Главная страница

Шаляпин дипломная работа. Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования


Скачать 369.5 Kb.
НазваниеИсторическая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования
Дата27.01.2023
Размер369.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШаляпин дипломная работа.doc
ТипДокументы
#907579
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Тема: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования
Введение
Актуальность темы исследования. Отечественная культура на протяжении всех этапов ее становления неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе формирования и развития национального самосознания, постоянно наполняясь собственным и мировым культурным опытом. Наша культура дала миру большое количество художественных шедевров и стала неотъемлемой частью мировой культуры. Актуальность темы работы обусловлена возрастающим интересом к периоду подъема русской культуры в начале XX века, который вошёл в историю как «серебряный век русской культуры». Одним из ярких представителей этой культуры является Федор Иванович Шаляпин. Несмотря на эмиграцию, Федор Иванович Шаляпин до конца жизни оставался патриотом России, и познакомил весь мир с красотой и мощью русского оперного искусства. С его творчеством началась новая эра в истории русского музыкального театра, так как многие из своих лучших партий Ф.И. Шаляпин создал на национальном музыкальном материале. Либретто многих опер, в которых блистал Ф.И. Шаляпин было построено на русском историческом материале. Ф.И. Шаляпин стал символом России, его творчество имеет мировое значение, оказало, и будет оказывать мощное влияние на развитие культур разных стран, поэтому изучение его жизни и творчества в курсе отечественной истории в современной школе является актуальным.

Голос Ф.И. Шаляпина, однажды услышанный, запоминается навсегда. К нему хочется возвращаться вновь и вновь, несмотря на несовершенство грамзаписей. Прекрасные голоса были и до, и после Ф.И. Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся изумительной выразительностью, мало кто может сравниться. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно удавалось артисту передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия или народная песня. Ф.И. Шаляпин поднял вокальное искусство на новую высоту, преподав уроки музыкальной правды тем, кто был рядом, и щедро поделившись своими секретами с грядущими поколениями артистов. А история жизни русского Царь-баса это урок для всех, который учит тому, что нужно идти к своей мечте несмотря ни на что, особенно, если в тебе есть талант. Ф.И. Шаляпин это доказал.

Жизни и творчеству Ф.И. Шаляпина посвящено большое количество литературы. Публикаторы наследия Шаляпина справедливо стремятся к максимальной документированности его жизненного и творческого пути. Важнейшие и фундаментальные издания второй половины XX века о Ф.И. Шаляпине – это сборники, составленные, отредактированные и откомментированные Е.А. Грошевой. Елене Андреевне Грошевой и ее трудам принадлежит особое место в историографии Шаляпина, именно она в 1957 году имела мужество выпустить фундаментальный труд «Федор Иванович Шаляпин»1 в двух объёмных томах, когда певец считался партийными идеологами белоэмигрантом.  В 1976 году вышел в свет трехтомник «Федор Шаляпин»2, который был дополнен и исправлен Е.А. Грошевой, в котором был изложен еще более обширный материал о певце и его окружении. Во вступительной статье к трехтомнику Е.А. Грошева, говоря о громадной роли Ф.И.Шаляпина в истории искусства, называет известнейшие имена представителей драматического театра.

Интересна работа А.Г. Раскина «Шаляпин и русские художники»3. Книга повествует о дружбе Ф. И. Шаляпина со знаменитыми художниками, их влиянии на его творчество. В книге представлены портреты Ф. И. Шаляпина, а также рисунки и скульптурные работы самого артиста.

О творчестве великого артиста в первой четверти двадцатого века, когда страну сотрясали исторические события, изменившие все ее социально-экономическое устройство, о его отношениях с другими выдающимися деятелями русской культуры, об обстоятельствах, которые заставили его отправиться в эмиграцию, рассказывает в своей книге «Жизнь Шаляпина. Триумф»4 известный ученый, писатель и литературный критик Виктор Петелин. Это вторая книга дилогии автора о Федоре Шаляпине.

Первая книга дилогии «Восхождение, или Жизнь Шаляпина»5 представляет нам великого певца в период становления его творческого гения от его первого появления на сцене до гениально воплощенных образов Ивана Грозного и Бориса Годунова. В.В. Петелин воссоздает социально-политическую атмосферу России конца девятнадцатого и начала двадцатого веков и жизнь ее творческой интеллигенции. Ф.И. Шаляпин предстает в окружении близких и друзей, среди которых замечательные деятели культуры того времени: Савва Мамонтов, Василий Ключевский, Михаил Врубель, Владимир Стасов, Владимир Гиляровский. Пожалуй, только в таком окружении могло вызреть зерно русского гения. Книга В.В. Петелина - это не только документальное повествование, но и увлекательный биографический роман.

В 1973 году была издана работа психолога В.Л. Дранкова «Природа таланта Шаляпина»6. В.Л. Дранков, рассматривая творчество Ф.И. Шаляпина, пишет о становлении его вокально-артистического таланта: «В чем же тайна шаляпинского таланта? Где найти ключ к разгадке этого исключительного явления в искусстве? Пристальное изучение искусства Шаляпина убеждает в том, что певец развивал свой талант и создавал оперные партии в полном соответствии с всеобщими закономерностями творчества, которые он постигал в течение всей своей жизни».7 В.Л. Дранков много пишет и о появлении Ф.И. Шаляпина в Петербурге. Тогда, по мнению исследователя, современники весьма скромно оценивали вокальные и артистические данные молодого певца, не предвещавшие появление выдающегося оперного артиста. Автор считает, что темпы развития шаляпинского таланта увеличились благодаря влиянию петербургской культуры. Именно в те годы в Ф.И. Шаляпине, по утверждению автора; пробуждается неуемная жажда знания. Молодой певец стремился всеми силами восполнить пробелы в собственном образовании, он много читал, интересовался живописью, скульптурой. Глубина и степень его знаний поражали современников. Именно тогда сформировалась сильнейшая сторона в развитии шаляпинского таланта - его постоянная творческая дружба с выдающимися представителями русской культуры.

Книга А.Л. Лесса «Рассказы о Шаляпине»8 - результат кропотливой и увлеченной работы автора, на протяжении многих лет изучавшего жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина. Небольшие очерки А.Л. Лесса помогают воссоздать сложный, многогранный образ гениального артиста, понять психологию его творчества. 

Необходимо особенно отметить большой пласт литературы, в которой рассматривается вопрос о художественной среде формировавшей Ф.И. Шаляпина как актера. С 20-х годов XX века исследователями ставился вопрос об изучении теоретического наследия Ф.И. Шаляпина, хотя после эмиграции певца это было невозможно. Ф.И. Шаляпин был лишен звания Народного артиста и признан в советском государстве невозвращенцем.

Открыто о Ф.И. Шаляпине и его достижениях в оперном театре исследователи смогли заговорить только в 1968 году. В журнале «Советская музыка» выдающийся оперный режиссер, профессор Б.Покровский в статье «Читая Шаляпина»9 призвал деятелей оперного театра обратить внимание на изложенные Ф.И. Шаляпиным в его мемуарах мысли, которые обобщали его творческие поиски и достижения. Э.И. Каплан в книге «Жизнь в музыкальном театре»10 писал о необходимости изучения творчества Шаляпина, как системы вокала и сценической игры, сценического поведения оперного артиста.

Б.Асафьев, Э.Каплан, Б.Покровский призывали преподавателей консерваторий и практиков оперного искусства использовать наследие Ф.Шаляпина, его методы работы над ролью, как в обучении студентов, так и в процессе подготовки спектаклей.

Во второй половине XX столетия в свет выходит несколько исследований, в той или иной степени посвященные отношениям Ф.И. Шаляпина с представителями русского драматического театра, прежде всего, с М. Дальским и с К. Станиславским. Это монография Г.В. Кристи «Работа Станиславского в оперном театре»11, одна из глав которой носит название «Встречи с Шаляпиным». Автор обращает внимание, что на протяжении жизни можно проследить взаимные влияния в их творчестве, так как Ф.И. Шаляпин нередко становился режиссером своих постановок. Г.В. Кристи отмечает, что именно К.С. Станиславский проанализировал и систематизировал опыт Ф.И. Шаляпина, изучил и закрепил технические приемы и методы его творчества, положил шаляпинские традиции и принципы в основу своей педагогической и режиссерской оперной деятельности.

Богата сведениями о жизни и творчестве Шаляпина «Летопись жизни и творчества Ф.Шаляпина»12 в двух книгах, которая является подробной хроникой жизни артиста и была создана на основе источников о жизни и творчестве артиста, находящихся в государственных и частных собраниях. Несомненная ценность указанной работы - объединение в одном сборнике большого количества сведений о жизни и творчестве певца, находящихся в коллекциях государственных архивов, музеев, библиотек, частных коллекциях. Первая книга охватывает период жизни и деятельности артиста с 1873 по 1909 гг., вторая - с 1910 по 1938 гг. 

Исследования краеведа и журналиста С.Гольцмана «Ф.И.Шаляпин в Казани»13 (1986) посвящены первым годам жизни артиста в Казани. С.Гольцман рассматривает в своей работе рождение, первые годы жизни Ф.Шаляпина в Казани и дальнейшие нечастые посещения певцом своей родины.

