Главная страница

Московские каникулы. Исторические записки


Скачать 65.98 Kb.
НазваниеИсторические записки
АнкорМосковские каникулы
Дата01.06.2021
Размер65.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmoskovskaya-rus-ot-udelnogo-knyazhestva-k-tsarstvu-evolyutsiya-g.docx
ТипДокументы
#212661
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
ЛЕТОПИСЦЫИИСТОРИКИОБОРЬБЕМОСКОВСКИХКНЯЗЕЙЗАВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙЯРЛЫК

Самостоятельным уделом Москва предстает только в последней трети XIII в., вы%

деленная великим князем Александром Ярославичем своему младшему сыну Даниилу. Однако в 1263 г., когда умер Александр Невский, на великокняжеский престол во Вла% димире сел его брат тверской князь Ярослав Ярославич, который и управлял землями племянника через своих служилых людей. Окончательное отделение Московского княжества от Владимирского произошло только после смерти Ярослава Ярославича, в 70%е годы XIII в. В источниках Даниил Александрович как московский князь упоми% нается с 1283 г. (Данилевский, 2001: 234). XIII столетие, хотя и породило нового фи% гуранта политической действительности раздробленной Руси, считаться эпохой Мос% ковского владычества вряд ли может. Временем возвышения нового княжества стал следующий XIV в. Этот период был ознаменован не только переходом Руси от ком% промисса к борьбе с Ордой, но и длительным противостоянием Москвы и Твери в борьбе за великокняжеский престол.

Каким образом удел, предназначенный для младшего отпрыска великого князя, смог стать лидером процесса объединения русских земель? Москва центр русской государственности парадокс или закономерность? Эти вопросы не получили в ис% ториографии единого ответа.

В свое время Ю. А. Поляков называл возвышение Москвы историческим феноме% ном, причины которого остаются неясными, который «нельзя объяснить той или иной случайностью», и призывал «продолжить изыскания, размышления, дискуссии» (Поляков, 1999: 81–83). Тем самым автор подводил некий промежуточный итог дис% куссии, длившейся много десятилетий, унаследованной XX в. от предыдущего столе% тия. Еще Н. В. Станкевич в статье «О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Иоанна III» поставил вопрос о факторах, способствовавших выдвижению
Москвы на роль центра объединения русских земель (Станкевич, 1834ab). Важней% шим из них, многократно повторенным в дальнейшем, стал тезис о выгодном геогра% фическом положении Москвы. В трактовке С. Б. Веселовского, к научному насле% дию которого обращаются современные историки, возвышению Москвы и превраще% нию в столичный город способствовали и ландшафт, и древнейшие пути сообщения, и окружение Москвы множеством крупных боярских владений (Веселовский, 2008: 13–25).

Упоминая самое распространенное в историографии мнение о причинах возвыше% ния Москвы, но стремясь показать палитру суждений по данному вопросу коротко, обратимся к работам Л. Н. Гумилева, связавшего процесс этногенеза с появлением особого генетического признака пассионарности, образующей внутри популяции определенное количество людей пассионариев, тяготеющих к радикальным изме% нениям вследствие обладания особой, повышенной энергией. По мнению данного ав% тора, в середине XIV в. Москва стала точкой приложения сил организованной пасси% онарной элиты Великороссии, что позволило Московскому княжеству выдержать ли% товский натиск и превратиться к концу этого столетия в центр объединения русских земель (Гумилев, 2002).

Среди всех мнений нельзя не обратить внимание на направление, прошедшее испы% тания XIX–XXI вв., связавшее политическое возвышение Москвы с ролью фактора церковно%государственных отношений. В этой связи следует отметить работы исто% риков церкви митрополита Платона (Левшина), архиепископа Филарета (Гумилев% ского), митрополита Макария (Булгакова), А. В. Карташева, известного дореволюци% онного исследователя А. Е. Преснякова, известного исследователя советской эпохи Л. В. Черепнина и многих других.

Современные историки доказывают, что московские князья и митрополиты всея Руси создали союз, без которого ни одна из сторон не смогла бы достичь своих целей. Митрополиты обладали политическим весом в Орде, которого недоставало москов% ским князьям, стремившимся к великокняжеской власти. Митрополиты в условиях давления иных религиозных конфессий и вмешательства светских властей в церков% ную юрисдикцию не могли обойтись без поддержки великого князя и были заинтере% сованы в том, чтобы политика великокняжеской власти не испытывала резкой смены курса, неизбежного при передаче ярлыка то одному, то другому враждующим между собой княжествам. Плодами союза Московского дома и церкви при митрополитах Петре, Феогносте, Алексии стали получение Москвой половины великого княжения Владимирского в 1328 г., всего великого княжения к 1334 г., удержание его за Москов% ским домом до 1359 г., возвращение великого княжения Москве в 1362 г., закрепле% ние высшей политической власти на Руси за потомками Ивана Даниловича Калиты к 1375 г. При митрополитах Киприане и Фотии церковно%ордынские связи позволили использовать Орду как противовес католическому наступлению, внешней военной агрессии Литвы и Польши. В этих условиях внешнеполитические позиции Москвы укреплялись, формировались традиции передачи власти в династическом порядке по прямой нисходящей линии (Медведев, 2006).

Борьба за великое княжение стала противостоянием двух возможных центров объединения Русского государства Москвы и Твери и их лидеров. Характеризуя этот политический спор, невозможно обойти стороной тверское восстание 1327 г. против татар, пришедших в Тверь с послом Шевкалом (Чолханом) двоюродным братом, по другой версии шурином ордынского хана Узбека. Москва, как известно, участвовала в карательной экспедиции, подавившей очаг сопротивления ордынцам.

Анализируя Новгородскую первую летопись, Тверской летописный сборник и московскую Симеоновскую летопись, историки стремятся расставить верные акцен% ты в характеристике тогдашних лидеров Москвы и Твери князей Ивана Данилови% ча (Калиты) и Александра Михайловича. Для современников власть хана легитим% на и богоданна, на Руси ханов титуловали царями. В то же время Чолхан («Повесть о Шевкале») орудие дьявола, разоритель христианства, восстание против него проявление стойкости в защите своей веры. Симпатии современников склонялись на сторону тверского, а не московского князя. Историки, анализируя борьбу Твери и Москвы, приходят к иному выводу. Тверь, всеми силами добивавшаяся великокня% жеского ярлыка, затрачивала огромные средства, шедшие в Орду, истощала свое же население. Для Москвы открыто противостоять политике Орды против Твери в тот период означало подвергнуть разорению собственное княжество. Иван Данилович, будучи старшим из всех русских князей, участвовавших в походе на Тверь, в случае отказа рисковал более всех (Борисов, 1999: 218–224).

Значительную роль в самоидентификации русского человека сыграла победа в 1380 г. русских над ордынцами на Куликовом поле. Осознание новых реалий мы ви% дим уже в Куликовском цикле, произведения которого различно датируются разны% ми исследователями. Нижнюю хронологическую границу обычно относят к концу XIV началу XV в. Усобицы в самой Золотой Орде во многом способствовали тому, что Русь от компромисса постепенно перешла к противостоянию с Ордой. Власть ха% нов, будь то Узбек, будь то Тохтамыш, пока воспринималась как власть царская и за% конная, власть же Мамая как княжеская и узурпаторская. Дмитрий Иванович, борясь с узурпатором, по мнению летописцев, проявлял качества защитника Руси и православной веры. Донской не выступил против «царя» ордынского хана (вспом% ним, что в 1382 г., когда на Москву шел Тохтамыш, Дмитрий оставил город), однако прецедент борьбы с ордынцами этим князем был создан.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта