" (Khem), что означало плодородную почву возле реки Нил. После того, как Египет был завоёван Александром Македонским в 332 году до н. э., образовалось слово "Кемия" (Khemia) — так на древнегреческом языке назывался Египет. Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века. Другое толкование слова алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo -- лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Периоды алхимии Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Тогда появились определённые приёмы и рецепты, но химия ещё не была наукой. Уже тогда химия была нужна человечеству в основном для того, чтобы получать от природы все необходимые для жизнедеятельности человека материалы – металлы, керамику, известь, цемент, стекло, красители, лекарства, драгоценные металлы. Основной задачей было получение веществ с необходимыми свойствами. Можно выделить основные периоды наивысшего развития алхимии: александрийский (греко-египетский); арабский; европейский. Александрийский период Родина алхимии, как и многих наук, Египет, где время она считалась божественной наукой, ее секреты тщательно оберегались жрецами. Несмотря на это, некоторые сведения просачивались за пределы страны и доходили до Европы через Византию. В то время цель алхимических исследований – нахождение средства для превращения неблагородных металлов в благородные, как результат наблюдений над приготовлением искусственных драгоценных камней и эмалей. Но эта мысль не подкреплялась никакой научной теорией или гипотезой, которая оправдывала бы ее существование, и потому эта мысль не могла служить стимулом для дальнейших исследований в этом вопросе. После завоевания Александром Македонским Египта, основания новой столицы и Александрийской академии в 332 г до н. э. в Египет проникли идеи греческих философов о природе вещей (натурфилософию). Влияние этих идей тотчас сказалось в появлении теории состава металлов, основные черты которой мы находим уже у писателей I и II века нашей эры: Диоскорида и Зосимы Панаполитанина. Познания египтян в прикладной химии поразили греков, и, перенимая их конкретные знания, греки восприняли многое и из мистики – отождествили египетского бога Осириса с греческим богом Гермесом. Простые люди страшились тех, кто занимался алхимией и это заставляло ученых писать свои труды туманными символами, что усиливало таинственность. Эта неясность языка приводила к торможению прогресса, так как работавший в этой области пребывал в неведении того, чем же занимаются его коллеги. А также, любой мошенник мог выдать себя за серьезного ученого. Именно в Александрийской академии произошло соединение теории античной натурфилософии и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях и из этого соединения и родилась новая наука – химия. Эта теория в общих чертах состояла в следующем: все металлы имеют два общих начала, из которых они состоят, это меркурий и сера. Именем меркурия и серы алхимики того времени называли отвлеченные понятия металличности и изменяемости. При внимательном наблюдении все металлы оказались обладающими многими общими свойствами. Так, все они имеют особый блеск и цвет, все более или менее ковки; будучи расплавлены, превращаются в жидкости и в этом виде чрезвычайно похожи друг на друга и в особенности на ртуть, ставшую уже известной в то время. Будучи выставлены на воздух или подвергнуты нагреванию, они, за исключением золота, изменяются и превращаются в землистые вещества – ржавчины или, по-нынешнему, окиси. Эти общие для всех металлов свойства были соединены, за исключением последнего, в одно понятие – металличности, и ртуть, по своей идеальной ковкости, по сильному блеску, естественно, стала считаться типом всех металлов, и ее алхимическое имя «меркурий» выразило эту типичность, соединив в себе все общие свойства металлов, за исключением изменяемости на воздухе и при нагревании. Эта последняя способность металлов дала повод к установлению другого общего для всех начала — изменяемости, и сера, сгорающая без остатка, дала свое имя для выражения названного свойства. Сообразно этому все металлы считались результатом соединения двух начал: металличности и изменяемости, меркурия и серы, в различном относительном количестве, в различной степени чистоты и в различной силе соединения друг с другом. Вдумываясь глубже в эту теорию, легко понять, что неизбежным выводом из нее являлась мысль о возможности превращения одних металлов в другие и всех их в золото, самый совершенный из них. Арабский период В 758 г. халифат Абассидов принимал широкие меры для распространения просвещения в своем государстве. Во многих городах были основаны высшие школы, библиотеки, астрономические обсерватории. В научном центре Багдаде сосредоточились самые известные арабские врачи и ученые. Слово «химия» преобразовалось в арабском языке в «алхими». Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам – вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская химия. «Их химики были наблюдателями и искусными техниками; они увеличили объем науки и избавили её от посторонних элементов: Магии, Кабаллы и Мистики. Арабы поставили Алхимию, так сказать, на ноги». Абу Муса Джабир ибн Хайан, в европейской литературе известный под именем Гебер придавал первостепенное значение практике в химии. Он очень подробно описывает все операции – кристаллизацию, возгонку, растворение, перегонку, обжигание и т.д. В его сочинениях точные и подробные предписания добычи и приготовления металлов и их очистки, окраски тканей, изготовления лаков. Он первый получил азотную кислоту. У него впервые говорится об азотносеребрянной соли, о хлорной ртути, о производстве нашатыря. Джабир изучал возможность трансмутации металлов, и эти его исследования оказали сильнейшее влияние на последующие поколения алхимиков. Джабир полагал, что ртуть является особым металлом, так как благодаря своей жидкой форме она содержит очень мало примесей. Столь же необычными свойствами обладает и сера: она способна воспламеняться. Джабир считал, что все остальные семь металлов образуются из смеси ртути и серы, «созревающей» в недрах земли. Труднее всего образуется золото — наиболее совершенный металл. Поэтому, чтобы получить золото, необходимо найти вещество, ускоряющее «созревание» золота. В старинных преданиях говорилось, что это вещество представляет собой сухой порошок. Греки называли его xerion, или «сухой», арабы изменили его на al-iksir, и в конце концов в европейских языках появилось слово эликсир. В Европе это удивительное вещество получило название философского камня. Эликсир должен был обладать и другими чудесными свойствами: излечивать от всех болезней и, самое главное, давать бессмертие. Другой арабский алхимик Ар-Рази (865—925), ставший известным в Европе под именем Разес, занимался медициной и алхимией. Он завоевал почти такую же известность, как и Джабир. Ар-Рази описал методику приготовления гипса и способа наложения гипсовой повязки для фиксации сломанной кости. Он изучил и описал металлическую сурьму. Джабир рассматривал серу как принцип горючести, ртуть как принцип металличности, Ар-Рази добавил к этим двум принципам третий — принцип твердости, или соль. Летучая ртуть и воспламеняющаяся сера образовывали твердые вещества только в присутствии третьего компонента — соли. Ар-Рази интересовался медициной больше, чем Джабир, но самым знаменитым врачом был бухарец Ибн-Сина (ок. 980—1037), гораздо более известный под латинизированным именем Авиценна. Его сочинения служили важнейшими руководствами для врачей в течение многих веков. Авиценна единственный из алхимиков не верил в возможность получения золота из других металлов. Главная же заслуга алхимиков арабского периода состоит в том, что они, сочетая наблюдение, опыт и практические задачи в исследованиях, значительно приблизили к практике достижения «тайной науки» эллинистического Египта и тем самым на несколько столетий рассеяли туман, окутывавший химические знания, оставшиеся в наследие от представителей «тайной науки» Александрийской академии. Вместе с тем алхимия арабского периода исторически оказалась промежуточным звеном между алхимией древнего мира и позднейшей западноевропейской химией. Начиная с XI в. арабские алхимические сочинения в латинских переводах получили распространение в различных европейских странах и стали первыми пособиями для изучения химии европейцами. Таким образом, развитие химии и алхимии в Европе началось благодаря приобщению европейцев к арабской культуре. Европейский период Появление алхимии на Западе стало возможным прежде всего благодаря крестовым -походам. Тогда европейцы позаимствовали у арабов многие научно-практические знания и среди них алхимию, которая получила быстрое распространение и способствовала расширению знаний о препаратах, необходимых в медицине. Европейская алхимия находилась в этот период под покровительством астрологии и поэтому приобрела характер тайной науки. Политические условия, сложившиеся в средневековой Европе, и острое соперничество многочисленных королевских дворов благоприятствовали развитию алхимии. В период с XI до XVI века, то есть в течение пяти веков, западная алхимия дала много крупных мыслителей, оставивших глубокий след в развитии химии. Начиная с 1200 года европейские ученые могли близко познакомиться с наследием алхимиков прошлого и дальше развивать их исследования. Имя самого видного из средневековых алхимиков осталось неизвестным, но, вероятно, он был испанцем и жил в XIV веке. Его заслуга перед химией состояла в том, что он первый описал серную кислоту - одно из самых важных соединений современной химии (после воды, воздуха, угля и нефти). Он также описал, как образуется азотная кислота. Ее открытие также связано с попытками получить золото. Было замечено важное свойство царской водки (получаемой при взаимодействии азотной кислоты с раствором нашатыря) воздействовать на золото, считавшееся до тех пор неподдающимся изменению. Открытие сильных минеральных кислот было самым важным достижением химии после успешного получения железа из ртути примерно за 3000 лет до того. Используя сильные минеральные кислоты, европейские химики смогли осуществить многие новые реакции и, в частности, сумели растворить такие вещества, которые древние греки и арабы считали нерастворимыми. Минеральные кислоты дали человечеству гораздо больше, чем могло бы дать золото, если бы его научились получать с помощью трансмутации. Если бы золото перестало быть редким металлом, оно мгновенно бы обесценилось. Ценность же минеральных кислот тем выше, чем они дешевле и доступнее. В XIV веке западные алхимики, разочаровавшись в попытках получить философский камень, вернулись к теории, которая рассматривала ртуть и серу как основные составные части металлов, но при этом они ввели третью составную часть -«соль». Под солью здесь подразумевалось соляное основание металлов, которое должно было дополнить две другие составные части и придать ртути свойство затвердевать и противостоять огню. Таким образом были изучены соли, число которых значительно возросло. Их различали по происхождению: хлористый натрий называли морской солью, селитру - каменной солью и т.д. Западные алхимики не внесли значительного усовершенствования в металлургию, они лишь применили то, что было известно арабским алхимикам, к условиям европейских стран и, главным образом, к переработке руд металлов. Из достижений европейских алхимиков особого упоминания заслуживает изучение продуктов брожения (вино, уксус), поскольку именно в западной алхимии берет начало изготовление чистого спирта путем перегонки крепких вин и водки. Перегонные аппараты применялись в Италии с XI века и быстро нашли распространение в других европейских странах. Заслугой западных алхимиков является также значительное расширение знаний в области практической и прикладной химии. В этот период были созданы аппараты, применяемые при различных операциях, связанных с нагреванием на прямом огне, на песчаной бане, на водяной бане, применяемые при перегонке, выпаривании, фильтровании, кристаллизации, настаивании и возгонке. Василий Валентин (XV век)открыл сурьму и создал соляную кислоту, описал в своих трудах азотную и серную кислоты, царскую водку, нашатырь, сулему и другие соли ртути, некоторые соединения цинка, олова, свинца, кобальта. Многие принципы работы Василия позаимствовал позже и последствии применял Парацельс. Парацельс известен абсолютному большинству читателей как врач и предтеча фармакологии, но он также занимался медицинской алхимией. Этот ученый был новатором. Наша медицина многим обязана Парацельсу. Именно он предсказал современную гомеопатию, начал рассматривать процессы, протекающие в организме человека, с точки зрения химии и использовать минералы в изготовлении лекарств. Таким образом были подготовлены соответствующие условия для исследований химических соединений, их применения в медицине и практической науке. Поиск золота стал делом многих мошенников, хотя некоторые великие ученые даже в просвещенном XVII веке (Бойль, Ньютон) не смогли устоять от соблазна попытаться получить золото посредством трансмутации. И вновь изучение алхимии было запрещено. Запрещение преследовало две цели: нельзя было допустить обесценивания золота и необходимо было бороться против мошенничества. Заключение Изучив теоретические аспекты проекта, решив все задачи, мы пришли к выводу, что алхимия – это самостоятельно развивавшееся направление науки, которое дало начало современной химии. Алхимией занимались многие ученые того времени. Сам факт преобладания теоретического интереса и полного отсутствия интереса к получению золота выводит ученых за пределы алхимии как элемента средневековой культурной традиции, дает толчок к развитиюэкспериментальной химии. Для нас же изучение разных периодов алхимии позволило окунуться в волшебный мир химических превращений, провести необычайно красивые опыты, за результатами которых увлеченно следили и наши одноклассники. С древних времени до наших дней люди стремятся отыскать ключи к замкам, за которыми природа хранит свои тайны. Мы тоже попытались проникнуть в этот мир, вооружившись современными знаниями. Вокруг нас очень много интересного: кажется, что вещества живут своей, особой таинственной жизнью. Для того, чтобы это интересное увидеть и суметь объяснить, нужен не только зоркий глаз, но также химический кругозор и эрудиция. Эти качества требуют постоянного развития, иначе все наши знания, полученные упорным трудом, устареют раньше, чем мы успеем их применить на практике. |