философия Индии. Исторические условия
Скачать 32.01 Kb.
|
Философия Индии Исторические условия Индийский народ, как и китайский, имеет 4-5 тысячелетнюю историю своего цивилизационного развития (цивилизация Харрапы и Мохенджо - Дара). Отличительной особенностью можно считать кастовое социальное устройство и богатейшую мифологию. Основных каст (закрытых групп) было 4: брахманы ( государственные управленцы и жрецы), Кшатрии (воины), Вайшьи (общинники, люди труда) и шудры (неприкасаемые, изгои). Настоящими аборигенами считаются последние. Первые три касты - пришлые племена, осевшие и обретшие Родину здесь. Причины возникновения кастового строя до сих пор неизвестны. Однако известны принципы, лежащие в их основании: Внутренняя чистота касты и страх перед возможным нарушением ее чистоты Пирамидальная структура касты. Каждая смотрит свысока на тех, кто находится внизу и, соответственно, обнаруживает свое достоинство Реинкарнация, т.е. возможность переселения человеческой души в следующей жизни. Философия в Индии положила начало появлению философских Индийских познаний, возникших до нашей эры в середине 1-ого тысячелетия. Первоначальные «шаги» человека в попытке осмыслить себя, окружающий мир и космическое пространство, живую и неживую природу бытия, привели к прогрессу в развитии ума человека, осознанности и разума, способствовали эволюции и разграничению с природой. Однако самый распространенный термин древнеиндийской философии, наиболее эквивалентный древнегреческому термину «философия», — «даршана» (видение, зрение; осмотр; свидание, посещение; предвидение чего-либо; явление, появление; восприятие, познавание; проникновение, познание; узнавание; мнение; намерение, стремление; видимость; внешний вид, наружность; присутствие; случай, событие; проявление, признак; глаз; наконец, учение, система). В своей истории индийской философии С. Радхакришнан пишет: «Обращаясь к даршанам, или философским системам, мы видим здесь мощные и непрерывные усилия систематического мышления». «В противоположность греческой и западной философии, развивавшей преимущественно гносеологические проблемы, философия Индии носит выраженный этический характер». Йог Рамачарака: «...эти две цивилизации совершенно различны, преследуют различные идеалы, развиваются в различных экономических условиях, как бы в разных мирах». Для индийской философии характерно первенство духа перед мышлением и бытием. Астика и Настика АСТИКА-НАСТИКА (санскр. āstika-nāstika) – принятое в индийской философской традиции деление систем на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Название происходит от санскритского глагола (асти – существует, насти – не существует) Вся философия Индии основана на системах. В шестом веке до нашей эры было положено начало появлению философских школ. Школы делились на: Астика»'>«Астика» – ортодоксальные школы, основанные на авторитете Вед. К ним относились школы: миманса, веданта, йоги, санкхья, ньяя и вайшешика; «Настика» – неортодоксальные школы, опровергающие трактаты Вед за ложь. К ним относились школы: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята. Астика Миманса или Пурва-миманса (первая) – основалась древениндийским мудрецом Джаймини (3-1 века до н.э.) и включала в себя: исследования, анализ, толкования и размышления о священных писаниях; Веданта – составилась мудрецом Вьясой (около 5 тысяч лет назад), основная цель полагалась на самосознание, понимание индивидом своей изначальной природы и истины; Йоги – основанная мудрецом Патанджали (во 2 веке до н.э.), направлена на совершенствование человеческого духа, через практики объединения тела и разума, с последующим освобождением (мокша); Санкхья – основал мудрец Капила, школа направлена на отвлечение духа (пуруши) от материи (пракрити); Ньяя – реализм и законы логики, согласно которым, внешний мир существует независимо от познания и разума. Объекты познания: наше «Я», тело, чувства, ум, повторное рождение, страдания и освобождение; Вайшешика – основанная мудрецом Канадой (Улукой) (3-2 века до н.э.), являющаяся в одно и то же время противником и приверженцем буддистского феноменализма. Признавая буддизм как источник познания и восприятия, но опровергая истинность фактов души и субстанции. Настика Джайнизм – в переводе с санскрита «победитель», дхармическая религия, основателем учения которой, является Джина Махавира (8-6 веках до н.э.). Философия школы основана на самосовершенствовании души для достижения нирваны; Буддизм – образовалась в 5-1 веках до н.э., учение школы предполагало 4 истины: 1 — жизнь подобна страданию, 2 — причинами которых являются желания и страсти, 3 — избавление наступает только после отказа от желаний, 4 — путем череды перерождений и избавления от уз Сансары; Чарвака-локаята – материалистическое атеистическое учение и низкое воззрение. Вселенная и все сущее возникло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил, благодаря 4 элементам: земли, воды, огня и воздуха. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа: Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.). Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.). Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.) Джайнизм - древнейшее философское учение, которое основал старец Махавира. Джайнизм считает, что основная цель человека - не победа над другим или же над всем Миром. Настоящая победа - над самим собой. Для этого необходимо неукоснительно следовать принципам: Сатья - всегда говорить правду, какой бы она не была Астея - неворовство, даже если умираешь. Апариграха - равнодушие, непривязанность к материальным благам Ахимса - невреждение ничему живому Скажем лишь одно: В 20 в. Махатма Ганди привел индийский народ к свободе, опираясь на принцип ненасилия (ахимсы). Буддизм. Основатель - Гаутама Сидхартха. До 50 лет искал истину и в этом возрасте создал свою школу, став Буддой (просвещенный, мудрый) Основные положения буддизма: Все есть страдание (рождение и умирание в муках, потеря родителей,с друзей, любимой) Причины страданий в жажде жизни, получении наслаждений. Прекращение страданий возможно. Есть восьмеричный путь освобождения от страданий. Это: Правильные помыслы. Если человек подумает: он меня бил, оскорбил, победил и т.д., то нет у него уже покоя, он обуян местью. Правильная речь. Слова, исходящие из уст, должны быть правдивы и приятны окружающим, ругательные слова загрязняют окружающую среду. Правильная решимость, т.е., готовность к подвигу во имя истины. Правильный образ жизни, т.е., мирный, честный, чистый Правильное поведение, т.е., непричинение зла Правильное усилие, т.е., самовоспитание, самообладание Правильное внимание, т.е., активная бдительность сознания Правильное сосредоточение, т.е., верные методы медитации. Буддизм придает особое значение именно медитации, которая должна привести человека к угасанию, когда он входит в состояние нирваны. Но, этого достичь могут лишь аскеты-монахи. Простым людям достаточно следовать принципам «Панча Шилы» (5 заповедей): Воздерживайся от убийства Воздерживайся от воровства Воздерживайся от блуда Воздерживайся от лжи Воздерживайся от возбуждающих напитков Проблемы Проблемы человека По этой проблеме следует выделить две основные позиции: одна выражена брахманизмом, а другая- буддизмом. Брахманизм давал религиозное обоснование делению общества на варны, касты, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями брахманизм считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, соблюдение предписываемых данной варной обрядов. Все это создает якобы благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению. Нарушение же требований дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В противоположность брахманизму буддизм декларирует равенство людей независимо от сословной и кастовой принадлежности. Главной целью буддизм полагает выход из круга сансары, т. е. цепи смертей-рождений. «Спасение» мыслится как погружение путем самосовершенствования в «нирвану» - «состояние Будды». Оно представляет собой состояние абсолютного покоя, освобождения от страстей и желаний, а потому - от сопровождающих их страданий. Нравственный идеал буддизма - ахимса (аб-солютное непричинение вреда окружающему), неубиение. Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы. В этом пафос упанишад. Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. В частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. В Индии же человек рассматривался всегда «на равных» с животными, птицами и насекомыми. Важнейшим понятием индийской этики является сансара - признание вечности и неуничтожимости души, обреченной на страдание в этой жизни. ... «Душа блуждает в круговороте рождения и смерти, проходя сквозь 8.400.000 форм жизни» (Бхагаватгита). ... «Душа сбрасывает физическую оболочку в момент смерти, как змея кожу» (Брихадараньяка-упанишада). Древний индус мог с полным правом воскликнуть, обращаясь к любому из братьев наших меньших: «Ты и я - одной крови!». В философии Древней Индии отразилось целостное миросозерцание народа, умение видеть единство душ во всем, невозможность пренебрежительного, жестокого обращения с живым созданием. В практике поведения экологизм миросозерцания выражался в требовании ахимсы - непричинении вреда, неубиении. В этой оригинальной экологической бережности индуизма заключается первое внешнее различие между Западом и Индией. Проблема происхождения и развития мира. Представления древних индусов об основах мироздания очень сложны и разнообразны. Тем не менее можно выделить три основных образа-понятия, с помощью которых описывается мир: пракрити, пуруша, майя. Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - «гун». Гуна саттва - легкость, покой, святость, возвышенность, свет. Гуна раджас - деятельность, борьба, сила. Гуна тамас - пассивность, массовидность, тучность, ленность, мрак. В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявленного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия. Пракрити противопоставляется пуруша - чистое сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела которого была создана Вселенная и люди. В Упанишадах мифологический смысл этого понятия был заменен философским, и "пуруша" стало означать индивидуализированное духовное начало. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, несводимость к пракрити. Истинное «лицо» практрити проявляется в том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей, больше ничего не скрыто. На самом же деле природа бытия всего лишь... сновидение, мираж, майя. Так впервые в истории философской мысли (задолго до И. Канта) была поставлена великая гносеологическая проблема: различение сущности и иллюзорности, подлинного и неподлинного бытия. Весь мир, природа и человек подчинены закону космической эволюции, цикличности, и порядка - «Рита». Бытие и небытие ассоциируется с выдохом и вдохом Бога-Творца (Брахмы). Вся бесконечная история - это чередование бытия и небытия через определенные циклы. Цель эволюции - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Цель древнеиндийской философии - осветить путь, следуя по которому, можно избавиться от страданий. Мы выбрали главное философское направление, основанное на традиции древней Индии - философии Вед или как называют её - индийская философия. Исторически данная традиция никогда не считала философию уделом кабинетных мыслителей, чьи рассуждения оторваны от реальной жизни. Согласно данной высокоинтеллектуальной школы, философия должна привести к практическому результату - обретению гармонии, счастья, путем освобождения от беспокойств и страданий. |