Главная страница
Навигация по странице:

  • Исследовательская работа «Дети войны, потерявшие детство»

  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Галия апа. Детство.

  • Из истории

  • Как вспоминает тетя Галия

  • Приложение 3) Делали куклы из соломы или сена, а потом приматывали к палочкам. (Приложение 4)

  • ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЕГО ДЕДА.

  • Исследовательская работа «Дети войны, потерявшие детство». Исследовательская работа Киселева Т.. Исследовательская работа Дети войны, потерявшие детство


    Скачать 1.42 Mb.
    НазваниеИсследовательская работа Дети войны, потерявшие детство
    АнкорИсследовательская работа «Дети войны, потерявшие детство
    Дата06.06.2022
    Размер1.42 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсследовательская работа Киселева Т..docx
    ТипИсследовательская работа
    #572476

    Муниципальный конкурс исследовательских и реферативных работ

    МАОУ «Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева»

    Направление:

    «Вспомним годы боевые…»

    Исследовательская работа

    «Дети войны, потерявшие детство»


    Выполнил обучающийся 9 класса

    МАОУ «Березниковская СОШ

    им. М.Г.Имашева»

    Киселев Тимур Алексеевич
    Руководитель проекта:

    Заитова Эльвира Шардиновна,

    учитель русского языка и литературы

    2020 г.

    Содержание
    Введение 3

    Основная часть

    Галия апа. Детство. 5

    Детство, юность, трудовая деятельность моего деда 10

    Нам есть чему учиться 13

    Заключение 14

    Литература 16

    Приложения 17

    ВВЕДЕНИЕ.
    Более 70-ти лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - детьми войны.

    У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия - невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени.

    Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, родившиеся до и во время войны. Послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. Также война отобрала у этих мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

    Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны»– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война и послевоенное время.

    В настоящее время в законодательстве на федеральном уровне нет положений и норм, касающихся «Детей войны». На сегодняшний день есть только Проект Федерального закона N 493165-6 «О детях войны» (ред. внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.04.2014), где предусмотрены правовые гарантии социальной защиты детей войны в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно данному проекту, к категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны.

    Они не принимали участие в Великой Отечественной войне, но оказались в списках пострадавших от войны. Будучи в то время еще детьми, принимать участие в боевых действиях они не могли, но несмотря на юный возраст, ощутили тяготы войны. На мой взгляд, Россия несколько запоздала с названными льготами, так как многим из этих людей исполнилось уже по 70 - 80 лет.

    Кто-то скажет: подумаешь, дети войны! Им ведь не приходилось воевать самим, стрелять из винтовок, сидеть в окопах и под огнем вытаскивать раненых с поля боя. Но жизнь детей войны была не менее трудной, чем у участников войны.

    Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о послевоенном времени, о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах. Ведь о жизни в послевоенные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени – моего деда Амирова Руфхата Шарифзяновича и его сестры Илькаевой (Амировой) Галии Шарифзяновны о жизни народа в послевоенное время, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическая значимость моей работы.

    Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в послевоенное время, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

    Цель моей работы: доказать на примере моего деда и тети, что дети войны так и не узнали настоящего детства, но тем не менее, став не по годам взрослыми, они стремились к лучшему и внесли свой вклад в развитие своей страны.

    Для достижения цели я поставил следующие задачи:

    1.Изучить архивные материалы, художественную литературу, газеты, журналы.

    2. Провести опрос «детей войны» по сущности проблемы.

    3.Рассказать об их жизни.

    4. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.
    Гипотеза: семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствуют гармоничному развитию человека, формируют ответственное отношение к труду, обществу, семье даже в суровое время военных и послевоенных лет.

    Главными объектами моей проектной работы являются два замечательных человека, которые живут в нашем селе Березники всю жизнь, – это мой дедушка – Амиров Руфхат Шарифзянович и его сестра, моя тетя Илькаева Галия Шарифзяновна. (Приложение 1)

    О Великой Отечественной войне, о судьбах ветеранов войны и написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, и литературные произведения, и сухие цифры статистики. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается, и слезы на глазах. Именно это я увидел, слушая воспоминания моего деда. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.


    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Галия апа. Детство.
    Мои прабабушка Амирова Гафифа (1915 года рождения) и Амиров Шарифзян (1910 года рождения) жили в деревне Березники Бардымского района. Они оба трудились в колхозе «Заря».

    Молодые воспитывали свою любимую дочурку Галию, 1935 года рождения, она была обычным ребенком того времени. Когда началась война, ей было 5 лет. Вот как она вспоминает это время:

    «В тот далекий летний день 22 июня 1941 года взрослые люди занимались обычными для себя делами, а дети играли. Девчонки строили домики («әпи-ызба”) и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

    В деревне сообщили о начале войны. Было страшно. Папа в самые первые дни войны – в июне 1941 года ушел на фронт. Я четко помню, как его провожали: был ясный день, но все плакали. Папа сел на табуретку, посадил меня на колени, и мы все обнялись. Папа очень сильно плакал. Потом на лошадях все поехали его провожать, проводили до Осы, потом они сели на пароход. А пока мы ждали пароход, я прогулялась по берегу Камы. В этот день я последний раз видела отца здоровым. Сначала он защищал нашу Родину на границе Финляндии. Участвовал в военных действиях между финскими и советскими войсками в Карелии. А потом был блокадный Ленинград”.

    Из истории:

    23 августа 1941 года на основании директивы Северный фронт был разделен на Карельский и Ленинградский фронты. Тогда перед фронтом стояла задача прикрыть непосредственные подступы к Ленинграду и не допустить его захвата противником, так как Сталинград являлся и крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка бакинской нефти в центральные районы страны. Главное преимущество врага в тот момент состояло в том, что он имел возможность наносить удары по нашим войскам по частям, пользуясь тем, что Советские дивизии были разбросаны и находились далеко от границы. При таком расположении наших частей немцы имели явное превосходство в силах и одерживали победы, хотя и несли при этом большие потери.

    Началась активная подготовка к обороне. Днем и ночью осуществлялись перевозки военной техники, оружия, живой силы. А фашистская авиация постоянно совершала налеты на эти эшелоны.

    Август оказался месяцем крайнего напряжения, особенно для тех, кто нёс полную ответственность за военные действия. Шли тяжёлые бои на подступах к Ленинграду.

    Прадедушка оказался на Ленинградском фронте. Он участвовал в 1-м этапе Ленинградской битвы (10 июля - 30 сентября 1941 года)- в обороне на дальних и ближних подступах к Ленинграду. В одном из бомбардировок прадед получил тяжелое ранение в ногу.
    Как вспоминает тетя Галия:

    «Долго от него не было писем. Он смог написать только тогда, когда чудом оказался вдали от Ленинграда. Когда их с госпиталя переправляли зимой по Ладожскому озеру, через дорогу жизни, их колонна автомашин попала снова под обстрел немецких самолетов. Некоторые машины взорвались. Когда я пришла домой, мама сидела на крылечке и плакала. Ей кто-то прочитал письмо (сама она не умела читать). Это было письмо от папы, он сообщал о своем ранении. Мама плакала и все равно радовалась, что папа жив.

    Но как мы узнали потом, состояние у него было очень тяжелое. Снаряд самолета взорвался недалеко от него, и он получил тяжелое ранение. Пути к Ленинграду были перекрыты противником, в связи с этим нужных медикаментов тоже было мало. Кормить раненых было не с чем. Для поддержания общего состояния, как рассказывал папа, им давали 1 раз в неделю кусок сахара. В общей сложности, он перенес три операции. Сначала ему ампутировали только пятки. Но в дальнейшем началась гангрена, и ему ампутировали ногу до колена, а потом уже и выше колена.

    Некоторые дети не имели отцов. А я очень радовалась тому, что у меня есть папа, что он вернулся живым. А то, что он был без одной ноги, я даже не замечала, в то время самое главное было - вернуться живым.

    Папа вернулся домой через 8 месяцев борьбы за жизнь с тяжелым заряжением. Но он понимал весь ужас происходящего, будучи инвалидом 2 группы, не отчаивался и с надеждой смотрел в будущее. Несмотря на сильную боль, он научился ходить на протезах, начал работать в колхозе «Ирек» заправщиком техники. Для экономии времени и топлива комбайны, машины и тракторы в те времена (во время полевых работ, сенокоса, уборки) вечерами не перегоняли в гараж, а заправляли прямо на полях. Он на себе ощутил, как страшно бывает на войне, но благодаря собственному мужеству и упорству, несмотря на то, что война разрушила привычный уклад его жизни, он не упал духом, наоборот, бросил все свои силы на то, чтобы преодолеть жизненные невзгоды и начать жить заново. И папа несмотря на отсутствие одной ноги приспособился самостоятельно без посторонней помощи заполнять двухсотлитровые бочки топливом. Сам их складывал в телегу лошади и возил на поле. Он посчитал, что человек должен преодолевать все жизненные трудности и невзгоды, которые выпали на его судьбу. В годы войны людям приходилось проявлять изобретательность, использовать все возможные способы, чтобы сохранить свою жизнь, оказавшись даже в самом отчаянном положении».

    Я полностью согласен с его позицией. В тяжёлые военные годы людям приходилось всеми силами бороться с трудностями и невзгодами. А надежда на новую жизнь, где больше не будет войны, придавала им силу и стойкость. Поэтому, оказавшись даже в самом отчаянном положении, он не сдавался. Он бросил все свои силы на то, чтобы преодолеть трудности, которые выпали на его судьбу.

    Еще Галия апа рассказала, что мой прадед занимался ремонтом обуви в деревне. Это был дополнительный заработок. Оказывается, папа моего прадеда был сапожником. Они с прадедом ездили по деревням, останавливались там и шили на заказ обувь. Он сам выделывал кожу и шил сапоги. И поэтому мой дедушка и тетя Галия не ходили босиком, у них даже были сандалики. Носили они их только по великим праздникам. И мой дедушка в детстве, помогая отцу, сам неплохо освоил это дело, и сегодня аккуратно подшивает валенки, очень тщательно подбирая лоскутки одного цвета. Коробка с инструментами того времени до сих пор хранится у нас.

    «После войны жить легче не стало», - далее вспоминает Галия апа. Надо было восстанавливать страну, 1946 год был голодным годом. Первый послевоенный сев проходил в очень тяжелых условиях. Истощенные женщины, подростки и старики не справлялись с работой. Семян не хватало. Послевоенные годы были далеко нелегкими. Особенно были голодными 1946 - 47 годы. Стояла такая засуха, что земля трескалась, а картошка в земле высохла. Несколько лет преследовали неурожаи. Чтобы восстановить сельское хозяйство и промышленность, нужно было много работать, и не просто так, а добросовестно. И работали. Беда в том, что катастрофически не хватало опытных мужских рук, мужчин-то вернулось с фронта буквально единицы. И снова все работы легли на руки и плечи женщин и подрастающих ребят.

    Мама меня брала ранней весной в лес для заготовки дров. Уходили рано утром, пока снег покрыт тонким слоем льда. Но все равно проваливались и рвали постоянно лапти об край ледяного покрова. Крупные, большие деревья пилили с мамой вместе, а молодые деревья мама одна валила топором. Поваленные деревья разделывали вдвоем топором. Потом мама мастерила подставку, и мы распиливали дальше. Домой приносили на санях. Мама тащила спереди за веревку, а я толкала сзади. Вот так заготавливали дрова».

    С окончанием войны советские люди связывали свои надежды на лучшую жизнь. Но сельское хозяйство страны, в том числе и нашей деревни, после войны оказалось в тяжелом положении. Село отдало фронту работников – мужчин, технику, лошадей. Деревня была обескровлена. Сократились посевные площади, ухудшилось качество обработки почвы, поголовье скота уменьшилось. Иногда даже нечем было кормить колхозных лошадей. Поэтому в основном был ручной труд.

    Галия апа помнит, как ее мама пахала огород. Несколько женщин (обычно впрягались вшестером) собирались вместе и по очереди пахали огород. Женщины на себе таскали плуги и бороны вместо лошадей. И так подряд шесть дней, пока не вспашут у всех.

    Дальше она рассказывает: «На колхозных полях сеяли вручную. Сеялок и бороны не было. Бороновали лошадьми, прицепив дерево с многочисленными ветками, а один водил лошадь. Это называлось «подмести». Обычно это поручали подросткам и детям старшего возраста, так как считалось легким трудом. А во время уборки дети собирали колосья, и в это время даже отменяли занятия.

    Летом косили траву для скота литовками. Посевы убирали и молотили тоже вручную. Колхозные поля были далеки от деревни, ходили они пешком. Некоторые оставались на ночь в поле. Но моя мама всегда возвращалась ко мне поздно вечером и уходила рано утром, так и не успев отдохнуть. А возвращалась она специально хоть как-то накормить меня. Им на обед давали несколько ложек овсяной или ржаной муки. И вот это несколько ложек она недоедала, а оставляла мне. Муку заваривали кипятком, добавляли молока немного. Получалась болтушка. Зимой было тяжело, особенно ближе к весне, когда картошка заканчивалась. Зимой ели картошку, пекли драники. Ржаную муку заваривали кипятком, добавляли воды, и, если было, то немного молока. Получалась болтушка. Картошка была самой вкусной едой в то время.

    Весной собирали и ели крапиву, щавель, лебеду. Самой вкусной травой был «пикан». После того как таял снег, собирали картошку, которая оставалась с прошлого года. Мы ее месили как тесто, делали лепешки. Тогда мы не очищали картошку, прямо так и клали в воду, потому что так еды получалось больше. Собирали сорняки. Измельчали лебеду и делали муку, она получалась черной-черной, а пряники получались горькими, эту горечь запивали молоком. Летом собирали грибы, ягоды, ловили рыбу. Наверное, послевоенного голода можно было бы избежать, если бы жители сельской местности имели возможность полнее использовать ресурсы своего личного приусадебного хозяйства. Но Сталин пришел к необоснованному выводу, что размеры личных подворий крестьян слишком велики и это отрывает их от работы на общественных полях. На все ввели налог: должны были сдавать государству мясо, шесть, молоко, и яйца. Самим оставалось мало, иногда и вовсе ничего, а кто не выполнял норму, то их арестовывали в то время.

    Одеться - обуться было не во что. У меня было только одно платье, и то перешитое из папиной рубашки, после того как он ушел на фронт. В основном, носили одежду из ткани из конопли. Ткань была грубой и колючей, все тело чесалось. Однажды я наотрез отказалась летом носить такое платье, и была сурово наказана мамой.

    Колхозники на трудодни практически ничего не получали, хотя работали по десять – двенадцать часов в сутки. Список висел на доске в правлении колхоза. Если хорошо работали, ставили отметку: один трудодень. Потом смотрели на трудодни и выдавали зерно или муку, в основном овсяную с отрубями. Тогда настоящий хлеб не пекли особо. Обычно разводили муку с грубыми отрубями и жмыхом и пекли пряники «катлама». И варили кисель овсяный, он был вкусный.

    В школу я пошла, когда исполнилось 8 лет, в 1948 году. В классе были ребята и постарше, лет 14 даже, они, помогая своим родителям и работая, не могли учиться во время войны. О празднике Новый год и елке мы узнали только в школе. Сами делали игрушки, мишуру, бумагу красили соком свеклы».

    В настоящее время у нас каких только нет игрушек, каких только нет развлечений. А играли ли дети войны? Это я тоже уточнил у Галии апа.

    Да, несмотря ни на что, дети играли!

    Галия апа рассказала: «Девочки, конечно, играли в куклы. Самым простым способом делали куклы: брали поленце, рисовали на нём лицо, а потом заворачивали в старые тряпочки. Или шили полностью из холста, голову набивали опилками. Лицо раскрашивали химическими карандашами или углём, слюнявили карандаш, чтобы брови были почернее». (Приложение 2)

    «Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка. У меня были и такие куклы. Однажды я сшила себе даже настоящую куклу – с руками и ногами, а забивала ватой из конопли. Это считалось самой «крутой» куклой». (Приложение 3)

    Делали куклы из соломы или сена, а потом приматывали к палочкам. (Приложение 4)

    Пока беседовали с Галия апа, я быстро принес пучок сена, и мы смастерили с ней вместе такие куклы. Они у нас получились немножко похожие на Масленицу. Но посмотрев на яркие кусочки тряпок, Галия-апа добавила, что у них таких красивых тряпок не было.

    Подытоживая свой рассказ, Галия апа сказала: «Только во время Хрущева жизнь стала чуть лучше. Разрешили приусадебное хозяйство, держать одну корову, одну овцу. Но не было корма. Не выделялись покосы. И поэтому родители после уборки колхозного урожая косили подросшие кочерыжки. На покос ездили далеко и жили там неделями. Я оставалась за старшую в доме с младшими братьями.»

    ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЕГО ДЕДА.

    3 января 1943 года родился мой дед Амиров Руфхат Шарифзянович. Когда он был маленьким, все говорили вокруг: «Война!», но до сознания ребенка не доходил смысл этих слов. Но смысл этих слов он начал понимать совсем скоро.

    Из воспоминаний моего деда:

    «Время было голодное. Я был старшим из парней в семье. Папа - инвалид. Кто в такой семье должен больше нести бремя жизни? Конечно же, взрослый мальчик. Троих братишек надо было кормить. Поэтому очень рано понял, что я взрослый ребенок в семье. Родители вырастили и поставили на ноги пятерых детей. Четверо детей во время голода после войны не выжили. Особенно я до сих пор со слезами вспоминаю младшую сестру Галиму и двоюродную сестру Лену (дочь Галии апа), которые не выжили в послевоенные голодные годы. Хотя был уже примерно 1950 год, но страна до сих пор голодала. Как на долгие годы все было затянуто! Детство наше было коротким. Помню, мы игрушки себе мастерили из старых досок. Здесь, конечно, в основном получались пистолеты и автоматы.

    Если находили большие старые гвозди, мальчишки делали железную дорогу. Прибивали гвозди сверху к деревянным прямоугольным брускам ― вот и паровоз с трубой. А если прибить сбоку и загнуть ― получатся вагончики, их можно сцепить друг с другом. (Приложение 6)

    Еще в начальной школе во время заготовки сена я помогал взрослым. А после окончания начального класса вместе с Амин абый и Дамир абый все лето был пастухом – пас колхозных телят. Сами за ними ухаживали и кормили. Поили телят обезжиренным молоком. В то время коровы у нас не было. И я постарался за весь день сэкономить хотя бы пол-литра молока, чтоб принести своим братьям.

    Потом работал на лошади. Приходилось заниматься боронованием почвы, вывозом навоза, развозом сена, собирали солому. Раньше собирали золу, и потом мы вручную рассыпали на полях.

    Для семьи я приносил дополнительный доход (трудодни). Я каникулы очень ждал и любил. Но любил не по потому, что планировал отдыхать, а для того чтобы хоть как то заработать и помощь семье. Трудности были в том, что было очень голодно и не в чем ходить».

    Первая запись в его трудовой книжке сделана, когда ему было 9 лет, в 1952 году. дедушка продолжает: «После окончания седьмого класса я был полноправным работником колхоза. Норму тогда устанавливали как взрослым. Потом в Чернушке выучился на тракториста».

    Во время учебы в школе, несмотря на отсутствие соответствующей одежды и лыж, он очень увлекался лыжным спортом. Лыжи они делали вместе с дедом. Валенки были очень старые, с многочисленными штопками. Во время участия в районных соревнованиях приходилось на время брать у друзей, у кого выглядели лучше. Часто занимал почетные места.

    На тренировки отдельно времени не было. Он был в доме за мужчину. Вся мужская работа лежала на нем. Тренировками стали каждодневные «походы» в Барду в магазин за хлебом. Ходили они туда вместе с друзьями и Галия апа. Была норма отпуска хлеба. 200-300 грамм на руки. Продавали в порядке живой очереди, без карточек. И это было положительным явлением. Так как дедушка с друзьями, выстояв один раз в очереди и купив хлеб, относили его к родственникам, проживающим недалеко от магазина. Обменивались телогрейками, шапками и заново вставали в очередь. Если продавщица ничего не заподозрила, им везло: домой они возвращались с двумя кусками хлеба. Возвращались поздно, было страшно, иногда казалось, что недалеко воют волки. А чтобы печь хлеб дома, муки не было.

    Несмотря на нехватку еды и витаминов, в то время он себя поддерживал, закалял занятием спортом. Был активным. Организовали игры в футбол. Мячи делали сами. Брали старые тряпки, туго скручивали и завязывали узлом. Прыгали такие мячи не очень, но для игры годились. Этот момент можно увидеть в фильме про войну «Матч». Был способ совершенно особенный: влажной рукой гладили коров и таким образом собирали с них шерсть. Потом этот ворс дополнительно смачивали водой и скатывали в плотный шарик. Получался очень даже прыгучий мяч. Или брали бычий или свиной пузырь, мыли его, надували и перевязывали верёвочкой.

    Хорошее спортивное состояние играло важную роль, когда его забрали в армию. Мой дед был настоящим десантником.

    Служил он в воинской части 32515, в посёлке Черёха, недалеко от Пскова. Их учили выполнять боевые задачи, уничтожать и захватывать противника с воздуха, лишить его наземного оружия и разрушать его оборону.

    После армии он полностью посвятил себя профессии тракториста и до сих пор за рулем рычага трактора.

    Послевоенные трудности воспитали в нем характер, мужество и честность.

    Благодаря этому дедушка достиг больших успехов в труде и был награжден высокими наградами страны.

    Он у меня почетный орденоносец – награжден орденом «Слава труду». Дважды был награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. Ударник 9, 10, 11, 12 пятилетки. Имеет многочисленные почетные грамоты областного и районного уровня.

    Он про себя говорит:

    «Я не привык много спать. Например, при заготовке леса лесорубы заканчивали работу примерно в 5-6 вечера, когда начинало темнеть. Я в это время направлялся в сторону деревни, прицепив бревна. До деревни доезжал около 11 -12 часов ночи. Утром вставал в 4-5 часов и опять в лес. До того как лесорубы с утра начинали работу, он уже был там. И так приходилось ему спать только 4-5 часов. Несмотря на суровые условия работы, всегда бережно относился к технике. Трактор, который он получил в 1990 году, до сих пор на ходу, в хозяйстве.

    Он был примером и образцом для своих троих младших братьев. Они с детства были ему помощниками и постепенно научились водить трактор. Самый младший его брат награжден орденом славы III степени. У них общий трудовой стаж династии 140 лет.

    Проведя исследование по данной теме, я еще раз убедился в том, что глубокое чувство патриотизма, стремление жить, помогло людям в минуты тяжелых испытаний. Мы не должны забывать о тех, кто испытал эти трудности, это яркий пример для подрастающего поколения. Их не сломала ни война, ни голод, а наоборот, сделала еще крепче.

    НАМ ЕСТЬ ЧЕМУ УЧИТЬСЯ.

    По всем полученным интервью, можно сделать следующий вывод, что даже годы не затмевают в памяти те трудности, которые пришлось пережить в первые послевоенные годы детям. Сейчас уже старики, они так четко и подробно помнят тот период своей жизни, который называется детством. Современная молодежь, не имея таких глобальных проблем, сейчас даже с трудом вспомнит свое детство, потому что в большинстве своем оно прошло беззаботно и поэтому, как будто «пролетело». Да, по словам людей, переживших еще маленькими детьми сложный послевоенный период, жизнь была тяжелой, ответственной, но они «хотели жить», улыбались, были счастливы. А как они хотели учиться! Заветной мечтой было сидеть за школьной партой. Когда они рассказывают о своих воспоминаниях, их глаза оживают, они, будто заново переживают тот период

    Многих людей старшего поколения объединяет одно – это любовь к Родине, к Отечеству и даже государству, которое порой было с этими людьми жестоко. Именно это и подчёркивали в своих интервью, и именно эту мысль они и хотели, прежде всего, донести до молодого поколения. В наши дни утеряны многие нравственные ценности, забыты и не вспоминаются идеи самопожертвования, многие даже не задумываются о патриотизме. Наши ветераны дают нам очередной урок, и как важно прислушаться к ним. Свой долг служения Родине они выполнили. Дело за нами.

    Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я понял и доказал, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

    Мой дед и тетя Галия говорят об особом отношении к взрослым в то время. «Видно, всевышний все-таки видел, как мы жили, и нам помогал. В то время мы очень уважали взрослых, и никогда не могли нагрубить своим родителям и другим взрослым», - этими словами они закончили свой рассказ.

    Нашему поколению нужно учиться милосердию, состраданию и глубокому уважению старшего поколения, заботе о людях пожилого возраста.

    Даже, оказавшись в самом отчаянном положении, изо всех сил боролись за свою жизнь, за близких и ни в коем случае не падали духом. Ведь именно надежда даёт человеку силы, чтобы жить дальше.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Выслушав эти рассказы о тяжелых годах Великой отечественной войны и после, я как будто соприкоснулся с живой историей. Проанализировав их рассказы о нелегкой доле, работе и особенностях жизни в военное время, я убедился в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью и мужеством.

    Сейчас дети войны уже стали бабушками и дедушками. Часто у них не самый лучший характер, они ворчат. Но надо уважать их и помнить, что их жизнь с самого начала складывалась очень трудно. Они справились с тем, что нам и не снилось. Они уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и как радоваться малому.

    Проведя исследование по данной теме, я ещё раз убедился в том, что глубокое чувство патриотизма, стремление жить, помогло людям в минуты тяжелых испытаний, дети войны знают, что такое нужда, голод, унижение….

    Дети войны внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее, они верили в светлое, счастливое будущее.

    Мы не должны забывать о тех, кто испытал эти трудности, это яркий пример для подрастающего поколения.

    Встречаясь с Галия апа, я понял, что многим из них очень тяжело вспоминать о тех страшных годах. Они как бы заново переживают то время.

    Проделанная работа помогла понять, что военное детство наших прабабушек и дедушек было очень трудным. Они отдали своё детство, за то, что мы с вами сегодня имеем.

    В заключение можно отметить, что поставленная цель достигнута– удалось изучить деревенское детство в послевоенные годы на основе рассказа моего деда и тети. Поставленные задачи были реализованы:

    - изучен материал периодической печати и архивные данные;

    - изучен материал Бардымского районного музея и музея д.Березники;

    - организовано интервью с людьми, чье детство пришлось на первые послевоенные годы, записаны их воспоминания, проанализирована и систематизирована полученная информация.

    Гипотеза подтвердилась. Действительно, семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствуют гармоничному развитию человека, формируют ответственное отношение к труду, обществу, семье даже в суровое время военных и послевоенных лет. Это мы увидели на примере жизни моих родственников. Проведённое исследование позволило получить информацию от первоисточников о периоде 1941-1950-е гг., и реальной жизни в этот послевоенный период глазами детей. Был закреплен опыт работы с материалами периодической печати, приобретены навыки получения интервью.

    Работа будет полезной не только для меня, но и для ознакомления детей в среднем звене нашей школы. Зачастую, мы даже не представляем себе, как были тяжелы и трудны первые послевоенные годы, особенно для детей. Когда смотришь на сегодняшних уже стариков, переживших тот нелегкий период, понимаешь, откуда у них такая выдержка, терпение, жизненная мудрость, но даже все нелегкие годы не изменили в них стремление к лучшему, к любви, к взаимовыручке. Несмотря на все, что они пережили, их глаза святятся добром и нежностью.

    И в заключение хотелось бы сказать о том, что объединяет многих людей старшего поколения – это любовь к Родине, к Отечеству и даже государству, которое порой было с этими людьми жестоко. Именно это и подчёркивали в своих интервью, и именно эту мысль они и хотели, прежде всего, донести до молодого поколения. В наши дни утеряны многие нравственные ценности, забыты и не вспоминаются идеи самопожертвования, многие даже не задумываются о патриотизме. Наши дедушки и бабушки дают нам очередной урок и как важно прислушаться к ним. Свой долг служения Родине они выполнили. Дело за нами.

    Тема у меня вызвала такой интерес, что появилось желание создать сайт, разместить там информацию, которую удалось получить. Работа будет продолжена, в том числе и с помощью тех, кто пожелает в этом участвовать. Тем более в районе объявлен конкурс на тему « Рассказывают дети войны», который стал началом работы по достойной встрече 75 –летия Великой Победы.

    Я бы предложил разработать книгу памяти, отражающую воспоминания людей, чье детство пришлось на первые послевоенные годы. Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. И тем дороже для нас воспоминания детей войны. Их имена мы не найдём ни в одной книге. Но запомнить мы их должны.


    ЛИТЕРАТУРА
    1.Материалы из личного архива моего деда – Амирова Руфхата Шарифзяновича.
     
    2. Районная газета «Таң», «Рассвет» разных лет.
     
    3. Историко-библиографическое издание «Березники село родное», Барда, издательство «Газета «Рассвет», 2018г., автор Кариева Резеда.
     
    4. Книга «Яркие Звезды», Барда, издательство «Газета «Рассвет», авторы Каримов Гимран, Аширов Идият, Уразов Эльмарт  


    5. Книга «Очерки по истории родного края», Барда, издательство «Газета «Рассвет», автор Р.Ш.Валиуллин, 1998

    Приложение 1.





    Приложение 2

    Приложение 3


    Приложение 4


    Приложение 5



    Приложение 6

    Приложение 7





    написать администратору сайта