Главная страница

Научно-исследовательская работа Талантливый человек с сильным характером (о Валерии Золотухине). Талантливый ЧЕЛОВЕК с сильным характером (Золотухин). Исследовательская работа талантливый человек с сильным характером ученица 10 класса с. Л 2016 Содержание I. Введение


Скачать 2.26 Mb.
НазваниеИсследовательская работа талантливый человек с сильным характером ученица 10 класса с. Л 2016 Содержание I. Введение
АнкорНаучно-исследовательская работа Талантливый человек с сильным характером (о Валерии Золотухине
Дата10.10.2022
Размер2.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТалантливый ЧЕЛОВЕК с сильным характером (Золотухин).doc
ТипИсследовательская работа
#725770


Научно-исследовательская работа

ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

С

СИЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ

Выполнила:

ученица 10 класса

Руководитель:

с.Л

2016

Содержание

I.Введение ……………………………………………………………………….3

II.Основная часть: ……………………………………………………………….5

  1. Детство на костылях……………………………………………………..5

  2. Учёба в ГИТИС…………………………………………………………..5

  3. Дебют в кино……………………………………………………………..6

  4. Популярность…………………………………………………………….6

  5. Последние работы в кино……………………………………………….9

  6. Молодая смена…………………………………………………………..10

  7. Литературное творчество……………………………………………….10

  8. Память об актёре…………………………………………………………11

III.Заключение……………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………13

Приложения………………………………………………………………………14

Введение

В жестких реалиях ХХ века, когда исторические мизансцены менялись так быстро, что казалось человеческой памяти невозможно точно зафиксировать их детали, на помощь пришел кинематограф, беспристрастный летописец, фиксирующий в кадрах кинопленки события и лица истории. Благодаря кинолентам мы можем увидеть отдельные события в истории Алтая глазами очевидца и ощутить свое присутствие в прошлом.

Алтайский край тесно связан с историей российского кинематографа именами наших земляков – блестящих режиссеров, сценаристов и актеров. Стране и миру известны имена Ивана Пырьева, Василия Шукшина, Екатерины Савиновой, Валерия Золотухина, других замечательных кинодеятелей. Они родились и выросли на Алтае, прославили любимый край.[3]

Народному артист РСФСР Валерию Золотухину исполнилось бы в этом году 75 лет. (см. приложение 1)

«Талантливый человек с сильным характером, он наделял своих героев особым обаянием и независимым нравом. Творчество Валерия Сергеевича Золотухина, его книги во многом определили облик современной российской культуры. Светлая память об этом замечательном мастере навсегда останется в сердцах его коллег, учеников и поклонников», - подчеркивается в телеграмме Дмитрия Медведева родственникам актёра в связи с его кончиной 30 марта 2013 года. [8]

Актуальность исследования многогранного творчества Валерия Золотухина связана с тем, что 2016 год объявлен годом Российского кино, поэтому хочется отдать дань уважения знаменитому земляку, который с такой искренностью, теплотой и душевным трепетом прославил своим трудом родной Алтай. [1]

Объект исследования: процесс становления актёра и писателя.

Предмет исследования: жизненный и творческий путь актёра.(см. приложение 2)

Цель работы — выяснить, что движет человеком на пути к мечте, какие силы помогают в достижении целей.

И мы ставим перед собой следующие задачи:

  • проследить путь становления и развития творчества Валерия Золотухина;

  • выявить степень популярности В.С. Золотухина среди других актёров – земляков;

  • определить степень влияния малой родины на творчество Валерия Золотухина;

Метод исследования – работа с информацией, анализ.

При написании работы мы прочитали дневники актёра, познакомились со статьями в периодической печати, изучили биографию земляка; большую помощь оказали интернет ресурсы.

Основная часть

Смешной пацан в Москву с Алтая

Приехал жизни взять реванш …

И о себе сказать, играя:

«Я твой, Россия, Бумбараш».

Таганка знала, чем он дышит, о чём мечтает и поёт …

Да так, что слово правды слышит

Весь обездоленный народ.

Детство на костылях

Родился Валерий Золотухин в 24.06.1941, в алтайской деревне Быстрый Исток в семье председателя колхоза. В семь лет с ним приключилась беда – Валерий вывалился из окна второго этажа и сильно зашиб колено. Помощь ему оказали не сразу, да и к тому же неправильно. Мальчику от бедра до щиколотки заковали ногу в гипс. К счастью, под этим панцирем завелись вши, и Валерий карандашом расчесал опухоль. Гипс пришлось снять, и вовремя, а иначе бы он на всю жизнь остался бы калекой.

Валерий был доставлен в санаторий, где ему поставили диагноз туберкулез кости и объявили, что он никогда не будет ходить самостоятельно. Мальчику пришлось нелегко. До восьмого класса он ковылял на костылях. Случалось, что окружающие мальчишки дразнили его, но Валерий не обращал на них внимания (или делал вид, что не обращает).

Несмотря на такое увечье, мальчик мечтал, что когда-нибудь он станет артистом. Валерий Сергеевич вспоминает, что у него всегда было чувство счастливой уверенности в себе, он даже допустить не мог, что не достигнет задуманного. А мечтал он ни много, ни мало, а стать артистом. Он же не понимал тогда, что с его травмой это невозможно, потому, наверное, и добился своего. «Помню, был еще совсем маленьким, мамка уходила в поле работать, меня привязывала за ногу к порогу, чтобы никуда не уполз. А я песни пел. Мимо люди проходили: кто молока нальет, кто хлеба кусок даст - так я уже с детства актерством зарабатывал. Позже сестра сказала: "Быть тебе или великим артистом или великим пьяницей", - это она к тому, что, вернувшись из санатория, я удивил домашних тем, что запросто махнул стакан вина - что мне вино, если меня столько времени лечили горьким кальцием и рыбьим жиром».[16],(см. приложение 4)

Учёба в ГИТИС

Деревенский парнишка, не избавившийся от хромоты, заявился поступать в ГИТИС, причем не куда-нибудь, а на отделение оперетты, туда, где надо с легкостью петь и танцевать! Вот уж, правда, - про такой поступок говорят: «Не ведает, что творит». Но самое удивительное, что он поступил!

Валерий умудрялся обманывать педагогов. А чтобы в балетном классе не было видно его физических недостатков, подговорил сокурсников заниматься в трико, а не в трусах. Он вспоминает: «Чтобы не отставать от коллег, приходилось гораздо больше заниматься. От таких нагрузок в любой момент могло произойти обострение. Тем более, что по своей внешности я скорее подпадал под амплуа комика и простака, а тут уж пришлось бы на сцене выкладываться на полную катушку. Я понимал, что долго в таком напряжении не протяну. Но я фартовый парень! Наш педагог Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, режиссер театра Моссовета стала вести со мной "подрывную работу", переманивать в драматические артисты - она увидела во мне яркую индивидуальность. Так что у меня уже с первого курса был свой театр - это исключительный случай».[16]

Казалось бы, с этого момента студент Золотухин мог бы учиться "спустя рукава", но он относит себя к типу людей, которые не перестанут работать ни при каких условиях, ни при каком строе и уровне достатка, он с жадностью постигал профессию, тем более, что роль "свой среди чужих" ему приходилось играть ежедневно: студенты оперетты считали себя на класс выше будущих драматических артистов, а те "оперетчиков" вообще не считали за людей. (см. приложение 3)

Дебют в кино

В 1963 году Золотухин окончил ГИТИС и его пригласили в Театр имени Моссовета, где он проработал год, а затем, перешел в Театр драмы и комедии на Таганке.

Популярность

Первой большой ролью Валерия Золотухина, стал участковый Василий Снежкин в детективе все того же Владимира Назарова «Хозяин тайги» (1968). В этой картине Золотухин играл в паре со своим лучшим другом Владимиром Высоцким, к тому времени уже популярным актером и певцом. Герой Золотухина, молодой участковый, не имеющий ни опыта расследований, ни знания людей, ни дедуктивного мышления, расследовал ограбление магазина в соседней деревне. В результате следствие приводило его к циничному бригадиру (Высоцкий)... (см. приложение 6)

Картина имела несомненный зрительский успех. Исполнилась его мальчишеская мечта - теперь актера знала вся страна.

А спустя три года на экраны вышел фильм, принесший ему и вовсе огромную популярность. Это была эксцентрическая музыкальная комедия Николая Рашеева и Абрама Народицкого «Бумбараш».

Историко-приключенческий фильм Владимира Назарова «Пакет» по одноименной повести Леонида Пантелеева вышел на экраны в 1965 году. Картина рассказывала о приключениях красноармейца Трофимова, которому необходимо было доставить донесение Буденному. Легкая и веселая, она явилась как бы прологом к знаменитому «Бумбарашу».(см. приложение 5)
Рассказывают, что эту роль молодой актер получил благодаря редкостной наглости. Дело в том, что на роль пробовался, помимо Золотухина, еще и Михаил Кононов. И тогда Валерий подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность - возьмите меня». Режиссер послушался и… заглянул в вечность.

«Бумбараш» - это настоящий водевиль о гражданской войне — веселый, ироничный, один из лучших в советском кино семидесятых годов. В стиле лубочного примитивизма авторы фильма поведали историю нового Иванушки, бродящего по фронтам гражданской войны и толком не понимающего, кто здесь прав, кто виноват. Бумбарашу доверено быть героем, а за собой не ведет и примера не подает. Он просто живет в диком мире и не хочет знать, что будет завтра…

Особую привлекательность фильму принесли песни на стихи Юлия Кима в блестящем исполнении Валерия Золотухина. «Ты, родимая, да ты дождись меня…», «Наплявать, наплявать, надоело воевать…» - эти песни прочно вошли в народ, ассоциируясь именно с образом Бумбараша, который стал «визитной карточкой» актера.

Бумбараш «приклеился» к Золотухину на многие годы. Рассказывая об актере, в первую очередь вспоминают именно об этой роли. Валерий Сергеевич не обижается: «Если говорить всерьез об актерском тщеславии, то не чувствую себя обделенным. Несметное количество актеров уходит из жизни, не оставив после себя своего Бумбараша. А если ко всему этому подойти философски, человек, которому я интересен (если вдруг такие люди есть), найдет возможность разглядеть другого Золотухина. А если кто хочет видеть во мне одного Бумбараша - ради Бога! И не буду никого ни в чем переубеждать: я уже не в том возрасте, чтобы говорить: «Да я гораздо сложнее, интереснее». Бумбараш - так Бумбараш. Когда-то моего сына спросил во дворе соседский парень Сережа, сын Романа Карцева: «Твой папа - Бумбараш?» Сын ответил утвердительно. Сережа изумился: «Что, живой еще?»

В 1963 году Валерий Золотухин закончил ГИТИС по отделению музыкальной комедии.

В фильмах, где снимался Золотухин, много песен в его исполнении. Его часто приглашали озвучивать фильмы и исполнять песни даже в тех картинах, где он не снимался. Песни в его исполнении звучат в фильмах: «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев» и другие. (см. приложение 4)

Именно в 70-е годы выпал расцвет творчества Валерия Золотухина в кино. В том же 1971 году актер снялся во втором фильме трилогии, начатой «Хозяином тайги», - детективе «Пропажа свидетеля». Картина была снята по многочисленным просьбам зрителей, которым полюбился следователь Сережкин.

Затем Золотухин снялся в главных ролях: в лирической комедии Екатерины Сташевской «Берега», в драме Виктора Титова «Каждый день доктора Калинниковой» и героической драме Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Запоминающимся персонажем в исполнении Валерия Золотухина стал веселый жулик Лутоня в музыкальной сказке-комедии «Царевич Проша» (1974).

Во второй половине 70-х Валерий Золотухин продолжал активно сниматься в кино. Он сыграл заметные роли в музыкальной комедии «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил», драме «Любовь Яровая», комедии «Смешные люди», телесериале «Маленькие трагедии». В 1978 году Золотухин вновь сыграл милиционера Сережкина, любимого зрителями по картинам «Хозяин тайги» и «Пропажа свидетеля». В новой картине «Предварительное расследование» его герой уже в чине капитана милиции борется с расхитителями леса.

В 80-е годы Валерий Золотухин много снимается в кино. Однако таких заметных работ, как в 70-е у него не было. Как признается сам актер, крестьянская маска отбросила от него многие роли. Это в театре он мог быть самым разным. Кого только он не переиграл. Среди его театральных героев: Ванг-водонос («Добрый человек из Сезуана»), Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишневый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Федор Фомич Кузькин («Живой»), Живаго («Доктор Живаго»), маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), сразу три роли в спектакле «При во время чумы» - Герцог, Дон Гуан и Фауст. И это далеко не полный перечень работ актера на сцене.

В кино же дело обстояло хуже. Нет, Валерию Золотухину по-прежнему нередко доставались главные роли. Наиболее заметная работа тех лет – роль Дмитрия Громцева в ретро-драме Николая Досталя «Человек с аккордеоном». Стоит также отметить роли в картинах «Средь бела дня» и «И вот пришел Бумбо». И все же с популярностью «Бумбараша» и «Хозяина тайги» они сравниться не могли.

Последние работы в кино

Ближе к середине 90-х Золотухин и вовсе перестал сниматься в кино. Это было время, когда выдающиеся актеры прошлого оказались просто не нужны нашему кинематографу.

В последние годы Валерий Золотухин вновь стал появляться на кино- и телеэкранах. Начало положил сериал «Участок», где снялось много замечательных актеров. Здесь Валерий Сергеевич, умело сочетая комические и драматические краски, сыграл старика по прозвищу Хали-Гали.[9]

Первоначально на эту роль пробовали Сергея Юрского, затем предложили Михаилу Кононову. Однако тому сценарий не понравился. И тогда вспомнили о Валерии Сергеевиче. «Изначально планировалось, что Хали-Гали будет этаким Щукарем, прикольным балагуром, но Золотухин увидел эту роль как глубокую, сразу же категорически отказался комиковать, и правильно сделал!» - рассказывает сценарист Слаповский. Съемки проходили в деревне. Золотухин настолько вошел в роль, что его порой принимали за местного жителя даже сами актеры.

Вслед за этим Валерий Сергеевич продемонстрировал свое мастерство на съемках знаменитого блокбастера Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», где он сыграл старого вампира. Отмечая игру актеров, практически все в первую очередь выделяли именно его. А ведь роль у Валерия Золотухина в отличие от других актеров была совсем небольшой, можно сказать эпизодической.

Зато в следующем фильме Тимура Бекмамбетова - «Дневной дозор» - роль Золотухина оказалась более значительной. Кстати, в этой картине были использованы сцены, не вошедшие в первый «дозор».

Валерий Сергеевич признается, что, снимаясь в «дозорах», опасался засилья компьютерных технологий. К счастью, современные технологии не заслонили актерской игры: «Все, что я хотел сыграть в этом персонаже, и это я увидел потом на экране: всю трагедию, всю драму истории с сыном, и его порочность, и то, что он любым способом пытается извлечь из ужаса порока. В «Дозоре» абсолютно нет никакого ущемления актерского мастерства. Это такой жанр, здесь есть психологизм, есть глубина, но она должна быть знаковая, быстро читаемая».[16]

В перерыве между «дозорами» Валерий Золотухин снялся еще в одном нашумевшем проекте - долгожданной экранизации романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. И вновь в небольшой роли Босого Валерий Сергеевич продемонстрировал высочайшее актерское мастерство.

Валерий Сергеевич - человек верующий. Он участвовал в православных проектах («Рождественские истории»), при его непосредственном участии была построена церковь на Алтае.

Молодая смена

Мы гордимся знаменитым земляком и надеемся, что список талантливых артистов из Алтайского края будет и дальше пополняться.

Выпускник нашей школы Сергей Петрович Перевозкин, актер, режиссёр, родился 1 января 1966 года в селе Леньки Благовещенского района Алтайского края. Снялся успешно в фильме «Сталин», где у него была главная роль.
В настоящее время он живет в Москве, возглавляет театр «Квартет И», режиссёр театра «Русский Дом», художественный руководитель театра «Русский терем».

Особую гордость вызывает творчество Стебунова Ивана Сергеевича - актера театра и кино. Родился 9 ноября 1981 года в поселке Павловск Алтайского края.

Учился в Новосибирском театральном училище, в 2002 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова). В 2006 году стал актером театра «Современник», на сцене которого был занят в спектаклях «Антоний&Клеопатра. Версия» (2006), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (2007).

Иван Стебунов активно снимается в кино, сыграл более 30 ролей в фильмах.

В 2011 году состоялся дебют Ивана Стебунова в качестве режиссера, он поставил короткометражный фильм «Седьмой».

Литературное творчество

Литературное творчество В.С. Золотухина оказалось в тени его театральной и эстрадно-исполнительской деятельности. Справедливо это или нет, покажет время. Но уже сегодня очевидно, что как писатель В. Золотухин сделал немало. В рецензии на первый сборник Золотухина известный советский писатель, многолетний главный редактор журнала «Москва» Михаил Алексеев заметил, что Золотухин – литератор, и, кажется, всерьез и надолго.

В.С. Золотухин – автор более десятка сборников художественной прозы и почти тридцати книг дневниковых произведений. Однако всероссийская известность не мешает В. Золотухину с полным правом считаться АЛТАЙСКИМ писателем. И дело здесь не только в факте рождения на Алтайской земле или в регулярном обращении к теме малой Родины в своих произведениях. Наверное, то главное, в чем кроется алтайская сущность писателя Золотухина, как впрочем, сущность любого писателя, - это язык его произведений.

Ш укшин В.М. писал: «Вообще все «системы» хороши, только бы не забывался язык народный. Выше головы не прыгнешь; лучше, чем сказал народ, не скажешь». 3

Золотухин выделяется, прежде всего, оригинальной языковой образностью, что еще несколько десятилетий назад отмечали Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Михаил Алексеев, многие литературные критики. «Неслучайно известный отечественный литературовед и критик Ю. Щеглов когда-то так сказал о языке В. Золотухина: «Язык писателя прельстил меня свежестью, самобытностью, легкостью, читаешь страницу за страницей и будто окунаешься в чистую прозрачную реку или дышишь горным воздухом Алтая».[10]

И авторская речь, и речь персонажей в произведениях В.С. Золотухина характеризуются живым, точным словом, которое в художественном мире алтайского писателя многофункционально. Слово является основой психологической характеристики героя, воссоздает культурный и социальный контекст повествования, служит главным средством создания художественного образа.

Память об актёре

На его малой родине – в селе Быстрый Исток торжественно открыты новый культурно-досуговый комплекс и мемориальный музей его имени.

Всероссийский молодежный фестиваль имени Валерия Золотухина займет достойное место на театральной карте России. [7]

Актеры Молодежного театра Алтая имени Золотухина берут пример с земляка: Валерий Золотухин в Театре на Таганке играл с душой, помогало ему то, что он не терял связи с Родиной, с Алтаем, с народом и человеком.(см. приложение 6)[ 11]

Сыграть самого Валерия Золотухина смогут участники краевого фестиваля детского театрального творчества «Исток». 23 театральных коллектива со всего региона покажут постановки по произведениям Василия Шукшина, Александра Твардовского и других авторов. Жюри возглавит актриса Московского театра на Таганке Ирина Линдт. На Алтай она приедет вместе с сыном - Иваном Золотухиным.[7]

Международный благотворительный общественный фонд поддержки творчества, созданный знаменитым артистом театра и кино Валерием Сергеевичем Золотухиным и носящим теперь его имя, начал работать с 1994 года.[10]

Главное в работе фонда - помощь ярко одарённым детям-музыкантам из малообеспеченных семей разных регионов страны.(см. приложение7)
Заключение

Нам в наследство актёр оставил свои правдивые роли, которые пробуждают патриотические чувства, учат быть искренними, решительными и принципиальными.

Изучив биографию и проследив творческий путь актёра, мы пришли к выводу, что исполнительский талант Золотухина очень русский, народного склада и

человек, не теряющий связи с Родиной, с Алтаем, с народом, способен достичь своей цели. Он останется в памяти поколений талантливым самородком, артистом от Бога, с голосом неповторимого тембра, сверх того писателем, верующим в силу родного языка, человеком неуёмных страстей, жизнелюбом, работающим на износ и другой жизни для себя не мыслящим…

Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном взгляде на судьбу и творчество артиста, писателя и общественного деятеля Валерия Сергеевича Золотухина.

Мы считаем, что результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке уроков литературы, внеклассных мероприятий, посвященных изучению культурного наследия наших земляков и направленных на патриотическое воспитание школьников.

Роли в кино, работа в театре, его рассказы, повести, очерки и дневники воплощают в себе уникальную культурную память родного региона. Золотухин писал об Алтае, жил Алтаем, работал во благо Алтая. Не будь Алтая, не будь села Быстрый Исток, не будь, наконец, по словам Шишкова, «всяческого люда» алтайского – не было бы и Золотухина… Сегодня же это имя – гордость не только Алтая, но и всей России. Валерий Золотухин - особенное явление в культуре Алтая.

Большая, великая река не живет на особицу, без тех многочисленных притоков, малых речек и ручьев, которые впадают в нее, сливаются с нею и делают полноводной, – таков закон природы, касается он и культуры…

Список литературы

  1. Алтай молодой, №3.- 2014, с.28- 29

  2. Антропова М.П. Кино и Алтай. Барнаул, Алт. КН.

  3. Иван Пырьев: правда творчества/сост. И.А.Коротков, Е.В.Огнева, В.И.Фомин.- Барнаул: ГМИЛИКА, АЗБУКА, 2011.-431 с.: ил.

  4. Культура Алтайского края, № 1(март).- 2011, с.44-48

  5. http://www.altairegion22.ru/territory/remember/2016-god-rossiyskogo-kino/

  6. http://ascinemadoc.ru/kinoletopis-altaya-istoriya-sozdaniya-polnyj-variant-stati/

  7. http://avtograf22.ru/kino-snyatoe-na-altae/

  8. http://www.mega-stars.ru/

  9. http://vz.ru/news/2013/3/30/626683.html

  10. http://fond-zolotuhina.ru/

  11. http://www.katun24.ru/news/82970/

  12. https://yandex.ru/images/

  13. http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlya-issledovatelskoj-raboty/

  14. http://avtograf22.ru/vserossijskij-molodezhnyj-festival-imeni-valeriya-zolotuxina-zajmet-dostojnoe-mesto-na-teatralnoj-karte-rossii/#sthash.vnnRJ6xW.dpuf

  15. http://www.stranamam.ru/photo/7746084/

  16. http://www.amic.ru/news/285058/


Приложение 1.

Валерий Сергеевич Золотухин



Приложение 2.

Творческий путь актёра Валерия Золотухина


Приложение 3.

Студент Золотухин



Приложение 4.

Встреча с поклонниками таланта



Приложение 5.

Кадр из к/ф «Бумбараш»



Приложение 6.

Кадр из к/ф «Хозяин тайги»



Приложение 7.
Кадр из к/ф «Участок»



Приложение 8.

Литературное наследие В.С. Золотухина



Приложение 9.

Молодёжный театр Алтая имени Валерия Золотухина



Приложение10.

Награда благотворительного фонда имени В.С. Золотухина



Приложение 11.





написать администратору сайта