саки. 10кл ИК Политическая организация ранних государств на территории. Историческая хроника Племенные объединения саков
Скачать 23.39 Kb.
|
Историческая хроника Племенные объединения саков В I тысячелетии до н. э. преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это время в истории древнего Казахстана совпало с эпохой открытия и широкого использования железа (VIII-VII вв. до н. э.). Сакские племена делились на три группы и расселялись по всей территории Казахстана: Саки-тиграхауды (саки, носящие высокие остроконечные шапки) жили в Южном Казахстане и Жетысу; Саки-хамаварги (саки, изготовлявшие напиток хаума) жили по берегам рек Амударьи и Мургаб; Саки-парадараи (саки, живущие за морем) жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центрального Казахстана. В письменных источниках саки встречаются под разными названиями. Древнегреческий историк Геродот называл саков «азиатскими скифами», древние персы — «могучими мужами», а в «Авесте» они именовались — «туры с быстрыми конями». Саки вели оседло-кочевой образ жизни. Основной вид хозяйства — скотоводство, имевшее множество вариантов: кочевое, полукочевое, оседлое. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. Развивалось скотоводство в сочетании с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. Высокого уровня достигли ремесла: металлургия, гончарное дело, ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, обработка камня. В I тысячелетии до н. э. В Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморьем и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «Лазуритовый путь» — из Памира в Иран и Месопотамию; «Нефритовый путь» — из Кашгарии в Китай; «Степной путь» (середина I тысячелетия до н. э.) — от реки Хуанхэ, через степи Казахстана и Причерноморья, в земли греков и этруссков. В VII-IV вв. до н. э. Сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе племенного союза стоит царь, избираемый военным советом вождей племени. В сакском обществе царь считался любимцем бога, связующим звеном между небом и землей. Племенами управляли военные вожди, избираемые всем племенем. Сакское общество было равноправным: мужчины и женщины обладали равными правами. Например, женщины имели право воевать наравне с мужчинами, или царствовать как сакские царицы Томирис и Зарина. Саки делились на три общественные группы, каждая имела свой традиционный цвет: воины — красный, Жрецы — белый, общинники (скотоводы и земледельцы) — желтый и синий. На протяжении своей истории саки вели многочисленные войны. В VI в. до н. э. против них выступил царь ахеминидов Кир. Его армия была разгромлена войсками саков во главе с царицей массагетов Томирис. В 519–518 гг. до н. э. против саков-тиграхаудов воевал персидский царь Дарий I. В этой войне совершил подвиг сакский пастух Ширак. На стороне персов саки принимали участие в греко-персидских войнах: в войне с мидийским царем Крезом, в 490 г. до н. э. в Марафонской битве, в 480 г. до н. э. в битве при Фермопилах и в Египте. В 330–327 гг. до н. э. поход против саков предпринял Александр Македонский. По его приказу на Сырдарье был построен опорный пункт — город Александрия Эсхата, разрушенный впоследствии саками. С такими странами как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия, Китай саки поддерживали мирные торговые отношения. Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грому и пр. По их представлениям боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, кабан связывался с громом, конь с солнцем и огнем. А у саков Семиречья существовали «храмы огня», где совершались обряды, связанные с культом огня. С VII в. до н. э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья возник в искусстве «звериный стиль» — изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные изделия, оружие, одежду, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Примером могут служить одежда и головной убор «Золотого человека» из Иссыкского кургана (1969–1970 гг.), выполненные в «зверином стиле». Саки принадлежали к европеоидной расе, говорили на восточно-иранском языке, на развитие их культуры оказала большое влияние культура ахеменидского Ирана. рким представителем сакской духовной культуры является мыслитель и философ Анахарсис, живший в VI в. до н. э. Эпоха саков показывает, что Великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации, отличавшийся этнокультурной подвижностью и способностью к адаптации. Усуни (уйсуни) и канглы (кангюй) В конце I тысячелетия до н. э. на территории Казахстана новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. В III в. до н. э. — IV в. н. э. здесь складываются раннегосударственные объединения усуней — в районе Семиречья; канглов — в среднем течении Сырдарьи; хунну — в северо-западном и центральном Казахстане. В 160 г. до н. э. племена усуней заняли в Семиречье земли саков-тиграхаудов. Усуни говорили на древнетюркском языке и пришли из Центральной Азии во II в. до н. э. Они расселились от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-куля на юге. Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. На берегу Иссык-Куля находилась столица их государства — город Чигучен (Кызыл Ангар). Говорили усуни на древнетюркском языке. Письменные сведения об усунях оставил древнекитайский историк Сыма-Цянь. По его сведениям: «Численность населения усуней достигала — 630 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Количество воинов достигало в военное время — 180 тысяч, а в мирное время — 30 тысяч человек». Усуни вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и хунну. С Китаем имели широкие дипломатические и родственные отношения — женились на китайских принцессах. Тип хозяйства усуней — скотоводческо-земледельческий, хотя китайские источники характеризовали их как кочевников. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали — лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим (30–100 км) и позволяло усуням долгое время оставаться на одном месте. На местах зимовок и летовок они строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Усуни разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги и украшения для одежды. В большом количестве изготавливали керамическую посуду: чаши, миски, котлы, кувшины. Усуни умели ткать, прясть, обрабатывать шкуры, занимались резьбой по камню и кости. Усуньское общество было неоднородным. Во главе государства стоял верховный предводитель — гуньмо. (что значило «князь над князьями»); племенная и родовая знать — беки. Частная собственность на скот и землю способствовала социальному неравенству. Общество состояло из богатых людей (вождей, дружинников, жрецов) и рядовых скотоводов и земледельцев. Социальное неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах — могильных курганах. Ярким памятником ювелирного искусства усуней является диадема с изображением модели Вселенной, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы на высоте 2300 м. Крылатые кони, изображенные на Каргалинской диадеме символизировали солнце. На юге Казахстана, в предгорьях Каратау и среднего течения Сырдарьи, в III в. до н. э. сформировалось объединение канглов. Столица — Битянь располагалась близ Туркестана. Первые сведения о канглах встречаются в китайских источниках, которые относятся ко II в до н. э. Согласно источникам, численность населения канглов достигала 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Канглы поддерживали политические, экономические и культурные связи с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Постоянные войны вели с соседними племенами усуней и хунну. Подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии, контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути. Канглы занимались скотоводством и поливным земледелием. Разводили лошадей, овец, коров и верблюдов. Выращивали злаковые культуры. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных горшках, хумах. Большую роль играли охота, рыболовство, собирательство плодов дикорастущих деревьев, заготовка горного лука и чеснока. Канглы умели плавить железо, изготавливали из него орудия труда и оружие. Из глины делали разнообразную посуду. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это привело к развитию внешней торговли. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана. Верховный правитель канглов — хан. В управлении государством он опирался на помощников — визирей. Власть передавалась от отца к сыну — соблюдался принцип наследования. В обществе существовало имущественное неравенство. В руках знати сосредоточивалось огромное богатство и плодородные пастбища. Войны превратились в средство обогащения, пленных обращали в рабство. В религиозных верованиях у канглов были распространены культ природы и культ предков. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. Самый крупный район археологических памятников канглов — Отрарский оазис с городским поселением Кокмардан. Хунну (гунны) Первые века нашей эры в древней истории Казахстана и других регионах Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну и дошедшими до нас под названием эпохи «Великое переселение народов». Первое упоминание о хунну встречается в китайских источниках III в. до н. э. Это были воинственные племена, обитавшие на территории от Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья. Племена хуннов говорили на древнетюркском языке. Государственная политика хунну была направлена на победоносные войны. На западе они совершали походы против усуней, на севере подчинили племена Саяно-Алтая, на юге успешно воевали с ханьским Китаем. Постоянные нападения кочевых племен вынудили Китай построить Великую Китайскую стену для защиты своих территорий. В результате под властью хунну оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от Восточного Туркестана на западе до среднего течения реки Хуанхэ. Хозяйственная жизнь, экономика, социальное устройство, политическая система общества хунну были характерны для кочевников. Основным видом хозяйственной деятельности являлось кочевое скотоводство. Первостепенную роль играла лошадь, которая могла круглый год находиться на подножном корму. Содержались также стада быков, яков, верблюдов, отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности, каждая семья имела право на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой своего рода. Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями. В государстве хунну впервые проявилась имперская тенденция на евразийском пространстве. Это была централизованная империя, основанная на военно-административных принципах. Глава государства носил титул шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, рода Люаньди, его власть была освещена божественным авторитетом и передавалась строго по наследству. Его называли «сыном Неба», «Небом и Землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный». Шаньюй распоряжался всей территорией государства и был призван обеспечивать охрану земель, принадлежащих хуннам. Он объявлял войну и заключал мир, лично руководил войском; определял внешнеполитический курс, вел внешние сношения; был верховным судьей, распоряжался жизнью и смертью своих подданных. Следующую ступень иерархии занимали советники и военачальники шаньюя — его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже стояли другие родственники, управляющие определенными территориями. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Для содержания управленческого аппарата взимались налоги. У хунну было рабство. Рабами становились в основном пленные, а также и соплеменники, совершившие какие-либо преступления. В III-V вв. у Держава хуннов оказалось непрочной. В 47 г. до н. э. под давлением извне и внутренних междоусобиц она распалась на южных и северных хунну. Южных хуннов возглавил Хуханье, а северных — Чжичжи. Со временем южные хунны приняли подданство Китая, а северные, перейдя Тянь-Шань и вступив в союз с канглами, сохранили независимость. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии. Вторая волна началась в I в. н. э., когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. В 93 г. н. э. хунну проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. Во II-IV вв. они достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. С проникновением гуннов во главе с Аттилой в Европу начинается «Великое переселение народов». Гунны произвели опустошительные набеги на европейские страны. В 448 г. 200- тысячное войско гуннов под предводительством Аттилы нанесло сокрушительный удар Римской империи. При Аттиле империя гуннов достигла своего могущества: освободило Европу от господства Рима, способствовала крушению рабовладельческого строя, усилению военно-демократической системы. В III-V вв. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля», сменившего сакский «звериный стиль». Основной материал — золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов: инкрустация, зернь, скань, шнуровое плетение, перегородчатая эмаль. В Казахстане были известны два технических приема — инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Шиликты (Верхний Иртыш), Жыланды (Центральный Казахстан) и Бесоба (Западный Казахстан), а также в погребениях Алакульской впадины. С появлением племен хунну в Казахстане связано: проникновение большой группы тюркоязычных племен, появление монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей, появление «полихромного стиля» в искусстве. |