Московские каникулы. Исторические записки
Скачать 65.98 Kb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Московское государство в эпоху Рюриковичей прошло путь от удельного княже% ния к царству. Власть правителей этого государства существенно окрепла, признание на международной арене возросло. Что есть власть? Что такое законная власть? Каковы роль и предназначение влас% ти и самого Московского государства? Эти вопросы занимали современников на про% тяжении всей эпохи. В своем развитии концепции официальных идеологов и общест% венных мыслителей прошли ряд этапов. Эти этапы непосредственно связаны с каж% дым новым витком эволюции власти. С небольшой погрешностью можно утверждать, что каждому веку (XIV, XV, XVI) был свойственен особый властный концепт, фор% мировавшейся как официальной идеологий, так и общественной мыслью. В силу это% го можно выделить три крупных этапа эволюции представлений о власти и путях ее развития. Первый этап характеризовался борьбой московских князей за великокняжеский ярлык. Силы Москвы и ее основного противника Твери были практически равны, кроме того, исход спора во многом зависел не только от самих претендентов на великокня% жескую власть, но и от правителя, стоявшего в иерархии над князьями, — золотоор% дынского хана. Его власть современники считали легитимной и богоданной, однако не распространяли данные характеристики властного статуса на узурпаторов власти за% конных правителей Орды — династии Чингизидов. Статус хана не оправдывал и все% дозволенность представителей его администрации. Разорители%баскаки трактовались как орудие дьявола, и борьба с ними рассматривалась как защита своей веры. Второй этап — время стабильных и длительных правлений на Руси, ослабления Орды и обретения Русью самостоятельности. Стереотип о преимуществе ханской вла% сти над великокняжеской в представлении современников был сломлен до того, как Русь освободилась от владычества Орды. К концу данного периода власть московских правителей все более осознавалась современниками как власть полновластных хозя% ев в своем государстве. Третий этап — период вступления русской монархической власти в новую фазу своего развития — время царства, период усиления связей нашего государства с Ев% ропой. Важнейшим идеологическим концептом стала идея «Москва — Третий Рим». Россия все активнее позиционировала себя как перемещающийся центр истинного христианства, продолжающий свое существование до самого конца истории. Идеал, к которому стремились мыслители, — справедливое общество и справедливый по% рядок в государстве. Как достигнуть этого идеала? — ответов было дано несколько: издание справедливых законов, опирающихся на милость; управление государством с опорой царя на мудрых советников; усиление роли государя. Многие из этих кон% цептов в дальнейшем стали реальностью, воплотившись и в становлении самодержа% вия, и в развитии сословного представительства. |