Рассказывая о творчестве Ф. Шаляпина нельзя не упомянуть работу И. Силантьевой «Каким его знали книги»14. В основе исследования И.И. Силантьевой - материалы личной библиотеки Ф.И. Шаляпина, определившие основные приемы и методы работы артиста над образом для роли. Автор раскрывает большое значение книг в становлении и развитии артистической индивидуальности, творческого метода артиста. И.И. Силантьева называет первое десятилетие артистической деятельности певца (1890-1900 гг.) периодом концентрации знаний, обретения навыков работы над собой и над ролью. Это годы, когда формируется его мировоззрение.

Говоря о современных исследователях творчества Ф. Шаляпина необходимо прежде всего отметить Николая Горбунова. Это писатель, журналист-международник, много лет проработавший за рубежом, автор целого ряда книг о русском певце. Его перу принадлежат такие книги как «Федор Шаляпин в Японии и Китае»15, «По скандинавскому следу Шаляпина»16, «Федор Шаляпин: от Казани до Стокгольма»17. Книги описывают 16-летний зарубежный период жизни и творческой деятельности Ф.И. Шаляпина. В этих книгах автор рассказывает читателям о гастролях Шаляпина в Японии, Китае, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Сербии, Хорватии. Из последних работ автора следует назвать книгу «Марина – дочь Шаляпина»18, вышедшую в 2017 году. Книга представляет собой практически без купюр  беседы-диалоги  с дочерью Федора Ивановича Шаляпина – Мариной Федоровной Шаляпиной–Фредди, которые велись по телефону между Скандинавией и Италией, между Москвой и Римом.

Книга «Федор Шаляпин: Дар»19 современного писателя Николая Надеждина - это беллетризованная биография великого русского оперного певца. Хроника восхождения крестьянского паренька, получившего лишь начальное образование, к вершинам общероссийской и мировой славы. Биографические рассказы о Шаляпине иллюстрированы редкими фотографиями, сделанными в разные периоды жизни певца.

В своей книге «Шаляпин»20, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в 2013 году, В.Н. Дмитриевский, доктор наук и исследователь отечественного театра, на основе документальных источников, мемуарных свидетельств, писем и официальных документов повествует о жизненном и творческом пути не только великого певца, но и необыкновенно умного и обаятельного человека, творческая и личная судьба которого складывались довольно противоречиво: непростое детство, мучительные поиски себя как личности, трудное освоение профессии, осознание мощи своего таланта перемежались c гениальными художественными открытиями и сценическими неудачами, триумфальными восторгами поклонников и происками завистливых недругов.

Еще одна книга В.Н. Дмитриевского «Шаляпин в Петербурге-Петрограде»21 посвящена жизни и творчеству Ф. И. Шаляпина в Петербурге. В книге рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры Петербурга - В.В. Стасовым, Н.А. Римским-Корсаковым, А.М. Горьким и другими. Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Ф.И. Шаляпина после революции.

М.Н. Чернова в своей работе «Фёдор Шаляпин. Русский оперный гений»22, которая вышла в серии «Путеводитель по истории России», раскрывает секреты того, как известный певец работал над образами своих героев. А также об обстоятельствах личной встречи Фёдора Ивановича с другой знаковой фигурой ХХ века - Чарли Чаплиным.

Книга «Шаляпин против Эйфелевой башни»23, автором которой является Ятич Бранислав, вышла в 2013 году. Выпуск этой книги был приурочен к 140-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина. Эта книга – попытка осветить творчество Ф.И. Шаляпина с разных сторон: и манеру исполнения, и эстетическую систему, и таинство гениальности. Книга адресована в первую очередь оперным певцам, а также дирижерам и оперным режиссерам, художникам театра и концертмейстерам.

Взаимодействию Ф.И. Шаляпина с русским драматическим театром посвящена диссертация Н.И. Кузнецова «Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф.И. Шаляпина»24. Автором монографии был осуществлен сравнительный анализ элементов «системы Станиславского» с рабочими сценическими терминами Ф.И. Шаляпина. Говоря о развитии шаляпинской школы актерского мастерства, Н.И. Кузнецов подчеркивает, что под этой школой был мощный фундамент на «наивысшем образовании», которое артист получил, обучаясь у целого созвездия педагогов мировой величины: «Пройдя уроки С.И.Мамонтова в Русской частной опере, общаясь с крупными мастерами сцены, выступая вместе с выдающимися артистами, учась у них, Федор Иванович формировал свой метод создания сценического образа»25.

Цель работы – рассмотреть историческую тематику творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.

Для достижения цели в работе необходимо последовательно рассмотреть следующие задачи:

- изучить детские годы Федора Шаляпина;

- рассмотреть период отрочества Ф.Шаляпина, который совпал с началом карьеры певца;

- выявить особенности становления Ф.И. Шаляпина как самого знаменитого баса России;

- рассмотреть влияние политических событий в стране на жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина, выяснить причины его эмиграции;

- разработать урок истории по теме «Серебряный век русской культуры: Жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина».

Источниковедческой базой исследования выступили, прежде всего, труды самого Ф.И. Шаляпина, его воспоминания, письма, воспоминания современников о Ф.И. Шаляпине и другие материалы и документы, посвященные жизни и творчеству артиста.

Неоднократно были переизданы важнейшие с точки зрения источниковедения шаляпинского творчества работы самого артиста - воспоминания «Страницы из моей жизни»26 и «Маска и душа»27. Литературное наследие Ф.И. Шаляпина – это настоящий учебник для оперного артиста. Несмотря на то, что он был, прежде всего, практиком, в своих мемуарах «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа» он, повествуя о собственном жизненном опыте и творчестве, высказывает гениальные мысли относительно теории актерского мастерства.

 В «Страницах жизни», написанной в 1916 году, Ф.И. Шаляпин дал полный очерк своего детства и юности, и лишь слегка затронул свою артистическую карьеру, свои первые взлеты и падения. События, о которых он рассказывает в первой автобиографической книге, относятся, главным образом, к периоду, предшествующему 1905 году. Следует отметить, что соавтором Шаляпина в этой книге можно назвать его близкого друга М. Горького, который занимался редактированием текста.

Книга «Маска и душа» - не просто автобиография, это исповедь и завещание, в которых Шаляпин делится мыслями об оперном искусстве и исполнительстве актера-певца. Эти мемуары состоят из двух частей: первая - это мысли о призвании артиста, о создании образов и о работе над собой; вторая часть - это размышления о власти, революции и русском характере. Сочетая в себе талант музыканта и драматического актера, Шаляпин создал яркие и оригинальные сценические образы - Годунова, Грозного, Кончака, Сусанина и многих других. Книга рассказывает о театральной жизни в России в конце XIX - начале ХХ века, знакомит с творчеством знаменитых мастеров оперного искусства. Книга содержит большой материал о становлении и развитии оперного искусства в России, о причинах эмиграции певца. Книга была написана и издана в Париже в 1932 году. В СССР она впервые была издана лишь в 1989 году, пережив после этого не одно переиздание.

Сравнивая книги «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» можно сказать, что «Страницы» - это автобиография в полном смысле этого слова, но написанная много раньше, в сотрудничестве с Горьким, тогда как «Маска и душа» - жизненный путь Шаляпина как артиста. Как пишет сам Шаляпин: «Первая книга является внешней и неполной биографией моей жизни, тогда как вторая стремится быть аналитической биографией моей души и моего искусства»28.

В последние годы вышло несколько изданий автобиографий Шаляпина, объединенных в одну книгу29, и, как правило, снабженных комментариями исследователя творчества артиста Е.А. Грошевой. Эти комментарии уже сами по себе являются документальной повестью, дополняющей рассказ великого артиста.

К важнейшим источникам для изучения жизни и творчества артиста можно отнести личные письма Ф. Шаляпина. Многие из этих писем хранятся в архиве ЦГАЛИ (Центральный Государственный Архив Литературы и Искусства), часть из них опубликована в исследованиях различных авторов, посвященных жизни Шаляпина. Большой архив писем Шаляпина жене и дочери опубликован на сайте дома-музея Шаляпина30.

В 1997 году в Нью-Йорке вышла книга Лидии Федоровны Шаляпиной «Глазами дочери»31. Лидия Федоровна Шаляпина умерла в 1975 году, спустя десять лет после ее кончины родственники обнаружили в архиве ее воспоминания. Сестра Татьяна Федоровна Шаляпина-Чернова передала их Иосифу Дарскому, он и издал книгу.

Воспоминания современников артиста донесли до нас неповторимо  яркий образ гениального певца. Так, художник К.А. Коровин назвал свой очерк об артисте «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь»32. В своем очерке он рассказывает о своих немногочисленных встречах со знаменитым певцом.

 В книге своих воспоминаний «От Айседоры Дункан до Федора Шаляпина. Вспомнилось, захотелось рассказать»33 русский писатель и драматург Осип Исидорович Дымов (настоящая фамилия Перельман, 1878-1959) рассказывает о людях, с которыми он был знаком, встречался, дружил, переписывался. Среди них - Корней Чуковский, Фёдор Шаляпин, Александр Керенский и Альберт Эйнштейн.

Большое количество воспоминаний родных и современников о Шаляпине (К.Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, воспоминания Н.Черкасова, Р.Симонова, В.Гайдарова, О.Гзовской и др.) содержится во втором томе трехтомника «Федор Иванович Шаляпин»34.

По своей структуре дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта