Реферат Философия Маркса. Реферат по философии Маркса. Истоки и основные черты философии К. Маркса
Скачать 30.3 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» Кафедра философии РЕФЕРАТ По учебной дисциплине «Философия» на тему: «Истоки и основные черты философии К. Маркса» Студентки 1 курса Экономического факультета Группы ЭУ-11 Дегтеренко Е.Г. Научный руководитель Степанюк В.К. Гомель, 2018 Введение Истоки теории К. Маркса Основные черты марксистской философии Заключение 1. Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – «ранний» и «поздний». Для «раннего» – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. «Поздний» – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). 2. Марксизм в целом и марксистская философия как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Разработка марксистской философии была обусловлена научно-теоретической, социально-экономической и непосредственно политической необходимостью. Возникновение марксизма было научным ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и логикой движения человеческих знаний. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действительность, на основе усвоения и критической переработки всего положительного, что было создано до них в области философии, общественных и естественных наук, создали качественно новое мировоззрение – мировоззрение рабочего класса, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики революционного рабочего движения. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были главнейшие философские, экономические и политические учения конца 18 и 1-й половины 19 вв. Важнейшим теоретическим источником философии марксизма была немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Создатели марксизма четко осознавали отличие своего философского мировоззрения от классической философии, или, по их терминологии, «философии в старом смысле этого слова». Из всей классической философии значение для них сохраняли лишь ее методология – формальная логика и диалектика, а также материализм как основа нового научного философского мировоззрения. Важной социогуманитарной предпосылкой возникновения марксизма явилась английская классическая политическая экономия, в лице ее выдающихся представителей А. Смита и Д. Рикардо. Особенно высоко в ней Маркс и Энгельс ценили трудовую теорию стоимости, выводившую основу общественного богатства из материального производства, общественного бытия людей. Еще одной идейной предпосылкой марксизма явились концепции социалистов-утопистов – французов: А. Сен-Симона, Ш. Фурье и англичанина – Р. Оуэна. Приверженцы домарксовой идеологии социализма резко критиковали пороки буржуазного общества, обосновывали необходимость созидания такого общества, в котором общественная собственность и коллективный труд будут источником удовлетворения человеком разумных потребностей. К естественнонаучным предпосылкам марксизма, по мнению Ф. Энгельса, относятся, во-первых, закон сохранения и превращения энергии, во-вторых, теория клеточного строения вещества и, в-третьих, дарвиновская концепция происхождения видов путем естественного отбора. В разработке положений марксистской философия, в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, философия Меринга, П. Лафарга и др. 3. В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачи новой философии, который во многом определили ее черты: прежние «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа, которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущих форм материализма, которые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовал естественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Отличительной чертой марксистской философии является ее максимально возможное сближение с естественнонаучным знанием. Они видели в союзе с ним основу научности и рациональности философии. В соответствии с этим принципом в марксистской философии закрепляется новое понимание материи. Материя есть «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них . Понятием «материя» обозначается бесконечное многообразие объектов, систем, различных по своей структурности и сложности, находящихся не только во взаимосвязи и отношениях друг с другом, но и в развитии. Диалектический метод позволил создать теорию развития материального мира. Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории. В марксистской философии утверждается идея о развитии как особой формы движения, как универсального способа бытия мира, как природного, так и общественного. Во-первых, развитие есть всегда качественное изменение чего-либо. Во-вторых, развитие является «направленным и необратимым процессом качественного изменения от простых форм к более сложным, от низшего к высшему». В-третьих, высшие формы движения и развития включают в себя в преобразованном виде более низшие. Они не простая сумма низших, а преобразованный их синтез. В-четвертых, каждой форме движения и развития соответствует свой субстрат (материальный носитель), отличающийся по степени сложности строения. В связи с чем в новом виде предстает иерархическое строение материального мира, которое стремится и к усложнению, и к изменению, и к самосохранению в форме повышения своей организации. В связи с этими принципами основоположники марксистской философии на основе естественнонаучных данных и открытий в XIX веке выделили следующие формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая (жизнь органических систем), социальная (развития общества, человеческой истории). Переход от одной формы движения, от низшей к высшей, носит скачкообразный характер, а процессу перехода от одной формы движения к другой присущи «переходные» формы движения, которые не всегда нам известны, но в ходе развития научного значения могут быть выявлены. И современная наука подтверждает гипотезу, высказанную основоположниками марксистской философии. Так, в современной науке утвердилось мнение, что самому объективному миру присущ принцип повышения своей организации (самоорганизации). Этот принцип можно применить и к анализу развития общественных систем. В связи с этим учение о законах диалектики, как универсальных законах развития, приобретает более богатое содержание. Краеугольный камень философии К. Маркса составляет материалистическое понимание истории. Для классиков марксизма философия никогда не являлась занятием сугубо академическим: они хотели использовать её для того, чтобы лучше понять жизнь и, исходя из этого понимания, преобразовать в соответствии с коммунистическими идеалами. Поэтому необходимой и важной составляющей философии марксизма являются социально-философские и философско-исторические идеи. Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы: Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей. Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ. В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п. Маркс внимательно изучил мировую историю, реконструкцию существующего исторического материала в интересующей его перспективе и пришел к выводу, что способы материального производства не произвольны, а типичны и могут быть объединены в конечное число способов, исторически сменяющих друг друга. Всего Маркс и Энгельс насчитали пять способов производства и столько же общественно – экономических формаций (систем отношений вокруг способа материального производства): Первобытнообщинный. Рабовладельческий. Феодальный. Капиталистический. Коммунистический. Человеческая история, как следует из вышесказанного, это не чехарда спонтанно возникающих и исчезающих народов, событий, героев, а совокупность общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в результате качественных изменений в способе материального производства. Несмотря на объективный характер человеческой истории, она является все же человеческой историей, и поэтому сами люди активно ее делают. Это относится и к так называемым "великим личностям", и к деятельности субъектов истории: классов и социальных слоев. Поэтому положение о классовой борьбе как движущей силе истории также входит в материалистическое понимание истории. Так же в философии Маркса значимое место занимает концепция отчуждения. Концепция отчуждения - это марксова теория человека как общественного существа. Впервые об отчуждении сказал Гегель, охарактеризовав с помощью этого понятия отношение человека к созданной им реальности. Отчуждение человека от мира созданных им вещей - это, по мнению Гегеля, ненормальное состояние, свидетельствующее о дискомфорте человеческого бытия. Маркс и Энгельс исходили из того, что причиной отчуждения является вовсе не невежество людей, а общественное разделение труда, которое дробит сущность человека, сужает горизонт его познания и деятельности. Концепция отчуждения изложена Марксом в "Экономическо-философские рукописи 1844 года" и "Капитале". Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения: Отчуждение условий труда от самого труда. Отчуждение результатов труда. Отчуждение социальных институтов от человека. Отчуждение идеологии от жизни. Суть отчуждения в следующем: превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную, непонятную для человека реальность. Преодоление отчуждения - далекая перспектива, ибо оно предполагает постепенное исчезновение необходимости в разделении труда. Наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию человека развивает марксистская философия. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря ему, человек на всех этапах исторического развития остается тождественен самому себе. Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека. Человек – это часть природы, живое телесное существо. Природно-биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, пол, наследственность и другие качества человека. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации (например, нация). Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Но сущность человека не ограничивается его характеристикой как биологического существа, то есть животного. Марксистская философия предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции общественно практической сущности человека. По этой концепции человек выделяется из мира животных, благодаря труду. «Труд создал человека». Границей перехода от животного к человеку является период, когда начали изготавливать орудия труда. Однако такая точка зрения неточна, так как у животных тоже наблюдаются элементы инстинктивной деятельности и изготовление примитивных орудий труда. Поэтому человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится потребностью, потребностей людей, что труд становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфическим способом жизнедеятельности является не приспособление и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействует на природу, творит мир очеловеченной природы. В процессе трудовой деятельности человек создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей. 4.Таким образом, мы рассмотрели истоки теории К. Маркса, основные концепции и черты его философии и можем сделать следующий вывод. Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и превратилась в догму. Характеризуя качественное отличие философия марксизма от предшествовавших ей философских систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, – к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, – вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли». Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи. Его основные постулаты: мир материален; мир объективен и не зависит от сознания; материя первична, вечна, несотворенна; сознание — свойство материи; мир познаваем. Список использованной литературы: 1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. – Белгород, 2000. 2. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. – Т. 3. 3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1958–1965. – Т. 18 4. Степин В.С. Марксизм вчера, сегодня, завтра //Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. – М., 1996. |