Московские каникулы. Исторические записки
Скачать 65.98 Kb.
|
МОСКВАПОДСЕНЬЮДВУГЛАВОГООРЛА: ОСОЗНАНИЕСОВРЕМЕННИКАМИНОВОЙРОЛИРУССКОГОГОСУДАРСТВА Временем создания независимого и объединенного Московского государства ста% ло XV столетие. Важным результатом геополитического характера явилось расшире% ние территорий страны до 4,2 млн кв. км при населении около 7 млн человек (Рого% жин, 2008: 138). В течение XV в. Московским государством управляли лишь три вели% ких князя: Василий I Дмитриевич (1389–1425), Василий II Васильевич Темный (1425–1462) и Иоанн III Васильевич (1462–1505). Для сравнения отметим, что за вре% мя ордынского владычества в XIII–XIV вв. стольный город Владимир успел побывать под властью более 20 князей. В правление Ивана III существенно расширились права великого князя в распоря% жении землями московского великокняжеского дома. Земельный комплекс состоял из трех основных элементов: родовой отчины московских князей; земель, полученных московскими князьями из разных источников путем «примыслов» (т. е. неблаговид% ных способов приобретения земельной собственности вплоть до прямого захвата или конфискации) и покупки; территории Владимирской великокняжеской области (Вла% димир, Переяславль, Кострома, Юрьев%Польский, Ярополч). Иван III в своем требо% вании к братьям запрещал им претендовать не только на великое княжение, но и на земли «примыслов» великого князя и его потомков. Великий князь становился распо% рядителем и душеприказчиком своих младших братьев, ограничивая их права в распо% ряжении своими уделами (Синелобов, 2003). XV в. связан и со значительными изменениями в русско%византийских отношени% ях. В 1439 г. во Флоренции между Византией и католическим Римом было подписано соглашение об объединении церквей — Флорентийская уния, по которой православ% ная церковь принимала католические догматы, но сохраняла обряды и греческий язык богослужения. Фактического объединения не состоялось. На Руси уния была воспри% нята как предательство Византией православия. Собор епископов в Москве в 1448 г. провозгласил Русскую православную церковь автокефальной. Когда%то могуществен% ная, а в середине XV в. ослабленная внутренними противоречиями Византия не смог% ла противостоять натиску внешних противников. В 1453 г. столица Византийской им% перии, Константинополь, была захвачена турками%османами под предводительством султана Мехмеда II. 30 мая 1453 г., в восемь часов утра, султан явился в святую Софию воздать хвалу богу ислама. В 1472 г. племянница последнего византийского императора Константина XI Пале% олога — Софья стала женой великого князя Ивана III. Официальная идеология Руси обратила «византийское наследие» во благо усиливавшейся великокняжеской власти. Характерное для Византии понимание императорской власти как сакральной повлия% ло на трансформацию официального великокняжеского титула. Титул Ивана III от всех предшествовавших ему правителей Руси отличали две формулы: «Божией мило% стью (1) государь (2) всея Руси великий князь Иоанн». Одновременно с этим все более ослабевала зависимость Руси от Орды. Хотя офи% циально она прекратилась в 1480 г. после великого стояния на Угре, уже в середине XV в. мы все чаще стали на неофициальном уровне титуловать своих великих князей царями. Важнейший стереотип ордынского периода о преимуществе ханской (цар% ской) власти над великокняжеской был сломлен. Изменилась и государственная символика. На печати Ивана III 1497 г. на лицевой стороне изображен знак московских князей — всадник, поражающий копьем драко% на (змея); на оборотной стороне — двуглавый орел, каждая голова которого увенча% на короной. Впервые оборотную сторону печати занял не символ, связанный лично с князем, например его святой покровитель, а символ государства, которым управля% ет владелец печати. В последнее десятилетие XV в. изображение венценосного двугла% вого орла появилось на парадном портале Грановитой палаты. На трансформацию осознания русскими роли своего государства оказывали вли% яния и религиозно%мистические явления. В 1492 г. заканчивалось седьмое тысячелетие от Сотворения мира. По пророчествам, начало восьмого тысячелетия должно было ознаменоваться вторым пришествием Христа и концом света. Пророчества не оправ% дались, но сложилось мнение, что Русь спасена от гибели и перед ней открываются перспективы необыкновенного взлета. |