Главная страница

Шаляпин дипломная работа. Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования


Скачать 369.5 Kb.
НазваниеИсторическая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования
Дата27.01.2023
Размер369.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШаляпин дипломная работа.doc
ТипДокументы
#907579
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

2.2 Историческая тематика творчества артиста
Ф.И. Шаляпин воплотил на оперной сцене образы целой галереи русских персонажей. Эти образы поражали зрителей своей глубиной, правдивостью и разнообразием. Ф.И. Шаляпиным были представлены образы правителей России, таких как Борис Годунов и Иван Грозный, образы простых русских крестьян Ивана Сусанина и несчастного Мельника, образы монаха Варлаама и кузнеца Еремки, вождя раскольников Досифея и жестокого опричника Вязьминского, циничного князя Галицкого и светского бонвивана графа Томского. И все эти образы – это не только реалистично сыгранные роли, но и правдивые страницы нашей истории, переданные через певцом через воплощение русского быта и характера.

Однако многие годы великие произведения русских композиторов, гордость русской национальной музыки, не ставились на сцене императорских оперных театров. Бездарные управляющие театрами выбирали для постановок поверхностные оперы иностранных композиторов. Был необходим новый, национальный оперный театр, и таким театром в России конца XX века стала частная опера Саввы Ивановича Мамонтова, который решил создать театр с исключительно русским репертуаром. Пользуясь всеми своими редкими талантами, Ф.И. Шаляпин на сцене оперы С.И. Мамонтова создал целое созвездие гениальных образов-характеров.

Героическая тема занимала ведущее место в русском искусстве оперного театра, часто становясь трибуной для решения крупных социальных проблем. Первое творение русской музыкальной классики – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Глинки, отразившее в себе дух эпохи 1812-1825 годов, было названо автором «отечественной героико-трагической оперой». В опере идет речь о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Москву. Поляки шли в Кострому с целью убийства 16-летнего претендента на престол Михаила Романова, но заблудились. Дорогу им вызвался показать костромской крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в гиблые болота, где и погиб вместе с ними.

В частной опере С. Мамонтова выступления Ф.И. Шаляпина начались именно с исполнения им главной партии Ивана Сусанина. Таким образом, созданная Ф.И. Шаляпиным галерея трагических образов открывается монументальной фигурой Ивана Сусанина, в котором героическая романтика переплетается с сердечностью и радушием русского крестьянина. Образ Ивана Сусанина стал одним из самых удачных в репертуаре артиста. Искусно пользуясь гримом и сценическим костюмом, Ф.И. Шаляпин показал зрителю сутулого, немного сгорбленного от трудов, с загорелой шеей земледельца Сусанина. Начиная от сильных грубых рук крестьянина и заканчивая его походкой и каждым движением - все было продумано певцом в образе Сусанина. Но самое главное - это величие духа и патриотизм русского крестьянина, который смог принести в жертву жизнь за свою родину, все это удалось воплотить Шаляпину в этом образе гениального творения М.Глинки103.

Опера имела большой успех у публики и критиков и сыграла судьбоносную роль в карьере Ф.И. Шаляпина, так как именно в этой постановке раскрылся его огромный талант как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.

Когда несколько лет спустя Большой императорский театр также решил поставить спектакль «Жизнь за царя», то Ф.И. Шаляпину принесли в гримерку костюм для роли Ивана Сусанина: бальный кафтан и красные сафьяновые сапоги. Увидев этот наряд, Ф.И. Шаляпин бросил его на пол, да еще и притоптал ногами, велев принести ему мужицкий армяк и лапти. Театральные чиновники были шокированы: никогда до этого артисты Большого театра не позволяли себе проявлять строптивость перед дирекцией театра. Но им пришлось уступить требованиям Ф.И. Шаляпина: на премьеру ему принесли темно-жёлтый армяк, лапти и онучи104.

Характеру Ивана Сусанина в дальнейшем репертуаре Ф.И. Шаляпина противопоставляются характеры властителей, монархов и самодержавных деспотов: царь Борис, Иван Грозный, Филипп II Испанский, Олоферн. Но как бы ни были многогранны эти шаляпинские образы, их объединяющей чертой было горькое одиночество, трагическая надломленность и раздвоенность души, совести, чувств. Ф.И. Шаляпин сумел обнажить тяжесть душевных драм своих венценосных героев, которая пошатнула их могущество и привела к катастрофе.

Ф.И. Шаляпин очень тщательно готовился к каждой исторической роли, скрупулезно работая над деталями образа. Он писал: «Если лицо историческое, я обязан обратиться к истории, чтобы не противоречило исторической истине»105.

Знакомясь с ролью Бориса Годунова для оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, Ф.И. Шаляпин выучил не только музыкальные партии всех действующих лиц оперы, но также изучил исторические сведения о жизни Б. Годунова, прочитал трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов» и исторические труды Н.А. Карамзина. Он даже поехал на личную встречу с известным историком профессором В.О. Ключевским для консультации, которую тот ему любезно предоставил и оказал всяческое содействие, за что Ф.И. Шаляпин был благодарен ему всю жизнь. Огромное впечатление на Ф.И. Шаляпина произвели диалоги между Василием Шуйским и Борисом Годуновым в изображении В. О. Ключевского. Он так артистически точно сумел их передать, что Ф.И. Шаляпину подумалось: «Как жаль, что Василий Осипович не поет и не может сыграть со мною князя Василия!»106. Прочувствовав глубоко эпоху, в которую сформировалась личность его персонажа, Ф.И. Шаляпину увидел весь трагизм судьбы Б. Годунова и смог создать на сцене правдивый и глубоко эмоциональный образ правителя.

Следует отметить, что Ф.И. Шаляпин в опере «Борис Годунов» исполнял все три басовые партии. И каждый из его персонажей был уникален и не похож на другого. Так, его Борис Годунов – человек сильный, волевой, властный с острым умным взглядом. Но за этой внешней силой зритель видит плохо скрываемую тревогу, а образе царе нет покоя, в нем явственно ощущается глубокая печаль. Ужас перед карой за совершенное преступле­ние - убийство царевича Димитрия - мучает Бориса Годунова. Именно так понимал Шаляпин трагедию царя Бориса. Важное место в сердце Годунова занимают его отношения с мятежными боярами, которые были обижены в своем самовластии Иваном Грозным и его опричниной. Тревожат Годунова и тайные отношения бояр с Литвой. Годунова ничто не радует: ни торжественный перезвон колоколов, ни коронование на царство. В Борисе Ф.И. Шаляпина сошлись в единое целое мощный государственный ум, трепетное сердце отца и не дающая покоя совесть, сознающая непоправимость содеянного. Масштабность образа и переживаний Бориса - правителя огромной разоренной страны - подсказывали мысль и о страдающем народе, сила которого заставляла шататься царский трон.

Горящий, открытый взгляд, в котором отражена глубокая, затаенная мука, нос горбинкой, скорбное очертание губ, черные спутанные кудри, волнистая борода, тяжелая рука, унизанная перстнями, держащая жезл, - таким был царь Борис в изображении Ф.И. Шаляпина. На смертном одре царь Борис оставляет сыну Федору политическое завещание. Голос умирающего почти не слышен, его оставляют последние силы, но вдруг он делает сверхъестественное усилие - и его голос вновь звучит сильно и властно. Яростно Борис просит сына не вверяться наветам бояр. В этой интонации Ф.И. Шаляпин передал презрение, и ненависть и силу духа, которые не покинули Бориса даже перед смертью. В каждой фразе раскрываются сокровенные черты характера Бориса Годунова, соратника Ивана Грозного. Ф.И. Шаляпин показал Бориса именно таким - подозрительным, мудрым, осторожным, безжалостным к предателям, опасающимся только суда своего народа. Критики отмечали, что с появлением в репертуаре партии Бориса Годунова Ф.И. Шаляпин был признан первым оперным певцом России.

Образ Пимена – совершенно иной. Это мудрый и опытный старик, который много чего повидал в своей жизни. В отличие от Бориса Годунова, муки совести ему неведомы, потому смотрит Пимен спокойно и прямо. Голос Ф.Шаляпина звучит тоже совсем по-другому, из него уходят характерные для Бориса царственность и напряженность. Монолог Пимена звучит устало и неторопливо, при этом в нем нет и намека на монотонность.

Третий образ, который был создан Ф.И. Шаляпиным для оперы «Борис Годунов» - это образ беглого монаха Варлаама. В этом оборванном, вечно нетрезвом бродяге нет ничего ни от Годунова, ни от Пимена. Только умный, острый взгляд его хитрых и недобрых глаз. Созданный певцом образ Варлаама – это образ «бродяжной Руси», так сильно и глубоко знакомой Ф.И. Шаляпину с детских лет. И хотя критика не всегда радужно принимала шаляпинского Варлаама, певец гениально передал его настроение, горький юмор и бездонную тоску.107

Когда Шаляпин в годы, предшествовавшие революции, ставил «Бориса Годунова», он, разумеется, не мог показать на сцене пропасть, разделявшую царя и народ, не мог поставить так, как об этом мечтал Мусоргский и Стасов, «народную драму». Но он стоял за правдивое, реалистическое искусство, и в воспоминаниях худож­ника Головина есть указание на то, что Шаляпин возра­жал против тех «эффектных», изысканных, формалисти­ческих декораций, которые сделал Головин. Не случайно Шаляпин в надписи на портрете, где он изображен в роли царя Бориса, написал: «Голодная, бедная стонет Русь». Он близко подошел к нашему современному пониманию произведения М.П. Мусоргского, единственно вер­ному, правдивому.

Сразу же после премьеры в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 9 марта 1899 года появилась восторженная статья: «Отметим громадный успех Шаляпина, положительно создавшего Бориса Годунова. Этот высоко даровитый артист, бывший центром самых искренних оваций, превосходно пел и играл108.

«Борис Годунов» после «Русских сезонов» С.П. Дягилева принес Ф.И. Шаляпину мировую славу. Певец тоже не остался в долгу: гениально сыгранный образ Бориса дал второе рождение опере, популярность которой стала расти. Началось ее триумфальное шествие по театральным сценам России, Европы и Америки. Невозможно назвать все театры, где великий Ф.И. Шаляпин прославлял русскую школу пения и русскую музыку в лице ее гениального представителя – М.П. Мусоргского.

Одной из наиболее известных работ Ф.И. Шаляпина стала роль Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Первоначально опера была поставлена в частной опере Мамонтова, а в 1901 ее поставили на сцене «Большого театра». В 1908 году С.П. Дягилев вывез оперу в Париж в рамках «Русских сезонов». Опера была создана на основе исторического эпизода о борьбе Ивана Грозного с непокорными вольницами Руси, во время которой он встречает и теряет свою незаконнорожденную дочь. Оперу отличает интересный и быстроразвивающийся сюжет, а также психологическая глубина образов царя и жителей города Пскова. Очень сильным является третий акт оперы, который посвящен собранию псковского вече. На вече кипят политические страсти, в трагические часы обнажается душа вольного города, накануне встречи с Иваном Грозным.

В роли царя Грозного Ф.И. Шаляпин был настолько убедителен и выразителен, что эта работа стала одной из наиболее важных в его карьере. Впоследствии, уже в эмиграции, Ф.И. Шаляпин даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Роль Ивана Грозного была одной из самых любимых в репертуаре Ф.И. Шаляпина.

По своей тематике оперы «Борис Годунов» и «Псковитянка» близки друг другу - в обеих постановках речь идет о событиях далекого прошлого, авторы обращаются к значимым поворотным периодам истории России. Но нельзя не отметить и отличия, свойственные индивидуальному творческому почерку этих классиков оперы: М. П. Мусоргский главным образом выражал трагическое восприятие русской истории, а Н. А. Римский-Корсаков – при всем драматизме конфликтов - более умиротворенное и оптимистичное.

Ф.И. Шаляпин по крохам собирал черты Ивана Грозного. Кремлевские соборы, Василий Блаженный, монастыри, часовни, площади, улицы, переулки старой Москвы109. И эти поиски не прошли даром. Был проделана очень серьезная работа: Ф.И. Шаляпин ходил в Третьяковскую галерею, чтобы изучить исторические картины В.Г. Шварца, И.Е. Репина и знаменитую скульптуру М.М. Антокольского. Но ему как-будто все время не доставало какой-то детали. И тут кто-то из знакомых артистов подсказал ему, что у некоего инженера С.П. Чоколова имеется портрет Ивана Грозного работы В.Васнецова. Шаляпин тут же разыскал его, а увидев, был поражен: царь огненным темным взором смотрел куда-то в сторону. Лицо Грозного было найдено. Так, соединив творения Репина, Васнецова и Шварца, Ф.И. Шаляпин сделал довольно удачный грим и нашел верную фигуру110. Артист пытался еще глубже проникнуть в образ Грозного. С этой целью он много ходил по Кремлю, по узким проходам храма Василия Блаженного, стараясь представить себе облик грозного царя, услышать его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха.

Между тем Ф.И. Шаляпин постарался не льстить царю и показать всю сложность его психического состояния, необузданность тяжелого характера. Ханжество и черствость, трусость и маниакальная подозрительность, крайняя жестокость и неожиданная нежность к чудом обретенной дочери, беспощадная расправа с псковской вольницей и безутешный плач над мертвой Ольгой. Трагедия царя, который на какое-то время познал чувство близости и доверия и тут же потерял его, трагедия, которой заканчивается опера, говорила: даже самый грозный из всех царей, огнем и мечом выковавший свое царство, не останется безнаказан111.

Стасов, будучи глубоким ценителем русского искусства и истории - был изумлен талантами молодого артиста, который так проникновенно исполнил роль Ивана Грозного. Ф.И. Шаляпин сотворил на сцене сложный и противоречивый образ, исторически правдивый характер царя Ивана – воина и государственного деятеля112. Триумф оперы на сцене Большого театра был воспринят всеми, кто болел за национальное искусство, как поворот императорской сцены к русской музыке, как признание великого таланта Н.А. Римского-Корсакова.

«Псковитянка» имела оглушительный успех и всегда проходила при полном сборе. Со своего первого выступления в роли Ивана Грозного Ф.И. Шаляпиным была поставлена высочайшая планка мастерства исполнителя. С тех пор любое исполнение данной роли сравнивалось только с шаляпинским.

Сезон 1897/98 гг. был отмечен новыми удачами Шаляпина, который исполнял партии Досифея в «Хованщине» М.П. Мусоргского и Варяжского гостя в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. В следующем сезоне его популярность была подкреплена блестящим исполнением роли Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарте и Сальери».

Спектакль «Хованщина» рассказывает об атмосфере быта допетровской Руси, о жизни старообрядцев. Ф.И. Шаляпин был душой спектакля «Хованщина», хотя исполнял в нем только относительно небольшую партию Досифея. Досифей находился на сцене недолго, но образ фанатика, одержимого «старой верой» имел колоссальное значение для постановки, которую Ф.И. Шаляпин осуществил в качестве режиссера. С образом Досифея связаны очень интересные страницы русской истории. В 1862 году был издан исторический документ - подлинное художественное произведение допетровской Руси «Житие Аввакума», одного из столпов «старой веры». Это были жизнеописание самого Аввакума, его страданий и упорства. В 1875 году были изданы послания Аввакума. «Житие» и послания были написаны Аввакумом не вобычном тоне поучений. Это были страстные призывы к борьбе с «никонианами». В «Житии» есть и характерные бытовые черты эпохи царя Алексея Михайловича. Конечно, М.П. Мусоргский не смог обойти своим вниманием этот выдающийся документ, собирая и изучая материалы для «Хованщины».

Характер Досифея был новым в русском оперном искусстве. М.П. Мусоргский старается в музыке передать его язык и несокрушимую силу народного духа. Прочитав «Житие Аввакума», Ф.И. Шаляпин понял одержимость, «огнепальный» дух Досифея. Эпизод самосожжения на сцене воскрешал в памяти проповедь Аввакума. В Досифее Ф.И. Шаляпина была кротость, которая казалась еще страшнее ярости, фанатизм его был воистину ужасен. Спокойно и величественно он взошел на костер, правдивее и убедительнее эту сцену сделать было просто нельзя. Ф.И. Шаляпин отдал все, чем обладал для создания живого образа Досифея: мягкость и силу голоса, выразительность мимики. В образе Досифея Ф.И. Шаляпин запечатлел всю мощь народного духа, когда человек во имя «правды», как ее понимал Досифей и ревнители старой веры, отдает свою жизнь.

На сцене мамонтовской оперы состоялась также премьера нового произведения Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Ф.И. Шаляпин. Сюжет оперы, как и драмы А.С. Пушкина, был построен на легенде об отравлении австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта «завистником» и соперником Антонио Сальери. В Сальери Ф.И. Шаляпин раскрыл такую глубину душевной борьбы, такую масштабность чувств, что в полной мере ставил его фигуру в один ряд с творениями Шекспира. Успех «Моцарта и Сальери» был огромный. Критика так отозвалась об этом спектакле: «Удивление, преклонение перед гением, в то же время ненависть, злоба и зависть, внутренняя борьба двух начал, сомнение и возможности совмещения в одном лице гениальности и злой воли, - все это находит яркое воплощение в сценическом образе Сальери, создаваемом Шаляпиным...»113.

Глубоко правдиво Ф.И. Шаляпин создал образ Хана Кончака в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Как и старорусский эпос, сочинение А.П. Бородина пропитано патриотической идеей русского народа. 

На примере двух образов из «Князя Игоря»: Галицкого и хана Кончака, можно было судить о великом таланте Ф.И. Шаляпина. Его исполнительская интерпретация образов была превосходна. Певец исполнил обе эти партии, и в каждой из них он был индивидуален и уникален. Когда артист был на сцене, у зрителя не возникало ни малейшего сомнения, кто перед ним: сам Хан или Князь Галицкий.

Опера «Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята зрителем и критикой более чем положительно. Русские музыкальные вариации с широким эмоциональным фоном сразу легли на русские души, а благодаря патриотическому сюжету и любовной истории произведение стало всемирно известным.

Таким образом, именно правда характеров, показанных через увеличительное стекло истории, обогащенных глубиной прозрения художника, и делала их современными и близкими зрителям. Ф.И. Шаляпин любил петь именно большую русскую историческую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, сюжеты из древнерусской истории, которые привлекали своей живописностью и глубиной постановок.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта