Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель моей исследовательской работы

  • Глава 1. История возникновения с. Большой Уркат.

  • 1.1. Покровская церковь в XIX -н. XX в.в.

  • Афонькина Евдокия Степановна

  • Дураева Аграфена Семёновна

  • Сведения о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1893 год

  • Сведения о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1915 год

  • 2.2. Живая сила родников

  • 2.3. Из воспоминаний старожилов

  • Аверяскин Семена Егорович

  • Скобликов Петр Григорьевич

  • 3. Глава3. Воскресение жизни церковной

  • Исследовательская работа по истории. Исследовательская работа История Покровской церкви с. Большой Уркат


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеИсследовательская работа История Покровской церкви с. Большой Уркат
    Дата05.12.2022
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИсследовательская работа по истории.doc
    ТипИсследовательская работа
    #829625

    XIV научно – практическая конференция школьников «Прометей»

    Секция «История»

    Исследовательская работа


    «История Покровской церкви с. Большой Уркат»

    Автор:Аверяскина Анна,

    обучающаяся 10 Б класса МОУ «Лицей»

    Руководитель: Паршева В.П.,

    учитель истории и обществознания

    С. Ельники- 2013 г.

    Содержание:

    Введение

    1. Глава 1. История возникновения с. Большой Уркат

    1.1. Покровская церковь в XIX-н. XX в.в.

    1.2. Сельский батюшка – Вышеславцев А.И.

    2. Глава 2.Тяжелые времена

    2.1. Разрушение церкви

    2.2. Живая сила родников

    2.3. Из воспоминаний старожилов

    3. Глава3. Воскресение жизни церковной

    Заключение

    Введение.
    Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
    он был так же необходим для души народа,
    как дом и пища для его телесного существования.
    Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

    Религия в современном энциклопедическом словаре толкуется как мировоззрение и мироощущение, а также определённая форма поведения; действия, основанные на вере в существование в Бога. По мнению теолога и писателя Тертуллиана «душа человека христианка», поэтому в ней есть врождённое религиозное чувство. Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий».

    Чтобы не сбиться с православного пути, нужно иметь надёжные ориентиры. Президент Российского Фонда Культуры Н.С.Михалков говорил: «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение... Да поможет нам Бог уберечь её и спасти».

    Главная роль церкви в том, что Бог есть Путь. А Путь можно пройти, если знаешь куда идёшь. И Церковь есть место, где Бог даёт направление – Своё Слово. Идя за его Словом или Зовом, видишь Его благодать, радуешься Его могуществу и можешь видеть Его водительство. Но, к сожалению, правительство лишило возможности послушать Слово Божие людей, проживающих в селе Большой Уркат, так как храм, существовавший в селе, разрушили. Однако верующие люди сохранили человеческое лицо, нравственные идеалы и не свернули со своего сложного пути. Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.

    Моя исследовательская работа посвящена истории строительства и трагической судьбе Покровского храма. Почему я выбрала эту тему? Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Храм - это святое место, без которого русский человек не может существовать. В моём родном селе тоже когда-то была церковь, а теперь её нет.

    Данная тема актуальна, так как в ней рассматривается вопросы изучения наших духовных и исторических корней.

    Цель моей исследовательской работы: поведать будущим поколениям историю моей малой родины, которая по-своему уникальна и неповторима, а именно, историю Покровского храма, построенного в 1892 году, который просуществовал до 1938 года. Показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
    Задачи:

    • Найти сведения о возникновении с. Б.Уркат и строительстве православного храма в селе.

    • Изучить историю храма .

    • Проанализировать отношение населения к церкви.


    Методы исследования:


    • работа с архивными материалами школьного музея 

    • беседа с местными жителями 

    • работа с краеведческой литературой 

    • интервью




    1. Глава 1. История возникновения с. Большой Уркат.


    Я живу в обыкновенной деревне с простым и ясным названием – Б.Уркат. Это моя малая родина, моя Россия. Сколько на наших просторах подобных Ивановок, Николаевок, Муравлянок! Незатейливо и даже скучно звучат такие названия.
    Редко встретишь что-нибудь необыкновенное. Но часто даже за самым простым названием встаёт своя история, скрывается своя загадка. Почему наше село так называется? Что за люди здесь жили и живут? Что раньше было в селе, и почему этого теперь нет?

    В исторических документах упоминается с 17 в. В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Большой Уркат — деревня казённая из 61 двора Краснослободского уезда. В 1913 г. в селе было 113 дворов (816 чел.); церковно-приходская школа, церковь, хлебозапасный магазин, паровая и водяная мельницы, шерсточесалка, 2 кузницы, трактир. В 1930 г. насчитывался 141 двор (839 чел.). На базе колхоза в 1997 г. был организован СХПК «Искра». В селе была средняя школа, Дом культуры, библиотека, медпункт. В пойме реки — залежи торфа, который используют для удобрения полей. Добывают и обжигают известковый камень. В 2 км от села — лесной массив. По берегам реки много родников.

    Старожилы же села Б. Уркат рассказывали о появлении своего села такую легенду:

    « … В далёкие времена в долине реки, именуемой сегодня Уркат, охотились три брата – Аверь, васляй и Лемке. В лесах водилось много дичи, и особенно богаты были эти места пушным зверем (белками, соболями, куницами). Приглянулась братьям одна лесная поляна, и поставили они на ней охотничью избушку. Богиня леса покровительствовала братьям – зажили они привольно и богато.

    Пришло время обзавестись охотникам семьями. Аверь, Васляй и Лемке привели себе по жене, в скором времени у них появились дети. Старая изба уже с трудом вмещала три семьи, и каждый из братьев начал строительство своего жилища. К восходу солнца построил свой дом Аверь, к заходу – Васляй, а Лемке обосновался у реки. Скоро у этих домов возникли другие, а братья стали основателями трёх больших мордовских родов…».

    Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Соответственно у неё было много богов. Главную роль среди них играли женские божества: земли (мода) – Мода-ава, воды (ведь) – Ведь-ава, леса (вирь) – Вирь-ава, ветра (варма) – Варма-ава, огня (тол) – Тол-ава. Также встречаются божества и в образе мужчин: модатя (атя – старик, мужчина), ведятя, вирятя, варматя, толатя, считавшиеся мужьями соответствующих женских божеств. Судя по различным молитвам, песням, сказкам важную роль играют женские божества, а мужские, как правило, остаются на втором месте. Думается, что такое предпочтение возникло в период развития первобытного общество, который характеризовался существованием материнско-родового строя.

    Творцом мира мордва считала верховного бога Шкая (Нишке). Она полагала, что первоначально на свете ничего не было, кроме воды, из которой Шкай создал землю и всё произрастающее на ней.

    Боги могли быть добрыми и злыми. Чтобы они были добры к людям, необходимо их умилостивить. Мордва верила, что боги живут в лесах, на полях, у рек, в домах, у родников и озёр. В таких местах устраивались моляны, т.е. моления, на которых богам преподносились дары: животные, птицы, рыбы. Возглавляли моления старые люди, они якобы знали язык богов. После того как живые дары забивали, а кровь сливали в особую ямку, куда добавляли кусочки мяса. Это и было поднесение богам. Их «угощали» также хлебом, маслом, пирогами, напитками. В качестве жертвенных даров служили деньги, одежда, холост, которые складывали в корзину или лукошко и вешали на самое высокое дерево, зарывали в землю или бросали в реку.

    Частые набеги на мордву совершали кочевники – степняки. Чтобы выйти из ига казанских ханов и мурз, понадобилось объединение мордовской народности с русской. Вхождение мордвы в состав Русского централизованного государства является сложным и многогранным процессом, который распадается на ряд неоднозначных по характеру и по значению этапов.

    Первоначально сложились политические предпосылки в виде присоединения к Московскому государству мордовских земель в составе Нижегородского и Рязанского княжеств. В 80-е годы XV века в связи с определением восточной границы Русского государства вопрос о вхождении мордовского народа был решён политически, а его правовое оформление затянулось до свияжской присяги 1551 года и ознаменовалось целым рядом юридических актов. Вторая половина XVI века характеризуется освоением земель и включением региона в политическую и социальную структуру русской сословно-представительной монархии, что можно рассматривать, как последствия этого процесса.

    Симпатии мордвы были на стороне России, что подтверждается русскими летописями и другими письменными источниками.

    В процессе христианизации в наиболее крупных мордовских деревнях строились церкви, и тогда они получали статус села.

    1.1. Покровская церковь в XIX-н. XX в.в.
    На территории Ельниковского района также строились православные церкви. В селе Большой Уркат красовалась Покровская церковь, построенная в 1892 году.

    До революции в селе проживали более 900 человек. Были две мельницы, школа, трактир и кузница. Трудолюбивый народ не бедствовал. Но настоящей гордостью был храм, который был построен своими силами за 25 лет.

    О строительстве храма рассказала Афонькина Евдокия Степановна 1908 года рождения:

    «Я помню, как моя мама рассказывала мне о храме, которой был виден из окна. Мне было интересно слушать, как его возводили, ведь он был очень большим и красивым.

    Первоначальный сбор подписей жителей села не увенчался успехом: Пензенская Епархия отказала в строительстве.

    Затем, стали собирать подписи с окрестных сёл. И только тогда было разрешено строительство. «Ты не представляешь, Евдокия, как все быстро принялись за работу, какая радость была в душе каждого»- говорила моя мама.

    На Руси исстари запрещали заслонять Божий храм, поэтому ставили его на возвышенности и недалеко от дороги, чтобы люди останавливались и поклонялись Богу, ставили свечку за здравие и упокой.

    Возведение началось с освещения земли: читали акафист Пресвятой Богородице и просили благословение Бога на предстоящее строительство. Местные жители сами обжигали кирпич, а в раствор добавляли для прочности яичный желток. Известь привозил с Урея крестьянин Гранаткин Иван Лазаревич. Вся молодёжь нашего села собирала камни по полю для фундамента, а каменщиков привозили из других сёл.

    Люди отдавали своё небольшое, нажитое за многие годы богатство для строительства долгожданной церкви.

    Через двадцать лет в 1892 году вознёсся храм Покрова Пресвятой Богородицы.

    И как хорошо было, что в селе есть божественный уголок, где получали культурно-религиозное воспитание несколько поколений».

    Много белых пятен, много утрачено и безвозвратно потеряно. Почти не осталось людей, которые были свидетелями прошлых лет. Те бабушки и дедушки, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о существовании сельской церкви, были совсем детьми или подростками и помнят всё со слов родителей. Но кое-что можно восстановить и из воспоминаний наших сельчан. Дай Бог им здоровья.

    В от что рассказывала мне о Покровском храме Дураева Аграфена Семёновна 1922 года рождения:

    «С могучими колоннами, увенчанная куполом с золотым крестом, две колокольни-звонницы с пятнадцатью колоколами. Фигурная металлическая на каменных столбах ограда вокруг церкви, железные ворота с трёх сторон: с севера, со стороны дома священника, и со стороны церковно-приходской школы.

    Церковь имела красивое внутреннее убранство. Её украшали прекрасные стенные и потолочные росписи, изумительные иконостасы, особенно красивы были разные золоченые царские врата, иконы в золочёных рамах, подсвечники. Всё это создано с разумом и добрыми руками людей.

    Народ в селе Большой Уркат очень религиозный. Для строительства храма каждый вносил свой вклад. После работы, люди ночью при кострах продолжали усердно работать. Наверное, поэтому она удалась высокая и красивая».

    Анализируя данные Пензенского Государственного архива, взятые из Федеральной Службы Безопасности Российской федерации, можно увидеть, что народ в селе и в окрестных деревнях был верующий. Об этом говорит число прихожан:

    Т акже, здесь содержаться и данные о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1893 год и 1915 год, показывающие изменения, которые произошли за 22 года:
    Сведения о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1893 год:

    1. Предел этой церкви окончен постройкою в 1892 году, освещен 25 января 1893 года; настоящая церковь не построена. Постройка производилась на средства местных государственных крестьян.

    2. Здание каменное с колокольней, покрытой железом.

    3. Придел теплый; престол в нем один во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

    4. Утварью крайне бедна.

    5. Причта при ней по Указу Святейшего Синода от 15 октября 1894 года за №4641 положено - священник и псаломщик, каковым и состояться на лицо.

    6. Земли при этой церкви: усадебной три десятины, палатной двадцать пять и сенокосной три десятины, платы на землю нет.

    7. Дома у священника и псаломщика общественные, стоят на церковной земле.

    8. Для содержания священно – церковнослужителей положена руга в количестве ста десяти рублей; от казны жалованья нет

    9. Здания, принадлежащие к этой церкви, кроме деревянной избы для церковного караула, никакие не имеются.

    10. Эта церковь от Духовной Консистории в 215 верстах, от уездного города в 30 и от местного о благочинного в 20 верстах.

    11. Ближайшие к этой церкви - Ельниковская в 7 верстах, Ново-Никольская в 7 и Каменно-Бродская в 10 верстах.

    1. Приписной и домовой церкви нет.

    2. Описи церковному имуществу, исповеданных росписи другие других документов, понедавности открытия прихода и поступления причта в иной не попасться.

    3. Усыпальницы при этой церкви нет.

    Сведения о Покровской церкви Краснослобоского уезда за 1915 год:


    «Храм был символом нашего благополучия, - вспоминают старожилы, - все сельчане были верующими, наверное, поэтому невзгоды обходили его стороной».


    1.2. Сельский батюшка – Вышеславцев А.И.

    Вплоть до начала ХХ столетия на территории большеуркатского округа не было ни одной школы. В 1913 году открылась начальная церковно-приходская школа в селе Большой Уркат. Преподавателями были священник Вышеславцев А.И. и его дочь Клавдия. Вышеславцев – первый батюшка в храме. Он 36 лет был духовным настоятелем в Покровской церкви.

    Алексей Иванович родился в 1871 году в городе Краснослободске средне-Волжском крае. Окончил Пензенскую духовную семинарию.

    После опубликования Декрета об отделении школы от церкви и запрещения преподавания Закона Божьего в школах, отец Алексей стал учить основам православия в храме, снабжая школьников своими книгами.

    Сегодня остались живые свидетели тех лет. Они рассказывают о Вышеславцеве, как о человеке с очень доброй душой. Строгое его одеяние, широкая борода длинные волосы с сединой и очень красивый голос – всё это притягивало к нему прихожан.

    Воспоминаниями о батюшке поделилась Афонькина Евдокия:

    «Нас встречал в храме мудрый носитель веры, духовный отец, опрятный наставник, учитель – наш батюшка. Для нас он является примером истинного благочестия. Своим приходом в храм он излил свою любовь на каждого, воспитал нас в страхе Божьем, показал, как мы должны любить Бога, ближних своих и врагов, научил ценить родных и помогать им в трудную минуту. Я могу сказать о нём с гордостью за его стойкую веру и достойную жизнь».

    Об освящении купели и икон рассказала Дураева Аграфена:

    «… батюшку Алексия помню таким: высокий, с длинными седыми волосами и очень добрыми глазами. После обедни нёс на голове купель к речке Уркат. Много людей шло следом, и песнопение слышалось далеко. Мужики несли большие деревянные иконы и освещали их в воде…».

    Подбадривала, во всём соглашалась с Алексеем Ивановичем его жена – Евгения Евграфовна, родившаяся в семье Аракчеевых 12 декабря 1876 году.

    Д ети Алексея и Евгении:

    Александр – 1915 года рождения;

    Виталий – 24. 05. 1896 года рождения;

    Нина – 13. 06. 1901 года рождения;

    Ирина – 05. 02. 1903 года рождения;

    Клавдия – 13. 01. 1905 года рождения;

    Надежда – 1894 года рождения.

    На кладбище в селе Большой Уркат похоронены Александр, Нина и Надежда.
    Добрую память в селе оставила семья Вышеславцева. Народ благодарен им за то, что они были первыми учителями уркатской мордвы, за тот свет, который они оставили в душах людей.

    Глава 2.Тяжелые времена
    Наступили тяжёлые времена…

    В 1918 году декретом Советской власти церковь была отделена от государства. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церковнослужителям. Большевики преследовали церковь как организацию: расстреливали, сажали в тюрьмы верующих людей.

    Поначалу русская церковь встала в жёсткую и непримиримую оппозицию к большевикам. Патриарх Никон, обращаясь к Совнаркому, резко и откровенно выразил своё мнение:

    «… Мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя…».

    Он призвал верующих «не вступать с извергами рода человеческого в какое-либо общение». На это Советское правительство ответило заключением священников, поруганием святых мощей, разорением храмов.

    Все эти страшные события не обошли стороной и моё село…

    В 1930 году страшная весть разнеслась по селу – батюшку А. И. Вышеславцева арестовали. Власть требовала от него отречения от православной веры. Он видел много лишений, но ни беда, ни скорбь, ни голод и холод не могли разлучить его от Бога! Его жизнь, его поступки являются примером для односельчан и подрастающего поколения. Он принимал оковы, темницы, избиения, муки, принял и это. Он отбывал срок в Вишерском ИТЛ ОГПУ г. Вишеры.

    После ареста Вышеславцева в Покровском храме служили ещё несколько священников: Бердов Н. И. и Стерков М. Ф.

    Бердов Иван Николаевич 1893 года рождения, уроженец д. Новые Пичингуши Краснослободского района Мордовской области. Иван – священнослужитель, монах.

    Стерков Алексей Иванович 1900 года рождения, уроженец д. Новый Усад Краснослободского района. Алексей – служитель религиозного культа.

    Особая награда и вечный поклон им за то, что понесли незаслуженное наказание за слово Божье и веру православную.


    2.1. Разрушение церкви
    Более полувека жители села Большой Уркат и окрестных деревень слышали колокольный звон Покровской церкви, будя в сердце лучшие стороны души.

    По всей Мордовии сносились храмы, а до церкви нашего села, коммунисты добрались осенью 1937 года. Никто из сельчан не соглашался подписывать акт о её закрытии. Против воли народа пошли три молодых коммуниста, которым едва исполнилось по 18-ть лет: Кузьма Васляев, его однофамилец Герасим Васляев и Лемкин Серафим. Они расписались за всех жителей сами, и судьба храма была решена. Активисты получили за организацию сноса целых сто рублей.

    С моста идёт дорога в гору,

    А на горе, какая грусть!

    Летят развалины собора,

    Как будто спит былая Русь!..
    Стоять бы храму тысячи лет, если бы не варварское нашествие на православие.

    Разрушение началось с богадельни, которую в 1931-ом году разорили, а потом сожгли. В 1937-ом году церковь закрыли, опечатали, а священника сослали. В 1938-ом году сняли колокола по приказу местных властей, которые отвезли на строительство крахмального завода и больничной ограды. Из икон делали парты, настенные доски в классах, топили печки в школе.

    С колокольни сняли 12 колоколов. Большой разбили и увезли на переплавку. Осколки были настолько большими, что их везла телега, запряженная четвёркой лошадей. Александра Щанькина вспоминает: « Моя мама рассказывала, что от удара затряслась земля, и у неё зазвенело в ушах. Люди рыдали, падали на колени и молились. Она подобрала небольшой осколок колокола и хранила его всю жизнь как реликвию, как память о святом».

    Из села Муравлянка было привезено шесть человек. Они только начали снимать жесть с крыши, а народ уже сбежался к храму на защиту от ломателей. Из села Ельники приехал отряд милиции принялся разгонять защитников, но уркатские люди твёрдо стояли на своём, и со словами: «Не дадим ломать!» встали вокруг церкви. Около месяца они боролись за свою родную землю: оставляли дежурных на ночь, молились и отправляли письма в Москву.

    Но все их старания оказались напрасными…

    Из рассказов Николая Яковлевича Нешляева:

    «…В этот день мы всей семьёй строили печку. Вдруг послышались крики и грохот. Мы выбежали на улицу и увидели, как разрушают наше пристанище. Было больно ощущать горечь утраты и потери».

    И на глазах Николая Яковлевича показалась кроткая слезинка.

    Творение строителей-мастеров было порушено, также рушилась и налаженная жизнь в селе.

    При той любви, которую жители питали к Богу, было понятно, с какой скорбью они смотрели на разрушение, на это ужасное несчастье, ведущее душу человеку к вечной погибели.

    После того, как церковь растаскали по камешкам, многие уезжали из Урката в другие сёла, выразив своё недовольство. Тем самым, население резко сократилось.

    2.2. Живая сила родников
    После того, как власть запретила вести богослужение в селе, людям было необходимо где-то найти место для утешения, исповедования грехов, успокоения душевной тревоги.

    И верующие люди стали ходить молиться и крестить детей на святой родник «Серафима Саровского». Также, из желающих посетить Божий уголок были и жители окрестных деревень: Ельники, Будаево, Полочино, Киржеманы, Старое Девичье.

    В 1943 году председателем сельского совета был В. Т. Дёмин. Он часто разгонял народ с родника, запрещал им молиться и проводить религиозные обряды. Иногда приезжал и с милицией, даже арестовывал некоторых. Сельский люд возмущался этому. Учителей, комсомольцев, активистов села оставляли по очереди дежурить у родника.

    Однажды на праздник Святой Богородицы он привёз землю, навоз и засыпал родник. Но местные за ночь срубили новый сруб, установили его и очистили родник. Народ собрался на следующий день и увидел лик Пресвятой Богородицы. Именно после этого родник Серафима власть оставила в покое. Данный родник действует, и по сей день.



    2.3. Из воспоминаний старожилов

    Не соглашаться с властью – значит вступать с ней в конфликт. В те годы это было опасно, но, не смотря на аресты и ссылки, люди не оставляли свою веру и боролись за неё, хоть это было невыносимо трудно.

    Только лишь отказавшись от Бога, выбросив все иконы, вступив в колхоз можно было получить доверие властей, а также земельный надел и должность. Но истинно православные люди выбирали другой жизненный путь – сохранение веры.

    В районном центре не ведали о тех беззакониях, которые творила власть в сёлах. Изначально, за непослушание наказывали заключением, но в сёлах происходили ужасные вещи. В больших семьях нечем было кормить детей, потому что у них отбирали весь домашний скот (овец, коров, лошадей, свиней). Иногда даже выгоняли из дома, и приходилось ночевать под открытым небом.

    Своими воспоминаниями со мной поделилась моя сожительница – Чикурина Нина Ивановна 1949 года рождения. Со слезами на глазах она рассказывает о своей бабушке и дедушке:

    «Мой дед – Аверяскин Василий Денисович 1884 года рождения, и бабушка – Аверяскина Евдокия Алексеевна 1882 года рождения. Они не прогнулись под антихристов и не вошли в колхоз, после чего были осуждены 13. 09. 1931 на 2 года лишения свободы.

    Дед, после возвращения домой, умер от сердечного приступа, видимо его слабое сердце не смогло выдержать происходящее. Бабушка долго горевала, но нужно было продолжать жить и ухаживать за детьми. Она все домашние дела выполняла с молитвой. Её, как богоугодного человека, приглашали на все события жизни православных христиан. Она ни на кого не держала зла, была кроткой и нежной, лечила детей и постоянно говорила нам: «Господь сказал: врагу отдай последнее». Она всегда была для меня примером истинной веры, и остаётся до сих пор.

    Она стойко и мужественно приняла известие о пропавшем сыне, только когда оставалась одна, плакала. И слезы её были пролиты не напрасно, моления помогли возвратиться сыну из плена.

    Бабушка прожила 90 лет и никому не сделала ничего плохого. За её благочестие и добро, в последний путь её провожали множество птиц (яблоня под окном была усеяна синица, снегирями и воробьями). Ну разве это не чудо?!

    Также, с большой гордостью я могу сказать и о своих тётях по линии отца – Акулине и Варваре.

    Акулина Васильевна Аверяскина родилась в 1918 году. Вся её жизнь была посвящена Богу. За то, что не отказалась от православия, её арестовали, и, приложив к груди пистолет. Отвезли в Ельники. Долгое время от неё не было никаких известий, но позже мы узнали, что она находиться в тюрьме Астраханской области.

    Во время заключения Акулина не принимала ничего, кроме постной пищи. За это её бросали в карцер и, после долгих лет мучений, она стала инвалидом 1-ой группы. Вскоре, ей удалось написать письмо сестре с просьбой приехать и забрать её, иначе, её переведут на остров. Варвара привезла Акулину домой в 1955 году. И в 1964 году тётя Акулина скончалась от болезни.

    Сколько испытаний выпало на судьбу бедной Акулины, но, не смотря на это, она сумела донести до нас духовные ценности, завещанные ей предками.

    Аверяскина Варвара Васильевна родилась в 1912 году. Мы с тетей Варварой ходили пешком в Свято-Троицкую церковь села Каменный Брод, которая находилась в 10-ти километрах от села Большой Уркат. Ночевали в сторожке, а утром вставали пораньше и шли на богослужение. Если в школе узнавали о посещении храма, то жестоко наказывали: рисовали в стенгазету, не принимали в пионеры, снимали крестик и выбрасывали, да бабушка не разрешала. Она говорила: «Нельзя носить на груди крестик и пионерский галстук одновременно».

    Варвара в 39 лет ушла в Свято-Троицкий храм и прослужила там алтарницей всю свою оставшуюся жизнь.



    Похоронили ее в 1997 году на Каменно- Бродском кладбище.

    Если вернуть время воспитания детей, я бы начала с посещения детьми православного храма. Нас воспитывали в выполнении заповедей Бога, и мы были послушны, добры, смиренны, у нас рос дух веры, воспитанной Святой Православной Церковью. Храм для нас был главным домом на земле, и не шли мы из него, а летели, не чувствуя под собой ног, такая благодать сходила на нас во время службы.

    Если меня попросят дать наставление для будущего поколения, то я скажу именно так: Прочитайте заповеди Бога, в них – учение жизни».
    Аверяскин Семена Егорович юношей сохранил веру Христову, за это был угнан на 30 лет в Магадан. Вернулся Семен на родину пятидесятилетним стариком.

    Он видел много ужасных вещей, его и избивали, и морили голодом, и сажали в темницу. Он, как и миллионы праведников, отдал свою жизнь за веру.

    «Если слаб – беги, но коль пойман – не отрицай веры» - под таким девизом жили все верующие нашей округи.

    Скобликов Петр Григорьевич в Покровской церкви занимал должность дьякона.

    Позорным пятном на православной истории нашего села лежит отречение от Бога Скобликова Петра Григорьевича, который под давлением властей не смог сохранить твердую, истинную веру.

    Всем даны средства по спасению, всем Господь предлагает благодать свою, и если кто отвергает ее, конечно, погибает, но в погибели его никто, кроме его самого, не виноват. Прожив несколько дней с тоской об измене Господу, он покончил жизнь самоубийством.

    Перед нами две жизни, две судьбы. И как же они противоречивы!

    3. Глава3. Воскресение жизни церковной
    Становление великой и могущественной державы должно опираться на духовное единство – мощь нации. В начале 90-х годов после падения коммунистического режима, в нашей стране изменилась политика государства по отношению к религии, происходит постепенное возвращение к православию. Над Россией вновь слышен колокольный звон, восстанавливаются многие разрушенные храмы.

    Так и в нашем с. Большой Уркат . Благодаря не равнодушным, уставшим без веры жителям села материал из газеты известия Мордовии


    Почти 100 лет прошло после разрушения храма в нашем селе, почти 100 лет не созывал благовест верующих под своды церкви! И вот теперь по Божьей милости перезвон колоколов возвестил о радостном событии- построена часовенка, а это значит, сохраняется любовь к своей земле и Отечеству, это значит, что Господь оживил душу села, теперь есть где «достойно и праведно поклонятся Отцу и Сыну и Святому Духу.  



    Заключение.

            И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению и развитию русской культуры, распространению просвещения, созданию крупных литературных ценностей.

    Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

    Ельниковская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного востановления.

     

    В храм зайдите! Не ленитесь!

    Свеч купите восковых,

    За себя вы помолитесь

    И за всех, за всех других

    Православных наших братьев,

    Кто в родную землю лег…

    Для молитвы неба хватит,

    Потому что в небе – Бог! 

    (Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).


    написать администратору сайта