Словотворчество В.Маяковского. Козенцова Е.Г.. Исследовательская работа cловотворчество владимира маяковского козенцова Елена Георгиевна
Скачать 339.5 Kb.
|
В таблице не указаны причастия забензинен, .расцветоченный, разжемчуженный, расфонаренный, разбриллиантенный, обносочен. Они образованы чресступенчато, то есть с пропуском глагольного звена, поэтому мы не относим их ни к одному СО типу. Таким образом, анализ способов образования неологизмов в творчестве В. Маяковского позволяет заключить, что большинство новообразований созданы по СО типам, существующим в общенародном языке, и являются потенциальными словами (только 4 слова – окказионализмы). Сравнив в количественном отношении слова, образованные разными СО типами, делаем вывод: больше всего существительных образованы путем присоединения суффикса -ищ- – 38%. На наш взгляд, такое количество существительных, образованных указанным способом, объясняется тем, что поэт использовал прием гиперболизации в своем творчестве. 20% прилагательных образованы путем присоединения суффикса -ов. Прилагательные с суффиксом -ов- обозначены в общенародном языке со значением ’признак, имеющий отношение к предмету’. Использование данного суффикса при создании новых слов продиктовано стремлением поэта, по его же словам, к уничтожению разницы «между лицом и вещью». 20,7% глаголов образованы путем присоединения к основе существительного суффикса -и- и постфикса -ся. Таким образом автор воспроизводит единицы языковой системы (по образцу слов: куриться, прятаться). С точки зрения типов мотивации более часто встречается метафорическая – 31,8% производных. Мотивационно актуальными являются семы структуры действия и формы. Большое количество метафорических производных говорит о таких особенностях мышления поэта, как умение увидеть сходство в разных реалиях действительности, найти нестандартное сравнение. Эти особенности помогают поэту превратить обыкновенные слова в образы. Ю. Олеша, вспоминая В. Маяковского, писал: «… Это был король метафор… Я несколько раз предпринимал труд по перечислению метафор Маяковского. Едва начав, я каждый раз отказывался, так как убеждался, что такое перечисление окажется равным перечислению всех его строк» [14: 28]. Словоновшество позволяет поэтам уйти от шаблонной, бессодержательной и условной «поэтичности». Изобретенное слово появляется в результате осознанной необходимости и противопоставляется распространенной или общеобязательной норме. Оно обозначает новый предмет или выражает новое понятие, придает художественному тексту выразительность и яркую образность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Творчество Владимира Маяковского неоднократно становилось предметом исследования многих отечественных лингвистов и литературоведов. А. Михайлов издал сборник статей, посвященный изучению самых различных сторон творчества известного поэта-новатора. До сих пор не утратили актуальности труды известных литературоведов, таких как В.С.Паперный, В.О. Перцов, Ф.Н. Пицкель, Б.Н. Гончаров, И.В. Гуторов, В.А. Звегинцев, Н.И. Калитин, Ю.Н. Караулов. Известный лингвист Н.П. Колесников издал словарь неологизмов В.В. Маяковского. Наиболее полный анализ особенностей поэтического языка содержится в труде В.В. Тренина. Владимир Маяковский известен как один из поэтов-новаторов, создатель окказионализмов. В своем словотворчестве он исходил из действующих законов русского языка. Он искал в реально существующих моделях словообразования новые возможности для достижения большей выразительности поэтической речи. Осуществлялось это новаторство самыми разнообразными способами. Все вышесказанное стало причиной проведения нашего исследования, посвященного изучению способов образования новых слов в творчестве В. Маяковского, и позволившего прийти к следующим выводам. 1. Производные слова, принадлежащие художественному тексту и не входящие в узус, являются предметом таких разделов лингвистики, как лексикология и словообразование. Трактовка понятий неологизм, потенциальное слово, окказиональное слово названными лингвистическими дисциплинами различается достаточно существенным образом. 1.1. Один из параметров классификации словарного состава языка в лексикологии – разграничение слов активного и пассивного запаса. Составной частью последнего являются неологизмы. Они традиционно понимаются как единицы, непременным признаком которых является их свежесть и новизна. В качестве неологизмов могут выступать простые и сложные производные слова (звездоплаватель, ракета-носитель); устойчивые словосочетания с признаками терминологичности (торговая сеть, служба быта, космический корабль, вывести на орбиту); речевые обороты (новое мышление, человеческий фактор). Такие неологизмы, которые выполняют номинативную функцию, могут быстро усваиваться языком, теряя свои первоначальные признаки. Такие лексические инновации, которые созданы «по случаю» и закреплены за некоторым текстом, оцениваются в лексикологии как окказиональные. 1.2. Словообразовательная теория считает необходимым при характеристике новых лексических единиц учитывать их деривационную природу, что позволяет разграничить потенциальные и окказиональные слова. Потенциальные слова создаются по продуктивным моделям русского словообразования без нарушения его законов. Такие слова легко и свободно создаются в речи, и нужен лишь стимул, обусловленный ситуацией, для того, чтобы они были употреблены. Окказионализмы как некодифицированные явления неправильны на уровне языка, созданы с нарушением его норм (с отклонением от узуальных типов, моделей, по неузуальным моделям и способам). Причины появления неологизмов, потенциальных и окказиональных слов разнообразны. Это, прежде всего, полное отсутствие названия для нового явления, предмета или процесса, стремление избежать повторов, возникновение нового наименования для явлений, уже имеющих свое обозначение в языке. Новообразования усиливают впечатление от речи и передают ее неповторимое своеобразие. 2. Неологизмы В. Маяковского отражают как гибкость русской словообразовательной системы, так и высочайший словотворческий потенциал автора. Среди новообразований поэта широко представлены слова всех частей речи, созданные различными способами словообразования. 2.1. Подавляющее большинство новообразований В. Маяковского создано по СО типам, существующим в общенародном языке. Только четыре неологизма являются в строгом смысле слова окказионализмами, остальные представляют собой потенциальные слова. 2.2. Поэт активно пользуется модификационными словообразовательными типами, которые позволяют ему выразить субъективную оценку упоминаемой реалии либо представить ее как особо значимую (ср. знаменитый «гигантизм» В. Маяковского). 2.3. Созданные автором слова отражают особенности его творческой природы: не случайно в рассмотренном материале преобладают производные, реализующие отношения метафорической мотивации и воплощающие такое качество художественного мышления поэта, как умение видеть сходное в различном, новое и необычное – в известном и привычном. Авторские новообразования создаются как выразительное средство для определенного контекста и не рассчитаны на распространение и закрепление в общенародном языке. Все вышеизложенное говорит о том, что новообразования В. Маяковского представляют собой законченную систему, планомерно развивавшуюся и видоизменявшуюся от первых стихов футуристического периода до революционных поэм. ЛИТЕРАТУРА |