Главная страница

Шаляпин дипломная работа. Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования


Скачать 369.5 Kb.
НазваниеИсторическая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования
Дата27.01.2023
Размер369.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШаляпин дипломная работа.doc
ТипДокументы
#907579
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6
Глава 2. Творческая жизнь Ф.И. Шаляпина. Историческая тематика его произведений
2.1 Восхождение к мировой славе
Под занавес сезона 1896 года в Мариинском театре Ф.Шаляпину все же удалось блеснуть в партии Мельника. Аплодисментам и вызовам не было конца. Дирекция поручила артисту подготовить за лето трудную и интересную роль Олоферна в опере «Юдифь» Александра Серова. Шаляпин собирался с головой погрузиться в работу, но в это время его пригласили выступить в частном оперном театре Нижегородской ярмарки.

Владельцем Русской частной оперы был один из богатейших людей России, известный московский промышленник, меценат, строитель железных дорог Савва Иванович Мамонтов. С. Мамонтов основал Русскую частную оперу в 1885 году. Сначала в репертуаре его антрепризы преобладали иностранная музыка и итальянские певцы - этот период продлился два года. Затем последовал большой перерыв, и работа возобновилась лишь в 1896 году. Теперь концепция изменилась: основной задачей Частной оперы стало сценическое воплощение произведений русских композиторов. На ее сцене были впервые поставлены шедевры Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кашей Бессмертный», новое осмысление получили его же «Псковитянка» и «Снегурочка», а также «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского.

Будучи художественно и музыкально одаренным человеком С. Мамонтов сам режиссировал постановки, руководствуясь идеей о том, что
по-настоящему замысел произведения можно раскрыть лишь при гармоничном слиянии всех составляющих оперного действа - музыкального, сценического и декоративного. В противовес закостенелым формам оперного театра, за которые крепко держалась казенная сцена, Мамонтов смело шел на эксперименты - именно в Частной опере сформировался новый тип певца-актера.

Ф.Шаляпин легко влился в новую труппу: его приятно удивили искренние отношения между артистами.

С.Мамонтов, по свидетельству художника Константина Коровина, очень высоко отзывался о таланте молодого певца. «Я чувствую, что Шаляпин – уника, – говорил он. Это настоящая сила. Какой удивительный мощный голос! В консерватории не был, хорист, певчий. А кто знает, не сам ли он консерватория?»77.

Во время гастролей С.Мамонтов из всей труппы особенно выделял Ф.Шаляпина: часто приглашал его на обеды, водил на художественные выставки, заботясь о развитии вкуса своего подопечного. Вкус, признавался артист, был у него в ту пору крайне примитивный. Ему нравились картины, написанные «как фотографии». Мамонтов же возмущался, что жюри ярмарки отвергло панно Михаила Врубеля «Микулу Селяниновича» и «Принцессу Грезу». В пику жюри меценат построил для полотен Врубеля специальный павильон, куда и привел Шаляпина посмотреть на настоящее искусство. Певец ничего не понял, по его мнению было наляпано, намазано и неприятно смотреть. На его недоуменные вопросы С.Мамонтов ответил, что в картине Врубеля чувство большое. Это объяснение очень взволновало Ф.Шаляпина.

Между тем, гастроли заканчивались. Ф.Шаляпин с грустью думал о близком расставании с Мамонтовым, Коровиным и артистами труппы. И вдруг Савва Иванович предложил ему переехать в Москву, петь в Частной опере. Однако разрыв контракта с Императорскими театрами грозил Федору большой неустойкой. Пришлось вернуться в Петербург. И все же Мамонтову удалось добиться своего. Он предложил Шаляпину 7200 рублей в год и обязался заплатить ровно половину неустойки Императорским театрам. Свою роль сыграло и увлечение певца молодой итальянкой из труппы С. Мамонтова. Осенью 1896 года двадцатитрехлетний артист переехал жить и работать в Москву.

В Частной опере ему сразу же поручили главную роль в «Жизни за царя» М. Глинки. Появление нового солиста было замечено. Видный театральный критик писал, что исполнение Ф.И. Шаляпиным роли Сусанина было очень ново и своеобразно, артист имел большой успех у публики, которая, к сожалению, была тогда еще малочисленной78.

На каждый следующий спектакль публики приходило все больше и больше. Готовясь ко второй роли - роли Мефистофеля в «Фаусте» - Шаляпин получил от С. Мамонтова право самому подобрать костюм и грим. Наконец певец смог показать и доказать всем и, главное, самому себе, на что он способен. Успех был просто огромный.

За те три года, которые Ф. Шаляпин проработал в Русской частной опере, он сыграл в девятнадцати ролях, среди которых, кроме уже упомянутых выше, были партии, также ставшие его «визитными карточками»: Иван Грозный в «Псковитянке», Сальери в «Моцарте и Сальери», Варяжский гость в «Садко» (все данные произведения принадлежали Римскому-Корсакову), Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского и Борис Годунов в его же одноименной опере.

Слава не заставила себя долго ждать. После спектаклей с участием Ф.Шаляпиным публика неистовствовала, выносила артиста из театра на руках. Не было ни одного дома, в котором не говорили бы о таланте певца. Как писал известный в те годы театральный критик Юрий Беляев: «в Москве - три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас - Федор Иванович Шаляпин»79.

С итальянской балериной Иолой Торнаги Федор познакомился во время нижегородских гастролей - в труппе работала красивая иностранка, она была приглашена Саввой Мамонтовым из венецианского театра. Танцевала Иола изумительно, но, как впоследствии вспоминал Ф. Шаляпин, всегда была грустна. Пытаясь ободрить синьорину, Шаляпин подходил к ней и произносил музыкальные термины - больше ничего «по-итальянски» он сказать не мог. Когда Иола внезапно заболела, влюбленный Федор носил ей бульон и вино, а потом, чтобы легче было о ней заботиться, перевез девушку в дом, где квартировал80.

Однажды в присутствии С.Мамонтова певец обмолвился, что женился бы на Иоле, если бы умел говорить по-итальянски. Меценат, мечтавший переманить талантливого баса к себе, воспользовался этой информацией и после гастролей продлил контракт с балериной. Он же послал девушку в Петербург уговаривать Ф.Шаляпина перейти в Частную оперу. Против таких уговоров влюбленный артист устоять не смог.

Через какое-то время Ф. Шаляпин оригинально признался девушке в любви. Во время генеральной репетиции оперы «Евгения Онегина», где он исполнял партию Гремина, вместо всем известных слов со сцены прозвучало: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!»81.

Венчание состоялась 27 июля 1898 года в церкви небольшого села Гагина Владимирской губернии. В браке с Иолой Торнаги, которую стали звать на русский манер Иолой Игнатьевной, у Шаляпина родилось шестеро детей (младший сын умер в раннем детстве). Через восемь лет у Федора Ивановича Шаляпина появится и вторая, неофициальная, семья: он сильно увлечется Марией Валентиновной Петцольд; с ней у певца будет трое общих детей. Так, разрываясь на две семьи - московскую и петербургскую, Ф.И. Шаляпин проживет до самой эмиграции.

В начале 1898 гола труппа Мамонтова отправилась на гастроли в Санкт-Петербург. В репертуаре было 9 русских и 5 иностранных опер. Наибольшим успехом пользовались те из них, в которых пел Ф. Шаляпин. В.В. Стасов, идеолог «Могучей кучки» и неустанный пропагандист творчества композиторов, входивших в этот кружок, писал о Шаляпине-Грозном в опере «Псковитянка»: «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился. И такому-то человеку - всего двадцать пять лет!»82.

Теперь и холодный Петербург, всего два года назад «проглядевший» большого артиста, признал, наконец, его исключительный талант. Дирекция Императорских театров желала вновь заполучить певца на главную сцену страны. Особенно за это ратовал В. А. Теляковский, назначенный директором Императорских театров Москвы. По этому поводу в его дневниках имеется следующая запись: «Шаляпин будет большой и европейский артист, в этом я уверен... Я уж его без контракта не выпущу - будь это 10-12-15 тысяч - все равно. Он должен быть у нас»83. После долгих переговоров Федор Иванович подписал контракт с Большим театром на три года.

Интрига, однако, была еще не завершена. До окончания контракта с Частной оперой Шаляпин продолжал петь в труппе С.Мамонтова, переживавшей очень сложные времена. Мецената несправедливо обвинили в растрате казенных денег и арестовали. Ф.И. Шаляпин, решив, что не может бросить товарищей в беде, просил В.А. Теляковского освободить его от обязательств, но тот на уступки не согласился. Тем более что речь шла об очень большой неустойке, а всей этой суммы певцу найти не удалось. Волей-неволей ему все же пришлось перейти на казенную сцену.

24 сентября 1899 года состоялся дебют Ф.И. Шаляпина в Большом театре в его «коронной» партии Мефистофеля в «Фаусте». Накануне первого спектакля его встретили на сцене всеобщими аплодисментами артистов, а при появлении перед оркестром громовым тушем - небывалой чести для артиста. Сам дебют оказался сплошным триумфом.

Со вступлением Шаляпина в труппу Большого театра интерес публики к этой оперной сцене вырос невероятно, что естественно отразилось на сборах, и уже на второй год все абонементы были проданы. Если раньше Москва являлась как бы местом ссылки для петербургских оперных певцов, то теперь именоваться артистом Большого театра стало так же почетно, как и артистом Мариинки.

В 1900 году Ф.Шаляпин отправился на парижскую Всемирную выставку во Францию. В Париже он выступал на музыкальных номерах, в аристократических салонах, а также в редакции влиятельной газеты «Фигаро». Вскоре певец получил приглашение от знаменитого миланского театра Ла Скала - ему предлагали петь в опере «Мефистофель» Арриго Бойца. Телеграмма из Италии застала Ф. Шаляпина врасплох. Сначала он даже засомневался, не шутка ли это, и послал ответную депешу с просьбой повторить текст. Получив подтверждение, артист решил запросить небывалую цену - 15 тысяч франков за десять спектаклей84, в надежде, что дирекция не согласится. Однако его условия были приняты.

Ф.И. Шаляпин не скрывал, что боится. Ему, русскому, ехать на родину оперы, петь на итальянском языке малознакомое произведение в театре, где блистали великие европейские артисты - это было серьезное испытание. Чтобы подготовиться получше, певец даже уговорил своего друга, композитора Сергея Рахманинова, отправиться с ним на все лето в Италию для работы над новой ролью.

В начале следующего года Ф.Шаляпин приехал в Милан к началу репетиций. Величественная сцена Ла Скалы потрясла его. Смущало то, что дирижер Артуро Тосканини, давая советы другим исполнителям, ему не сказал ни одного слова. И только на второй репетиции, когда Шаляпин закончил петь пролог, дирижер на минуту остановился и тихо прошептал ему: «Браво»85. Впрочем, дирекции театра тоже пришлось поволноваться из-за новшеств, на которых настаивал русский бас. Чего только стоило его заявление о том, что Мефистофеля он собирается играть полуголым! Страхи развеялись на генеральной репетиции, когда Шаляпин вышел на сцену в своем костюме. Артисты, хористы и даже рабочие ахали и восторгались, ощупывая подрисованные мускулы, - к гриму здесь относились довольно пренебрежительно, и уж тем более никому не приходило в голову гримировать руки.

На премьере, признавался позже артист, он передвигался на ватных ногах и пел, ничего не чувствуя, просто пел наизусть то, что знал, давая столько голоса, сколько мог.86 Публика прервала пролог неистовой овацией. Театр «Ла Скала» был завоеван Ф. Шаляпиным отныне и навсегда. Можно сказать, что именно с этого момента началась европейская, а потом и мировая слава Шаляпина. В зарубежные гастроли он отправлялся теперь почти каждый год, выступая на лучших сценах мира с неизменно громким успехом.

Следует отметить, что становление Шаляпина происходило в годы, когда в России бурлила политическая жизнь, увлекшая в свой водоворот буквально всех. Тем более не мог остаться в стороне от нее человек с таким мощным темпераментом, как Ф.Шаляпин. Артист писал в мемуарах, что отрицает строй, который подавляет свободу. И тем не менее, по его собственному признанию, более двух десятков лет он считал себя заправским социалистом87.

В детстве и ранней юности Шаляпин не задумывался о социальной несправедливости; мысль о том, что жизнь можно изменить, никогда даже не приходила ему в голову. Лишь попав молодым артистом в столицы страны, Федор узнал, что есть люди, которые собираются перестроить мир. Общаясь с писателями, артистами, художниками, учеными, певец увлекся идеей, что в жизнь народа русского войдут перемены, что люди не будут больше так много плакать, и так бессмысленно страдать, так темно и грубо веселиться в пьянстве. Можно сказать, что революционные настроения захватили Шаляпина.

Человеком, оказавшим на него в этом отношении решающее влияние, был писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Именно он познакомил певца с настоящими революционерами, которых сажали в тюрьму и ссылали на север. Однажды, гостя у Горького на Капри, он признался своему другу М. Горькому, что хотел бы вступить в партию социалистов. На это Алексей Максимович, знавший импульсивную натуру Ф.Шаляпина, ответил: «Запомни: ни в какие партии не вступай, а будь артистом, как ты есть»88. Да и сам певец позже осознал, что его увлекали лишь гуманитарные порывы этих взволнованных идеями людей. Когда же изредка он пытался почерпнуть из революционных книжек какие-то теоретические знания, ему становилось невыносимо скучно.

Близились события 1905 года, и в репертуаре Ф.Шаляпина стали появляться «крамольные» произведения. В песне на стихи П. Мельшина-Якубовича, обращенной к Родине, Россию называли бесчеловечной мачехой, казнившей своих детей. На «ура» шел и романс на слова М. Конопницкой «Три дороги», в финале которого певец с присущими ему силой и подъемом трижды повторял фразу «Кто ж укажет путь широкий к правде и свободе?!»89.

Но поистине всенародную славу получила в его исполнении песня волжских бурлаков «Дубинушка». В романе М.Горького «Жизнь Клима Самгина» есть эпизод, описывающий исполнение артистом этой песни 17 октября 1905 года: «Самгин услыхал, что шум рассеялся, уступив место одному мощному голосу. Голос этот с поразительной отчетливостью произносил знакомые слова, угрожающе раскладывая их по знакомому мотиву... И вдруг весь зал точно обрушился, разломились стены, приподнялся пол, и грянул единодушный разрушающий крик: Эх, дубинушка, ухнем!»90.

Самой благодарной публикой, воспринимавшей эту песню как призыв к действию, были рабочие. В 1906 году Ф.Шаляпин дал в Киеве благотворительный концерт, собравший более пяти тысяч человек. Разрешение на это грандиозное мероприятие певец получил не сразу. Ему пришлось убеждать губернатора, что ни о какой пропаганде он не помышляет, а просто желает петь для нуждающихся людей. К тому же, заметил он, отказ произведет на рабочих тяжелое впечатление и еще больше настроит их против властен. Аргументы подействовали, и концерт состоялся.

В перерывах между песнями из публики прорывались выкрики с просьбой спеть «Варшавянку» и «Интернационал», но этих песен Ф.Шаляпин тогда не знал и вместо них затянул «Дубинушку». О том, что за этим последовало, он вспоминал: «Эй, дубинушка, ухнем, - подхватили 5000 голосов, и я, как на Пасхе у заутрени, отделился от земли»91. С этого дня почти на всех концертах публика не отпускала Ф.Шаляпина со сцены без знаменитой песни. Стоить заметить, что несмотря на его бунтарские «выходки», о которых прекрасно знала охранка, в 1910 году певцу было пожаловано звание «Солист Его Императорского Величества». В то время это было самое высокое звание на российской сцене.

Какие бы общественные потрясения ни происходили в стране, главным для Федора Ивановича Шаляпина всегда оставалось творчество. Его международная слава росла. Известный антрепренер Сергей Дягилев, поставивший своей целью познакомить Европу с русским искусством, не мог не пригласить Шаляпина в свои проекты: «Русские исторические концерты», прошедшие в Париже в 1907 году, и спектакль «Борис Годунов», покоривший столицу Европы годом позже. В антрепризе С.Дягилева, получившей название «Русские сезоны», артист пел также в «Псковитянке» и «Хованщине» - его игре в этих спектаклях, забыв о привычной чопорности, восторженно рукоплескал Лондон.

Осенью и зимой 1907-1908 годов состоялись первые гастроли Шаляпина в Нью-Йорке на сцене «Метрополитен-опера». К сожалению, эта поездка обернулась для певца разочарованием, посчитавшего, что американцам ближе клоуны и паяцы, чем драматическое искусство92. Именно в Америке Ф.И. Шаляпин впервые столкнулся с чудесами «желтой прессы». Он добросовестно рассказал о себе дотошным журналистам, а на следующий день узнал, что газеты пишут невероятное: о том, что он атеист, что один ходит на медведя, презирает политику, не терпит нищих и надеется, что по возвращении в Россию его посадят в тюрьму. Пресса предупредила публику, что Шаляпин - «обладатель феноменального стенобитного баса». Однако стены в зале остались целыми, и критики недовольно отозвались: «Какой же это русский бас? Голос у него очень мягкий», о характере игры и ролях не говорили ничего, и в целом сошлись на том, что Ф.И. Шаляпин - «артист не для Америки»93.

Первая мировая война застала Федора Ивановича в Париже. Через Лондон и Скандинавию он добрался до Петербурга. С этого времени на целых шесть лет выезд за пределы России для Ф.И. Шаляпина оказался закрыт. Вся его театральная и концертная деятельность теперь сосредоточилась внутри страны. Много энергии и душевных сил в годы войны отдал артист в помощь фронту: устраивал благотворительные концерты, содержал на собственные средства два лазарета для низших чинов в Петрограде и в Москве - в общей сложности на 80 человек. Он часто навещал раненых, пел для них, раздавал подарки. В Москве о солдатах заботилась и семья артиста. Дочь певца Ирина вспоминала, как на открытие лазарета, расположившегося во флигеле московского дома Шаляпина, приехал городской голова: «Увидев, насколько хорошо был оборудован лазарет, он предложил Федору Ивановичу предназначить его для офицеров, на что отец ответил: «Вот потому именно, что лазарет оборудован хорошо, здесь будут лечиться солдаты»94.

В 1916 году Ф.И. Шаляпин наконец сдался на уговоры М.Горького написать автобиографическую книгу. В крымском Форосе его воспоминания записывала стенографистка, а М.Горький выполнял литературную обработку текста. Так возникла книга «Страницы из моей жизни», открывшая для поклонников певца его талант рассказчика.

Между тем, социальное и политическое напряжение в стране привело к взрыву - Февральской революции 1917 года. В мемуарах Шаляпин писал: «Все сразу надели красные ленточки... Не скрою, надел и я... Я думал: вот наступило время, когда мои боги, которых я так чтил, придут к власти, устроят жизнь хорошо для всех; жизнь радостную и правильно-работную»95. Сам артист тоже старался принять участие в преобразованиях. Старая дирекция Императорских театров во главе с В.А. Теляковским была уволена. Императорскне театры стали называться Государственными, а Ф.И. Шаляпина назначили художественным руководителем Мариинского театра. Он попытался ввести новые правила: не ограничивать часы репетиции, установив ненормированный рабочий день. Артисты приняли нововведение в штыки, обозвали Шаляпина «генералом» и дали понять, что театр в нем не нуждается. Так ему пришлось покинуть родную Мариинку и перейти работать в Народный дом.

Октябрьскую революцию Шаляпин встретил на сцене: залпы «Авроры» прогремели как раз во время спектакля. О большевиках Федор Иванович знал в ту пору мало - зато они его своим вниманием не обошли. Реквизировали его автомобиль, сняли деньги со счетов, зачастили с обысками в петроградскую и московскую квартиры артиста. Эти «неудобства» приходилось терпеть. Во всяком случае, он и обе его семьи были живы, тогда как некоторых знакомых расстреляли. В конце концов, понадобился Шаляпин большевикам и как первая величина в артистическом мире. В апреле 1918 года он все-таки возглавил Мариинский театр. Совмещая актерскую работу с режиссерской, артист спел в восьмидесяти спектаклях. Несмотря на разруху, «на Шаляпина» публика продолжала идти. 15 ноября 1918 года постановлением Совнаркома ему было присуждено звание «Народный артист Республики». Нарком просвещения А. Луначарский объявил об этом со сцены после спектакля, и, искренне тронутый, Ф.И. Шаляпин сказал, что этот подарок ему всех подарков дороже, потому что гораздо ближе к его сердцу человека из народа.

Однажды в Мариинский театр поступило распоряжение: передать костюмы и декорации в провинцию, чтобы неимущий народ «в глубинке» тоже просвещался. Шаляпин категорически отказался выполнить это требование и поехал в Москву к Ленину. Кроме Ленина, Шаляпин встречался тогда практически со всеми большевистскими вождями: Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Дзержинским, Сталиным. Костюмы и декорации удалось отстоять.

Очарование революционными идеями у певца давно прошло, партийные проходимцы мешали работать, жить становилось все невыносимее.

И 1921 голу Шаляпину предложили спеть концерт в Ревеле - теперь это была столица Независимой Эстонии. Он сомневался, что его выпустят за границу, однако разрешение было получено. После этого концерта Ф.И. Шаляпин получил через Луначарского письмо от американского импресарио, приглашавшего его на гастроли в США. Нарком лично посодействовал этому выезду. Ф.И. Шаляпин побывал с концертами в Америке и Англии, передавая половину заработка советскому послу.

Из второй заграничной поездки Шаляпин вернулся с окрепшим решением любым способом вырваться на свободу. Но жить за границей без жены и детей для него было немыслимо. Чтобы получить разрешение на выезд для семьи, он решил пойти на хитрость, развивая мысль, что его выступления за границей приносят советской власти пользу и делают ей большую рекламу96. К такому аргументу отнеслись благосклонно, и скоро на руках у Ф.И. Шаляпина оказалось заветное разрешение. Позаботился он и о безопасности своей первой семьи, остававшейся в Москве: он просил Ф.Дзержинского не делать поспешных заключений из каких бы то ни было сообщений о нем в иностранной печати. К чести Ф. Дзержинского, он эту просьбу выполнил.

Летним утром 1922 года Ф.И. Шаляпин, стоя с семьей на палубе парохода, махал платком провожавшим его друзьям. Музыканты Мариинского оркестра играли марши, а когда пароход двинулся, грянули «Интернационал». Родину Шаляпины покинули практически с пустыми руками: удалось взять только кое-какие личные вещи и любимый шаляпинский портрет, написанный Кустодиевым, на котором Федор Иванович был изображен на фоне ярмарки. Создавать благополучие семьи приходилось с нуля. Между тем, с Шаляпиным выехали пятеро детей – Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны от первого брака, к которым он относился как к родным. Все усилия певца теперь сосредоточились на зарабатывании денег. Начались бесконечные гастроли. Гастролируя по миру, Ф.И. Шаляпин показывал непревзойдённые по силе и жизненной правде образы русской культуры Ивана Грозного, Ивана Сусанина, Бориса Годунова и Варлаама, Кончака и др97.

Высокие гонорары довольно скоро позволили Шаляпину купить дом в Париже, и вскоре к отцу присоединились дети от первого брака - Борис, Федор, Татьяна и Лидия. Замужняя дочь Ирина, ставшая актрисой, осталась с матерью в Москве. Чтобы понять, насколько напряженной, если не сказать изматывающей, была гастрольная жизнь артиста, достаточно перечислить страны, где проходили его выступления и спектакли - во многих по нескольку раз за год - в период эмиграции: Англия, США, Франция, Германия, Австралия, Канада, Мексика, Куба, Новая Зеландия, Австрия, Венгрия, Румыния, Чехия, Испания, Швейцария, Италия, Бразилия, Аргентина, Швеция, Латвия, Дания, Голландия, Литва, Болгария, Япония, Китай...

В большевистскую Россию Ф.И. Шаляпин возвращаться не торопился. Советское правительство настойчиво предлагало ему вернуться на родину, но артист, ссылаясь на различные обстоятельства, уклонялся. Последней каплей, переполнившей чашу терпения большевиков, стал непростительный, с их точки прения, поступок. Зайдя к священнику Георгию Спасскому с просьбой освятить свой парижский дом, Ф.И. Шаляпин увидел изможденных женщин и детей-эмигрантов из России, просивших подаяние. На следующий день Федор Иванович передал отцу Георгию 5000 франков для помощи нуждающимся. В Москве этот факт расценили как содействие белоэмигрантскому движению. Последовала реакция: в 1927 году Ф.И. Шаляпин постановлением правительства был лишен звания «Народный артист», и ему запретили въезд в Россию. Это постановление было отменено только в 1990г., певец был полностью реабилитирован и перезахоронен в Москве.

В 1930 голу произошел разрыв в отношениях Ф.И. Шаляпина с М. Горьким. Кроме нежелания Ф.И. Шаляпина возвращаться в советскую Россию, причиной был также конфликт, связанный с незаконной публикацией в 1926 году ленинградским издательством «Прибой» книги «Страницы из моей жизни». Ф.И. Шаляпин подал судебный иск с материальными претензиями к советской власти, на что М.Горький отреагировал предельно резко, обвинив Шаляпина в излишней жадности. Их дружбе была поставлена точка.

Обвинений и кривотолков за годы жизни в эмиграции обрушилось на Ф.И. Шаляпина столько, что он чувствовал необходимость рассказать о себе правду, объяснить причины своих поступков и очистить свое имя. К тому же очень важным для него было передать основы своего творческого метода будущим поколениям артистов. В 1932 году Шаляпин написал книгу «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах». Ярким, образным языком, свидетельствующим о незаурядном литературном таланте, он повествовал о своем пути в искусстве и рассказывал о том, что стояло за ярлыками, которые то и дело пытались на него наклеить, - от монархиста, склоняющего колени перед царем, до прислужника большевиков. Ни тем, ни другим он не был. Значительную часть книги артист отдал описанию своих отношении с новой властью и о бесчинствах большевиков, свидетелем которых он был.

«В своей последней книге, вышедшей в 1932 за границей ("Душа и маска"), Ш. с откровенностью разоблачил полную идейную ничтожность и беспринципность своей «общественной» деятельности, окончательно скатившись в лагерь махровой реакции»98, - говорилось о Ф.И. Шаляпине в Большой Советской Энциклопедии, выходившей в 1930-е годы.

Казалось бы, после такого «пасквиля» на советскую власть Ф.И. Шаляпин должен был окончательно утвердиться в статусе персоны нон грата. Однако есть свидетельства - в частности, об этом говорил американский импресарио Сол Юрок, - что Сталин звал артиста на родину, обещая дать и дом, и дачу намного лучше, чем у него были.

Репутация Шаляпина в те годы не потускнела. По-прежнему его имя привлекало толпы зрителей и слушателей. По-прежнему с ночи становились очереди чающих достать билет на спектакль или концерт с его участием. Огромными тиражами расходились граммофонные пластинки с оперными ариями, романсами, народными песнями, церковными песнопениями в его исполнении. Он бывал бесконечно требователен к себе и качеству пластинок, по нескольку раз повторял запись одного и того же произведения, прежде чем удостоверялся, что она безупречна.

В последние годы жизни Федор Иванович сильно тосковал по России, но понимал, что милость советских вождей переменчива. Еще М.Горькому, когда тот уговаривал его вернуться, он писал: «Я у вас там слыву отчаянным преступником, а в таких случаях с вами трудно. Пошлют в Соловки, как ни оправдывайся - нет уж. Я стар для таких прогулок»99.

Стар он становился и для непрерывных гастролей — годы, болезни и накопившаяся усталость брали свое. Последний раз он выступил с концертом 23 июня 1937 года в британском Истборне. 12 апреля 1938 года Федор Иванович Шаляпин умер от лейкемии в своей парижской квартире. Последними его словами, обращенными к жене, были: «Маша, почему в этом театре так темно? Скажи им, чтоб зажгли свет...»100.

Многие друзья, навещавшие Федора Ивановича в последние недели жизни, вспоминали, что он часто говорил о русском театре, тосковал по нему, спрашивал, почему оторван от него. Так он прощался с родиной, оставшись верным ее искусству101. Ф.И. Шаляпина похоронили в Париже с такими почестями, каких не удостаивался ни один иностранец. «Большая и значительная страница повернулась с его смертью, - писал русский художник А.Н. Бенуа. - Он же был именно гением. Всё - от бога, и всё легко… Его способность - одним своим присутствием на сцене держать тысячи людей в своей власти, - была невероятной»102.

До самой смерти Ф.И. Шаляпин оставался гражданином России и не принял иностранного подданства. Он мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось через 46 лет после смерти. В дождливый осенний день 1984 года, произошло Шаляпин «вернулся» на родную землю и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта